kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Оружие героев народных сказок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема моей работы «Оружие героев народных сказок». Почему я выбрал эту тему? Я люблю читать сказки, и особенно меня увлекают те сказки, в которых герои побеждают Змея, чудо - юдо, Кощея. Из них я узнал, что герои идут в бой не с пустыми руками, а с оружием. Прочитал несколько сказок и увидел, что у каждого героя есть разный вид оружия. В своей работе познакомлю вас с этими видами оружия, раскрою их значение. Вы узнаете из приведённых отрывков о том, как герои побеждали своих врагов.

Чтобы раскрыть тему работы, поставил перед собой цель раскрыть определение сказки, ознакомиться с содержанием сказок, выделить в них те отрывки, в которых рассказывается о сражениях героев с врагами, узнать значение непонятных слов.

Для достижения целей ознакомился со следующей литературой: с «Энциклопедическим словарём юного литературоведа» (составитель Новиков В.И.), «Словарём русского языка» С.И.Ожегова, сборником сказок А.Н.Афанасьева «Народные русские сказки», сборником В.П.Аникина «Русские народные сказки».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Оружие героев народных сказок »

Содержание.


  1. Введение………………………………………………………………………….3

  2. О сказках………………………………………………………………………….4

  3. Оружие героев народных сказок………………………………………………..6

  4. Заключение……………………………………………………………………....10

  5. Список использованной литературы…………………………..……………….11
























Введение.

Тема моей работы «Оружие героев народных сказок». Почему я выбрал эту тему? Я люблю читать сказки, и особенно меня увлекают те сказки, в которых герои побеждают Змея, чудо - юдо, Кощея. Из них я узнал, что герои идут в бой не с пустыми руками, а с оружием. Прочитал несколько сказок и увидел, что у каждого героя есть разный вид оружия. В своей работе познакомлю вас с этими видами оружия, раскрою их значение. Вы узнаете из приведённых отрывков о том, как герои побеждали своих врагов.

Чтобы раскрыть тему работы, поставил перед собой цель раскрыть определение сказки, ознакомиться с содержанием сказок, выделить в них те отрывки, в которых рассказывается о сражениях героев с врагами, узнать значение непонятных слов.

Для достижения целей ознакомился со следующей литературой: с «Энциклопедическим словарём юного литературоведа» (составитель Новиков В.И.), «Словарём русского языка» С.И.Ожегова, сборником сказок А.Н.Афанасьева «Народные русские сказки», сборником В.П.Аникина «Русские народные сказки».

Актуальность своей работы вижу в том, что сказки говорят нам больше, чем непосредственно заключено в их выдумке. Из народных сказок мы знакомимся с историческим прошлым, с традициями русского народа.











Глава I. О сказках.

Сказка – один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира. Сказки – это занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях. Их ещё в глубокой древности сочинил народ и, передавая их из уст в уста, бережно пронёс через столетия.

Народная сказка – вид устных повествований с фантастическим вымыслом, содержание и формы которого первоначально были связаны с мифами. В них отразилась мудрость народа, его мечта о счастье, его вера в силу любви и дружбы.

Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных.


Сказки о животных.

В сказках о животных всем персонажам приписываются свойства людей. Они могут быть добрыми и злыми, трудолюбивыми и ленивыми, смелыми и трусливыми, умными и глупыми. Лиса, например, почти всегда хитрая, заяц – трусливый, волк – глупый, медведь – добрый. Животные поступают так же, как люди, и даже говорят человеческим языком. Очеловечивание зверей, птиц и насекомых стало литературным приёмом, а объектом изображения являются по большей части люди и их отношения. Такие сказки назидательны. Излюбленный их герой – плут, хитрец и обманщик (лиса, заяц, ворон, паук и другие). Жестокая борьба за существование среди птиц и зверей воспроизводится как иносказательное изображение острых социальных конфликтов.

К сказкам о животных относятся такие русские народные сказки: «Лиса и заяц», «Петушок – золотой гребешок», «Медведь и лиса», «Коза-дереза», Зимовье зверей», «Волк и коза», Глупый волк» и другие.




Волшебные сказки.

Большой любовью детей пользуются волшебные сказки, в которых народ с удивительным размахом и необыкновенно яркой и красочной фантазией отражал свои представления о мире, о стремлениях к счастливой, благоустроенной жизни. В сказках люди мечтали преодолеть реальную мощь внешних сил природы и общества, изображали воображаемую победу над ними, в них воплотились мечты народа об иной, светлой жизни, в которой царит справедливость, а герои неизменно оказываются победителями в жизненной борьбе.

Тема самых распространённых сказочных сюжетов – судьба гонимых и униженных. За верность, доброту, бескорыстие беды таких героев сменяются благополучием. Этому обороту в судьбе герои обязаны вмешательству сверхъестественных сил, обретению волшебного предмета, знанию или умению. В сказках возникла целая плеяда чудесных помощников: конь, лягушка, добрая старушка, жена-волшебница и другие. Они противодействуют врагам: ведьмам, похитителю-вихрю, Кощею, многоголовому зверю и другим. Сказки учили быть твёрдыми в жизненных испытаниях, не мириться со злом, неправдой. Сказочники мечтали о чудесном способе облегчить тяжёлый физический труд, овладеть силами природы.

К волшебным сказкам относятся «Иван-царевич и серый волк», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Сивка-бурка», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Волшебная дудочка», «Чудесная рубашка» и другие.


Бытовые сказки.

Бытовые сказки отличаются острой социальной направленностью. В них обычно рассказывается о богатых и бедных. Бедняки в этих сказках умные, трудолюбивые, умелые, а богачи – злые, глупые, жадные и ленивые. Правда в этих сказках всегда на стороне бедных. Бедняки благодаря своему уму и ловкости выполняют все поручения богатых, отгадывают загадки и наказывают глупых и трусливых царей, купцов, попов. Народ смеётся над злыми и жадными богачами и славит добрых и смелых бедняков. Бытовая сказка нередко переходит в анекдот.

В сказке «Батрак» народ смеётся над глупым и жадным купцом и его женой. Недолго радовался купец, что нанял батрака за очень маленькую плату – за щелчки. Батрак оказался умнее и хитрее его: он не только выполнил все поручения купца и его жены, но и стал хозяином дома и всего богатства купца.

К бытовым сказкам относятся «Глупый мужик», «Мужик и поп», «Портной», «Кашица из топора», «Горшок», «Неумелая жена» и другие.


Глава II. Оружие героев народных сказок.


Мир сказки – мир необычный, удивительный. Его красота волнует. Знакомство со сказками оставляет неизгладимый след в душе на долгие годы – на всю жизнь.

Читая сказку, вместе со сказочниками мы уносимся воображением в подземные царства, поднебесную высь, говорим с солнцем, месяцем, достигаем звёзд, попадаем в дремучие леса, переплываем через огненные реки, видим, как герои побеждают своих врагов.

Я люблю читать русские народные сказки, и особенно меня увлекают сказки, в которых герои побеждают Змея, чудо-юдо, Кощея. Из них я узнал, что герои идут в бой не с пустыми руками, а с оружием: щитом, мечом, палицей, копьём долгомерным, плёткой шёлковой, саблей, дубиною. Значение некоторых слов мне было непонятно, поэтому я обратился к «Словарю русского языка» С.И.Ожегова.

  • Дубина – толстая тяжёлая палка;

  • Копьё – старинное колющее или метательное оружие на древке;

  • Лук – оружие для метания стрел в виде гибкой дуги, стянутой тетивой;

  • Меч – холодное оружие с длинным прямым клинком;

  • Палица – тяжёлая дубина, в старину – боевое оружие;

  • Плётка – короткая плеть, кнут из перевитых ремней или верёвок;

  • Посох – длинная трость – палка для опоры при ходьбе;

  • Сабля – холодное оружие с длинным изогнутым стальным клинком;

  • Щит – предмет старинного ручного вооружения в виде округлой или прямоугольной плоскости для предохранения от ударов, стрел.

Я приведу отрывки из сказок, из которых вы узнаете о том, как герои побеждают своим оружием врагов.

«Иван Быкович снарядился, взял с собой щит, меч…», «Как махнёт богатырь своим острым мечом раз-два, так и снёс у нечистой силы шесть голов» («Иван Быкович»).

«В те поры конь Ивана-царевича ударил со всего размаху копытом Кощея бессмертного и размозжил ему голову, а царевич доконал его палицей» («Марья Моревна»).

«Иван-царевич тотчас оседлал своего доброго коня, надел на себя сбрую ратную, взял меч-кладенец, копьё долгомерное и плётку шёлковую, помолился богу и выехал против неприятеля» («Иван-царевич и белый Полянин»).

«Как пошло время за полночь, взял он свой меч булатный и пошёл к реке Смородине». «Махнул Иван своим булатным мечом раз, два и сшиб у чуда-юда шесть голов». («Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»).

«Пошёл Фёдор царевич на конюший двор, выбирает себе коня неезженного, уздаёт узду неузданную, берёт плётку нехлёстанную, кладёт лвенадцать подпруг с подпругою – не ради красы, а ради крепости…».

«Тут Иван царевич и девица Синеглазка заскакали на три прыска лошадиных, брали палицы боевые, копья долгомерные, сабельки острые. И съезжались три раза, палицы поломали, копья-сабли исщербили – не могли друг друга с коня сбить».

«Девица Синеглазка стала коленкой на его белу грудь и вытаскивает кинжалище булатный – пороть ему белу грудь». («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»).

«И там заказал он старому мудрецу, придворному кузнецу, сковать посох железный в пятьсот пуд. Кузнецы за работу взялись-принялись, куют железо, день и ночь молотами гремят, только искры летят; через сорок часов был посох готов. Пятьдесят человек несут – едва тащат, а Иван Горох взял одной рукой – бросил посох вверх. Посох полетел, как гроза, загремел, выше облака взвился, из вида скрылся».

«…- Теперь я тебя! – зашумел Горох, пустил в Змея посох и так огорошил, что Змея в куски разорвал, разметал, а посох землю пробил, ушёл через два в третье царство». (Сказка о Василисе, золотой косе, непокрытой красе, и об Иване Горохе»).

«Дал леший королевичу ещё палицу-буявицу да плеть шёлковую». «Королевич стегнул дядьку плёткою раз-другой и полетел на вражее воинство: много воинов мечом прирубил, ещё больше конём притоптал, самому Идолищу семь голов снёс» (Королевич и его дядька»).

«Да ведь это меч-саморуб; только стоит махнуть – хоть какая будь сила несметная, всю побьёт! Тут старик вынул свой меч, махнул им и говорит:

- Ступай, меч-саморуб, поруби дремучий лес!

Меч полетел и ну деревья рубить да в сажени класть; порубил и назад к хозяину воротился».

«Казак увидал рать-силу несметную, махнул на неё мечом:

- Меч-саморуб! Сослужи-ка службу; поруби войско вражее.

Полетели головы… И часу не прошло, как вражьей силы не стало». (Царевна-змея»).

«Иван – купеческий сын натянул свой тугой лук, наложил три стрелочки, пустил в разные стороны…» («Вещий сон»).

«Старичок привёл их к большой горе, отворил чугунную дверь и вынес две богатырские сабли». «Мать вышла на двор, глянула – две сабли тяжёлые, богатырские к стене приставлены, едва избушка держится». «Иван обнажил свою острую саблю, размахнулся, ударил и срубил у змея все двенадцать голов». «Начали они биться смертным боем; Иван - солдатский сын так быстро и сильно махал своею саблею, что она докрасна раскалилась». («Два Ивана – солдатских сына»).

«Солдат взял дубину да как стукнет змея по голове!». («про глупого змея и умного солдата»).

Я узнал, что герои сказок являются сильными, мужественными людьми, потому что только сильные люди поднимают меч-кладенец, посох железный в пятьсот пуд, богатырскую палицу.





















Заключение.

Нет сомнения, что чтение народных сказок доставит нам много счастливых минут. Как на крыльях, они унесут нас в воображаемый мир, не раз заставят дивиться богатству народной выдумки, а тем, кто станет размышлять о прочитанном, откроется глубокий смысл народной фантазии. Сказки – умное чудо, сотворённое художественным гением народа.

Я из сказок узнал, что народ боролся за своё счастливое будущее, побеждая своих врагов. Открыл для себя старинные виды оружия, тем самым познакомился с историческим прошлым русского народа. Я пришёл к выводу, что древняя сказка и сегодня учит нас добру, справедливости, верности, отзывчивости.




















Список использованной литературы.


  1. Энциклопедический словарь юного литературоведа. Составитель Новиков В.И. Москва, «Педагогика», 1988.

  2. От былины до считалки. В.Бахтин. Ленинград, «Детская литература», 1982.

  3. Народные русские сказки. Из сборника А.Н.Афанасьева. Москва, «Художественная литература», 1982.

  4. Русские народные сказки. Составление В.П.Аникина. Москва, «Пресса», 1992.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Оружие героев народных сказок

Автор: Цыбжитова Цыбжитма Митыпдоржиевна

Дата: 25.12.2014

Номер свидетельства: 147912

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Викторина по литературе "В мире сказок" "
    ["seo_title"] => string(40) "viktorina-po-litieraturie-v-mirie-skazok"
    ["file_id"] => string(6) "130600"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415951883"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Познавательная игра « Сказочный мир». "
    ["seo_title"] => string(37) "poznavatiel-naia-ighra-skazochnyi-mir"
    ["file_id"] => string(6) "167962"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423154292"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "урок-игра Вот уж эти сказочки"
    ["seo_title"] => string(32) "urok_ighra_vot_uzh_eti_skazochki"
    ["file_id"] => string(6) "355699"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478367743"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Кто много читает, тот много знает"
    ["seo_title"] => string(33) "kto_mnogo_chitaet_tot_mnogo_znaet"
    ["file_id"] => string(6) "501986"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1551596705"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "«Горжусь тобой – мой Казахстан»”"
    ["seo_title"] => string(28) "gorzhus-toboi-moi-kazakhstan"
    ["file_id"] => string(6) "248689"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446750573"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства