Одно из главных направлений работы в начальной школе – это развитие речи у учащихся, т.е. расширение словарного запаса детей, совершенствование умения строить предложения и создавать высказывания (структурировать текст). От уровня развития речи и мышления во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников.
Работа по развитию речи детей начинается с первых уроков обучения грамоте и проводится систематически на всех уроках.
У младших школьников формируются умения в построении предложений (ответы на вопросы учителя, составление плана).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Методика работы над кратким пересказом" »
«Методика работы над кратким пересказом»
Одно из главных направлений работы в начальной школе – это развитие речи у учащихся, т.е. расширение словарного запаса детей, совершенствование умения строить предложения и создавать высказывания (структуризировать текст). От уровня развития речи и мышления во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников.
Работа по развитию речи детей начинается с первых уроков обучения грамоте и проводится систематически на всех уроках.
У младших школьников формируются умения в построении предложений (ответы на вопросы учителя, составление плана).
Дети учатся создавать свои собственные тексты на основе увиденного, прочитанного и услышанного.
Упражнения в связной речи проводятся на уроках чтения при составлении рассказа о герое, при словесном рисовании, при составлении диафильма, при пересказе.
Значительную роль в развитии связной речи учащихся играют пересказы разных текстов.
Пересказ – связная и последовательная устная передача содержания прочитанного.
Значение пересказа.
Активное средство нравственного воспитания (хорошо подобранный литературный материал воспитывает гражданские и нравственные качества. Учит увидеть красоту души человека, родной природы, ощущать прелесть и богатство родного языка.) Пересказывая текст, ученик не только вновь переживает содержание прочитанного, но и выражает собственное отношение.
Развитие мышления (качество пересказа показывает, насколько глубоко учащийся осознал содержание прочитанного, умеет выделять главное, устанавливать логическую последовательность событий).
Развитие речи (дети учатся правильно выбирать слова, подражают языку сказок, автора, употреблять научные термины).
Пересказ готовит к написанию изложения и изучению других предметов в среднем звене школы.
Виды пересказа.
По объёму: полный и частичный.
Полный – пересказ содержания всего текста от начала до конца.
Частичный – пересказ отдельной части, эпизода.
По степени детализации: подробный (близкий к тексту) и сжатый, краткий (передача основного содержания, главного).
Подробный пересказ особенно важен для обогащения знаний рассказчика. Вооружает его методикой подготовки к любому связному высказыванию и учит сознательному отбору языковых средств. Близко к тексту рассказывают сказки, научно – популярные статьи, описание природы.
Частичные пересказы нужны на обобщающем уроке.
Сжатый пересказ более труден, т. к. требует большой аналитико-синтетической работы (отбираются детали, отбирается основное).
Творческие пересказы:
с изменением лица рассказчика (Я ОН),
пересказ по изменённому плану,
с творческим дополнением к тексту автора,
от лица одного из героев.
Методические требования к пересказу.
Пересказ обычно проводится после повторного чтения, анализа, уяснения главной мысли, составления плана.
Нельзя пересказывать басни, лирические стихи, большие по объёму произведения, очень эмоциональные рассказы, где много диалога.
Оценивая пересказ, необходимо учитывать выразительность речи, правильность и живость интонации, темы речи.
Проверку пересказа нужно планировать так, чтобы спросить всех. Для этого можно использовать пересказ в парах.
Пересказ может быть домашним заданием.
Умение кратко формулировать и передавать свои мысли другим, кратко воспроизвести прочитанное, кратко рассказать об увиденном – важнейшие качества связной речи. Эта задача гораздо сложнее, чем подготовить подробный пересказ. Для этой цели нужно предлагать учащимся попытаться представить себе в наглядной, образной форме ситуацию написанного. Смысл задания заключается в том, чтобы помочь детям сформулировать у себя чёткие наглядные представления, отражающие наиболее чёткие моменты содержания текста, а затем уже на их основе сформулировать соответствующие словесные обобщения. Ещё один приём – это составление плана, так как план направляет внимание на основное содержание текста. На уроках читать ученикам части произведения (сказки, рассказа), а перед чтением дать задание: озаглавить текст, выделить главное. К концу урока получится готовый план, по которому ребята могут готовить дома краткий пересказ. Так же можно использовать составление картинного плана.
Приёмы обучения сжатому, краткому пересказу (3 – 4 кл.)
1.
Определяется главная мысль рассказа,
составляется план,
обсуждается, что важно сказать по каждому пункту плана,
передаётся краткое содержание плана 2, 3 предложениями.
2. Работа над текстом по частям, в результате которой отсеивается вторичное, отбирается самое главное (т.е главная мысль отрывка). Если в тексте такого предложения нет, то дети составляют его сами, так постепенно «свёртывается» текст рассказа.
Учитель должен показать образец пересказа, исправлять ошибки, учить заменять прямую речь косвенной.
Практическая работа над текстом Н. Артюховой «Трусиха»
1. Чтение и анализ рассказа.
- Что вы узнали о Вале?
- Почему ребята считали её трусихой?
- Что произошло во время игры?
- Подтверждает ли это, что Валя и Андрюша не играли с ребятами?
- Сравните, как поступили ребята, когда узнали, что собака сорвалась с цепи, и как поступила Валя?
- Что заставило Валю изменить своё поведение? (Чувство страха заставляет девочку убежать вместе со всеми. Но потом, Валя сумела преодолеть свой страх, так как чувство ответственности за брата оказалось сильнее страха).
- Попробуйте представить себя на месте Вали. Какие чувства у вас могли быть в это время?
- А как вела себя Валя?
- Чем закончился поединок?
- В заключительной части мы видим Валю, когда она плачет. Это говорит о том, что Вале так же было страшно, как и всем детям, но она сумела преодолеть страх.
2. Структурный анализ текста.
- Как можно сформулировать тему? («Трусиха Валя»)
- Что хотел показать автор? (Идея текста – не нужно бояться, нужно быть храбрым, смелым)
- Что отражено в заголовке: тема или идея? (Тема)
- Придумайте своё заглавие. (Поступок. Случай в жизни Вали.)
3. Работа по плану текста.
- На сколько частей можно разделить текст?
- О чем говорится в первой части? Второй? Третьей?
- Соотнесите пословицы с нужными частями текста.
4. Составление краткого пересказа.
- Давайте подумаем, что важно сказать по каждой части текста.
- Определите несколько предложений, которые бы передали основную мысль отрывка.