Данная программа разработана с целью оказания методической помощи учителям литературы в процессе формирования экологической культуры учащихся средствами филологических дисциплин.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по литературе»
Экология и татарская литература.
Программа элективного курса для 9 класса ( 34часа.)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Значение экологических знаний на современном этапе развития общества особенно возросло, когда перед человечеством встала необходимость решения глобальных экологических проблем. Одна из задач, стоящих перед обществом, – воспитание экологически развитой культурной личности.
Данная программа и курс факультативного занятия разработаны с целью оказания методической помощи учителям татарского языка русских и татарских школ в процессе формирования экологической культуры учащихся средствами филологических дисциплин.
Курс рассчитан на 34 часа. Форма проведения – знакомство и анализ произведений татарской литературы, не входящих в школьную программу. Охвачено творчество писателей и поэтов, начиная с XIX века до современной литературы. Курс ставит задачу совершенствовать навыки анализа художественных произведений. Также 6 уроков отведено на развитие творческой активности учащихся.
Цель курса
Формирование экологической культуры учащихся в процессе изучения и анализа произведений татарских писателей и поэтов.
Задачи курса
Совершенствовать умения и навыки анализа художественных произведений.
Развитие творческой активности учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Занятие 1.
Вопросы защиты природы в творчестве Габдуллы Тукая.
Рассказы (мәсәлләр), посвященные теме природы, о необходимости защиты ее чистоты. Рассказы “Һава”, “Су”, “Кояш”, “Җир” о необходимости чистого воздуха и воды как растениям, животным, птицам, так и людям. Идея бережного отношения к природе и ее богатствам. Тукай о значении целостности Земли, как для людей, так и всего живого. Произведения Г.Тукая – первые произведения, показывающие правильный путь защиты природы, как бы предупреждая всех о предстоящей катастрофе на Земле. Следовательно, необходимость процесса экологического воспитания личности, начиная с произведений Тукая (1 час).
Занятия 2, 3
Гомәр Бәширов “Җидегән чишмә”.
Идея произведения – жизнь человека в единстве с природой (2 часа).
Занятие 4
Рассказ «Табигать ул - безнең дәү әниебез”
Восхищение красотой природы, воспитание чувства необходимости защищать природу (1 час).
Занятие 5
«Урман шаулый”
Природа и человек (1 час).
Занятие 6
Муса Җәлил. Стихи “Яз җыры”, “Яңгыр”, “Урман”.
Автор о красоте родной природы и о бережном отношении к ней (1час).
Занятия 7, 8
Сибгат Хәким “Соңгы йомран”, “Нигез исе”.
Произведения о страданиях родной природы в результате катаклизмов (1час).
Занятие 9
Стихи Ильдара Юзеева, посвященные экологической проблеме.
Стихи, написанные в 70-х годах, о приближении катастрофического экологического кризиса в стране, призывающие к защите природы.
Стихотворение “Әллә инде” о ценности родной земли, как обращение автора к молодому и старшему поколению не только использовать богатства земли, но и быть его защитником (1час).
Занятие 10
Стихотворение “Чит илләрдән кайткан киек кош” о проблеме беспощадного истребления природных богатств, о безнравственности обитателей Земли, которые без жалости уничтожают не только растения и деревья, но и редких птиц и зверей. Крик души в конце произведения, обращенный ко всем обитателям планеты Земля (1час).
Занятия 11, 12
В чем причина экологического кризиса в стране? Поиск ответа в творчестве Кадыйра Сибгатуллина.
Стихи “Тетрәгән җир” и ”Арал” о причинах природных стихий, землетрясений, как отклик Земли на поведение ее обитателей. Поэт о судьбе озера Арал. Переживания из-за его болезни и за будущее поколений, которые тоже могут страдать без чистой природы как корабли на горячем песке высохшего озера (2 часа).
Занятии 13
Стихотворение “Егерме ике күл”. Страдания землив результате технического прогресса (1 час).
Занятия 14, 15. Диктант по тексту 12*. Творческое задание: написать сочинение на тему «Сихри гүзәллек» (2 часа).
Занятие 16
Поэма Лены Шакирзяновой “Галәм кисәтүе”. Предупреждение человечества об экологической опасности. Развитие идеи о том, что все природные стихии случаются как результат безответственного отношения человека к планете Земля (1 час).
Занятия 17, 18
Набира Гиматдинова. Проблема взаимоотношения природы и человека в повести “Савиля”. Раскрытие образа главного героя Савили, как примера сильной личности. Переживания столетней стаухи за чистоту родника. Близость старухи и Савили к природе (2 часа).
Занятие 19
Резеда Валиева “Туган илкәй”, “Туган җирем”. Образ Родины в творчестве поэта. Отношение автора к родной земле. Родина – источник счастья и благополучия каждого (1час).
Занятие 20
Резеда Валиева “Язгы күкрәү”, “Табигать баласы”. Обращение к детям с призывом защищать природу, бережно относиться к каждому цветку – «Ведь ты дитя природы!» (1 час).
Занятие 21
Фирая Зиятдинова “Каеннарның ак яктысы”, “Каен”.
О красоте, чистоте и силе белых берез, как символ верности Родине. Призыв автора сохранить эту свежесть, чистоту и верность на долгие годы. Противопоставление образов двух берез, одна из которых в цвету, а другая уже высохла. И кто в этом виноват? (1 час).
Занятие 22
Фирая Зиятдинова “Күке рөхсәт итте”.
О необходимости чистой живой природы для человека. О роли природы в жизни людей (1 час).
Занятия 23, 24. Диктант по тексту17*. Творческое задание: написать статью в школьную стенгазету “Без – табигать сакчылары” (2 часа).
Занятие 25
Шаукат Галиев “Табигать сәхифәләре”.
Раскрытие особенностей взаимоотношений Человека и Природы в рассказах ( 1 час).
Занятия 26, 27
Галимзяна Гильмана ( парчалар, нәсерләр):
“Кешене аңлыйсың килсә”
О лесах, родниках, о природе, как о главных ценностях человеческой жизни.
“Сандугач һәм чишмә”
Воспитание наблюдательности, бережного отношения к природе, необходимости сохранения чистоты, первозданности родной земли.
“Җир тетрәү алдыннан”
Необходимость чувства бдительности, готовности защищать природу.
“Матурлык йомгагы”
Гармония красоты земли (2 часа).
Вопросы защиты природы природы в творчестве поэтов и писателей Мензелинского края.
Занятие 28
Азат Мардан «Уйлану».
Раздумья поэта о сохранении ценностей природы. Переживания по поводу уничтожения рек, родников. Призыв к бережному отношению к окружающей нас природе (1 час).
Занятие 29
Фарит Миргалимов “Экологлар чаң кага”.
Мысли автора о беспечности, халатности людей, превращающих места отдыха, уголки природы в свалки мусора. Переживания поэта по поводу уничтожения чистой природы как результат технического прогресса. Предупреждение о возможных последствиях такого отношения к природе. Бережное отношение к природе – главная задача и обязанность каждого (1 час).
Занятие 30
Сказка-драма Габдулхая Сабитова “Ай сукмагы”.
Борьба за целостность природы, бережное отношение к ее богатствам – главная идея произведения. Образ главной героини Тансылу. Призыв к защите окружающей природы от уничтожения (1 час).
Занятие 31
Повесть Газиза Мухаметшина “Саумысез, аккошлар!”
Ценность богатств родного края (1 час)
Занятия 32, 33.
Изложение по тексту 24*. Творческое задание: напишите сочинение о роли Человека в защите природы (2 часа).
Занятие 34.
Заключительное занятие (1 час).
Приложение 3 .
Материалы с эмоционально-ценностным компонентом
А) Упражнения для экологического и нравственного воспитания:
Материалы с поведенческим (нормативно-деятельностным) компонентом экологической культуры
... Һаман шул ук кояш. Ай да шул ук. Йолдызлар да. Ике тау арасындагы чишмәләр дә... Агайлардан тау башында каберләр генә калган. Ул каберләрне инде эзләп табып булмый, чөнки авыл башлыклары үзләренең әти-әниләре яткан каберлекләрне койма белән әйләндереп алуны кирәк тапмыйлар. Олы күлдәге су анасы да күптән вафат, шүрәлеләр дә, бичуралар да вафат... Чыпчыклар да бүтән. Кырык-илле ел эчендә шундый мәңге үзгәрмәс шикелле тоелган авыл танымаслык булып үзгәрде...
Дүрт кыз бала йөгерешеп Кызды яшен, ялт-йолт итеп,
Күл буена килүгә, Утлар сызды болытка:
Ап-ак шомырт чәчәкләрен “Кагылмагыз, кагылмагыз,
Өзик дип үрелүгә, Кагылмагыз шомыртка!”
(Р.Вәлиева)
Бара поши бик сак атлап...
Бара поши бик сак атлап, Ничә еллар...
Бәлки сизәдер җаны – Һич онытмыйм
Агач арасында качып Шушы авыр мизгелне,
Сагалый мылтык аны. Ничек кенә аклансам да
...Карурманны кинәт кенә Юк, кичермим үземне.
Гөрселдәү чорнап алды, Ята күк поши һаман да
Поши алга ыргылды да Агачлар арасында.
Шапылдап җиргә ауды. Калган күк үпкә сүзләре
Ага маңгайдан алсу кан Күзләре алмасында.
Яшел үзән өстенә, Синең мондый битарафлык
Чумды һава дары белән Хәят белән дуслыкмы?
Җылымса кан исенә. Күрдең, нигә кисәтмәдең
Яшеренгән мылтыкны?!
(Ә.Габиди)
Приложение2
План-конспект урока с экологическим содержанием
Цель урока: анализ произведений В.Г.Распутина «Прощание с Матерой и Ахсана Баянова «Сәяхәтнамә” и Кадира Сибгатуллина “Егерме ике күл” (“Двадцать два озера”) с точки зрения раскрытия основных проблем, поставленных автором; совершенствование навыков сравнительного анализа художественных произведений, развитие мыслительной деятельности учащихся, воспитание верности, преданности и бережного отношения к природе, уважения к старшим и к народным традициям.
Оборудование. Тексты произведений, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, слайды с изображениями природы, учебники.
Методические приемы. Слово учителя, аналитическая беседа, работа с текстом, обзорная беседа.
Ход урока.
Актуализация знаний учащихся.
Вводное слово учителя.
Формой сегодняшнего урока выбрана беседа. Наша цель – откровенная беседа с учащимися, где каждый выражает свое отношение к проблеме урока: искать ответ на вопрос «В чем смысл жизни?» Ответ на данный вопрос мы будем искать в процессе анализа произведений Валентина Распутина, Ахсана Баянова и Кадира Сибгатуллина.
2. Беседа по повести.
Какой теме посвящена эта повесть?
Это произведение о русской деревне, о русском человеке, о сложности и трагичности его бытия, о катаклизмах в жизни.
Какие же события произошли в Матере?
3. Рассказы учащихся о наводнении.
Да, это повесть о трагической судьбе деревни в условиях научно-технической революции. Повесть была написана в 1976 году. Такие же события в то время происходили и на территории нашего района. Это подъем уровня воды реки Мензеля для создания водохранилища и строительства Нижнекамской ГЭС. Многие деревни были перенесены, стерты с лица земли кладбища, так же, как и в повести «Прощание с Матерой». Поэтому эта тема очень близка нам.
В чем же видят смысл жизни жители Матеры?
На острове царят гармония, труд, уважение к живым, почитание мертвых. Хлеб, дом, могила предков – вот что главное для коренных жителей острова. А для молодых – это работа, благоустройство жизни в поселке или в городе.
Как вы понимаете слова «Старое дерево не пересаживают»?
Комментарии учащихся.
4. Вывод учителя.
Итак, в повести «Прощание с Матерой» автор поднимает проблему смысла жизни, который заключается в сохранении окружающей природы, бережном отношении к ней, преданности своей родной Земле.
А какое произведение какого автора в татарской литературе поднимает аналогичный вопрос?
Ученик: На уроке татарской литературы мы читали произведение Ахсана Баянова «Сәяхәтнамә”(“Кама этюдлары”)
Учитель: Какие проблемы затрагивает автор?
Ученик: Это проблема защиты природы, села, проблема нравственности, сохранение традиций татарского народа.
Учитель: Да, эта поэма раскрыла глаза многим. Ахсан Баянов в числе первых в татарской литературе затронул вопрос строительства больших городов, искусственных водоемов, предупредил об опасностях, возникающих в результате загрязнения окружающей среды. Изменения в республике, строительство таких городов, как Нижнекамск, Набережные Челны, открытие новых нефтяных точек, затопление лугов, лесов, высокоурожайных полей с целью строительства искусственных водоемов, уничтожающих родную природу.
А какие строки из поэмы К.Сибгатуллина созвучны этой теме?
Ученик читает отрывок из поэмы «Егерме ике күл» («Двадцать два озера»):
“Күренми шул монда җәнлек эзе, (Не видны здесь следы зверей,
Кәккүк тавышлары ишетелми. Не слышны голоса кукушки.
Болын буйлап ерак урманнарга Далеко по лугам как зверь
Кача тынлык җәнлек шикелле.” Уходит тишина”).
Учитель: Далее автор подчеркивает мысль о том, что таким образом мы можем оставить в беде всю планету Земля и призывает всех подняться на защиту родной природы и жизни на Земле. Ребята, найдите эти строки из поэмы.
Ученики читают:
“Чаң кагам мин: (“Я бью колокол:
Бар халыклар! Народы мира!
Барлык теләк – гадәтләрне Все желания и привычки
Буйсындырып бары акылга, Подчинив разуму
Кул бирегез бер-берегезгә Дайте друг-другу руки
Җир хакына, яшәү хакына! Ради жизни на Земле!”)
