Просмотр содержимого документа
«Особенности работы на уроках литературы и во внеклассной работе»
Особенности работы на уроках литературы и во внеклассной работе
Цель работы: формирование у обучающихся разностороннего представления о художественной словесности, связанной с Вологодским краем1.
Задачи:
– воспитывать через посредство литературных текстов любовь к малой родине; чувство гордости историей, культурой, традициями, достижениями своего народа;
-развивать коммуникативные умения через освоение социокультурного пространства;
-способствовать развитию индивидуальных склонностей и способностей учащихся;
Объектами и задачами учебной дисциплины Литература могут быть:
- культурные и литературные традиции родного края, жизнь и творчество писателей-земляков (К.Н. Батюшков, А Яшин, Н.М. Рубцов, О. Фокина, В.И. Белов и другие);
- духовный, нравственный и эстетический потенциала произведений;
- научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся, основанная на фактах жизни и творчества писателей и поэтов;
- работа с архивными материалами, источниками СМИ и Интернет-ресурсами;
- взаимодействие с музеями, информационно-культурными центрами, библиотеками и т.д.
Использование краеведческого материала дает возможность обучающимся проявлять интерес к литературе, культуре родного края. Обращение к литературному краеведению должно не только обеспечить обучающимся знаниями, но и сформировать гражданские чувства, развить такие личные качества, как межкультурная толерантность, терпимость и милосердие, приобщить к духовным ценностям народа.
Концепция ФГОС - позиция системно-деятельностного подхода (тезис о том, что развитие личности обучающегося обеспечивается, прежде всего, формированием в процессе активной образовательной деятельности универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных – как основы образовательного процесса; направленностью образовательной деятельности на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектированием и конструированием социальной среды развития обучающихся в системе образования; активной учебно-познавательной деятельностью обучающихся.
Одна из важнейших задач учителя словесности – показать, что произведение искусства (и литературное произведение, в частности) – не примитивное копирование действительности, а творческое переосмысление её; важно, чтобы обучающийся не только понял сюжет, а пытался разгадать авторскую идею.
При изучении темы: «Устное народное творчество» студенты знакомятся с произведениями устного народного творчества северных народов на уроках родной литературы. Материал, полученный на уроках, расширяется экскурсионной программой архитектурно-этнографического музея Вологодской области «Семёнково», где есть возможность прикоснуться к традициям жизни предков, к истокам культуры русского народа.
Вологда - город с богатыми литературными традициями, город Николая Рубцова, Василия Белова, поэтому изучение творчества этих художников слова всегда связано с фестивалем «Рубцовская осень», с циклом мероприятий «Беловские чтения», с выступлениями сотрудников библиотеки с беседами о том, «Как Белов писателем стал».
Студенты активно участвуют в акциях открытого чтения, проводимых Вологодской областной научной библиотекой. Работая над исследовательскими проектами по творчеству писателей-земляков, учащиеся приобщаются к духовной культуре нашего народа. Лучшие работы были заслушаны на студенческой научно-практической конференции «В мире науки и искусства: от теории к практике».
Студенты участвовали в Межрегиональной акции «Сочинение» (к 95 – летию писателя В.П. Астафьева), в межрегиональных интернет-викторинах «Поверьте мне: я чист душою…», посвящённого 85-летию со дня рождения поэта Николая Рубцова в рамках молодёжного 3Р-фестиваля «Россия. Родина. Рубцов», в медиауроках по книге о народной эстетике В. Белова «Лад», по творчеству А.Яшина, О.А Фокиной, Гиляровского, проводимых БУК ВО «Областная универсальная научная библиотека им. И.В. Бабушкина».
Активно используются студентами библиотечные, архивные, электронные ресурсы при работе с произведением. С их помощью происходит развитие навыков обращения к справочно-информационным ресурсам, в том числе и виртуальным. Самостоятельная деятельность, связана с поиском информации о писателе, произведении, его интерпретациях, формировании навыка ориентации в периодических изданиях, других информационных ресурсах, освещающих литературные новинки, рецензии современных критиков, события литературной жизни (премии, мероприятия, фестивали и т.п.).
Изучая творчество вологодских писателей, обучающиеся знакомятся с жизнью и творчеством земляков, они готовят сообщения, презентации, занимаются научно-исследовательской работой, создают проекты; знакомятся со сборниками стихов; переписывают понравившиеся стихотворения в тетради, иллюстрируют стихи; делают вырезки из газет и журналов, участвуют в районных и областных конкурсах, работают с архивными материалами, участвуют в поэтических конкурсах, ведут поисковую и исследовательскую работу, создают карты памятных мест, участвуют в конкурсах на знание произведений, на лучшее чтение, на лучший рисунок по произведениям и т.д.
Сотрудничество с Вологодской научной библиотекой им. Бабушкина расширяет возможности изучения жизни и творчества вологодских писателей.
Учитываются индивидуальные особенности студентов. Любители поэзии (подбирают и заучивают наизусть стихотворения). Биографы и краеведы ведут исследовательские работы «Страницы жизни поэта». Исследователи творчества анализируют стихи, пишут небольшие сочинения – зарисовки. Книголюбы подбирают произведения, оформляют книжную выставку. Творческая группа отвечает за художественное оформление урока. Художники книг выполняют иллюстрации к стихотворениям поэтов.
Литературно-краеведческие знания углубляют представления об исторических и культурных связях родного края с жизнью страны. 2
Выявляя связь литературы со своим краем, знакомясь с творчеством писателей и поэтов-земляков, открываем прекрасное в том мире, который окружает нас, находится рядом с нами, воспитываем любовь к малой родине, без чего немыслима и любовь ко всей стране.
Д. С. Лихачёв: «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать». Эту возможность предоставляет нам использование в своей работе материалов литературного наследия родного края, воспитание в обучающихся положительного отношения к общечеловеческим ценностям, отдельным личностям, их деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Литература Вологодского края. –: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Сост. С.Ю. Баранов. –Вологда: Учебная литература, 2013.
Программы «Литература Вологодской области» / Сост.С.Ю. Баранов, И.В. Мовнар; науч. ред. С.Ю. Баранов. –Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007.
1 Письмо Минпросвещения России от 20.12.2018 N 03-510 «О направлении информации» с рекомендациями по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках.
2Литература Вологодского края. –: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Сост. С.Ю. Баранов. –Вологда: Учебная литература, 2013.