kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная деятельность как средство развития одаренных детей на уроках литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как средство развития одаренных детей на уроках литературы»

Н.Г. Устинова,

учитель русского языка и

литературы

МАОУ СОШ №32

г. Екатеринбург


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ


На сегодняшний день современное образование ставит перед собой цель активизировать различные виды деятельности в работе с одаренными детьми, стимулировать их на освоение ценностей литературы и искусства. Для этого, каждого такого ребенка необходимо включать не только в процесс обязательного изучения литературных шедевров на уроке, но и включать их в процесс самостоятельной познавательной деятельности, в которой раскрывается творческий потенциал ребенка (П.И. Пидкасистый, Н.А. Половникова)[2,3].

Самостоятельное творческое мышление у детей возникает в определенных интеллектуальных затруднениях, которые требуют от ребенка поиска решения возникших задач. Поиск решения состоит в осмыслении, формулировке проблемы, в выдвижении гипотезы, реализации, проверке и объяснении решения другому лицу (учителю, родителям, и др.). Такой метод освоения материала ученые называют методом учебного проекта, «...интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики» [1]. Проектный метод, требующий коллективных устремлений учащихся, является эффективным средством включения в деятельность учащихся всего класса, в том числе и одаренных детей, которые, порой, имеют проблемы при вхождении в единый детский коллектив.

Использование метода проектов на уроках литературы не дань моде, не стремление «быть инновационным учителем», а, скорее всего, желание помочь учащимся, в том числе и одаренным, освоить способ самостоятельного познания. Часто одаренный ребенок, понимая, что его творческие задатки и способности являются выше по уровню развития, не проявляет должного интереса к той деятельности, которую осуществляют на уроке его соученики. Включение такого ребенка в коллективные виды творческой деятельности, а именно, в проекты, стимулирует ребенка на активное проявление своих талантов для достижения коллективного творческого результата.

В данной статье представляем опыт использования метода проекта в преподавания литературы в школе №32 с углубленным изучением отдельных предметов города Екатеринбурга в классе музыкально одаренных учащихся (музыкальный, класс). В создании проекта использовался известный в художественной педагогике принцип полихудожественности, разработанный Б.П. Юсовым [5]. Данный принцип реализуется с помощью активного включения в образовательный процесс различных видов искусств и видов творческой деятельности учащихся.

С музыкально одаренными учащимися частично метод проектов использовался уже в шестом классе. Поэтому при их дальнейшем обучении обнаруживалась явная предрасположенность детей к реализации такого метода на практике. Но, определенной сложностью в целостном освоении такого метода являлось неумение детей работать по определенным этапам. Поэтому, для обучающихся была предложена работа по формулировке цели и задач проекта, по выбору определенных в педагогике методов его реализации, по качественному его оформлению. Следует отметить, что художественная и музыкальная талантливость детей позволяла им самостоятельно осваивать некоторые элементы того или иного этапа создания проектов, так, например, в организационном плане они сами делились на творческие группы, распределять роли в этой группе, а, по сформулированным учителем целям и задачам, находить способы реализации проекта. В процессе работы над темой по созданию проекта дети с помощью учителя и родителей учились создавать качественную компьютерную презентацию проекта.

В программе по литературе для шестого класса (программа под редакцией Г.С. Меркина)[4] ребятам предлагается для изучения повесть Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь». Именно это литературное произведение послужило художественной основой для создания детьми творческого проекта. В процессе активного диалога между учащимися ими же были сформулированы проблемные вопросы, на которые предстояло самостоятельно найти ответы в опоре на литературный текст, дополнительные источники, собственный художественный тезаурус и читательский опыт. Эти проблемные вопросы были оформлены в виде презентации, которую представила каждая из пяти созданных детьми самостоятельно групп. В каждую такую группу входили: координатор проекта, знатоки текста (отметим, что, конечно же, текст литературного источника все дети должны были прочитать, но для знатока текста этот литературный источник необходимо было знать досконально). Кроме того, в группу входили и информаторы (те учащиеся, которые специально работали со справочной литературой), а также оформители идеи на компьютере и защитники проекта. Следует отметить, что выбор ролей не был жестким, т.к. дети могли меняться ролями, помогать друг другу, главное, чтобы каждый участник группы нашел свою нишу, свою и интересующую его роль и смог реализовать или попробовать себя в этой роли, т.е. в новом виде деятельности.

При обсуждении тематики проектов, выявлении проблемных вопросов были выделено три основных проекта:

- «Сказка, легенда, повесть в произведении Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»;

- художественные образы героев и способы их создания автора в произведении Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»;

- «Композиционные особенности повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»?».

Еще два проекта, которые были еще созданы учащимися, вышли за рамки обозначенных тем предмета: «Быт и взаимоотношения людей в 17 веке в России в произведении Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»»;

- «Музыкальные ассоциации на произведение Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь». Последний проект был ориентирован на ребят именно музыкального класса для развития их творческой активности в русле полихудожественного подхода и реализации их музыкально-творческих способностей. Кроме того, в каждом проекте дети пытались найти и не только музыкальные, но и художественные аналоги к названному литературному произведению.

Результаты работы по всем группам были представлены на уроке-презентации проектов. Каждой группе предлагалось защитить свой проект в течение 7 минут, после чего все участники группы отвечали на вопросы аудитории, которая состояла из учеников данного класса, участников других творческих групп. Далее начиналось обсуждение по принципу «черно-белого» оппонирования. Под «черно-белым» оппонированием подразумевается выступление, в котором выполняется несколько условий:

- перечислить три наиболее сильные стороны представленной презентации;

- перечислить два момента, требующих доработки;

- внести свои предложения по усовершенствованию проекта (если такие есть);

- сделать итоговый вывод и выставить общий балл на основе оценочной таблицы («Критерии оценки»).

Оценочная таблица была предложена каждому участнику всех групп. В ней баллы проставляет не только каждая группа, но и та, которая защищалась, что позволяет говорить о процессе развития самооценки детей. Таким образом, схема проекта такова: защита — вопросы - обсуждение — резюме (одна из групп) — самооценка.

Чтобы каждая группа не только защитилась, но и могла сделать резюме по выступлению другой группы, была предложена схема: 1-3, 2-4, 3-5, 4-1, 5-2, где на первом месте указана выступающая, а на втором резюмирующая группа.

В конце урока подводились общие итоги (подсчет баллов, выведение среднего арифметического) и награждение по номинациям: самый научный проект, самый зрелищный проект, самый креативный проект, самый оригинальный проект, самая лучшая устная презентация. Рекомендация для проведения такого урока: он должен включать 2 часа (два школьных урока), в связи с насыщенностью содержания.

Результат работы с музыкально одаренными детьми:

  1. Дети научились проводить исследования, действуя за компьютером;

  2. Они освоили умения систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, находить и получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации;

  3. У детей формировались аналитические умения, т.к. им необходимо анализировать поступающую информацию и представлять новые идеи.

  4. Дети лучше узнали друг друга, а творческий коллектив позволял всем участникам группы взаимодействовать друг с другом.

  5. Дети были заинтересованы в том, чтобы узнать литературное произведение и эмоционально откликнуться на его коллизию.

Практика использования метода проектов на уроках литературы доказывает, что учащиеся не только глубоко проникают во внутреннюю ткань текста произведения, но и учатся находить решение различных проблем, которые возникают в жизни человека. Кроме того метод проектов помогает самоопределиться, создает условия для самореализации; формирует человека, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

ЛИТЕРАТУРА


  1.  Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003. 112с.

  2. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П. И. Пидкасистый. М.: Просвещение, 2001. 124 с.

  3. Половникова H. А. Ведущие методы познавательной деятельности // Воспитание познавательной активности и самостоятельности школьников. Уч. зап. Каз. гос. пед. ин-та. Вып. 144. Казань: Татарское кн. изд-во, 1975. С. 112-161.

  4. Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012. 208 с.

  5. Юсов Б.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. М.- Луганск, 1990. – 175 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Проектная деятельность как средство развития одаренных детей на уроках литературы

Автор: Натадбя Григорьевна Устинова

Дата: 27.11.2019

Номер свидетельства: 529033

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(129) "issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-povyshieniia-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "272507"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451997771"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Применение информационно-коммуникационных технологий для диагностики и развития одаренности учащихся"
    ["seo_title"] => string(117) "primienieniie_informatsionno_kommunikatsionnykh_tiekhnologii_dlia_diagnostiki_i_razvitiia_odariennosti_uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "343602"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473776479"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Научно-исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми "
    ["seo_title"] => string(75) "nauchno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-v-rabotie-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "124585"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414746064"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Организация проектной деятельности с обучающимися"
    ["seo_title"] => string(62) "orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-s-obuchaiushchimisia"
    ["file_id"] => string(6) "316455"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460096206"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "« Развития творческих способностей учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии»"
    ["seo_title"] => string(118) "razvitiia-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-v-protsiessie-proiektnoi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "191543"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427318319"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства