kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Повышение качества осознанного чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Основным источником познания является книга.

К сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению. Одна из причин – усиление влияния средств массовой информации. Чтение книг заменяется многочасовым просмотром телепередач, а место семейных библиотек занимают теперь видеотеки и компьютерные игры.

В связи с этим вопрос формирования читательской самостоятельности школьников остаётся весьма актуальным.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« Повышение качества осознанного чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»»

Тема по самообразованию: « Повышение качества осознанного чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Основным источником познания является книга.

К сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению. Одна из причин – усиление влияния средств массовой информации. Чтение книг заменяется многочасовым просмотром телепередач, а место семейных библиотек занимают теперь видеотеки и компьютерные игры.

В связи с этим вопрос формирования читательской самостоятельности школьников остаётся весьма актуальным.

Чтение – это труд,
и труд тяжелый.
Сделать его более производительным, продуктивным – задача современного учителя.

Изменение в Российском образовании и преобразование в обществе требует от педагога нового подхода к процессу обучения. Школа должна способствовать раскрытию личностного потенциала каждого ребенка, воспитанию интереса к учебе и стремления к духовному росту, к здоровому образу жизни и подготовке к профессиональной деятельности.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы по литературному чтению должны отражать:

  • - понимание литературы как явление национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • -осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных эстетических представлений, нравственности;

  • -понимание роли чтения, использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • -достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития;

  • -умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочниками для понимания и получения дополнительной информации.

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.


  • Цель смыслового чтения – научить ребенка максимально точно и полно понимать содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. 

Пути решения:

  • изучить систему специальных упражнений и способов действий, влияющих на параметры чтения и применять их в работе;

  • применение современных инновационных технологий;

  • довести до сведения родителей о правильном руководстве детским чтением и их большой роли в этом процессе;

  • совершенствовать технику чтения;

вести контроль знаний по предмету и техники чтения

На мой взгляд продуктивная деятельность обучающихся:

  • Чтение книг

  • Подготовка творческих работ к прочитанным произведениям

  • Изготовление рисунков и поделок по прочитанным произведениям

  • Конкурсы чтецов, участие в викторинах

  • Ведение читательских дневников.

Приемы обучения смысловому чтению:

  • Если говорить о стратегии предтекстовой деятельности, то можно включить следующие приемы,

«Мозговой штурм».

«Ориентиры предвосхищения».

«Батарея вопросов».

«Соревнуемся  с писателем».

Следующий прием: Антиципация -

это предвосхищение, предугадывание содержания.

  • Является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это существенно ускоряет темп чтения.

  • Один из важнейших приёмов работы с текстом до чтения.

Разновидности антиципации:

  • а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу.

  • б) Восстановление текста с пропущенными элементами.

  • в) Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста.

  • г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?

Следующий прием: Чтение с остановками

  • 1 стадия - вызов. 

Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.

  • На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.

  • 2 стадия - осмыслениеЧтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»

  • Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.

3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа.



Следующий прием: «Варианты развития событий»

Дерево предсказаний:

1.Что будет дальше?

2.Чем закончится рассказ?

3.Как будут развиваться события после финала



Система тренировочных упражнений для совершенствования навыков осознанного чтения.

Логические упражнения, упражнения на восприятие
работа с деформированными текстами

И закончить своё выступление я вновь хочу словами Сесиль Лупан: "Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Ефремова Елена Витальевна

Дата: 16.05.2017

Номер свидетельства: 415969

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Педагогический проект " Организация личностно-ориентированного обучения младших школьников на уроках литературного чтения" "
    ["seo_title"] => string(143) "piedaghoghichieskii-proiekt-orghanizatsiia-lichnostno-oriientirovannogho-obuchieniia-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "155062"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421238402"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Анализ работы ШМО "
    ["seo_title"] => string(18) "analiz-raboty-shmo"
    ["file_id"] => string(6) "241743"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445292580"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"
    ["seo_title"] => string(156) "izuchieniieiosvoieniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiivobuchieniiinostrannomuiazykukaksriedstvorazvitiiakommunikativnykhnavykovuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "267748"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450452394"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программа кружка "Логознайка" "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-kruzhka-loghoznaika"
    ["file_id"] => string(6) "240181"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444967025"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Проектно-исследовательское направление "
    ["seo_title"] => string(44) "proiektno-issliedovatiel-skoie-napravlieniie"
    ["file_id"] => string(6) "233596"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443162340"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства