kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образ Петра Первого в произведениях Александра Сергеевича Пушкина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образ первого российского императора Петра Первого занимает важное место в произведениях А.С.Пушкина. На данном уроке рассмотрим, как менялось восприятие данной личности в творчестве писателя с течением времени.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образ Петра Первого в произведениях Александра Сергеевича Пушкина»



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТАГАНРОГСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»







Методические разработка урока с применением дистанционных образовательных технологий

Тема урока: Образ Петра Первого в произведениях

Александра Сергеевича Пушкина










Автор работы:

преподаватель русского языка

и литературы

ГБПОУ РО «ТМехК»

Дихтярь Ольга Николаевна















2022


Тема урока: Образ Петра Первого в произведениях

Александра Сергеевича Пушкина


Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра

А.С.Пушкин


 Цели:

- раскрыть отношение автора к Петру Первому как к государственному деятелю и как к человеку;

- показать мастерство А.С.Пушкина в раскрытии образа Петра Первого;

- закрепить знания обучающихся, полученных на уроках истории и литературы.

 Задачи:

  1. Образовательная:

- выяснить роль Петра Первого в истории государства Российского и определить отношение автора к нему;

- вспомнить художественно-изобразительные средства языка;

- научиться использовать для решения познавательных задач различные источники информации.

2. Развивающая:

- развивать навыки анализа текста произведения;

- формировать умения определять понятия и делать выводы;

- развивать умения выразительного чтения наизусть;

3. Воспитательная:

- прививать обучающимся гордость и уважение к деятельности великих людей на примере жизнедеятельности Петра Первого и к историческому прошлому своей страны.


Оборудование:

тексты поэм А.С.Пушкина «Полтава», «Медный всадник», стихотворения «Стансы», словарь В.И.Даля;

портреты Петра Первого и А.С. Пушкина;

иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина«Стансы», «Полтава», «Медный всадник»;

ИКТ: компьютер, с выходом в интернет, телевизор, презентационный материал.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы исследования:

- чтение и сравнительно-исторический анализ произведений художественной литературы;

- наблюдение и сравнение образа Петра Первого в произведениях

А.С.Пушкина;

- обобщение и систематизация полученных данных.


 Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Слово преподавателя. Актуальность данной темы урока

В 2022 году Россия будет отмечать 350-летие со дня рождения великого реформатора, человека, преобразившего нашу страну – Петра Первого. В результате его деятельности Россия стала империей и могла смело соперничать с ведущими европейскими державами.

Слайд 1. Слайд 2

Тема Петра Первого является актуальной еще по одной причине. Мы живем в городе, основанном Петром в 1698 году. Петр основал город Таганрог как первый военный форпост на юге России. Если пройтись по Комсомольскому скверу города, по его исторической части, то можно увидеть грандиозное девятиметровое сооружение. Это памятник Великому Петру.


Ребята, давайте посмотри, как вы справились с домашним заданием. (обучающимся было дано опережающее задание: найти документальные фильмы о городе Таганроге и о его основателе Петре I. Ссылки этих фильмов были заранее сброшены преподавателю на электронную почту).

Ваши документальные фильмы о Петре Первом и городе Таганроге были мной изучены, и лучшие моменты я вам предлагаю посмотреть на уроке.

Просмотр отрывков из документальных фильмов.

Ссылки от обучающихся:

https://ok.ru/video/1554385094: «Петр Первый в истории Таганрога»

https://vk.com/video-79724218_456241162: «Живая память Таганрога»

https://www.youtube.com/watch?v=73OUomHF57k: «Таганрог. Крепости

Петра I»

Образ первого российского императора Петра Первого занимает важное место в произведениях А.С.Пушкина. На данном уроке рассмотрим, как менялось восприятие данной личности в творчестве писателя с течением времени. Петр Первый остается до сих пор личностью загадочной и спорной в русской истории. Но ясно одно - за свое Отечество он готов был отдать жизнь.

Слайд 3

Просмотр отрывка документального фильма о Петре I.

Ссылка:

https://yandex.ru/video/preview/?text Следы Истории: «Петр Первый» (документальный фильм)

3. Обучающиеся зачитывают цитаты великих людей о личности Петра Первого.

Обучающийся подготовил в качестве опережающего индивидуального задания презентационную работу по теме урока.

