"Мотивация обучающихся к участию в конкурсах как одна из форм развития их творческой активности"
"Мотивация обучающихся к участию в конкурсах как одна из форм развития их творческой активности"
Главной целью совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Немаловажное значение в достижении этой цели является развитие творческой активности ребят. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения этого достичь невозможно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Мотивация обучающихся к участию в конкурсах как одна из форм развития их творческой активности"»
Мотивация обучающихся к участию в конкурсах как одна из форм развития их творческой активности.
«Твой ум уклончивый ведет тебя в обход,
Ища проторенных тропинок,
Но ты вступи с ним в поединок:
Дать радость может только взлет»
Э. Верхарн
Главной целью совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Немаловажное значение в достижении этой цели является развитие творческой активности ребят. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения этого достичь невозможно.
Одной из форм развития творческой активности обучающихся является мотивация их к участию в конкурсах. Как мотивировать на участие в конкурсах? Формирование мотивов учения или участия в разных конкурсах – это создание условий для появления внутренних побуждений, осознания их студентом и дальнейшего саморазвития им.
Одной из важнейших задач преподавателя является развитие внутренней мотивации. Почему? Потому что только внутренняя мотивация, связанная с содержанием учения, участия в конкурсах действительно близка цели учения, познания нового. К числу стимулов развития познавательного интереса и желания участвовать в различных конкурсах могут быть отнесены как новизна информационного материала, которая вызывает состояние удивления, озадаченности, так и формирование и развитие творческих способностей учащихся, которые проявляются и развиваются в исследовательской работе. Это первое условие активизации творческой активности.
Самое главное – раздвинуть информационные рамки, показать своим студентам, что мир не замыкается на уроках, что он ярче и многограннее. Важно убедить студентов в том, что процесс овладения новой информацией, знакомство с работами других участников конкурса, процесс социализации намного важнее поражений, которые неизбежны по разным причинам. Но они позволяют дальше совершенствоваться человеку, который понимает, что на каждого умного найдется умнее, на сильного – сильнее. А это истинный путь развития человечества. И актуальность данной темы обусловлена социальной потребностью в выявлении юных дарований, развитии их творческих способностей в различных областях и практических действий на пути к мастерству.
Конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ученика. Развитие конкурсной деятельности в колледже и вне образовательного учреждения является серьезной поддержкой для творчески одаренных студентов.
Второе условие, над чем нужно работать преподавателю, – поддержка родителей. Веселее провожать ребёнка в учебное заведение, радостнее встречать, больше расспрашивать о товарищах по колледжу, об успехах и неудачах, быть ребёнку другом и соучастником учебного процесса, стремиться помогать преподавателю превращать учение в радостный процесс. Всё, что делает ребёнок в колледже, родителям должно быть важно и дорого. Все мы прекрасно понимаем, что мотивация учебной деятельности – чуть ли не первый шаг на долгом, тернистом пути обучения. Это применимо не только к вопросу о конкурсах, но и вообще к любому учебному или внеучебному действию.
Участие и победы в конкурсах оставляют незабываемые впечатления, дают стимул для дальнейшего совершенствования. Участие в конкурсах вызывает у студентов положительную мотивацию к учебе и творчеству. У них формируются активная жизненная позиция, информационная, лингвистическая, исследовательская компетенции, повышается интерес к изучению предмета. Они учатся представлять результаты своего труда и получать его оценку. Если у нас не всё получилось, то мы обсуждаем, что не получилось, и строим планы на будущее.
Из моих личных наблюдений... Задача педагога не просто мотивировать студента на участие в конкурсе, главное научить его адекватно воспринимать как победу, так и поражение. Настраивая своих воспитанников на конкурс всегда проговариваю: «Главное не медаль за первое место, главное своя внутренняя, пусть даже маленькая, победа. Победа над собой». Мои студенты всегда с удовольствием участвуют в конкурсах, радуются как своим, так и чужим успехам. Мы стараемся мотивировать своих студентов к участию в конкурсах, т.к. видим в этом дополнительную возможность развития творческого потенциала и личностного становления студентов.
Участие в конкурсах даёт студентам возможность проверить свою компетентность и конкурентоспособность, приобретается бесценный опыт публичных выступлений. Как ни парадоксально, поражение тоже может стимулировать к личностному росту. Это во многом зависит от взрослых. Необходимо найти нужные слова, оптимистично рассмотреть все минусы и помочь студенту получить позитивный опыт.
Мы живем в обществе бурно развивающихся технологий. Каждый работник должен быть готов эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Для этого ему необходима компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия.
Задача школы состоит в том, чтобы дать такое образование каждому выпускнику, который, обладая самоуправлением, был бы социально востребован. Основное направление деятельности педагога – реализация творческого потенциала личности посредством включения в активную жизнедеятельность. Как много зависит в первую очередь от желания самого преподавателя! Формирование мотивации – труд не из легких, но результат оправдывает все трудности.