kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности работы на уроках литературы и во внеклассной работе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассматриваются особенности  работы на уроках литературы и во внеклассной работе с использованием краеведческого материала

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы на уроках литературы и во внеклассной работе»


Особенности работы на уроках литературы и во внеклассной работе


Цель работы: формирование у обучающихся разностороннего представления о художественной словесности, связанной с Вологодским краем1.

Задачи:

– воспитывать через посредство литературных текстов любовь к малой родине; чувство гордости историей, культурой, традициями, достижениями своего народа;

-развивать коммуникативные умения через освоение социокультурного пространства;

-способствовать развитию индивидуальных склонностей и способностей учащихся;

- формировать навыки исследовательской деятельности;

Объектами и задачами учебной дисциплины Литература могут быть:

- культурные и литературные традиции родного края, жизнь и творчество писателей-земляков (К.Н. Батюшков, А Яшин, Н.М. Рубцов, О. Фокина, В.И. Белов и другие);

- духовный, нравственный и эстетический потенциала произведений;

- научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся, основанная на фактах жизни и творчества писателей и поэтов;

- работа с архивными материалами, источниками СМИ и Интернет-ресурсами;

- взаимодействие с музеями, информационно-культурными центрами, библиотеками и т.д.

Использование краеведческого материала дает возможность обучающимся проявлять интерес к литературе, культуре родного края. Обращение к литературному краеведению должно не только обеспечить обучающимся знаниями, но и сформировать гражданские чувства, развить такие личные качества, как межкультурная толерантность, терпимость и милосердие, приобщить к духовным ценностям народа.

Концепция ФГОС - позиция системно-деятельностного подхода (тезис о том, что развитие личности обучающегося обеспечивается, прежде всего, формированием в процессе активной образовательной деятельности универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных – как основы образовательного процесса; направленностью образовательной деятельности на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектированием и конструированием социальной среды развития обучающихся в системе образования; активной учебно-познавательной деятельностью обучающихся.

Одна из важнейших задач учителя словесности – показать, что произведение искусства (и литературное произведение, в частности) – не примитивное копирование действительности, а творческое переосмысление её; важно, чтобы обучающийся не только понял сюжет, а пытался разгадать авторскую идею.

При изучении темы: «Устное народное творчество» студенты знакомятся с произведениями устного народного творчества северных народов на уроках родной литературы. Материал, полученный на уроках, расширяется экскурсионной программой архитектурно-этнографического музея Вологодской области «Семёнково», где есть возможность прикоснуться к традициям жизни предков, к истокам культуры русского народа.

Вологда - город с богатыми литературными традициями, город Николая Рубцова, Василия Белова, поэтому изучение творчества этих художников слова всегда связано с фестивалем «Рубцовская осень», с циклом мероприятий «Беловские чтения», с выступлениями сотрудников библиотеки с беседами о том, «Как Белов писателем стал».

Студенты активно участвуют в акциях открытого чтения, проводимых Вологодской областной научной библиотекой. Работая над исследовательскими проектами по творчеству писателей-земляков, учащиеся приобщаются к духовной культуре нашего народа. Лучшие работы были заслушаны на студенческой научно-практической конференции «В мире науки и искусства: от теории к практике».

Студенты участвовали в Межрегиональной акции «Сочинение» (к 95 – летию писателя В.П. Астафьева), в межрегиональных интернет-викторинах «Поверьте мне: я чист душою…», посвящённого 85-летию со дня рождения поэта Николая Рубцова в рамках молодёжного 3Р-фестиваля «Россия. Родина. Рубцов», в медиауроках по книге о народной эстетике В. Белова «Лад», по творчеству А.Яшина, О.А Фокиной, Гиляровского, проводимых БУК ВО «Областная универсальная научная библиотека им. И.В. Бабушкина».

Активно используются студентами библиотечные, архивные, электронные ресурсы при работе с произведением. С их помощью происходит развитие навыков обращения к справочно-информационным ресурсам, в том числе и виртуальным. Самостоятельная деятельность, связана с поиском информации о писателе, произведении, его интерпретациях, формировании навыка ориентации в периодических изданиях, других информационных ресурсах, освещающих литературные новинки, рецензии современных критиков, события литературной жизни (премии, мероприятия, фестивали и т.п.).

Изучая творчество вологодских писателей, обучающиеся знакомятся с жизнью и творчеством земляков, они готовят сообщения, презентации, занимаются научно-исследовательской работой, создают проекты; знакомятся со сборниками стихов; переписывают понравившиеся стихотворения в тетради, иллюстрируют стихи; делают вырезки из газет и журналов, участвуют в районных и областных конкурсах, работают с архивными материалами, участвуют в поэтических конкурсах, ведут поисковую и исследовательскую работу, создают карты памятных мест, участвуют в конкурсах на знание произведений, на лучшее чтение, на лучший рисунок по произведениям и т.д.

Сотрудничество с Вологодской научной библиотекой им. Бабушкина расширяет возможности изучения жизни и творчества вологодских писателей.

Учитываются индивидуальные особенности студентов. Любители поэзии (подбирают и заучивают наизусть стихотворения). Биографы и краеведы ведут исследовательские работы «Страницы жизни поэта». Исследователи творчества анализируют стихи, пишут небольшие сочинения – зарисовки. Книголюбы подбирают произведения, оформляют книжную выставку. Творческая группа отвечает за художественное оформление урока. Художники книг выполняют иллюстрации к стихотворениям поэтов.

Литературно-краеведческие знания углубляют представления об исторических и культурных связях родного края с жизнью страны. 2

Выявляя связь литературы со своим краем, знакомясь с творчеством писателей и поэтов-земляков, открываем прекрасное в том мире, который окружает нас, находится рядом с нами, воспитываем любовь к малой родине, без чего немыслима и любовь ко всей стране.

Д. С. Лихачёв: «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать». Эту возможность предоставляет нам использование в своей работе материалов литературного наследия родного края, воспитание в обучающихся положительного отношения к общечеловеческим ценностям, отдельным личностям, их деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Литература Вологодского края. –: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Сост. С.Ю. Баранов. –Вологда: Учебная литература, 2013.

  2. Программы «Литература Вологодской области» / Сост.С.Ю. Баранов, И.В. Мовнар; науч. ред. С.Ю. Баранов. –Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007.







1 Письмо Минпросвещения России от 20.12.2018 N 03-510 «О направлении информации» с рекомендациями по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках.


2Литература Вологодского края. –: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Сост. С.Ю. Баранов. –Вологда: Учебная литература, 2013.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Особенности работы на уроках литературы и во внеклассной работе

Автор: Попова Татьяна Александровна

Дата: 20.12.2025

Номер свидетельства: 679486

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме "Военная поэзия" "
    ["seo_title"] => string(75) "priezientatsiia-k-uroku-litieratury-v-7-klassie-po-tiemie-voiennaia-poeziia"
    ["file_id"] => string(6) "158407"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421742862"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Разработка интегрированного урока литературы и английского языка для 8 класса по теме: «Эпоха Возрождения. В. Шекспир. Сонеты»"
    ["seo_title"] => string(137) "razrabotka-intieghrirovannogho-uroka-litieratury-i-anghliiskogho-iazyka-dlia-8-klassa-po-tiemie-epokha-vozrozhdieniia-v-shiekspir-soniety"
    ["file_id"] => string(6) "249753"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446971638"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ. (ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ). "
    ["seo_title"] => string(128) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-litieratury-i-vo-vnieklassnoi-rabotie"
    ["file_id"] => string(6) "183778"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425925562"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Презентация к уроку литературы  по теме "Виды пейзажей в русской поэзии и прозе XIX-XX веков" "
    ["seo_title"] => string(102) "priezientatsiia-k-uroku-litieratury-po-tiemie-vidy-pieizazhiei-v-russkoi-poezii-i-prozie-xix-xx-viekov"
    ["file_id"] => string(6) "158428"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421745259"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "ФГОС. Что измелось на уроке? "
    ["seo_title"] => string(28) "fgos-chto-izmielos-na-urokie"
    ["file_id"] => string(6) "221796"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435582383"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства