« Повышение качества осознанного чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»
« Повышение качества осознанного чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»
В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Основным источником познания является книга.
К сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению. Одна из причин – усиление влияния средств массовой информации. Чтение книг заменяется многочасовым просмотром телепередач, а место семейных библиотек занимают теперь видеотеки и компьютерные игры.
В связи с этим вопрос формирования читательской самостоятельности школьников остаётся весьма актуальным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«« Повышение качества осознанного чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»»
Тема по самообразованию: « Повышение качества осознанного чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»
В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Основным источником познания является книга.
К сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению. Одна из причин – усиление влияния средств массовой информации. Чтение книг заменяется многочасовым просмотром телепередач, а место семейных библиотек занимают теперь видеотеки и компьютерные игры.
В связи с этим вопрос формирования читательской самостоятельности школьников остаётся весьма актуальным.
Чтение – это труд, и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным – задача современного учителя.
Изменение в Российском образовании и преобразование в обществе требует от педагога нового подхода к процессу обучения. Школа должна способствовать раскрытию личностного потенциала каждого ребенка, воспитанию интереса к учебе и стремления к духовному росту, к здоровому образу жизни и подготовке к профессиональной деятельности.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы по литературному чтению должны отражать:
- понимание литературы как явление национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
-осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных эстетических представлений, нравственности;
-понимание роли чтения, использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
-достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития;
-умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочниками для понимания и получения дополнительной информации.
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Цель смыслового чтения – научить ребенка максимально точно и полно понимать содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Пути решения:
изучить систему специальных упражнений и способов действий, влияющих на параметры чтения и применять их в работе;
применение современных инновационных технологий;
довести до сведения родителей о правильном руководстве детским чтением и их большой роли в этом процессе;
совершенствовать технику чтения;
вести контроль знаний по предмету и техники чтения
На мой взгляд продуктивная деятельность обучающихся:
Чтение книг
Подготовка творческих работ к прочитанным произведениям
Изготовление рисунков и поделок по прочитанным произведениям
Конкурсы чтецов, участие в викторинах
Ведение читательских дневников.
Приемы обучения смысловому чтению:
Если говорить о стратегии предтекстовой деятельности, то можно включить следующие приемы,
«Мозговой штурм».
«Ориентиры предвосхищения».
«Батарея вопросов».
«Соревнуемся с писателем».
Следующий прием:Антиципация -
это предвосхищение, предугадывание содержания.
Является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это существенно ускоряет темп чтения.
Один из важнейших приёмов работы с текстом до чтения.
Разновидности антиципации:
а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу.
б) Восстановление текста с пропущенными элементами.
в) Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста.
г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?
Следующий прием:Чтение с остановками
1 стадия - вызов.
Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.
На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.
2 стадия - осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»
Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.
3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа.
Следующий прием: «Варианты развития событий»
Дерево предсказаний:
1.Что будет дальше?
2.Чем закончится рассказ?
3.Как будут развиваться события после финала
Система тренировочных упражнений для совершенствования навыков осознанного чтения.
Логические упражнения,упражнения на восприятие работа с деформированными текстами
И закончить своё выступление я вновь хочу словами Сесиль Лупан: "Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”.