Олимпиада по литературе
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников
2015-2016 учебный год
I. Знание текстов художественных произведений.
Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора. (максимальное количество баллов – 3 балла)
1.1 - Не смейся, не смейся, батьку!..
- Смотри ты, какой пышный! А отчего ж бы не смеяться?
- Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу,
поколочу!
1.2 - А где же ключик?
- Здесь и ключ перед вашими очами.
- Отчего же,- государь говорит, - я его не вижу?
- Потому, - отвечают, - что это надо в мелкоскоп.
1.3 - А слыхали вы, ребятки, что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?
- На плотине-то?..
- Да, да, на плотине, на прорванной. Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое такое. Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли водятся.
- Ну, что такое случилось? Сказывай…
- А вот что случилось.
II. Историко-литературные задания.
1.О каких событиях русской истории идет речь в этих произведениях? (Максимальное количество баллов – 3 балла)
1.1 Пушкин «Песнь о вещем Олеге»»
1.2 Лермонтов «Песня про…купца Калашникова»
1.3 Лермонтов «Бородино»
2. Назовите реальных исторических деятелей, которые являются героями следующих произведений: (Максимальное количество баллов – 5 баллов)
Н.С. Лесков «Левша», Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством», А.С. Пушкин «Полтава»
III. Знание теории литературы.
Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены: (максимальное количество баллов – 5 баллов)
1.1 Не сырой дуб к земле клонится,
Не бумажные листочки расстилаются, -
Расстилается сын перед батюшкой,
Он и просит себе благословеньица:
Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице…
1.2 Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол метрополии Российской.
1.3 Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.
1.4 Любишь кататься, люби и саночки возить.
1.5 Спереди пятачок,
сзади крючок,
посередине спинка,
на спинке щетинка.
Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке: (максимальное количество баллов – 1,5 балла)
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный –
Всё вторит весело громам.
IV. Литература и другие виды искусства
1. Какой художник создал пейзаж, являющийся откликом на произведение
М.Ю. Лермонтова и названный первой строкой стихотворения? (Максимальное количество баллов – 1 балл)
V. Интерпретация художественного произведения.
Прочитайте произведение. Какой вопрос о взаимоотношениях людей ставит автор в рассказе? Какие приемы помогают понять позицию автора?
М. ЗОЩЕНКО
СТАКАН
Тут недавно маляр Иван Антонович Блохин скончался по болезни. А вдова его, средних лет дамочка, Марья Васильевна Блохина, на сороковой день небольшой пикничок устроила.
И меня пригласила.
- Приходите, - говорит, - помянуть дорогого покойника чем бог послал. Курей и жареных утей у нас, говорит, не будет, а паштетов тоже не предвидится. Но чаю хлебайте, сколько угодно, вволю и даже можете с собой домой брать.
Я говорю:
- В чае хотя интерес не большой, но прийти можно. Иван Антонович Блохин довольно, говорю, добродушно ко мне относился и даже бесплатно потолок побелил.
- Ну, - говорит, - приходите тем более.
В четверг я и пошел.
А народу приперлось множество. Родственники всякие. Деверь тоже, Петр Антонович Блохнн. Ядовитый такой мужчина со стоячими кверху усиками. Против арбуза сел. И только у него, знаете, и делов, что арбуз отрезает перочинным ножом и кушает.
А я выкушал один стакашек чаю, и неохота мне больше. Душа, знаете, не принимает. Да и вообще чаишко неважный, надо сказать, - шваброй малость отзывает. И взял я стакашек и отложил к черту в сторону.
Да маленько неаккуратно отложил. Сахарница тут стояла. Об эту сахарницу я прибор и кокнул, об ручку. А стакашек, будь он проклят, возьми и трещину дай.
Я думал, не заметят. Заметили, дьяволы.
Вдова отвечает:
- Никак, батюшка, стакан тюкнули?
Я говорю:
- Пустяки, Марья Васильевна Блохина. Еще продержится.
А деверь нажрался арбуза и отвечает:
- То есть как это пустяки? Хорошие пустяки. Вдова их в гости приглашает, а они у вдовы предметы тюкают.
А Марья Васильевна осматривает стакан и все больше расстраивается.
- Это, - говорит, - чистое разорение в хозяйстве - стаканы бить. Это, говорит, один - стакан тюкнет, другой - крантик у самовара начисто оторвет, третий - салфетку в карман сунет. Это что жи будет такое?
А деверь, паразит, отвечает:
- Об чем, говорит, речь. Таким, говорит, гостям прямо морды надо арбузом разбивать.
Ничего я на это не ответил. Только побледнел ужасно и говорю:
- Мне, говорю, товарищ деверь, довольно обидно про морду слушать. Я, говорю, товарищ деверь, родной матери не позволю морду мне арбузом разбивать. И вообще, говорю, чай у вас шваброй пахнет. Тоже, говорю, приглашение. Вам, говорю, чертям, три стакана и одну кружку разбить - и то мало.
Тут шум, конечно, поднялся, грохот.
Деверь наибольше других колбасится. Съеденный арбуз ему, что ли, в голову бросился.
И вдова тоже трясется мелко от ярости.
- У меня, - говорит, - привычки такой нету - швабры в чай ложить. Может, это вы дома ложите, а после на людей тень наводите. Маляр, говорит, Иван Антонович в гробе, наверное, повертывается от этих тяжелых слов... Я, говорит, щучий сын, не оставлю вас так после этого.
Ничего я на это не ответил, только говорю:
- Тьфу на всех, и на деверя, говорю, тьфу.
И поскорее вышел.
Через две недели после этого факта повестку в суд получаю по делу Блохиной.
Являюсь и удивляюсь.
Нарсудья дело рассматривает и говорит:
- Нынче, говорит, все суды такими делами закрючены, а тут еще, не угодно ли. Платите, говорит, этой гражданке двугривенный и очищайте воздух в камере.
Я говорю:
- Я платить не отказываюсь, а только пущай мне этот треснувший стакан отдадут из принципа.
Вдова говорит:
- Подавись этим стаканом. Бери его.
На другой день, знаете, ихний дворник Семен приносит стакан. И еще нарочно в трех местах треснувший.
Ничего я на это не сказал, только говорю:
- Передай, говорю, своим сволочам, что теперь я их по судам затаскаю.
Потому, действительно, когда характер мой задет, - я могу до трибунала дойти.
1923
Олимпиада по литературе
7 класс
Ответы
I. Знание текстов художественных произведений.
1.
1.1 Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»
1.2 Н.С. Лесков. «Левша»
1.3 И.С. Тургенев. «Бежин луг»
II. Историко-литературные задания.
1.
1.1 Смерть князя Олега от коня своего
1.2 Эпоха правления Ивана Грозного
1.3 Бородинское сражение 1812 года
2. Николай I, Александр I; Екатерина II; Петр I, Карл XII
III. Знание теории литературы.
1.
1.1 Былина
1.2 Житие
1.3 Басня
1.4 Пословица
1.5 Загадка
2. Эпитет, олицетворение, инверсия
IV. Литература и другие виды искусства
И. Шишкин «На Севере диком…»
V. Интерпретация художественного произведения
Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе – 8
Уровень владения теоретико-литературными знаниями – 3
Обоснованность привлечения текста произведения – 3
Последовательность и логичность изложения – 3
Следование нормам речи - 3