Автор предупреждает: «Табигать-Анадагы матурлыкны бер югалтсаң булмый табып...” (Утраченную красоту природы невозможно вернуть).
Ахсан Баянов эпиграфом поэмы не случайно выбрал слова французского ученого Жана Дорста: “Без Җирне үтерәбез» (Мы уничтожаем Землю). Читая повесть, слышим призыв к защите родного края, его чистоты и бережному отношению к его богатствам.
5. Изучение новой темы.
Учитель:
Эта же проблема защиты родной природы поднимается и в стихотворении Кадира Сибгатуллина «Егерме ике күл» («Двадцать два озера»).
Автор сообщает нам, что на местах затопления лугов только на одном месте под водой остались 22 озера.
Чтение стихотворения: «Егерме ике күл”.
Кама буендагы бер урында гына да, аның суы күтәрелгәч, 22 күл су астында калды. (На одном месте вблизи Камы после подъема воды 22 озера остались под водой.)
Туа тора, (Кто-то рождается,
Үлә тора гомер, Кто-то умирает,
Гадәти хәл туу, үлүләр. Жизнь и смерть – обычное дело.
...Күпме еллар үтте, Сколько б времени ни прошло
нигә генә почему-то
онытылмый һаман шул күлләр?! не забываются те озера?!
Ниләр бирә кеше ашкынуы? Что дает стремление человека?
Кая бара аның юллары? Куда идут его дороги?
...Табигатьнең тулы бер дәүләте Целое государство природы
су астына кереп югалды. Исчезло под водой.
Әрәмәләр... Заросли...
Болын... Луга...
Урман... Леса...
Күлләр... Озера...
Куяннары... Зайцы...
Сайрар кошлары... Певчие птицы...
Барысын да бергә суга салдык! Всех кинули вместе в воду!
Кеше моңа бер дә пошмады. И никто не озабочен этим.
Кыр казлары кайтты. Прилетели дикие гуси.
Таралышып Разлетевшись
Эзләделәр туган җирләрен. Искали свою родину.
Адаштык, дип, елап китте казлар, Заблудились и заплакали гуси,
Озатып калды салкын җилләре. Проводили их лишь холодные ветры.
Басып торам көймә уртасында. Стою в середине лодки.
Офыкларга җитә сулары. Вода доходит до горизонта.
Суга салып була илне-җирне, Можно положить в воду страну-землю,
Судан алып булмый шул аны. А обратно достать ее оттуда нельзя.
Кеше үлеменә кеше әзер. Человек готов к смерти человека.
Мәңге яшәгәнен күрмәдем. Не видел вечно живущего.
Гомер буе сызлый икән бәгырь, Всю жизнь ноет сердце,
Күз алдында үлсә күлләрең! Если перед тобой умирают озера!
Күзләремне йомсам, Если закрою глаза,
Ишетәм мин... Я слышу
Һаваларда казлар тавышы... Голоса гусей на небе...
...Гомер буе елап шаулар җанда Всю жизнь они плачут в душе
егерме ике күлнең камышы. Как камыши двадцати двух озер.
6. Вывод.
В чем же видят смысл жизни герои и сами авторы вышеназванных произведений?
Вывод делают учащиеся и слушают заключительное слово учителя.
7. Домашнее задание. Написать эссе на тему: “В чем я вижу смысл жизни?”
Приложение 1.
Экологические материалы с познавательным компонентом.
Сценарий экологического вечера
“Челтерәгез, чишмәләр” (“Звените, родники”)
Цель: Воспитание бережного отношения к природе и ее красоте, формирование любви к родной земле.
Сцена оформлена в виде панорамы, открывающейся с горы. Вдалеке гора, а внизу протекает родник.
Звучит песня “Әлдермешкә кайтам әле” (Поеду-ка я в Альдермеш”). Девушка с коромыслом и ведрами исполняет танец “Чишмә юлында” (“На пути к роднику”)
3. Җир куеныннан көмеш балдаклар чыгарып ургылучы чишмәләр кемгә генә кадерле түгел икән?! Безнең балачагыбыз да, гүя, шуннан башлана, яшел чирәмле чишмә юлы безне олы тормышка алып чыга. Чишмәләрнең кайнап чыгуын без һәрвакыт йөрәк тибешендә тоябыз.
1. Җиребезнең кабатланмас бу бизәге җырыбыздан да, телебездән дә мәңге төшми. Халкыбызның кыю йөрәкле улларына да каһарманлыкны алар биргән инде. Елгаларга таба челтер-челтер йөгерә торган чишмәләргә карап, без хыял аша балачак иленә, үткәннәргә кайтабыз, алар халык тормышының истәлек-хәтирәләре һәм тарихы турында сөйлиләр.