Слайд 4

1. М.В.Ломоносов (отрывок из «Оды на пресветлый и торжественный праздник рождения Ея Величества и для всерадостного рождения... великия княжны Анны Петровны... декабря 18 1757 года»:

Красуйтесь многие народы:

Господь умножил Дом Петров.

Поля, леса, брега и воды!

Он жив, надежда и покров,

Он жив, во все страны взирает,

Свою Россию обновляет,

Полки, законы, корабли

Сам строит; правит и предводит,

Натуру духом превосходит —

Герой в морях и на земли.

О божеский залог! О племя!

Чем наша жизнь обновлена,

Возвращено Петрово время...


  1. А.П.Сумароков (отрывок из стихотворения «Дитирамб»):

 Там, где звери обитали,

Обитают Россы двесь.

Там, где птицы не летали,

Градами покрыт край весь.

Где снега вовек не тают,

Там науки процветают.

 Разверзается мне боле

Высоты небесной вид.

Петр Великий к нам оттоле

Превеселым ликом зрит.

Зри, исполненны утехи

В мире, Петр, твои успехи!

Слайд 5


  1. Г.Р.Державин (отрывок из оды «Вельможа):

Оставя скипетр, трон, чертог,

Быв странником, в пыли и в поте,

Великий Петр, как некий бог,

Блистал величеством в работе.

 Слайд 6

4. А.С.Пушкин (отрывок из поэмы «Стансы):

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Слайд 7

  1. Работа над стихотворением «Стансы»:

(текст стихотворения находится у обучающихся на партах)

Преподаватель в качестве опережающего задания предложил студентам прослушать дома данное лирическое произведение и устно на уроке выразить свои впечатления от прослушанного. Ссылки были отправлены обучающимся на электронные почты.

Ссылки для обучающихся:

https://www.youtube.com/watch?v=O5tD3N9nbo0

https://www.youtube.com/watch?v=UI2vO5DHqYU

а) работа над лексическим значение слова «стансы».

Обучающийся отправляется за ответом на сайт Википедии

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%8B

Стансы (от итал. «остановка») – стихотворение, состоящее из нескольких четверостиший, в котором конец строфы служит концом предложения.

б) выразительное чтение наизусть стихотворения (опережающее индивидуальное задание);

Вопрос: каково ваше впечатление от прослушанного стихотворения мастерами художественного слова? Какие чувства вами овладели после услышанного?

Слайд 8

в) история создания стихотворения (опережающее индивидуальное задание)

Одним из первых лирических произведений, посвященных теме Петра Первого –стихотворение «Стансы», написанное в 1826 году. Это время правления еще нового, никому не известного императора Николая Первого. Начало его правления совпало с восстанием декабристов и жесточайшим подавлением свободной мысли. У декабристов были найдены вольнолюбивые стихи А.С.Пушкина. Но царь знал и понимал величие поэта и его влияние на молодые умы России и предложил Александру Сергеевичу Пушкину высказать свои мысли в стихах. Пушкин пишет «Стансы».

г) вопросы по тексту:

- воспринимает ли А.С.Пушкин Петра как идеального монарха?

Поэт восхваляет Петра (обучающиеся при ответе опираются на текст произведения и приводят примеры, зачитывая строки):

Самодержавною рукой 
Он смело сеял просвещенье, 
Не презирал страны родной: 
Он знал ее предназначенье. 

- У Пушкина Петр Первый занятый, деятельный человек или веселящийся монарх?

По мнению Пушкина, Петр – «то академик, то герой, то мореплаватель, топлотник» - был «вечным» работником, занятым, деятельным человеком.

- Какие заслуги Петра ставит поэт в пример новому императору?

В годы правления Петра I Россия сделала большой шаг вперед в своем развитии благодаря различным реформам, предпринятым царем. Петр I был предан России и верил в ее силы: «не презирал страны родной, он знал ее предназначенье».

- Что можно сказать об образовании Петра Первого?

Он постоянно тянулся к знаниям, сам учился и заставлял учиться других: «самодержавною рукой он смело сеял просвещенье».

- Дает ли Пушкин наставления правящему царю?

В последней строфе поэт дает наставления новому царю: 

Во всем будь пращуру подобен: 
Как он, неутомим и тверд, 
И памятью, как он, незлобен.

