kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыкальные образы и образ музыки в русской литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для подготовки к олимпиаде по литературе. Тема муниципального этапа олимпиады по литературе: «Музыкальные образы и образ музыки в русской литературе». Подборка тезисов по теме и отсылка к произведениям русской литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыкальные образы и образ музыки в русской литературе »

Материалы для подготовки к олимпиаде по литературе


Тема муниципального этапа олимпиады по литературе: «Музыкальные образы и образ музыки в русской литературе».

Музыка должна сыграть по отношению к поэтическому произведению ту же роль, какую по отношению к точному рисунку играет яркость красок.

Кристоф Глюк


Музыка, "звучащая" на страницах литературных произведений, появляется в них совсем не случайно. Попытаемся отметить наиболее яркие функции использования образа музыки в литературном произведении.

- Музыкальный образ как лейтмотив, сюжетный стержень литературного произведения ("После бала", "Крейцерова соната" Л. Н. Толстого).

- Музыкальный образ как отражение психологической характеристики персонажей (музыка – двойник героя), ("Крейцерова соната" Л.Н.Толстого).

- Образ музыканта и его представление о музыке как отражение авторской идеи ("Моцарт и Сальери" А.С. Пушкина, "Кавалер Глюк" Гофмана).

- Структура музыкального произведения как основа для создания произведения литературного (романс в стихотворении А.Фета, реквием в "Моцарте и Сальери" Пушкина, музыкальная импровизация в стихотворении Б.Л.Пастернака).


Взаимосвязь литературного произведения и музыки может выражаться и через использование средств создания образа из одного вида искусства внутри другого, так, например, в литературе активно используются звукопись, система разнообразных повторов, образы – лейтмотивы и т. д., пришедшие из музыки.

Итак, образ музыки в литературном произведении помогает сделать образы более "выпуклыми", "живыми", "яркими", к одномерному изображению мира и человека в тексте добавляется еще одно "стерео" изображение. Все это позволяет говорить о благотворном влиянии музыкальных образов на литературное произведение, которое активно используют авторы для создания художественного мира своих произведений:

ГОНЧАРОВ, «ОБЛОМОВ»: когда Ольга Ильинская поёт, то Обломов плачет, через музыку и пение Ольги Обломову слышится её душа.

И.С. ТУРГЕНЕВ, "АСЯ": герой слышит прекрасную музыку, вальс, когда влюблён.

И.С. ТУРГЕНЕВ "ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО": образ учителя музыки Христофора Федоровича Лемма и звучание музыки

Музыка в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»

Роман И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» был написан в 1858 году. Сам автор впоследствии отмечал, что «Дворянское гнездо» имело самый большой успех, который когда-либо выпадал ему на долю. Главная сюжетная линия романа отражает историю любви главных героев — Лизы Калитиной и Лаврецкого. Можно говорить о преобладании в романе романтического настроения, связанного также с образом старого музыканта Лемма — представителя немецкой романтической культуры. Романтическое настроение романа создаётся и поддерживается беспрерывно звучащей со страниц книги музыкой, ведь музыка способна выразить самые тонкие оттенки человеческих чувств и переживаний, раскрыть внутренний мир человека. Музыкой усиливается и оттеняется эмоциональность романа. Музыку сочиняют сами персонажи, она отражает их душевное состояние в отдельные моменты, передаёт окружающую их бытовую атмосферу, дополняя красоту природы, усиливая лиризм и общий поэтический колорит романа. Но музыка для писателя, точнее, отношение героев романа к музыке — это ещё и средство характеристики персонажей, способ выражения авторского отношения к ним. В центре нашего внимания - редкое и непривычное средство характеристики — музыка. Например, Владимир Николаевич Паншин ( ловкий, умный, недурён собой, любезный, талантливый,“…Мило пел, бойко рисовал, писал стихи, весьма недурно играл на сцене, исполняет романс, что не понравилось старому музыканте Лемму: позёрство, искусственность, к тому же Лемм не любит лёгкую музыку.)

В этом фрагменте Тургенев, характеризуя своего героя, выражает мнение некоторых своих современников. Романс, как и народную песню, в середине XIX века считали поверхностным и легкомысленным жанром музыки. На такие сочинения смотрели как на вещи, способные развлечь, развеять скуку. Тексты романсов повествовали о грусти, печали, сердечной тоске, неразделённой любви. Именно таков романс, исполняемый Паншиным, а вот бетховенскую сонату ему не удалось сыграть, т.к. лишь Своё и заученное он играл очень мило», то есть лучше всего у него получалось заученное.

Положительные герои романа, напротив, разбираются в серьезной музыке, таковы Лаврецкий “страстно любил музыку, дельную, классическую” и Лемм: Лемм “музыку знал основательно”, “поклонник Баха и Генделя, знаток своего дела”, “стал бы в ряду великих композиторов своей родины”.

Тургенев в романе воплощает одну из своих заветных идей о том, что красота произведений искусства, могучая сила творчества возвышает человека, преображает людей. Чудаковатый, нелепый Лемм становится неузнаваемым, когда творит свою музыку.

Лиза — единственная героиня, чей чудесный образ нарисован с глубокой симпатией и светлой грустью. Лиза появляется в романе в конце третьей главы, но у нас уже складывается представление о ней (религиозность, духовность, возвышенность, к тому же этот подарок уже предсказывает дальнейшую судьбу Лизы — уход в монастырь) через подарок, какой она получает от Лемма. (Духовная кантата.)

— Как и все персонажи романа, Лиза знает и любит музыку.

Откроем последние страницы романа. Через восемь лет Лаврецкий вновь оказывается в доме Калитиных, в котором автор выделяет единственный сохранившийся с тех лет предмет — фортепьяно. Этот слабый, но чистый звук снова напомнил Лаврецкому о Лизе, и роман окончится выражением веры в молодое поколение, которое сумеет найти свой путь к счастью: “Играйте, веселитесь, растите, молодые силы…” (Сравните с пушкинским: “Здравствуй, племя младое, незнакомое!”) В «Дворянском гнезде» Тургенев прощался с прошлым и обращал свой взор к новому поколению, в котором он видел будущее России.


