Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках литературы»
Метод проектов на уроках литературы как средство формирования и развития коммуникативной компетенции
В настоящее время проблема развития коммуникативной компетенции учащихся является актуальной. Не секрет, что речевая деятельность занимает важное место в жизни современного человека, а умение вести диалог становится одной из основных характеристик личности. Язык является одним из главных инструментов развития личности обучаемого. Мы наблюдаем, как снижается уровень культуры речи молодежи. Происходит оскудение речи на лексическом уровне, высказывания современных людей во многом усеченные и небрежные.
Сегодня время требует от человека умение излагать свои мысли, убеждать, доказывать, слушать, сотрудничать, одним словом, быть активным в своей речевой деятельности.
Умение работать в проектном режиме, проявлять инициативу в принятии решений – составляющие для формирования главных качеств современного человека.
Опыт работы в проектном режиме может быть организован учителем-словесником на уроках литературы, ведь проектная деятельность учит решать встающие перед человеком новые, еще неизведанные задачи.
Метод проекта считаю актуальным, потому что учащийся может реализовать свои способности, получить удовлетворение от результатов собственного труда. Проектирование позволяет думать, творить, фантазировать, поступать сообразно своим убеждениям, искать новые пути развития и саморазвития. Проектная деятельность позволяет формировать коммуникативную и информационную компетенции учащихся.
Работая над проектом, учащиеся проявляют следующие умения: правильно работать с информацией, усваивать ее, ранжировать, выделять главное, находить причинно-следственные связи, структурировать, целенаправленно искать материал и превращать его в знания – все это необходимо современному человеку.
Как же сформировать у учащихся умение эффективно общаться со сверстниками? Как научить формулировать вопросы для общения и поиска информации? Как научить целенаправленному поиску информации и использованию полученных знаний?
Думаю, все это возможно формировать и развивать через проектную деятельность на предметном обучении. На уроках литературы применяю метод проектов как в индивидуальной работе с учащимися, так и в групповой.
Проектную деятельность начала использовать с шестиклассниками. Проект был посвящен году литературы и назывался «Читательские интересы моей семьи». По составу участников проект был разновозрастным, так как группой выступала семья каждого ученика класса. С просьбой о помощи детям выходила к родителям на родительском собрании. Основная просьба – помочь детям в поиске информации.
Результат своей деятельности каждая семья могла представить в виде рассказа с иллюстрациями или фотографиями, кто-то мог выбрать оформление электронной презентации, создании видеофильма, а может быть и выступление всей семьи. Самостоятельность в выборе формы представления проекта приветствовалась.
Цель была поставлена достаточно свободно: можно было рассказать о семейной библиотеке, о семейных читательских традициях, об истории семьи и предках, которые делали открытия в чтении и просто любили читать, которыми можно было гордиться. А может быть в семьях были писатели? Такой поворот в выборе проектов только поощрялся интересом и считался уникальным.
Таким образом, каждый ребенок формулировал задачу. Группам, т.е. семьям нужно было определить, как они видят решение этой проблемы – соответственно, включив процесс творчества, фантазии, поиска интересной мыслительной работы.
Коммуникативная деятельность хорошо просматривалась, ведь все члены семьи делились своими мыслями, идеями, новаторством.
Практическую работу – презентационную деятельность осуществляли дети, а родители стали слушателями. Самоанализ успешности проекта проводился в семьях.
Данный вид проекта решал не только возможность формирования коммуникативной и информационной компетенций, но и педагогическую задачу – объединение семьи в совместной творческой деятельности, осознание любви к своей семье.
Проекты могут быть не только эффективным способом развития коммуникативной компетенции учащихся, но и ценностно-смысловой, информационной, языковой.
Прежде всего работа над проектом – это активная деятельность. Деятельностный подход обуславливает переход от стихийной учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий, от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.