Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание на уроках литературы»
Патриотическое воспитание на уроках литературы.
Что такое патриотизм? Патриотизм – это чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям.
Практический интерес к данному вопросу на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания как нравственной основы государственности, как условие силы русского народа, единства и величия России, могущества государства. В связи с этим проблема патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.
Как же решить проблему патриотического воспитания учащихся? Педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Важнейшее место среди них, на мой взгляд, занимают уроки литературы. Именно художественная литература призвана воспитывать личность, оказывать влияние на её духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров, ведь у учителя – словесника всегда в руках книги, которые помогают воспитывать истинного человека, человека духовного. «Книга, - по словам А.Герцена, - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место». Но нужно помнить, что патриотическое чувство не может быть сформировано в короткое время. Его воспитание требует постоянного внимания в течение всего времени обучения в школе. Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает художественная литература.
Художественная литература любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины, рассказы, стихотворения. Отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости – мы видим в древнерусской литературе, в летописи «Повести временных лет», изучающейся на протяжении трех лет. Изучая «Житие Александра Невского», ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единению Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения – вот основной вывод, к которому приходят учащиеся при изучении «Слова о полку Игореве».
В среднем звене огромный материал для патриотического воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Так, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино», учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, размышления автора о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и мн. др. На этих уроках происходит беседа о войне 1812 года и значении Бородинской битвы, рассказ о Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе. Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?».
Высокое патриотическое чувство, всенародный патриотический подъем передает басня И.А. Крылова «Волк на псарне». В ее основе лежит конкретный исторический факт – попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. В результате анализа школьники определяют мораль басни – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь Волка: «С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой». И тут же выпустил на Волка гончих стаю». Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом.
При изучении романа «Дубровский» ребята должны увидеть в А.С. Пушкине писателя, протестовавшего против гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом и будущем родины. На уроках при анализе текста можно использовать сопоставительную характеристику Троекурова и Дубровского, беседу.
Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» – это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса и его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.
Проблемный метод изучения художественной литературы приводит к тому, что ребята с интересом вовлекаются в поиск ответов, овладевая навыками общения, которые позволят им в будущем аргументировано отстаивать свою точку зрения и соглашаться с убедительными доводами других. Этот подход стимулирует активную деятельность учеников в процессе учебного занятия, заставляет их делать осознанный выбор в определении своей гражданской позиции.
Важное место на уроках литературы занимает сопоставительный анализ произведения. Например, при изучении романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ученики учатся сравнивать, сопоставлять, анализировать образ предводителя восстания в разных произведениях: образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина «Пугачев» . Данная работа позволяет ребятам, во-первых, самостоятельно получать знания, на основе которых у них формируются определенные убеждения, во-вторых, через оценку событий формировать систему ценностей. Все это приводит к возникновению у ребенка позитивных гражданских свойств личности.
Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека». Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой Отечественной войны – несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». При анализе текста учащиеся получают задания найти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, ученики отвечают на вопросы: «Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?», «А как бы ты поступил на его месте?». Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают субъектный опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным.
Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне, которые изучаются в разделах «Ради жизни на Земле» (5 класс), «Произведения о Великой Отечественной войне» (6 класс), «На дорогах войны…» (7 класс), «Стихи и песни о Великой Отечественной войне» (8 класс). В них помещены стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина.
Литературные произведения, изучаемые в школе - это лишь небольшая часть культурного достояния народа. Но именно они укореняют нравственный стержень личности. Многое зависит от волшебной встречи с книгой. Они увлекают читателя «течением мыслей», гражданственностью деяний, благородством чувств человека предшествующих эпох, воспитывают у каждого нового поколения умение быть благородным, памятливым. Современная литература и, в первую очередь, проза углубленно и пристально всматривается в героические эпохи истории нашего народа, в духовные и нравственные корни реальных достижений, показывает высокий нравственный потенциал человека. Всё на земле стирается, кроме памяти. Именно поэтому важно воспитание памятью. Именно учителю-словеснику под силу провести такую беседу, чтобы у некоторых ребят на глазах выступили слезы, чтобы она запомнилась на очень долгое время и заложила основу для дальнейшего воспитания чувства патриотизма.
На мой взгляд, особенно эффективным в деле патриотического воспитания является внеклассное чтение. Ценность их я еще вижу в том, что эти методы, формы работы может с успехом использовать и классный руководитель, и родители. Представьте себе реакцию школьников любого возраста, когда учитель очень выразительно и с чувством прочтет на уроке литературы рассказ о мальчишках, один день из жизни которых, возможно, перевернет их сознание. Важно после прочтения этого рассказа обязательно помолчать, обратить внимание на реакцию детей и затем попросить высказаться, не задавая никаких вопросов. Открытия обеспечены. О многом скажет пауза, которая может стать значительнее любых речей. Воспитание в детях таких качеств, как человеколюбие, сострадание, патриотизм возможно на примере следующих произведений:
“Житие князя Александра Невского”,
Л.Н. Гумилёв “От Руси к России”,
Л.Ю.Лермонтов “Новгород”,
А.И. Герцен “Былое и думы”,
Д.Балашов “Господин Великий Новгород”, “Ветер времени”,
Г. Нарышкин “Каменная летопись – тревога наша”,
В.Никитин “Песня старорусских партизан”.
Задача учителя литературы и заключается в том, чтобы создать в процессе анализа образа положительного героя такие учебные ситуации, когда подростки включились бы к размышлению о смысле существования человека в обществе, о его ответственности за свое поведение.
Дорога к сердцам детей лежит через память о тех, кто погиб за наше Отечество. Память вбирает в себя многое: и чувство благодарности к героям войны, и чувство долга, и неприятие зла, и стремление утвердить справедливость в мире. Мы должны знать, что война в действительности – зло, жестокость, смерть. И помогут нам в этом книги о Великой Отечественной войне.
Выбирая для анализа повесть Василя Быкова «Сотников», ставлю задачу заставить учащихся серьезно задуматься над опасностью бездуховности, понять необходимость жить по высоким, требовательным законам нравственности: законам совести, долга, человечности. Эпиграфом к уроку беру слова Быкова: «Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и, предотвратить смерть невозможно?»
Подводя итог всему сопоставительному анализу характеров главных персонажей повести В.Быкова, учитель подводит ребят к выводу, что высокая мера духовности позволяет человеку найти единственно достойное решение в жестоких обстоятельствах жизни, поддерживает его в выборе, когда он предпочитает смерть позору соглашательства. В этом состоит духовная сила партизана Сотникова, в этом источник его подвига.
Анализируя художественную литературу о Великой Отечественной войне, ученики учатся подлинному гуманизму и тогда, когда речь идет не только о любви, но и о ненависти. Важно убедить школьников, что ненависть не может быть слепой, в противном случае она станет разрушительной. Вот почему как о «жестокой дряни» говорит Синцов об автоматчике, который предложил перебить всех раненых в захваченном немецком госпитале. (Роман Бондарева «Берег».) Простая женщина Мария, потерявшая в войне всех близких, и в ненависти, захлестнувшей ее сердце, смогла остановить себя, услышав тихий, сдавленный крик мальчишки – немца: «Мама!» (Закруткин «Матерь человеческая»).
Таким образом, работая в 5-6-х классах, я ставлю перед собой следующие задачи: заинтересовать учеников самим процессом чтения военно-патриотической литературы,
- формирование устойчивой потребности в чтении патриотической литературы,
- потребность в постоянном общении с историческим прошлым родного края, посредством краеведческого материала, историко-архитектурных памятников.
При этом для детей младшего возраста организую совместную работу:
- отбор произведений для литературного чтения,
- чтение и обсуждение тематики произведений,
- определение ключевых слов и понятий,
- посещение историко-архитектурных памятников, связанных с военным прошлым.
В 7-8-х классах – актуализация проблемы патриотического воспитания усложняется, а именно: - усложнение отбора произведений о Великой Отечественной войне,
- дать учащимся круг знаний по военно-патриотической тематике,
- познакомить с важнейшими понятиями,
- выработать умения применять полученные знания на практике.
В этих классах организую: самостоятельную работу учащихся с дополнительными источниками информации,
- использую такие формы работы, при которых обучающиеся пробуют свои силы в разных ролевых позициях – “учителя”, “консультанта”, “руководителя творческой группы”.
Такая работа позволяет ребятам обмениваться собственными мнениями, определять темы и идеи произведений, определять ключевые слова и понятия, влиять на формирование эстетического вкуса одноклассников, развивать их творческую активность.
В старших классах на первый план выдвигается формирование бережного отношения к историческому прошлому России:
- возможность продолжения традиций наших дедов и прадедов,
-формирование собственной точки зрения на проблемы военно-патриотического воспитания и умения аргументированно её доказывать.
Таким образом, работая в современной школе, особый акцент делаю на подборе литературных произведений, соответствующих целям и психологическим особенностям ребят, которые формируют бережное отношение к прошлым заслугам наших воинов-ветеранов ВОВ, воинов-интернационалистов, заставляют детей задуматься о таких понятиях, как Отечество, патриотизм, толерантность.
В. А. Сухомлинский писал: «Путь к вершине долга, долга перед обществом, Отечеством учитель видит в том, чтобы с первых шагов своей сознательной жизни ребенок прикасался сердцем к человеческим судьбам. Чтобы чужие судьбы входили в его сердце, стали глубоко личным делом, чтобы через человеческие судьбы прошел путь к познанию высших интересов». Только с помощью изучения художественной литературы мы можем воспитать истинного патриота своей Родины. Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.
Список использованной литературы
1. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
2. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. – №6. – С. 59–63
3. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
4. Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика. – 2007. – №1. – С. 93 – 101
5. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
6.Суходольская С.А Воспитание гражданственности на уроках русского языка и литературы - Дрофа, 2007, с 69(4)
7. «Практика административной работы в школе» №. 1, 2008 г
8. Рожков, С. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе / С. Рожков // Пед. вестн.- 2003.- N 12.- С. 7.