А.С. ПУШКИН "МОЦАРТ И САЛЬЕРИ": эта "маленькая трагедия" Пушкина представляет собой размышление автора о сущности творчества, о гениальности, о назначении искусства. Пушкин меняет первоначальный вариант названия "Зависть" на "Моцарт и Сальери", т.к. его интересует не нравственность завистника, а философия художника – творца. Музыка здесь – предмет спора героев, каждый из которых имеет свое представление об искусстве и его роли.

Л.Н.ТОЛСТОЙ "КРЕЙЦЕРОВА СОНАТА" Понимание музыки как сильнейшего раздражителя души. Музыка как герой, живая, действующая. В 19 веке мужа музыка в жизни жены стала предметом ревности...

«Они играли Крейцерову сонату Бетховена. У!… Страшная вещь эта соната… И вообще страшная вещь эта музыка… Говорят, музыка действует возвышающим душу образом – вздор, неправда!“

Л.Н.Толстой убежден, что "лирическая поэзия и музыка имеют отчасти одну цель – произвести настроение, и настроения, производимые лирической поэзией и музыкой, могут совпадать более или менее". Именно поэтому образы музыки в его произведениях становятся одним из способов создания настроения, передачи чувств и переживаний героев. Музыка является лейтмотивом, стержнем сюжета самого произведения. Музыкальная тема на протяжении отрезка времени жизни персонажа начинает звучать для него по – разному, тем самым открывая читателю те изменения, которые произошли с героем, и то влияние, которое оказывает на него жизнь. Чтобы подтвердить справедливость этого положения попытаемся сопоставить структуру сонаты, как музыкального произведения, с сюжетом произведения Толстого.

Соната – произведение для одного или двух инструментов, состоящее как правило из 3-х частей: 1 быстрая часть - сонатное allegro; 2 медленная лирическая (andante); 3 финал в форме рондо. И в произведении Толстого мы можем увидеть 2 темы – это, так называемая, мужская тема, тема Позднышева, а вторая – женская, тема его жены. На протяжении всего произведения темы эти развиваются, сравниваются и противопоставляются. Вступление – свадьба. Экспозиция – первый год жизни, где читатель знакомится с настоящим характером героев. Дальше – разработка – вся их повседневная жизнь. У них рождаются дети - это уже реприза. Появляется что – то общее, что сближает этих разных людей. На этом первая часть заканчивается. Во второй части появляется учитель музыки и Позднышев успокаивается. Как он сам говорит: "Через два дня … уехал в уезд, в самом хорошем, спокойном настроении простившись с женой". Но в уезде чувство ревности возвращается к герою (это уже 3 часть), и он немедленно едет домой, где и совершает ужасное преступление. Можно сказать, что первая тема победила вторую, и торжествует.

Музыка полностью отражает чувства героя, передает состояние его внутреннего мира. Герой очень непостоянен: он то ревнует свою жену, то снова успокаивается и верит ей, сомнения не дают ему покоя, и он убивает свою жену. Поведение Позднышева можно сравнивать с характером этой музыки, которая является своеобразным двойником героя и одновременно "провокатором". Музыка для главного героя – раздражитель, вырывающий его из обстоятельств обычной жизни, застывшей жизненной позиции.

Герой "Крейцеровой сонаты" винит во всех происшедших с ним ситуациях музыку – и не напрасно: мелодия скрипки не просто звучит все время в его голове, сопровождая не исчезающие из его сознания драматические сцены (тогда бы музыка, с его точки зрения была просто соучастницей преступления); а именно мелодия, музыка, ее бесконечность, призыв к счастью, который слышится в ней, толкает жену Позднышева, как ему кажется, к измене, а его самого – своей нечеловеческой силой, как считал Толстой в 90-е годы, - к преступлению. Именно преступлением должен был, с точки зрения Толстого, кончится этот, на первый взгляд, не новый сюжет – ведь человек не может внутренне смириться с тем, что есть нечто, что сильнее его самого, что может управлять им. И поэтому Позднышев пытается освободиться от этого давления, на самом деле следуя его велению.


Л.Н.ТОЛСТОЙ "ПОСЛЕ БАЛА": образ музыки становится композиционным лейтмотивом: в первой части произведения, на балу, представлен один музыкальный образ, во второй части, после бала, – другой.

"Бал был чудесный", кадрили, вальсы, польки, мазурки… Именно звуки мазурки помогают автору передать состояние героя, его восторг от встречи с Варенькой: "В душе у меня все время пело,…слышался мотив мазурки".

Но ощущение счастья разрушает "другая, жесткая, нехорошая музыка": "…барабащик и флейтщик… не переставая повторяли все ту же неприятную, визгливую мелодию", которая сопровождала страшную картину наказания солдата. Страшная музыка поглощает звуки мазурки, на смену радости и восторгу приходит ощущение стыда за этого полковника, отца Вареньки, и ужаса от безобразного зрелища, случайным свидетелем которому был герой. Так, образ музыки помогает автору не только сделать свое произведение гармонично выстроенным, но и делает возможным наглядное изображение всей палитры чувств, испытываемых героем.

еще одно произведение Л.Н.Толстого, в котором образ музыки играет немаловажную роль.


В.АСТАФЬЕВ «ПОСЛЕДНИЙ ПОКЛОН»

ЕГЭ. Сочинение-рассуждение по повести

Вступление

«Музыка - это искусство, которое действует прямо на сердце слушателя», - сказал кто-то из великих. Магическая сила музыки может заставить человека мечтать, вспоминать прошлое, задуматься о себе и пересмотреть свою жизнь, исправить ошибки и действовать, как подскажет сердце, музыка может, наоборот, привести в отчаяние, вызвать отрицательные эмоции.

Формулировка проблемы

Передо мной фрагмент повести В.Астафьева «Последний поклон», в котором автор привлекает нас, читателей, к размышлению над вопросом о роли музыки в жизни человека.

Комментарий проблемы

На первый взгляд, проблема избитая, она обсуждается всеми: журналистами, педагогами, психологами, писателями - в книгах, на телевидении, по радио, в частных беседах. Но звучание этой проблемы в тексте В.Астафьева удивляет нас новизной и сокровенностью высказанных мыслей. И не только потому, что прочитанный фрагмент относится к художественному стилю!

Авторская позиция

Писатель повествует о рассказчике-мальчике, который услышал музыку (полонез Огинского) первый раз в жизни. Тревога, горечь, жалость к погибшим односельчанам, доброта, «неистребимая» любовь к родине – вот гамма чувств и эмоций, пережитых мальчиком. Эту же музыку из детства рассказчик слышит через много лет во время войны. И теперь полонез Огинского оказывает совершенно другое влияние на слушателя: «она звала куда-то», «заставляла что-нибудь делать…». Таким образом, в повествовании вырисовывается авторская позиция: музыкой можно не просто наслаждаться, музыка – это то, что может заставить действовать.

Мнение читателя

Невозможно не согласиться с В.Астафьевым. Есть много музыкальных произведений, песен, которые обладают уникальной способностью вести за собой людей, призывают их совершать поступки, идти к своей заветной цели.

Первый аргумент

Например, всем известна песня «Священная война», написанная композитором А.В.Александровым и поэтом В.И.Лебедевым-Кумачом. Она стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. С этой песней, с её суровым пафосом, вобравшим в себя и горечь, и боль, и гнев, русские люди, охваченные «яростью благородной», шли на «смертный бой», вставали плечом к плечу на защиту Родины.

Второй аргумент

В рассказе Е.Носова «Шопен, соната номер два» музыка становится средством единения людей, между дядей Сашей, участником войны, и ребятами-оркестрантами наступает взаимопонимание. Тяжкие, бьющиеся звуки страдания, стоны, удары – всё, что можно услышать в реквиеме, - заставляют ребят-оркестрантов осознать значение и цену победы в войне, потому что эта соната созвучна скорби всего русского народа.

Заключение

В заключение хотелось бы сказать, что прочитанный текст ещё раз заставил задуматься о великой силе искусства, о роли музыки, которая сопровождает нас в жизни.


В КАКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЗАТРОНУТА ТЕМА МУЗЫКИ?


КУПРИН. "ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ" – княгиня Вера в день именин получила подарок от незнакомого мужчины – гранатовый браслет. Ее муж и брат были возмущены поступком этого человека. Они нашли его и потребовали, чтобы он навсегда оставил княгиню Веру в покое. Желтков пообещал, что Вера никогда больше о нем не услышит. Он покончил с собой, но перед смертью написал ей прощальное письмо, в котором признавался в любви и просил ее послушать музыкальное произведение композитора Бетховена (Ларго Аппассионато из 2й сонаты). Вера исполнила последнюю волю незнакомого ей человека. Могла ли Вера остаться равнодушной после такой музыки? Что с ней произошло? Что дала княгине эта музыка? Вера поняла самое главное: ее искренне и очень сильно любили. Такая любовь бывает один раз в столетие, но эта любовь прошла стороной. Вера, слушая музыку, поняла и простила человека, который ее безнадежно любил восемь лет.

В.П.АСТАФЬЕВ “ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ СКАЗКА” (из «ПОСЛЕДНИЙ ПОКЛОН») - здесь говорится о мальчике, который впервые услышал звуки скрипки. Старый поляк Вася играл на скрипке произведение своего земляка польского композитора Огинского, который, прощаясь со своей Родиной – Польшей, сочинил полонез. Этот полонез так и называется “Прощание с Родиной”. Эта музыка грустная, немного тревожная, в ней звучит тоска по поводу расставания с Родиной.

В.Г. КОРОЛЕНКО «СЛЕПОЙ МУЗЫКАНТ» - в этой повести рассказывается о слепом мальчике по имени Петр, о его любви, о его увлечении музыкой и о том, как музыка помогла ему в жизни – он стал известным пианистом.
А.С.ПУШКИН. "ДУБРОВСКИЙ" - "...Кирила Петрович, оставшись наедине, стал расхаживать взад и вперед,
насвистывая: Гром победы раздавайся, что всегда означало в нем необыкновенное волнение мыслей."
К.Г.ПАУСТОВСКИЙ “КОРЗИНА С ЕЛОВЫМИ ШИШКАМИ” - в рассказе говорится о том, как композитор Григ, гуляя в лесу, встретил маленькую девочку по имени Дагни и помог ей донести до дома корзину с еловыми шишками. На прощанье он пообещал ей сделать подарок. И вот через 10 лет во время концерта девушка получила этот подарок. Композитор Эдвард Григ написал для нее музыку. Какое впечатление произвела эта музыка на девушку? Дагни заплакала и выбежала из зала. Она подошла к морю и прошептала: “ Я люблю тебя, жизнь”. Музыка сделала ее счастливой, наполнила ее душу радостью. Ее любовь к жизни и ко всему миру выразилась в этих словах.

А. С. ПУШКИН «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» - глубоко народное произведение. Пушкин провел огромную работу по поиску материала для написания повести: читал архивные материалы, общался с очевидцами пугачевского восстания, собирал народные песни, пословицы, поговорки. Поэтому повесть можно назвать исторической и близкой к простым русским людям.     Почти все эпиграфы к главам взяты из народного творчества. Особое место в произведении занимает «заунывная бурлацкая» песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка» из главы «Незваный гость». Ее очень вдохновенно пели разбойники на пиру, посвященном взятию крепости. Гринев, несмотря на свою молодость, все же понял ее глубокий смысл и был поражен услышанной «песней про виселицу, распеваемой людьми, обреченными виселице».     Сюжет песни таков: грозный царь спрашивает детинушку, «крестьянского сына», с кем он воровал, «с кем разбой держал», еще много ли с тобой было товарищей? На что крестьянский сын отвечает «надеже православному царю»: «Что товарищей у меня было четверо» : темная ночь, булатный нож, добрый конь и тугой лук. За такое признание жалует царь-государь мальчишке «виселицу». Песня поражает читателя жизненностью и глубиной. Эта песня – иллюстрация того, что власть всегда сильнее народа, что такие ситуации были, есть и будут в русской действительности. Но эта песня также доказывает, что будут и «крестьянские сыны», воришки и бунтари, которые смогут сказать слово против, взглянуть в глаза врагу, не таясь во всем признаться, чтобы затем достойно погибнуть.
    Цель этой песни заключается в том, чтобы показать силу русского народа, который готов открыто бороться за свои права, не пугаясь предстать перед судом. Пушкин перед песней подмечает, что ее любили разбойники, она была им близка тем, что рассказывала об их жизни. И, наверное, поэтому в момент победы, кажущейся радости, они поют песню о виселице… Пугачев и его товарищи понимали безнадежность своего положения, но не могли больше стоять в стороне и спокойно смотреть, как крепостное право все больше превращает русских крестьян в рабов.

Эпиграфом ко второй главе послужила слег­ка измененная цитата из рекрутской песни «По­родила меня матушка». Гринев обращается с воп­росом к Пугачеву, встреченному в степи, знает ли он эту сторону. На что мятежник отвечает: «Сто­рона мне знакомая». Слова песни переходят в диалог главных героев. Эпиграфы к главе «Любовь» — окончания пе­сен «Ах ты, Волга, Волга матушка» и «Вещевало мое сердце, вещевало». Слова песен предвосхи­щают дальнейшие события повести: любовную историю Петра Гринева и Маши Мироновой, вы­нужденное расставание влюбленных:

Буде лучше меня найдешь, позабудешь,

Если хуже меня найдешь, воспомянешь.

Эпиграфом к главе «Сирота» послужила сва­дебная песня, несколько видоизмененная Пуш­киным. Известно, что подобные песни пели, ког­да невеста — сирота и ее выдают замуж посаже­ный отец и посаженая мать. В повести посаже­ным отцом Маши как бы является Пугачев, что усиливает трагичность главы, так как Пугачев казнил родителей девушки.


И. С. ТУРГЕНЕВ “ОТЦЫ И ДЕТИ”.

Роман “Отцы и дети” также наполнен музыкой. Образ Базарова сложный, многогранный, но его отношение к искусству, музыке нуждается в уточнении. Речь Базарова в романе наполнена народными пословицами, поговорками, его волнует песня крестьянских мальчиков, не коробит пение отцом отрывка из оперы Дж. Мейербера “Роберт-Дьявол”. Как известно, он осуждает отдельные пороки крепостного права, но нигде не возражает против народного искусства – обрядовых песен, танцев. Следует предполагать, что музыку нигилист признавал, но осуждал дворянство, которое увлекалось ею в праздной жизни, в то время, когда порабощённый народ страдал. Не музыку презирает Базаров, а высмеивает Николая Петровича, игравшего на виолончели, у которого крестьяне живут бедно, а имение разоряется.

А. ЧЕХОВ, “ИОНЫЧ” - автор, используя музыку, осуждает модную и развлекательную литературу, высмеивает мещанские взгляды на искусство, обличает уродливое воспитание молодёжи; одновременно автор ратует за народные истоки в искусстве. Всем жителям города семья Туркиных казалась “самой талантливой и образованной”. Но в действительности Туркины вели мещанский образ жизни, что особенно проявляется в легкомысленном отношении к искусству. Надуманному, бездарному роману Туркиной, прочитанному ею в первое же посещение их дома Старцевым, Чехов противопоставляет подлинное, реалистическое искусство, - народную хоровую песню, доносившуюся из сада поблизости.

“В городском саду по соседству играл оркестр и пел хор песенников. Когда Вера Иосифовна закрыла свою тетрадь, то минут пять молчали и слушали “Лучинушку”, которую пел хор, и эта песня передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни”. Посредством музыки А. Чехов развенчивает писанину Туркиной и утверждает подлинное жизненное искусство, которое питается народными истоками.

Земский врач Старцев (Ионыч) не лишён музыкальности. Старцев жил под городом при земской больнице. Идя в город, Ионыч “всё время напевал: “Когда ещё я не пил слёз из чаши бытия...”. Это – слова из романса М. Яковлева на слова стихотворения Дельвига “Элегия” (“Когда, душа, просилась ты погибнуть иль любить...”); романс известен также по переложению его на два голоса Глинкой. Приведённые у Чехова слова – начало второго четверостишия. Чехов выделяет то место, которое чаще всего напевали любители этого популярного тогда романса.

На возвратном пути Ионыча из города – “Шёл он и всю дорогу напевал: “Твой голос для меня и ласковый и томный...” – романс Рубинштейна “Ночь” на слова стихотворения Пушкина “Мой голос для тебя и ласковый и томный...”.


Л. Н. ТОЛСТОЙ «ВОЙНА И МИР». Как известно, Л.Н.Толстой был очень музыкальным человеком. Он вырос в музыкальной семье, сам играл на фортепиано, был знаком со многими композиторами и музыкантами-исполнителями. писатель наделял даром музыкальной восприимчивости, любовью к музыке любимых героев своих художественных произведений, к которым, безусловно, относится и Петя Ростов. С этим образом связаны самые теплые, самые добрые страницы романа «Война и мир». Этот ребенок, которым любуется и сам автор, и читатели, вырос в очень дружной семье, где царили любовь, доброта, взаимопонимание, уют, музыка… Да, атмосфера семьи Ростовых буквально пропитана музыкой. Здесь поют романсы и народные песни, играют на фортепиано и арфе, танцуют вальсы и мазурки… Старшие брат и сестра Пети, Николай и Наташа, необыкновенно, по замечанию Толстого, музыкальны. Не удивительно, что Петя в такой атмосфере вырос очень музыкальным человеком, хотя и не учился музыке специально в отличие от брата и сестры. 15-летний Петя – на войне. В ночь перед сражением Петя в полусне слышит музыку и командует ею, и чудится ему, что он создает звуки… «Валяй, моя музыка! Ну!..» Он закрывал глаза, и с разных сторон, как будто издалека, затрепетали звуки, стали слаживаться, разбегаться, сливаться и опять все соединилось в тот же сладкий и торжественный гимн». Огромный, никому и даже самому Пете еще неизвестный мир жил в нем,- мир, полный красоты и добра. Вся его жизнь, подобно многозвучному оркестру, была наполнена яркими впечатлениями. Может быть, поэтому он видит не обычный сон, а «музыкальный», «творческий». «Когда грохочут пушки – музы молчат» - Петя всем своим богатым внутренним миром старается опровергнуть эту истину. Он и на войне продолжает оставаться мирным человеком, ребенком, создающим свой «волшебный» героический мир. Но самое трагическое – это безусловный контраст между волшебным миром музыки, в котором еще ночью чувствовал себя Петя, и правдой войны, в которой живут все остальные. Не случайно «музыка» Пети сливается со звуками натачиваемой сабли: «С торжественным победным маршем сливалась песня, и капли капали, и вжиг, жиг, жиг… свистела сабля, опять подрались и заржали лошади, не нарушая хора, а входя в него.

Как в самих поступках Пети Ростова сплелись желание казаться взрослым и детская непосредственность, так и в судьбе его трагическим образом были соединены Л.Толстым богатейший внутренний (музыкальный) МИР души и ВОЙНА. Гибель Пети Ростова подобна прерванной мелодии. Она неожиданна, а потому еще более страшна, как страшно (и непростительно) само явление ребенка на войне.

Роль музыки в творчестве Л. Толстого.

В произведениях Л. Н. Толстого много страниц посвящено музыке. Герои исполняют народную и классическую музыку, играют на фортепиано, скрипке, народных инструментах. Это свидетельствует о глубоком понимании музыки автором.

Писатель часто говорил о “поэтическом значении” музыки: “музыка в этом смысле есть средство возбуждать через звуки известные чувства или передавать оные”. Музыка в произведениях Толстого является одним из средств психологического анализа. Она позволяет автору передавать смену мыслей и настроений героя. Музыка была одним из наиболее действенных художественных средств для характеристики людей, их сложных переживаний, создания картин природы, поэтического языка. Действительно, по высшему музыкальному наслаждению, взаимодействию литературы и музыки, музыкальной атмосфере, которую стремился создать Л. Толстой, работая над произведениями, - с ним почти некого поставить рядом. Музыка во многих случаях служила писателю главным творческим источником вдохновения при создании литературных произведений.

Лев Николаевич Толстой психологически убедительно раскрывает власть музыки над человеком. Музыка пробуждает в слушателях лучшие чувства, заставляет забывать о неудачах. Музыкально насыщен роман “Война и мир”. В нём огромное количество музыкальных страниц. В нём музыка звучит с начала до самого конца повествования.

Роль музыки в раскрытии образа Наташи Ростовой.

Наташа переносила человека в “область красоты и любви, для которой стоило жить”. Привлекательной, очень важной стороной образа Наташи была любовь к искусству; музыка говорила ей о счастье и была для неё “огнём оживления”. Это подтверждается словами композитора К. Нильсена: “Лишь музыке одной под силу выразить до конца бесхитростную любовь к жизни”. В этих словах весь Толстой и его любимая героиня.

Близость Ростовых к народу наложила свой отпечаток на духовные интересы передового дворянства. Музыка была постоянным спутником их жизни. Больше всех отличалась музыкальностью Наташа Ростова. Она прониклась духом народной жизни, впитала в себя благородство “деревенских нимф”.

Характерна картина, когда Ростовы после охоты с особенным интересом слушают игру на балалайке кучера Митьки. В ответ на слова Николая Ростова о том, что музыкант играет отлично, читатель слышит самые восторженные похвалы Наташи, в характере которой ярко выразилась русская национальная самобытность: “ – Как отлично? – с упрёком сказала Наташа, чувствуя тон, которым сказал это брат.

- Не отлично, а это прелесть что такое!..

Эта песня казалась ей в эту минуту верхом музыкальной прелести.

- Ещё, пожалуйста, ещё, - сказала Наташа в дверь, как только замолкла балалайка. Митька настроил и опять задребезжал Барыню с переборами и перехватами... Мотив Барыни повторился раз сто. Несколько раз балалайку настраивали и опять дребезжали те же звуки, и слушателям не наскучивало, а только хотелось ещё и ещё слышать эту игру...”.

Обладая красивым голосом, Наташа любила петь, училась играть на арфе. Порой она заставляла слушателей “содрогаться и плакать”.

Не забываема картина, когда Наташа поёт любимую песню своей матери, а дворовые вместе с господами слушают её пение и потом все веселятся.

Толстой как эстетик был сторонником древнего учения о катарсисе, “очищения страстей”. Смысл этого действия искусства на душу человека лучше всего раскрыт в романе. “Наташа Ростова в ту зиму в первый раз начала серьёзно петь... Она пела теперь не по-детски, уж не было в её пении этой комической, ребяческой старательности, которая была в ней прежде; но она пела ещё не хорошо, как говорили все знатоки-судьи, которые её слушали. “Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать”, - говорили все. Но говорили это обыкновенно уже гораздо позже того, как замолкал её голос. В то же время, когда звучал этот необработанный голос с неправильными придыханиями и с усилиями переходов, даже знатоки-судьи ничего не говорили, и только наслаждались этим необработанным голосом, и только желали ещё раз услышать его. В голосе её была та девственность, нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная ещё бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пения, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его”.

Часто, через образ Наташи, своей любимой героини, Толстой выказывает читателям своё собственное отношение и понимание музыки. В музыке для Толстого главным была сама музыка, и он отстранился от всего, что мешает её “художественному впечатлению”. Опера – один из самых условных видов искусства. И Толстой это прекрасно чувствовал. Он не отрицал условности в искусстве, но опера его смешила, как Наташу Ростову, если при этом он не был захвачен самой музыкой. “На сцене были ровные доски по середине, с боков стояли крашеные картины, изображавшие деревья, позади было протянуто полотно на досках”... Это Наташа Ростова смотрит на оперную сцену. “Мужчина в обтянутых панталонах пропел один, потом пропела она. Потом оба замолкли, заиграла музыка, и мужчина стал перебирать пальцами руку девицы в белом платье, очевидно выжидая такта, чтобы начать свою партию вместе с нею. Они пропели вдвоём, и все в театре стали хлопать”... Наташа не слышит музыки.

В повести “Детство” Толстой пишет: “в моём воображении возникали какие-то лёгкие, светлые и прозрачные воспоминания... Но воспоминания чего? Казалось, вспоминаешь то, чего никогда не было”. И Наташа Ростова в “Войне и мире”, слушая ноктюрн, вспоминает что-то очень важное. “Когда вспоминаешь, вспоминаешь, до того довспоминаешься, что помнишь то, что было прежде, чем я была на свете... Я знаю наверное, что мы были ангелами там где-то и здесь были и оттого всё помним...” Наташа Ростова своим младенческим языком излагает древние идеи музыки. Если музыка есть воспоминание, даже “воспоминание о том, чего никогда не было”, значит, и отношение к музыке у разных людей будет различным. Одни любят вспоминать своё прошлое, другие – избегают этого. “Ежели допустить, что музыка есть воспоминание о чувствах, то понятно будет, почему она различно действует на людей. Чем чище и счастливее было прошедшее человека, тем более он любит свои воспоминания и тем сильнее чувствует музыку”. Понятно тоже, “напротив, чем тяжелее воспоминания для человека, тем менее он ей сочувствует , и от этого есть люди, которые не могут переносить музыку”.

Гармония души Наташи, “переполненностью жизнью”, всё, что было в ней обворожительного и что никому не удавалось выразить словами, даже Пьеру Безухову, особенно прекрасно выражено в эпизоде, когда Наташа, зажигаясь песней, исполняемой дядюшкой, пускается в танец, покоряющий грациозностью: “Ну, ну, голубчик, дядюшка, - таким умоляющим голосом застонала Наташа, как будто жизнь её зависела от этого... Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперёд дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движенье плечами и стана.

Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приёмы... умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тётке, и в матери, и во всяком русском человеке”.

Роль музыки в раскрытии мужских образов.

Писатель в своём романе больше показывает музыкальную одарённость и восприимчивость Наташи Ростовой. Но восприятие её пения становится средством характеристики и других героев. Услышал голос Наташи и Николай Ростов в самую драматическую минуту своей жизни, после позорного проигрыша, накануне тяжкого объяснения... “Что же это такое, - подумал Николай, услыхав её голос и широко раскрывая глаза. – Что с ней сделалось? Как она поёт нынче? – подумал он. И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты”... И в следующую минуту с его плеч как бы свалился тяжкий груз. “Всё это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – всё вздор... а вот оно настоящее”. Музыка “тронула что-то лучшее в душе Николая”. “И что это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире” – добавляет Толстой. Николай Ростов, слушая пение Наташи, подумал, что всё вздор – его тяготы и тревоги. Андрей Болконский поднялся к иным, более высоким чувствам. Именно музыка помогает Андрею Болконскому осознать любовь к Наташе. Её пение до слёз взволновало его: “После обеда Наташа, по просьбе князя Андрея, пошла к клавикордам и стала петь... В середине фразы князь Андрей замолчал и почувствовал неожиданно, что к его горлу подступают слёзы, возможность которых он не знал за собой. Он посмотрел на поющую Наташу, и в душе его произошло что-то новое и счастливое. Он был счастлив, и ему вместе с тем было грустно. Ему решительно не о чём было плакать, но он готов был плакать”. О чём он думал – о любви? О своих разочарованиях? О своих надеждах? “Да и нет, - пишет Толстой. – Главное, о чём ему хотелось плакать, была вдруг живо-сознанная им страшная противоположность между чем-то бесконечно-великим и неопределённым, бывшим в нём, и чем-то узким, телесным, чем он был сам и даже была она. Эта противоположность томила и радовала его во всё в Прототипом вожака партизанских отрядов Василия Денисова является Денис Давыдов – поэт и друг А. Пушкина. Л. Толстой описывает его призвание к искусству: “Денисов, с блестящими глазами... брал аккорды... пел сочинённое им стихотворение “Волшебница”, к которому он пытался найти музыку”.

На Бородинском поле Пьер Безухов увидел мужество русских солдат, особенно ощутил его, когда увидел телеги со стонущими ранеными и идущий им навстречу кавалерийский полк, поющий бойкую песню.

Роль народной музыки в раскрытии художественного образа.

Писатель глубоко изучал народную музыку, и это закономерно, потому что он “любил мысль народную”. Лев Николаевич любил и понимал народную музыку, называя её “удивительным сокровищем”. Он неоднократно повторял: “Ничего так не люблю, как наши простые деревенские песни”. Он даже собирал и записывал их. Сборник с записями народных песен писатель подарил П. И. Чайковскому в благодарность за доставленное музыкой композитора наслаждение. В народной песне писатель ощущал все начала прекрасного, присущего народам “энергическим, свежим, полным кипучей жизни”. Толстой специально ездил в Тулу, чтобы послушать пение цыганского хора, воссозданного им позже в рассказах “Как гибнет любовь”, “Два гусара”, “Живой труп”. Толстой говорил: “Кто водился с цыганами, тот не может не иметь привычки напевать цыганские песни, дурно ли, хорошо ли, но всегда это доставляет удовольствие, потому что живо напоминает. – Одна характеристическая черта воспроизводит для нас много воспоминаний о случаях, связанных с этой чертой. В цыганском пении эту черту определить трудно; она состоит в выговоре слов, в особом роде украшений (фиоритур) и ударений”.

Толстой “любил мысль народную” и выразил её в “Войне и мире” с неподражаемой глубиной и яркостью. В романе читатель слышит мелодии народных песен, разнообразные музыкальные инструменты. Писатель передаёт героям свою любовь к музыке, взгляды на неё. Подлинным он считал то искусство, которое доступно всему народу, каждому простолюдину.

При изучении романа необходимо выбирать те музыкальные образы, картины, которые подчинены главному у Толстого: народ – источник высокой нравственности и духовной культуры. В этом сила его победы над врагом и залог великого будущего России.

Народная музыка в романе отражает духовную культуру народа, с помощью её писатель осуждает дворянство, ведущее паразитический образ жизни, воспевает подвиг русского солдата, делает язык точным и выразительным.

Характерна картина, когда Ростовы после охоты с особенным интересом слушают игру на балалайке кучера Митьки. Этот эпизод является одним из главных в раскрытии образа Наташи Ростовой, в характере которой ярко выразилась русская национальная самобытность. “Митька настроил балалайку и опять задребезжал Барыню с переборами и перехватами... Мотив Барыни повторился раз сто. Несколько раз балалайку настраивали и опять дребезжали те же звуки, и слушателям не наскучивало, а только хотелось ещё и ещё слышать эту игру...”.

Музыка показывает, что народ, борющийся за спасение Родины , - основной носитель высокой морали. Она воодушевляет уставшего от кровопролитных боёв воина, боевая песня на поле сражения возвращает ему бодрость: “ – Песенники, вперёд! – послышался крик капитана... Барабанщик-запевало обернулся лицом к песенникам...

Ах вы, сени мои, сени!

“Сени новые мои...” – подхватили двадцать голосов... Главнокомандующий дал знак, чтобы люди продолжали идти вольно, и на его лице и на всех лицах его свиты выразилось удовольствие при звуках песни, при виде пляшущего солдата и весело и бойко идущих солдат роты”.

И в минуты отдыха солдат, офицеров генералов никогда не умолкала музыка, не угасала пляска. Типичен бал у генерала Кикина, на котором были “Две музыки, три хора песенников”.

Характер солдата Платона Каратаева как покорного, живущего “божьим судом” человека, также обличается музыкальностью: он любит петь песни, и этим выражается любовь русского человека к музыке; Каратаев живёт бессознательно, он – дитя природы, поэтому и манера его пения необычная: “Он пел песни не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы”.

Дядюшка Ростовых близок Платону Каратаеву манерой исполнения народных песен. Это и способствовало утверждению писателем теории “роевой” жизни народа: “...Дядюшка сыграл ещё песню и вальс; потом, помолчав, прокашлялся и запел свою любимую охотницкую песню.

Как со вечера пороша

Выпадала хороша...

Дядюшка пел так, как поёт народ, с тем полным и наивным убеждением, что в песне всё значение заключается только в словах, что напев сам собой приходит и что отдельного напева не бывает, а что напев – так только, для складу. От этого-то этот бессознательный напев, как бывает напев птицы, и у дядюшки был необыкновенно хорош. Наташа была в восторге от пения дядюшки”.


Роль музыки в творчестве И. С. Тургенева.

Велика роль музыки в рассказах И. Тургенева. Мир музыки нашёл отображение в художественной прозе Тургенева. В ряде сочинений Тургенева музыка – существенное средство характеристики героев. Обрисовке действующих лиц через музыку писатель придаёт большое значение и уделяет много внимания. Любовью к музыке, умением глубоко её чувствовать, музыкальными способностями Тургенев наделяет персонажей с целью дополнить их характеристику положительными чертами, обогатить их духовный мир.

За десятилетие, с середины 50-х до середины 60-х годов, Тургенев создал такие сочинения, как романы “Рудин” (1855), “Дворянское гнездо” (1858), “Накануне” (1859), “Отцы и дети” (1861), значительное число повестей и рассказов. За единичными исключениями, все они несут на себе следы влюблённости в музыку, которая отличала их автора. Музыка, по различным поводам, упоминается почти в каждом его произведении. Это не преувеличение. Собрание сочинений Тургенева включает романы, повести, рассказы, “Литературные и житейские воспоминания”, пьесы (эти произведения составляют 10 томов), и более чем три четверти из них в той или иной мере связаны с музыкой.

Очень многие персонажи сочинений Тургенева показаны в связи с музыкой: они или музицируют, или слушают музыку, или высказывают своё мнение о ней. Связь эта бывает различна. Многообразные оттенки, придаваемые ей писателем, бросают соответствующий блик на характеристику того или иного героя.

Наверное, у каждого писателя есть любимые герои. Он описывает их сочувственно, тепло, наделяет теми чертами, которые ему самому симпатичны в людях. Если Тургенев, говоря о своём герое, замечает, что он любит музыку, то можно утверждать: данный персонаж близок автору, вызывает его симпатии. Более того, в подобных случаях, указывая, что именно любят его герои, Тургенев наделяет их своим вкусом. Отмечая их любовь к музыке, он скажет, что они любят музыку “дельную, классическую” (Лаврецкий в “Дворянском гнезде”), и расшифрует, что он имеет в виду в первую очередь пьесы Моцарта, Бетховена, Шуберта. В любви к Моцарту признаётся Аркадий, а Катя “очень хорошо” играет его сонату (“Отцы и дети”); Рудин просит исполнить балладу “Лесной царь” Шуберта, а в другой раз “он всё заставлял Пандалевского играть из Бетховена” (“Рудин”).

Нелюбовь к музыке показана писателем в нескольких планах. Это чувство, по его мысли, присуще не только тем, кому вообще чуждо искусство звуков, но также и персонажам, допускающим грубость, сентиментальность, фальшь в исполнении и восприятии музыкальных сочинений, интерес к немузыкальным в своей сущности пьесам. Такое отношение к искусству Тургенев рассматривает как отрицательную черту в характеристике персонажей, как показатель их духовной ограниченности.

По своему содержанию музыка в произведениях Тургенева многогранна: звучат песни, музыкальные инструменты, герои рассуждают о музыке и других искусствах. Автор стремится красочно выразить словами музыкальные впечатления.

Роль музыки в рассказе И. С. Тургенева “Певцы”.

Особый интерес относительно музыкальности представляют “Певцы”. Этот рассказ был написан в августе-сентябре 1850 года и является “прибавлением”, “дополнением” к циклу “Записки охотника”. Основой произведения послужило истинное событие: в письме к Виардо Тургенев сообщая, что он “в немного прикрашенном виде изобразил состязание двух народных певцов, на котором... присутствовал два месяца назад”.

“Певцы” – сочинение, в котором слились различные стороны проблемы – Тургенев и народная песня. Рассказ дышит любовью писателя к народному песенному искусству, восхищением изумительным мастерством народных исполнителей.

В народных певцах Тургенев видел исполнителей, подкупавших душевностью, правдивостью и искренностью чувств, изливающих в звуках свою душу, своё сердце. С наибольшей полнотой этот взгляд Тургенева проявился в рассказе “Певцы”.

Писатель, с целью раскрыть мысли и настроения своих героев, часто вводит цитирование и упоминание народных песен. Народная песня для Тургенева – произведение, в котором выражены думы и чувства народа. Для Тургенева народная песня не только содержательное, но и высокохудожественное произведение, обладающее огромной силой воздействия. “Вы не поверите, сколько поэзии, свежести и нежности в этих песнях...” – писал Тургенев. Рассказ Тургенева “Певцы” воспринимается как гимн русской народной песне, её красоте и эмоциональности. Красоту народной песни, мастерство певцов И. Тургенев ярко выражает в сцене состязания Якова с изворотливым и бойким рядчиком. Тургенев описал довольно редкий в народной (крестьянской) практике факт сольного, одиночного пения, привёл не часто встречающийся случай певческого состязания, подтвердил важное положение о высоких вокальных достоинствах некоторых народных исполнителей. Все читатели благодарны автору “Певцов” за его вдохновенное мастерство, за его искреннюю любовь к русской песне.

Рассказ “Певцы” позволяет затронуть ещё один важный вопрос: о взгляде Тургенева на связь профессиональной музыки с фольклором. Наличие такой связи писатель считал очень ценным для профессионала.

Роль музыки в раскрытии образа Якова-Турка.

Важный эпизод рассказа – описание пения Якова-Турка. Этот небольшой отрывок – одна из самых вдохновенных “музыкальных страниц” творчества писателя. “Он глубоко вздохнул и запел... Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принёсся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату. Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас; мы взглянули друг на друга, а жена Николая Иваныча так и выпрямилась. За этим первым звуком последовал другой, более твёрдый и протяжный, но всё ещё видимо дрожащий, как струна, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем, она колеблется последним, быстро замирающим колебаньем, за вторым – третий, и понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня. “Не одна во поле дороженька пролегала”, - пел он, и всем нам сладко становилось и жутко. Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным: но в нём была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Песнь росла, разливалась. Яковом, видимо, овладевало упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более – он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и беспрестанно крепчал, твердел и расширялся”.

“Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас, но, видимо, поднимаемый, как бодрый пловец волнами, нашим молчаливым, страстным участием. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слёзы; глухие, сдержанные рыданья внезапно поразили меня... я оглянулся – жена целовальника плакала, припав грудью к окну. Яков бросил на неё быстрый взгляд и залился ещё звонче, ещё слаще прежнего”.

“Не знаю, чем бы разрешилось всеобщее томленье, если б Яков вдруг не кончил на высоком необыкновенно тонком звуке – словно голос у него оборвался. Никто не крикнул, даже не шевельнулся: все как будто ждали, не будет ли он ещё петь; но он раскрыл глаза, словно удивленный нашим молчаньем, вопрошающим взором обвёл всех кругом и увидал, что победа была его...”.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Музыкальные образы и образ музыки в русской литературе

Автор: Берестова Ольга Николаевна

Дата: 29.01.2015

Номер свидетельства: 164058

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В  5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "ФОЛЬКЛОР В МУЗЫКЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-muzyki-v-5-klassie-po-tiemie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "192079"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427396234"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "технологическая карта урока музыки в 5 классе "Фольклор в музыке русских композиторов""
    ["seo_title"] => string(93) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-muzyki-v-5-klassie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "309629"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458830611"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Фольклор в музыке русских композиторов. "
    ["seo_title"] => string(40) "fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "149686"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420288471"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Противостояние музыкальных образов в одном произведении "
    ["seo_title"] => string(60) "protivostoianiie-muzykal-nykh-obrazov-v-odnom-proizviedienii"
    ["file_id"] => string(6) "212583"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431875583"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Разработка урока по музыке "Противостояние музыкальных образов в одном произведении" "
    ["seo_title"] => string(88) "razrabotka-uroka-po-muzykie-protivostoianiie-muzykal-nykh-obrazov-v-odnom-proizviedienii"
    ["file_id"] => string(6) "212590"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431875820"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства