Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по литературе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
Олимпиадные задания для 7-8 классов
школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по
литературе в 2017/2018 учебном году
Составитель: Дерябина
Елена Владимировна,
учитель русского языка и
литературы высшей категории
Югорск, 2018
Олимпиадные задания для 7-8 классов
школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по
литературе в 2017/2018 учебном году
1.1. Прочитайте стихотворения Ивана Бунина и Федора Тютчева, выполните
сравнительный анализ стихотворений. Выполните сравнительный анализ предложенных произведений. Вы можете опираться на данные после стихотворений вопросы, а можете выбрать собственный путь анализа.
Работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.
(10 баллов)
Иван Бунин
***
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…
Фёдор Тютчев
***
Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землёю, И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье — и на всём Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовём Божественной стыдливостью страданья.
Какая тема является общей для этих стихотворений?
Каким настроением проникнуты стихотворения?
Определите главную мысль стихотворения И.Бунина.
Определите главную мысль стихотворения Ф Тютчева.
В чем сходство, а в чем различие авторских интерпретаций?
Каким вы представляете внутренний мир лирического героя в стихотворениях И. Бунина и Ф.Тютчева?
Какие художественные средства используют поэты для раскрытия темы и идеи произведений?
Определите стихотворный размер стихотворений?
Какие чувства вызывают у вас эти стихотворения?
1.2. Наверняка прочитанные стихотворения русских поэтов-классиков навеяли на вас определенное настроение. Напишите творческую работу на тему «Осенняя сказка». Это может быть сказка, рассказ, пейзажная зарисовка, очерк, эссэ, стихотворение.
(10 баллов).
Критерии оценки и комментарии.
Задание 1.1. требует некоторых навыков аналитической работы с текстом, навыков сравнительного анализа.
Основная его цель – проверка умения понимать текст и это понимание обосновывать.
Рекомендуемое количество баллов – 10 (по 1б за ответ на каждый вопрос, 1 балл за целостность и связность текста).
При оценке ответа на вопрос 1.1. учитывается степень детализации ответа: умение увидеть перекликающиеся подробности в двух поэтических текстах и обосновать их роль в поэтическом сюжете, охарактеризовать настроение лирического героя в каждом стихотворении.
Задание 1.2. требует самостоятельного поиска жанра для создания собственного произведения (по выбору учащегося).
При проверке творческой работы следует учитывать следующие критерии:
соответствие выбранному жанру,
соответствие теме,
использование в работе изобразительно – выразительных средств,
целостность и связность, последовательность и логичность, композиционная стройность в раскрытии темы,
оригинальность.
Рекомендуемое количество баллов – 10 (по 2балла за каждый критерий).