kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная деятельность на уроках литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание  собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными  умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять  библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках литературы»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных

предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.












Рабочая программа

межпредметного модуля «За строками текста»

















Разработали:

учитель русского языка и литературы

Ивлева Людмила Евгеньевна

и Мосияченко Е.Н.




































2016-2017 учебный год



  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе разработана на основании нормативных документов:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (второго поколения, приказ от 17 декабря 2010г. № 1897).

Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательных учреждениях (приказ №253 от 31марта 2014г., приказ №38 от 26.01.2016г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников»).

Базисный учебный план и учебный план МКОУ СОШ №25 с УИОП г.Россоши 2016-2017

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПИН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом В программу включен внутрипредметный модуль «Волшебная сила слова» (2 четверть) 7 часов..


Структура документа.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов: пояснительную записку; общую характеристику предмета; описание места учебного предмета в учебном плане; требования к результатам освоения учебного курса учащимися; содержание учебного курса; тематический план; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; систему контрольно-измерительных материалов освоения учебного курса, систему оценки достижений учащихся.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Задачи:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.



2.Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всх филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.


3.Описание места учебного предмета в учебном плане (литература)

Учебный план МКОУ СОШ №25 с УИОП предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования 7 класс -70 часов, из расчёта 2 часа в неделю;

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (литература)

Личностными результатами освоения программы по литературе являются:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации(словари, энциклопедии, интернет -ресурсы )

  • формирование чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

Метапредметные результаты освоения программы по литературе проявляются в умениях:


  • понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;

  • работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


5. Содержание учебного предмета (литература).


ВВЕДЕНИЕ . 1 час

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло ,истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО . 4 часа

Понятие о былине. Собирание былин. « Вольга и Микула»,«Илья Муромец и Соловей – разбойник». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Былина и сказка. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Новгородский цикл былин. «Садко».Поэтичность языка былин. Тематическое различие.


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 3 часа

Поучение как жанр древнерусской литературы. Утверждение в литературе

Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. «Поучение Владимира Мономаха.» Основы христианской

морали в «Поучении…». Русские летописи. «Повесть временных лет» ). Формирование традиции уважительного отношения к книге.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы

Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА. 2 часа

Классицизм в русской литературе. М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом.

Понятие о жанре оды. « Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747г.». Стихотворение «К статуе Петра Великого».Мысли автора о родине, русской науке ее творцах.

Г.Р.Державин «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку»,«Призвание».

Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА. 29 часов

В.А.Жуковский. Слово о поэте. Романтизм в русской литературе. Баллада «Светлана». Баллада как лироэпический жанр .Сюжетные особенности, образы баллады, ее фольклорная основа.

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес поэта к истории России.«Полтава».

Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. «Медный всадник» Выражение чувства любви к родине. Образ автора в отрывке из поэмы. Прославление деяний Петра I. «Песнь о вещем Олеге». Поэтическая интерпретация эпизода из «Повести временных лет». Тема судьбы и пророчества в «Песне... » Развитие понятия о балладе .Нравственный смысл исторических сюжетов. Особенности содержания и формы баллады А.С.Пушкина. «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена.

Значение труда летописца в истории культуры. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества «Повести Белкина». Повесть «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека». Образ повествователя. Гуманизм повести. Выразительность и лаконизм прозы Пушкина.

Повесть «Барышня – крестьянка». Сюжет и герои повести. Переосмысление

Пушкиным проблематики шекспировской трагедии. Преодоление преград на пути к счастью.

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про…купца Калашникова.». Сюжет поэмы,

его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственный

поединок Калашникова с Кирибеевичем и И.Грозным: сила и цельность характеров

героев. Особенности языка поэмы, ее связь с УНТ. Образ автора. Образ гусляров.

«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. Развитие и переосмысление пушкинских традиций в пейзажной лирике Лермонтова..

Н.В.Гоголь Слово о писателе. «Тарас Бульба».Историческая и фольклорная основа

повести. Героико – патриотический пафос повести, прославление товарищества,

осуждение предательства. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: широта души, самоотверженность, способность к боевому товариществу и подвигам во имя родной земли. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Особенности изображения человека и природы в повести. Роль детали в раскрытии характера. Развитие понятия о литературном герое.

А.Н.Островский. Жизнь и творчество ( обзор). «Снегурочка». Мотив любви и «весенней остуды» в «весенней сказке» «Снегурочка». Власть природы и порывы человеческого сердца. Берендеи и Снегурочка.

И.С.Тургенев Слово о писателе. «Записки охотника», их гуманистический пафос. Мастерство писателя в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бирюк». Художественные достоинства рассказа. .

Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача», «Воробей».

Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, о величии, красоте и образности русской речи. Особенности жанра.

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины». Историческая основа поэмы.

«Княгиня Трубецкая». Величие духа женщины. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»

«Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом…», «Тройка».

Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза. Образ Родины.

А.К.Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья.

М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Изображение нравственных пороков общества. Нравственное превосходство человека из народа, авторское осуждение его покорности. Гротеск. «Дикий помещик», «Премудрый пескарь». Отражение парадоксов народной жизни в сказках. Сильные и слабые стороны народного характера. Эзопов язык.

Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках.

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Повесть «Детство»(главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Автобиографический характер повести. Л.Н. Толстой и Ясная Поляна.

Детские годы Толстого. Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Изображение внутренного мира ребенка, сложность его чувств и переживаний .Тема детской открытости миру.

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хамелеон». Особенности авторской позиции в рассказе. Роль художественной детали, ее связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему. Сатирический пафос произведения. Развитие понятий о юморе и сатире. Живая картина нравов .Два лица России в рассказе «Злоумышленник».

Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе.

Ф.И.Тютчев «Тени сизые сместились…» и др., А.А.Фет. Радость слияния человеческой души с миром природы. в стихотворениях русских поэтов о родной природе.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА. 26 часов И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Выразительность и точность художественной детали в рассказе. Художественное мастерство Бунина-прозаика.

«Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.

М.Горький Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека.

Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции. Дед Каширин. Изображение быта и характеров. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни.»Вера в творческие силы народа.

Романтизм раннего творчества М.Горького. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Тема подвига в «Легенде о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль».

В.В.Маяковский Слово о поэте. «Необычайное приключение…на даче». Реальное

и фантастическое в сюжете произведения. Представление поэта о сущности творчества. Сатира. Юмор. Особенности поэтического языка поэта. Роль рифм.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом

герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя, его гуманизм и сочувствие ко всему живому.

Л.Н.Андреев Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения.

А.П.Платонов Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку.

Б.Л.Пастернак Слово о поэте. Стихотворения. «Июль», «Никого не будет в доме».

Картина природы, преображенная Поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах. Стихотворения А.Ахматовой, К.Симонова, А.Суркова, А.Твардовского.

Ф.А.Абрамов Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. Литературные

традиции в рассказе Ф.Абрамова « О чем плачут лошади».

Е.И.Носов Слово о писателе. «Живое пламя». «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.

Ю.П.Казаков Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

Стихотворения поэтов 20 века о природе, родине, восприятии окружающего мира

( С.Есенин, А.Яшин, Н.Рубцов, Н.Заболоцкий).

Н.А. Заболоцкий Слово о поэте. Стихотворения «Гроза идет»,«Не позволяй душе лениться». Традиции русской философской поэзии в творчестве Заболоцкого. Мир

природы и душа человека. Непосредственность человеческих чувств.

А.Т.Твардовский Слово о поэте. «Братья», «Спасибо, моя родная…», «Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета», «На дне моей жизни». Философские проблемы в лирике поэта.

Д.С.Лихачев Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы.


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА. 5 часов Р.Бернс Слово о поэте. «Честная бедность» и др. стихотворения.

Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса.

Дж.Г.Байрон Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига

во имя свободы родины. Особенности жанра.

О.Генри. Нравственные проблемы в рассказе «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

Р. Д. Бредбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ – предупреждение. Мечта о победе добра.



6. Календарно - тематическое планирование


Раздел программы

урока


Тема урока




Формы контроля

Дата


План

Факт



1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Чтение статьи.

05.09



Устное народное творчество

2

Предания как поэтическая автобиография народа.

Устный опрос

07.09



3

Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда.

Выразительное чтение

12.09



4

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

Устный опрос

14.09



5

Вн. чт. Новгородский цикл былин. «Садко».

Пословицы и поговорки.

Внеклассное чтение

19.09



Древнерусская литература

6

Древнерусская литература. «Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха.

Фронтальный опрос

21.09



7

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Фольклорные мотивы.


Фронтальный опрос

26.09



8

Гимн любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Фронтальный опрос

28.09



Из русской литературы XVIII века

9

Из русской литературы XVIII века.М.В.Ломоносов. Личность и судьба. Литературное творчество.

Устный вопрос

03.10



10

Г.Р.Державин – поэт и гражданин. Стихотворения.

Чтение наизусть

05.10



Из русской литературы XIX века

А.С.Пушкин








М.Ю.Лермонтов

11

Из русской литературы XIX века. История в произведениях А.С.Пушкина. Поэма «Полтава».

Фронтальный опрос

10.10



12

А.С.Пушкин. «Медный всадник».

Фронтальный опрос

12.10



13

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

Фронтальный опрос

17.10



14

А.С.Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре.

Устный вопрос

19.10



15-16

А.С.Пушкин. «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке.

Фронтальный опрос

24.2610



17

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России.

Фронтальный опрос

07.11



18

Модуль. Стихотворения М.Ю.Лермонтова: «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».

Чтение наизусть

09.11



Н.В.Гоголь

19

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Эпоха и герои.

Устный опрос

14.11



20

.Модуль. Товарищество в повести «Тарас Бульба»

Устный вопрос

16.11



21

Отец и сыновья. Три смерти в повести "Тарас Бульба"

Знать содержание

21.11



И.С.Тургенев

22

Модуль И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

Чтение наизусть

23.11



23-24

И.С.Тургенев. «Бирюк».

Фронтальный опрос

28.1105.12





Н.А.Некрасов

25

Модуль.Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины».

Устный вопрос

30.11



26

Модуль «Русские женщины». Сюжет, композиция, герои поэмы Н.А.Некрасова.

Фронтальный опрос

07.12



27

Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда…», «Вчерашний день, часу в шестом…». Боль поэта за судьбу народа.

Фронтальный опрос

12.12



А.К.Толстой

28

». Модуль А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин

Фронтальный опрос

14.12



М.Е.Салтыков-Щедрин

29

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Устный вопрос

19.12



30

Модуль.. М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Обличение социальных пороков.

Внеклассное чтение

21.12



Л.Н.Толстой

31

Л.Н.Толстой. «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых.

Устный вопрос

09.01



32

Модуль Нравственный смысл поступков в повести Л.Н.Толстого «Детство».

Фронтальный опрос

11.01



А.П.Чехов

33

А.П.Чехов. «Хамелеон». Картина нравов в рассказе.

Фронтальный опрос

16.01



34

А.П.Чехов. «Хамелеон». Средства юмористической характеристики.

Фронтальный опрос

18.01



35

Вн.чт. Рассказы А.П.Чехова. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня».

Внеклассное чтение

23.01



«Стихотворения о родной природе.

36

«Край ты мой, родимый край…» Стихотворения о родной природе.

Чтение наизусть

25.01



И.А.Бунин

37

И.А.Бунин. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

Устный вопрос

30.01



38

Вн. чт. И.А.Бунин. «Лапти». Стихотворения И.А.Бунина.

Внеклассное чтение

01.02





М.Горький

39

М.Горький. «Детство» (главы).

Фронтальный опрос

06.02



40-42

Жизнь в доме деда. Трудное время в семье Кашириных. Знакомство Алеши с «улицей».

Фронтальный опрос

08,13,15.02



43

М.Горький. «Старуха Изергиль»: легенда о Данко.

Устный вопрос

20.02



Л.Н.Андреев

44

Л.Н.Андреев. «Кусака».

Устный вопрос

22.02



В.В.Маяковский

45

В.В.Маяковский.Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Фронтальный опрос

27.02



46

В.В.Маяковский. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».

Фронтальный опрос

01.03



А.П.Платонов

47

А.П.Платонов. «Юшка».

Фронтальный опрос

06.03



48

Сострадание и уважение к человеку в рассказе А.Платонова «Юшка».

Устный вопрос

13.03



49

Р.р Подготовка к сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

Сочинение домашнее.

15.03



50

А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном мире».

Устный вопрос

20.03



Б.Л.Пастернак

51

Б.Л.Пастернак. Стихотворения.

Фронтальный опрос

22.03



А.Т.Твардовский

52

А.Т.Твардовский. Стихотворения.

Чтение наизусть

03.04



Час мужества

53



Час мужества. Интервью с участником Великой Отечественной войны Ю.Г.Разумовским о военной поэзии.

Фронтальный опрос

05.04



Ф.А.Абрамов

54


Ф.А.Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственные проблемы рассказа.

Устный вопрос

10.04




55

Е.И.Носов. «Кукла».


Устный вопрос

12.04




56

Е.И.Носов.«Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека.

Устный опрос

17.04



Д.С.Лихачев

57

Д.С.Лихачев. «Земля родная».Ю.П.Казаков "Тихое утро"


Устный опрос

19.04




М.М.Зощенко

58

М.М.Зощенко. «Беда».



Устный опрос

24.04



Песни на стихи русских поэтов ХХ века

59




Стихи о родной природе. Песни на стихи русских поэтов ХХ века. И.Гофф, Б.Окуджава, А.Вертинский


.

Чтение наизусть

26.04



Из литературы народов России. Р.Гамзатов.

60



Из литературы народов России. Р.Гамзатов.



Фронтальный опрос

03.05
















Зарубежная литература

61


Зарубежная литература. Р.Бернс. «Честная бедность».



Устный опрос

08.05




62


Дж.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..»

Выразительная чтение

10.05




63


«Душа моя мрачна…». Своеобразие романтической поэзии Байрона.

Выучить наизусть

15.05




64


Японские хокку (хайку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года.

Анализ хокку

17.05




65


Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку)

Устный опрос

22.05




66


О.Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе

Знать содержание




67


Р.Д.Бредбери. «Каникулы». Фантастический рассказ - предупреждение. Мечта о чудесной победе добра


Пересказ прочитанного

24.05




68


Р.Д.Бредбери. «Каникулы». Фантастический рассказ - предупреждение. Мечта о чудесной победе добра.

Пересказ прочитанного

29.05





69

. Защита исследовательских проектов. «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек» (К. Паустовский)

Защита учебных проектов.

31.05





70

Резервный урок









7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по литературе

Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях «Литература 7 класс» /В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, М.Просвещение 2012/

Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2012.

Литература: 7 класс: Фонохрестоматия к учебнику «Литература.7 класс» (СДМРЗ)/ Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. –

Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. – М.: Дрофа, 2000.

Беляева Н.В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки. М.Просвещение 2012

Контрольно-измерительные материалы. Литература. М. "Вако" 2012

Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).

Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ, 2006 г.

Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 7 класс. – М.: ВАКО, 2011. (В помощь школьному учителю).


Справочные пособия

Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2007.

Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.

Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.

Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007


Материально-техническое обеспечение


Оборудование и приборы: ПК, мультимедийный проектор

Интернет-ресурсы:


Художественная литература:

http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов



Справочно-информационные и методические материалы:

http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия


8.Планируемые результаты изучения учебного предмета (литература)


Ученики 7 класса научатся:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Ученик получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Ученик научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Ученик получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


В результате изучения литературы ученик должен

знать

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);

  • ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью


Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи про­изводится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Объем сочинений должен быть примерно таким: в 7 классе — 2—2,5.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 7-м и 10 дней и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содер­жания изученного произведения.

  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

  3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идей­но-эстетического содержания изученного произведения.

  4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользо­ваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

  5. Умение анализировать художественное произведение в соот­ветствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.

  6. Умение владеть монологической литературной речью; логич­ность и последовательность ответа; беглость, правильность и выра­зительность чтения с учетом темпа чтения по классам.


В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные зна­ния и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произ­ведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и по­ступки героев и роль основных художественных средств в раскры­тии идейно-эстетического содержания произведения; умение поль­зоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основ­ном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основ­ных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточ­но свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяс­нить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержа­ния произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.



Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть по­ложены следующие главные критерии в пределах программы дан­ного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведе­ния героев исходя из идейно-тематического содержания произведе­ния, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выво­ды и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст со­чинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобрази­тельными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетель­ствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целена­правленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложе­нии мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаружи­вающее хорошее знание литературного материала и других источни­ков по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых не­дочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допу­щены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдель­ные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсут­ствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых оши­бок.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Проектная деятельность на уроках литературы

Автор: Ивлева Людмила Евгеньевна

Дата: 21.05.2017

Номер свидетельства: 417276

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Использование метода проектов на уроке литературы "
    ["seo_title"] => string(54) "ispol-zovaniie-mietoda-proiektov-na-urokie-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "231756"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442605743"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Проектная деятельность младших школьников"
    ["seo_title"] => string(45) "proektnaia_deiatelnost_mladshikh_shkolnikov_2"
    ["file_id"] => string(6) "582863"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1623128758"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Организация проектной деятельности  в начальной школе»  (из опыта работы)."
    ["seo_title"] => string(78) "orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "269321"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450798190"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках литературы"
    ["seo_title"] => string(106) "proiektnaiadieiatielnostkaksposobformirovaniiakliuchievykhkompietientsiiuchashchikhsianaurokakhlitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "268936"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450717233"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Проектная деятельность как реализация инновационного процесса обучения младших школьников."
    ["seo_title"] => string(80) "proiektnaia_dieiatiel_nost_kak_riealizatsiia_innovatsionnogho_protsiessa_obuchie"
    ["file_id"] => string(6) "405388"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1490951074"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства