АСПЕКТЫ | СИМВОЛИЗМ | АКМЕИЗМ | ФУТУРИЗМ |
1. Возникновение | 1892 г. – лекция Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» | Начало 1910х годов. Статья Гумилева «Наследие символизма и акмеизма» | 1910г. |
2. Представители | «Старшие символисты» (декаденты): В.Брюсов, К.Бальмонт, Д. Мережковский, З.Гиппиус. «Младосимволисты»: А.Блок, А.Белый, В.Иванов | С.Городецкий, Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам | Кубофутуристы – Д.Бурлюк, А. Крученых, В. Хлебников, В.Каменский, В.Маяковский. Эгофутуристы: И.Северянин, К. Олимпов. Группа «Мезонин поэзии»: В. Шершеневич, Р. Ивнев. Объединение «Центрифуга»: Б. Пастернак, Н. Асеев |
3. Основные положения программы | Московская школа _ В. Брюсов: принципы эстетики – «искусство для искусства». Петербургская школа – Мережковский и Гиппиус: приоритет религиозно-философских поисков; мистическое содержание; расширение художественной впечатлительности; символ – средство постижения надреального мира; словесный знак, образ, содержащий в себе множество значений, часто туманный, но выражающий настроение поэта, его лирическую стихию | Преодоление умозрительности и утопизма символистов: принцип «прекрасной ясности» (М. Кузьмин); логичность художественного замысла; стройность композиции, т.е. нормативность творчества; реабилитация эстетики разума и гармонии. | Стремление к утилитарной «полезности искусства»: освобождение слова от внелитературных задач; формальные эксперименты: (обновление поэтического языка); мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир; опора на научные и технические достижения. |
4. Отношение к реальности | Декаденты – неприятие реальности, уход в небытие; «Младосимволисты» - принятие реальности через преодоление разрыва между реальностью и инобытием. | Принятие реальности, «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь» (Н. Гумилев) | Принятие реальности. Революционное преображение реальности. |
5. Призвание поэта. Отношение к творчеству | Идее познания мира противопоставляли идею конструирования мира в процессе творчества. Поэт – творец. Обращение к читателю-творцу, соавтору. Возрождение веры в высокое предназначение искусства. | Поэт – ремесленник. Отношение к поэзии как к профессиональной деятельности. Стремление открыть ценность человеческой жизни, отказ от познания «непознаваемого» реабилитация предметного мира, «борьба за этот мир» (С. Городецкий), утверждение высших духовных ценностей | Поэт – бунтарь, революционер, эпатирующий обывателя. Цель творчества – побуждение к действию. Поэзия должна вырваться на площади из темницы книги. |
6. Близкий род искусства | Музыка | Живопись, архитектура, скульптура | Живопись |
7. Отношение к культуре и традициям | Обращение к мотивам и образам разных культур (греческая и римская мифология) | «Тоска по мировой культуре» (О.Мандельштам). сохранение культурных ценностей | Отрицание культурных традиций и современного искусства; устремленность в будущее. |