Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как средство развития одаренных детей на уроках литературы»
Н.Г. Устинова,
учитель русского языка и
литературы
МАОУ СОШ №32
г. Екатеринбург
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
На сегодняшний день современное образование ставит перед собой цель активизировать различные виды деятельности в работе с одаренными детьми, стимулировать их на освоение ценностей литературы и искусства. Для этого, каждого такого ребенка необходимо включать не только в процесс обязательного изучения литературных шедевров на уроке, но и включать их в процесс самостоятельной познавательной деятельности, в которой раскрывается творческий потенциал ребенка (П.И. Пидкасистый, Н.А. Половникова)[2,3].
Самостоятельное творческое мышление у детей возникает в определенных интеллектуальных затруднениях, которые требуют от ребенка поиска решения возникших задач. Поиск решения состоит в осмыслении, формулировке проблемы, в выдвижении гипотезы, реализации, проверке и объяснении решения другому лицу (учителю, родителям, и др.). Такой метод освоения материала ученые называют методом учебного проекта, «...интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики» [1]. Проектный метод, требующий коллективных устремлений учащихся, является эффективным средством включения в деятельность учащихся всего класса, в том числе и одаренных детей, которые, порой, имеют проблемы при вхождении в единый детский коллектив.
Использование метода проектов на уроках литературы не дань моде, не стремление «быть инновационным учителем», а, скорее всего, желание помочь учащимся, в том числе и одаренным, освоить способ самостоятельного познания. Часто одаренный ребенок, понимая, что его творческие задатки и способности являются выше по уровню развития, не проявляет должного интереса к той деятельности, которую осуществляют на уроке его соученики. Включение такого ребенка в коллективные виды творческой деятельности, а именно, в проекты, стимулирует ребенка на активное проявление своих талантов для достижения коллективного творческого результата.
В данной статье представляем опыт использования метода проекта в преподавания литературы в школе №32 с углубленным изучением отдельных предметов города Екатеринбурга в классе музыкально одаренных учащихся (музыкальный, класс). В создании проекта использовался известный в художественной педагогике принцип полихудожественности, разработанный Б.П. Юсовым [5]. Данный принцип реализуется с помощью активного включения в образовательный процесс различных видов искусств и видов творческой деятельности учащихся.
С музыкально одаренными учащимися частично метод проектов использовался уже в шестом классе. Поэтому при их дальнейшем обучении обнаруживалась явная предрасположенность детей к реализации такого метода на практике. Но, определенной сложностью в целостном освоении такого метода являлось неумение детей работать по определенным этапам. Поэтому, для обучающихся была предложена работа по формулировке цели и задач проекта, по выбору определенных в педагогике методов его реализации, по качественному его оформлению. Следует отметить, что художественная и музыкальная талантливость детей позволяла им самостоятельно осваивать некоторые элементы того или иного этапа создания проектов, так, например, в организационном плане они сами делились на творческие группы, распределять роли в этой группе, а, по сформулированным учителем целям и задачам, находить способы реализации проекта. В процессе работы над темой по созданию проекта дети с помощью учителя и родителей учились создавать качественную компьютерную презентацию проекта.
В программе по литературе для шестого класса (программа под редакцией Г.С. Меркина)[4] ребятам предлагается для изучения повесть Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь». Именно это литературное произведение послужило художественной основой для создания детьми творческого проекта. В процессе активного диалога между учащимися ими же были сформулированы проблемные вопросы, на которые предстояло самостоятельно найти ответы в опоре на литературный текст, дополнительные источники, собственный художественный тезаурус и читательский опыт. Эти проблемные вопросы были оформлены в виде презентации, которую представила каждая из пяти созданных детьми самостоятельно групп. В каждую такую группу входили: координатор проекта, знатоки текста (отметим, что, конечно же, текст литературного источника все дети должны были прочитать, но для знатока текста этот литературный источник необходимо было знать досконально). Кроме того, в группу входили и информаторы (те учащиеся, которые специально работали со справочной литературой), а также оформители идеи на компьютере и защитники проекта. Следует отметить, что выбор ролей не был жестким, т.к. дети могли меняться ролями, помогать друг другу, главное, чтобы каждый участник группы нашел свою нишу, свою и интересующую его роль и смог реализовать или попробовать себя в этой роли, т.е. в новом виде деятельности.
При обсуждении тематики проектов, выявлении проблемных вопросов были выделено три основных проекта:
- «Сказка, легенда, повесть в произведении Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»;
- художественные образы героев и способы их создания автора в произведении Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»;
- «Композиционные особенности повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»?».
Еще два проекта, которые были еще созданы учащимися, вышли за рамки обозначенных тем предмета: «Быт и взаимоотношения людей в 17 веке в России в произведении Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»»;
- «Музыкальные ассоциации на произведение Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь». Последний проект был ориентирован на ребят именно музыкального класса для развития их творческой активности в русле полихудожественного подхода и реализации их музыкально-творческих способностей. Кроме того, в каждом проекте дети пытались найти и не только музыкальные, но и художественные аналоги к названному литературному произведению.
Результаты работы по всем группам были представлены на уроке-презентации проектов. Каждой группе предлагалось защитить свой проект в течение 7 минут, после чего все участники группы отвечали на вопросы аудитории, которая состояла из учеников данного класса, участников других творческих групп. Далее начиналось обсуждение по принципу «черно-белого» оппонирования. Под «черно-белым» оппонированием подразумевается выступление, в котором выполняется несколько условий:
- перечислить три наиболее сильные стороны представленной презентации;
- перечислить два момента, требующих доработки;
- внести свои предложения по усовершенствованию проекта (если такие есть);
- сделать итоговый вывод и выставить общий балл на основе оценочной таблицы («Критерии оценки»).
Оценочная таблица была предложена каждому участнику всех групп. В ней баллы проставляет не только каждая группа, но и та, которая защищалась, что позволяет говорить о процессе развития самооценки детей. Таким образом, схема проекта такова: защита — вопросы - обсуждение — резюме (одна из групп) — самооценка.
Чтобы каждая группа не только защитилась, но и могла сделать резюме по выступлению другой группы, была предложена схема: 1-3,2-4, 3-5, 4-1, 5-2, где на первом месте указана выступающая, а на втором резюмирующая группа.
В конце урока подводились общие итоги (подсчет баллов, выведение среднего арифметического) и награждение по номинациям: самый научный проект, самый зрелищный проект, самый креативный проект, самый оригинальный проект, самая лучшая устная презентация. Рекомендация для проведения такого урока: он должен включать 2 часа (два школьных урока), в связи с насыщенностью содержания.
Результат работы с музыкально одаренными детьми:
Дети научились проводить исследования, действуя за компьютером;
Они освоили умения систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, находить и получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации;
У детей формировались аналитические умения, т.к. им необходимо анализировать поступающую информацию и представлять новые идеи.
Дети лучше узнали друг друга, а творческий коллектив позволял всем участникам группы взаимодействовать друг с другом.
Дети были заинтересованы в том, чтобы узнать литературное произведение и эмоционально откликнуться на его коллизию.
Практика использования метода проектов на уроках литературы доказывает, что учащиеся не только глубоко проникают во внутреннюю ткань текста произведения, но и учатся находить решение различных проблем, которые возникают в жизни человека. Кроме того метод проектов помогает самоопределиться, создает условия для самореализации; формирует человека, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
ЛИТЕРАТУРА
Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003. 112с.
Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П. И. Пидкасистый. М.: Просвещение, 2001. 124 с.
Половникова H. А. Ведущие методы познавательной деятельности // Воспитание познавательной активности и самостоятельности школьников. Уч. зап. Каз. гос. пед. ин-та. Вып. 144. Казань: Татарское кн. изд-во, 1975. С. 112-161.
Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012. 208 с.
Юсов Б.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. М.- Луганск, 1990. – 175 с.