д) анализ изобразительно-выразительных средств языка:

Обучающиеся ищут в тексте эпитеты, олицетворения, метафоры.

Эпитеты:

«Славных», «буйного», «всеобъемлющей», «вечный», «неутомим и тверд», «незлобен» - большинство эпитетов характеризуют личность выдающегося реформатора.

Олицетворения:

«Самодержавною рукою... сеял, не призирал…, знал» - часть тела олицетворяется и превращается в исполнительную власть Петра I.

Метафоры:

«Правдой он привлек». «Нравы укротил», «сеял просвещенье» метафоры показывают масштабы преобразований великого правителя.

5. Образ Петра Первого в поэме «Полтава»

а) историческая справка о Полтавской битве (опережающее индивидуальное задание).

Слайд 9

Северную войну со Швецией Россия вела за выход к Балтийскому морю. После тяжелых потерь и неудач Петр Первый осуществил грандиозную реформу. В 1709 году состоялось генеральное и решающее сражение Северной войны - Полтавская битва. Войска Карла Двенадцатого были разгромлены русской армией под руководством Петра Первого. Это битва стала переломным моментом в Северной войне в пользу России.

Слово преподавателя:

Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент фильма «Слуга государев. Полтавская битва».

Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=VfrLhtBW33g

б) анализ поэмы «Полтава». Вопросы по тексту:

- обратим внимание на облик Петра Первого. Каким предстает перед нами Петр I со страниц поэмы «Полтава?

Перед решающим Полтавским боем весь облик Петра говорит о его готовности к страшной и решающей схватке. Петр Первый был непревзойденным флотоводцем и полководцем. Именно он создал российский флот и российскую армию. Сам Бог руководит его действиями:


Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с Богом!»


- Принимает ли участие Петр Первый в Полтавской битве?

Во время Полтавского боя Петр сам принимает участие в сражении: «он промчался пред полками, могущ и радостен, как бой», воодушевляя своим личным примером полк.

Слайд 10

- Как передана душевная щедрость Петра?

После тяжелой битвы русский царь пирует, отмечая победу над шведами, и в этом эпизоде Петр вновь прекрасен своей душевной щедростью:


При кликах войска своего,
В шатре своем он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок подымает.

В шатре пирует победитель. Петр угощает «своих вождей, вождей чужих, иславных пленников ласкает». Победитель великодушен, он поднимает чашу за здоровье тех, кто научил его воевать, проигрывать достойно и выигрывать с честью.

Слайд 11
- Что именно привлекает А.С.Пушкина в образе Петра Первого?

Внимательно читая текст пушкинской поэмы «Полтава», понимаем, что поэта привлекает полководческий дар Петра I, его желание укрепить границы России и показать всемвоенную силу своей страны. Для А.С. Пушкина здесь важна не только конкретная историческая личность российского самодержца, но и его победы на благо отечества:

В гражданстве северной державы,
В ее воинственной судьбе,
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе.

- Связан ли образ Петра Первого с образом России?

Несомненно. А.С. Пушкин в поэме «Полтава» описывает победу, взросление и славу Петра I, и России:
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра…

в) анализ изобразительно-выразительных средств языка:

- Антитеза

В центре поэмы Пушкин изображает Полтавский бой. Для раскрытия образа Петра Первого поэт использует антитезу. Карл 12 «бледен, недвижим», «несомый верными слугами в качалке». В противовес ему Петр нарисован как энергичный, смелый и сильный император: "весь, как божия гроза», «движенья быстры», «он промчался пред полками».

- Сравнение

Чтобы показать стремительность действий Петра, его силу, Пушкин использует сравнения: «он весь, как божия гроза», «могущ и радостен как бой».

- Метафоры: «глаза сияют» - излучают радость, ликование, предчувствие победы, «он поле пожирал очами».

- Эпитеты: «лик ужасен» - т.е. грозен для врага, а для своих солдат он «прекрасен».

- Лексика поэмы: высокая, устаревшие слова и формы.

Лексика придает речи приподнятость и торжественность:

«лик», «прах», «сии», «глас»; высокую лексику: «вдохновенный», «жребий». Эти слова передают важность и величие предстоящего события. Солдаты проникаются уважением, мужеством и отвагой, когда видят своего царя в битве.

В поэме «Полтава» А.С.Пушкин показывает читателю не только заслуги Петра Первого, но и его человеческие качества: вспыльчивость, порой стихийная необузданность его характера, щедрость, любовь к Отечеству.




  1. Образ Петра Первого в поэме «Медный всадник»

Слово преподавателя.

Исторический деятель может создать памятник себе при жизни только значимыми патриотическими делами во имя народа и родины. Конечно же, речь идет о доброй памяти потомков. Это прекрасно показал А.С.Пушкин в поэме «Полтава».

Слайд 12

- Что же можно считать рукотворным памятником Петру Первому? Несомненно, это город Петербург!

Преподаватель предлагает посмотреть отрывок из документального фильма «Памятники. Медный всадник. История создания».

Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=RyonHG1gqRE

а) Обучающиеся выразительно читают наизусть отрывок из вступления к поэме «Медный всадник» (опережающее задание).

Слово преподавателя.

Как показал анализ предшествующих произведений, А.С.Пушкин восхваляет Петра. В поэме «Медный всадник» перед нами возникает ряд вопросов:

- рассматривает ли Пушкин Петра Первого как идеального монарха?

- рассматривает его как отрицательного героя?

- А.С.Пушкин применяет двойственный подход к оценке Петра?

На эти и другие вопросы нам предстоит ответить, анализируя поэму.

б) Анализ поэмы. Вопросы

- Нужен ли был город Петербург Российскому государству?

Бесспорно, основанный Петром город был нужен России:

Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Но многие исследователи считают, что город построен на ненадежном месте. Болотистая местность, постоянные ветра, водные разливы, снежные заносы и другие факторы говорят об опасном расположении Петербурга. Петр строил город, думая в первую очередь о государстве, а не о народе:

Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

- Каким изображен Петр во вступлении к поэме?

Царственный и величественный образ Петра возникает с первых станиц поэмы. Это образ царя-преобразователя. Именно он задумал и совершил великое дело – укрепление границ Русского государства на берегах Балтийского моря. А.С.Пушкин рисует Петра как покорителя природы, стихии:

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. 

- Какие чувства испытывает автор?

Пушкина переполняет гордость. Он гордится делами Петра и красотой, стройностью, мощью и величием Петербурга:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит…

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия…

Слайд 13

Ребята, давайте посмотри, как вы справились с домашним заданием. (обучающимся было дано опережающее задание: найти прочтение поэмы «Медный всадник» мастерами художественного слова. Ссылки были заранее сброшены преподавателю на электронную почту).

Преподаватель предлагает ребятам прослушать отобранные отрывки из поэмы в исполнении мастеров художественного слова

Ссылки обучающихся:

https://www.youtube.com/watch?v=oK_DwoHDkds: читает Олег Ефремов

https://www.youtube.com/watch?v=99fNiBQ1MqI: читает Михаил Казаков

https://www.youtube.com/watch?v=41yCo5jPHwU: читает Анатолий Папанов

Слово преподавателя

Далее на смену Петру Первому приходит удивительный и даже странный герой – Медный всадник. Это скульптурная композиция, выполненная иностранным скульптором Фальконе.

Слайд 14

- Что представляет собой данная скульптурная композиция?

Несомненно, Медный Всадник, расположенный в Петербурге на Сенатской площади - самый известный памятник Петру Первому в России. Согласно легенде, данный монумент стоит на страже города. Российский император восседает на вздыбленном коне, и столице ничего не грозит. Скульптор подчеркивал, что хотел изобразить Петра не полководцем, а законодателем.

- Можно ли говорить о двойственном отношении А.С.Пушкина к образу Петра?

Во Вступлении поэмы имя Петра дважды заменено местоимением он: «стоял он, дум великих полн», «и думал он: отсель грозить мы будем шведу». Пушкин не называет своего героя по имени. Больше упоминаний о Петре живом нет, есть только памятник – Медный всадник. Это говорит о двойственном отношении к Петру. С одной стороны, это «мощный властелин судьбы», державец полумира», «строитель чудотворный», с другой, «кумир на бронзовом коне», «горделивый истукан», «грозный царь».

- Как называется такой троп?

Описательный оборот, перифраз.

- А что обозначают слова властитель, властелин, истукан?

Работа со словарем В.И.Даля (индивидуальное опережающее задание).

Властитель, властелин – владелец, владетель, кто держит власть, право и

силу над чем, кто повелевает, управляет, владеет.

Истукан (истюкать, изсечь тюкая) – статуя, изваянный образ,

изображение, болван, идол, кумир, языческий божок круглой работы.

Обучающиеся делают следующие выводы:

В поэме «Медный всадник» как будто происходит раздвоение личности царя: два противоположных начала нашли отражение в разных литературных героях: образе Петра и образе Медного всадника. Отношение А.С.Пушкина к своему герою неоднозначно. Перед нами уже не великий преобразователь, а грозный царь, который во имя великих деяний в интересах государства совсем не думает о простои народе.

Слово преподавателя:

Цель нашего урока была достигнута. На примере художественных произведений А.С.Пушкина раскрыли отношение поэта к Петру Первому и мастерство художественного изображения царя-реформатора. Также проследили связь художественной литературы и истории. В ходе урока стало понятно, почему А.С.Пушкин интересовался личностью Петра Первого. Петр – великая и интересная фигура в истории государства Российского, личность, перевернувшая ход русской истории. Петр был и остается интересным, загадочным и непостижимым человеком.

Слайд 15

7. Домашнее задание: пройти по ссылке и ответить на вопросы теста по поэме «Медный всадник». Ссылка: https://docs.google.com/forms/d/1fv3psinp7nU1Mj4huFSGb9i2x5R...

Используемая литература:

  1. Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. – М.: Художественная литература, 1986.

  2. Благой Д. Мастерство Пушкина. М.: Советский писатель, 1955.

  3. Литература: Справ. материалы: Кн. для учащихся/ С.В. Тураев, Л.И. Тимофеев, К.Д. Вишневский и др. – М.: Просвещение, 1988.

  4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. толковый словарь русского языка. – М: Азбуковник, 1988.

















Рецензия на методическую разработку по дисциплине ОУП. 02. Литература для специальностей 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы, 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях, 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем по теме: «Образ Петра Первого в произведениях А.С.Пушкина».

Данная методическая разработка развивает навыки анализа текста, формирует умения определять понятия и делать выводы, а также прививает обучающимся гордость и уважение к деятельности великих людей на примере жизнедеятельности Петра Первого и к историческому прошлому своей страны.

Преподаватель уделяет большое внимание развитию творческого потенциала обучающихся, умению мыслить, творить, благодаря новым подходам пробуждает в них добрые, искренние чувства. В работе рассматриваются различные эффективные методики освоения предмета.

Преподаватель в данной методической разработке постарался показать различные способы изучения данного материала, поделился собственным опытом работы.


Рецензент: преподаватель высшей категории ГБОУ СПО РО «ТМехК»

_________________ Васильева Т.З.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Образ Петра Первого в произведениях Александра Сергеевича Пушкина

Автор: Дихтярь Ольга Николаевна

Дата: 30.05.2022

Номер свидетельства: 608415

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Книжная выставка Как способ раскрытия личности А.С.Пушкина к 225-летию гения слова"
    ["seo_title"] => string(80) "knizhnaia_vystavka_kak_sposob_raskrytiia_lichnosti_a_s_pushkina_k_225_letiiu_gen"
    ["file_id"] => string(6) "653646"
    ["category_seo"] => string(9) "librarian"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1719318450"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Образ слуги в литературных произведениях "
    ["seo_title"] => string(47) "obraz-slughi-v-litieraturnykh-proizviedieniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "222532"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1436429722"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Презентация " А.С. Пушкин" "
    ["seo_title"] => string(29) "priezientatsiia-a-s-pushkin-1"
    ["file_id"] => string(6) "182727"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425576663"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Вечно живой Пушкин"
    ["seo_title"] => string(21) "vechno_zhivoi_pushkin"
    ["file_id"] => string(6) "548604"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1588498900"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Традиции Пушкина, Гоголя, Некрасова. "
    ["seo_title"] => string(116) "obraz-pietierburgha-v-romanie-f-m-dostoievskogho-priestuplieniie-i-nakazaniie-traditsii-pushkina-gogholia-niekrasova"
    ["file_id"] => string(6) "165365"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422800858"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства