kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические указания и задания для выполнения практических и самостоятельных работ по дисциплине «Литература»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное пособие предлагает разработки заданий для практических и самостоятельных работ по разделу «Творчество И.С. Тургенева».

Содержание их направлено на систематизацию, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений студентов,

формирование самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Пособие предназначено для студентов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические указания и задания для выполнения практических и самостоятельных работ по дисциплине «Литература» »


СОГБОУ СПО
Ярцевский индустриальный техникум





Методические указания и задания

для выполнения практических и самостоятельных работ

по предмету «Литература»

Раздел «Русская литература второй половины XIX века»

Тема «Творчество И.С.Тургенева»







Ярцево, 2013







Литература. Методические указания и задания для практических и самостоятельных работ / авт.-сост. Е.В. Дюкова, преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории – Ярцево, 2013.





Данное пособие предлагает разработки заданий для практических и самостоятельных работ по разделу «Творчество И.С. Тургенева».

Содержание их направлено на систематизацию, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений студентов,

формирование самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Пособие предназначено для студентов.





Содержание:

  1. Введение

  2. Пояснительная записка

  3. Цели и задачи методического пособия – требования к результатам

  4. Практические задания

  5. Задания для самостоятельной работы

  6. Список рекомендуемой литературы























Пояснительная записка

Данные методические указания созданы на основе рабочей программы по литературе, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.



На практических занятиях решаются следующие задачи. Главным объектом изучения является, как правило, одно произведение; основная задача связана с его целостным анализом, в процессе которого выявляются заключенные в произведении эстетические ценности. Таким образом, практические занятия призваны углубить знания студентов/обучающихся по ряду наиболее значимых тем курса и, развивая и совершенствуя имеющиеся знания и навыки, научить самостоятельно анализировать художественное произведение. Опыт показывает, что анализ текста – слабое звено в подготовке студента/обучающегося. Поэтому задача состоит в том, чтобы научить студентов/обучающихся внимательно и вдумчиво читать художественный текст, проникать в замысел писателя, в каждый образ, каждую деталь, устанавливать существующую между ними связь и взаимодействие, выявлять особенности структуры произведения. Занятиям должна предшествовать серьезная самостоятельная работа студентов, которая включает в себя чтение предлагаемого к рассмотрению художественного текста, знакомство с определенным кругом исследовательской литературы, размышление над заранее предложенными к занятию вопросами. В вопросах выделяются наиболее существенные стороны анализа рассматриваемого произведения, раскрывающие его художественную специфику и место в историко-литературном процессе. В предложенной тематике практических занятий присутствует определенная система, соответствующая ходу историко-литературного процесса. Это позволяет вводить также и определенные теоретические понятия и последовательно раскрывать их в процессе анализа конкретногопроизведения.
Самостоятельная работа студентов/обучающихсяпланируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская, проектная работа, выполняемая за рамками расписания учебных занятий по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Целью самостоятельной работы студентов/обучающихся является:

  • формирование и развитие общих компетенций;

  • формирование и развитие профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности.

Задачи, реализуемые в ходе проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентов, в образовательной среде техникума представляют собой:

  • систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений ;

  • овладение практическими навыками работы с нормативной и справочной литературой;

  • развитие познавательных способностей и активности: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирование самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • овладение практическими навыками применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

развитие исследовательских умений.



















Программой предусмотрено изучение творчества И.С.Тургенева в течение 6 часов, 3 из которых – практические занятия; на самостоятельную работу отводится 8 часов.

В результате выполнения данных заданийстудент/обучающийся должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

Знать/понимать:

* образную природу словесного искусства;

* содержание изученного литературного произведения;

* основные факты жизни и творчества И.С. Тургенева;

* основные закономерности историко – литературного процесса и черты литературных направлений;

Уметь:

* воспроизводить содержание литературного произведения;

* анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно – выразительные средства языка, художественная деталь(; анализировать эпизод (сцену) художественного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

* соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно – историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

* выявлять авторскую позицию;

* аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

* создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

* участие в диалоге или в дискуссии;

* самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

* определение своего круга чтения и оценки литературных произведений;

* понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.



Практическая работа по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» № 1. «Базаров и Кирсановы. Базаров и родители».

Цели занятия: 1) проанализировать образы главных героев; 2)закрепить навыки составления опорного контекста;3)выяснить, какие сложились отношения у Базарова с родителями и почему; 4) сделать вывод об основном конфликте романа



Ход занятия:

  1. Общее задание для 1 и 2 группы.

  2. Для каждого героя составляется таблица следующего вида:

Герой

Характеристики

Информация


Внешность



Происхождение



Воспитание



Черты характера, образование



Общественно-политические взгляды



Отношения с окружающими



Речь, лексика




Задание 2. Группа 1.

А) Перечислить основные события, описанные в 5-11 главах.

Б) Каким образом эти события выявляли взаимоотношения Базарова с Н. П. и П.П. Кирсановыми, народом?


Задание 2. Группа 2.

Проанализировать спор Базарова и П.П. Кирсанова. Его основные линии.

Задание 3. Группа 1.Ответить на вопросы.

  1. Как относятся к Евгению его родители и как их чувства переданы автором?

  2. Что за человек отец Евгения Базарова?

  3. В чём отличие речи отца и сына?

  4. Как вы думаете, могла ли быть ближе к сыну Арина Власьевна? (гл. 20).

Задание 3. Группа 2. Ответить на вопросы.

  1. Какую роль играли в воспитании сына родители? Анализ разговора Аркадия с Василием Ивановичем. (гл. 21).

  2. Как же сам Евгений относится к своим родителям? Анализ разговора Базарова с Аркадием о родителях и об отъезде. ( гл. 20 ).

  3. Общее задание для 1 и 2 группы.

Сделать общий вывод об основном конфликте романа.



Практическая работа по роману

И.С.Тургенева «Отцы и дети» №2.

« Базаров и Одинцова»


Цель занятия: 1)раскрыть суть отношений героев;

2) выявить авторскую позицию по отношению к герою

Эпиграф:

«Я уж и так слишком долго вращался в чужой для меня

сфере. Летучие рыбы некоторое время могут подержаться

на воздухе, но вскоре должны шлепнуться в воду; позволь-

те и мне плюхнуться в мою стихию.»

И.С.Тургенев «Отцы и дети.»,гл 26.

Ход занятия:


1) Практическое задание. Ответить письменно на вопросы.

1 задание. Выполняет вариант 1,2.

Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой?

(Мнение учащихся).

2 задание. Выполняет вариант 1,2.

Рассказать об Анне Одинцовой. (гл . 14-15).

(Должна быть предоставлена полная информация).

3 задание. Вариант 1.


Какие чувства испытывают Базаров и Аркадий, находясь рядом с Одинцовой? (Учащиеся выполняют задание, опираясь на текст романа).

3 задание. Вариант 2.


Рассказать историю любви Базарова к Одинцовой. (Работа должна быть выполнена в виде эссе.)

4 задание Вариант 1.


Как вы думаете, почему Анна Сергеевна пришла к умирающему Базарову?

(Ответить на вопрос, опираясь на текст романа.Аргументировать свой ответ.)


4 задание. Вариант 2.

Как же изменился Базаров после встречи с Одинцовой?

(Ответить на вопрос, опираясь на текст романа.Аргументировать свой ответ.)


Практическая работа по роману И. С. Тургенева

«Отцы и дети» № 3. «Базаров перед лицом смерти»

Цель занятия: подвести учащихся к ответу на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя?

Ход занятия:

Практическое задание.

1. Мы проанализировали взаимоотношения Базарова со всеми основными героями: Кирсановыми, Одинцовой, своими родителями и отчасти с народом. Каждый раз выяснялось объективное превосходство Базарова над остальными героями. Казалось бы, тема романа исчерпана. Тем не менее, с 22 главы сюжетно и композиционно начинает повторяться второй цикл странствий героя: Базаров попадает сначала к Кирсановым, потом к Одинцовой и ещё раз к своим родителям.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Как вы думаете, для чего это делает автор?

2. Изменилось ли что-нибудь в Марьине, одумались ли Кирсановы после споров с Базаровым? (гл. 22-23)

3. Разрешила ли дуэль спор в пользу Павла Петровича? Каким мы видим его после дуэли? (гл. 24)

4. Как, в связи с чем происходит разрыв Базарова с Аркадием? Что изменилось в их отношениях? (гл. 21, 22, 25)

5. Почему базаров уверен, что они с Аркадием прощаются навсегда? (гл. 25)

6. Почему именно этих представителей дворянства противопоставил Базарову Тургенев? Это лучшие представители дворянства, сравните их с губернским обществом: «если сливки плохи, что же молоко?»

  1. Выполните анализ сцены смерти Базарова. Ориентировочные вопросы:

1.Обратимся к последним страницам романа. Какое чувство они вызывают?

2.Как вы думаете, что имел в виду Писарев, написав: «Умереть так, как умер Базаров – это всё равно, что сделать великий подвиг»?

3.Почему Базаров становится ближе нам перед смертью?

4.Почему же всё-таки Тургенев заканчивает роман сценой смерти героя, несмотря на его превосходство над другими персонажами?

5.Как автор относился к своему герою?

3. Подведение итогов: письменный анализ гл. 28.



Рекомендуемая литература:

  1. Тургенев И.С. Отцы и дети: Роман/ Статья Д.И.Писарева; Послесл. П.Пустовойта; Рис. И. Архипова. Переизд. – М.: Дет. Лит., 1984. 270 с..

  2. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. Учебник. Ч.1, 2, 10 кл. М.: Просвещение, 2002.

  3. Интернет.





















Самостоятельная работа № 1

И. С. Тургенев.

1. Сила и слабость Е. Базарова.


Цели: 1) показать личность Базарова как натуру могучую, незаурядную, но ограниченную естественнонаучными рамками, отрицающую любовь, искусство, философию, религию.



Форма отчёта: характеристика героя.


Литература:

  1. Недзвецкий В. Противники и собратья по судьбе. Базаров и Кирсанов. ЛВШ. № 7, 1998.

  2. Полтавец Е. Сфинкс. Рыцарь. Талисман. ЛВШ. № 1, № 6. 1998.

















Самостоятельная работа № 2

И. С. Тургенев.


Цели: 1) определить круг тем, составить план, отобрать материал, определить границы темы, полно раскрыть её.


Форма отчёта: сочинение по роману.


Литература:

  1. Пустовойт П. Роман Тургенева «Отцы и дети». Комментарий. – М., 1991.

  2. Савина Л. Н. Литература в 10 классе. – Волгоград: Учитель, 2004, с.18.

  3. ТороичинаЛ. Почему умирает Базаров. Литература, № 5, 1997.

















Темы докладов и рефератов.



  1. Встреча Лизы с женой Лаврецкого (анализ эпизода из 39 главы романа И.С.Тургенева «Дворянское гнездо»)

2. Женские образы в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».

3. И. С Тургенев. «Дворянское гнездо». Образы главных героев романа

4. Как понимают счастье герои романа И.С.Тургенева «Дворянское гнездо»?

5. Лирика и музыка романа "Дворянское гнездо"

6. Образ Лаврецкого в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»

7. Образ тургеневской девушки (по роману И. С. Тургенева "Дворянское гнездо")

8. Образ тургеневской девушки в романе «Дворянское гнездо»

9. Объяснение Лизы и Лаврецкого (анализ эпизода из 34 главы романа И.С.Тургенева «Дворянское гнездо»).

10. Пейзаж в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»

11. Пейзаж в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»

12. Понятие о долге в жизни Федора Лаврецкого и Лизы Калитиной

13. Почему Лиза ушла в монастырь?

14. Представление идеальной тургеневской девушки.

15. Проблема поиска истины в одном из произведений русской литературы (И.С.Тургенев."Дворянское гнездо").

16. Герой эпохи в изображении И. С. Тургенева (по роману «Рудин»)

17. Как и почему меняется отношение Лежнева к Рудину? (по роману И.С. Тургенева "Рудин")

18. Наталья Ласунская - тип «тургеневской» девушки (по роману «Рудин»)

19. Роман И. Тургенева «Рудин»

20. Рудин - человек прошлого

21.Человек из дворянской среды на сломе эпох

















Рекомендуемая литература:

  1. Добролюбов Н.А. Собр. соч.: В 9 томах. Т.2. М.-Л., 1962

  2. Цейтлин А.Г. Мастерство Тургенева-романиста. М., 1958.

  3. Пустовойт П.Г. Проблемы изучения творчества Тургенева // Творчество И.С.Тургенева. Сборник научных трудов. Курск, 1984.

  4. Маркович В.М. И.С.Тургенев и русский реалистический роман XIX века (30-50-е годы). Л., 1982.

  5. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева

  6. Курляндская Г.Б. Структура повести и романа И.С.Тургенева 1850-х годов. Тула, 1977.

7. Батюто А.И. Творчество И.С.Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени. Л.: Наука, 1990

8. Вопросы изучения русской литературы XI-XX веков. М.; Л.,Изд-во АН СССР, 1958

9. Л.Н. Иссова Романы И.С.Тургенева. Современные проблемы изучения: Учебное пособие. Калинингр. ун-т. — Калининград, 1999.

10. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1975

11. Анненков П.В. Литературные воспоминания. М.: Гослитиздат, 1960

12. Ивакина И. В. «Идеальный» женский тип и трансформация «онегинской» модели в романах Тургенева // Спасский вестник, . – № 9.

13. Курляндская Г. Б. И. С. Тургенев. Мировоззрение, метод, традиции. – Тула, 2001

14. Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: В 30-ти т. Сочинения. – М., 1978–83. – Т. 7.

15. Полтавец Е. Ю. Сфинкс. Рыцарь. Талисман. // Недзвецкий В. А. и др. И. С. Тургенев. «Записки охотника», «Ася» и другие повести 50-х годов, «Отцы и дети». – М., 2000.

16. Овсянико-Куликовский Д. Н. Собрание сочинений. – СПб, 1910. – Т. 2.

17. Цейтлин А.Г. «Дым» // Творчество И.С.Тургенева. Сб. статей. М., 1959

18. История русского романа. Т.1. М.-Л.: АН СССР, 1962.

19. Батотю А.И. Тургенев-романист. Л.: Наука, 1972.

20. И.С. Тургенев в современном мире. М.: Наука, 1987.

21. Лебедев Ю. Тургенев. М.: Молодая гвардия, 1990.

22. Ивакина И. В. Условия типа «тургеневской женщины» в романах «Отцы и дети» и «Дым».

23. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л.: СП, 1971. .

24. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. (Учебное пособие для студентов вузов). М., 1998. .













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Дюкова Елена Викторовна

Дата: 25.06.2014

Номер свидетельства: 108430

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Самостоятельная работа как способ развития и воспитания студентов (опыт работы преподавателей цикла ОПД)"
    ["seo_title"] => string(99) "samostoiatielnaiarabotakaksposobrazvitiiaivospitaniiastudientovopytrabotypriepodavatielieitsiklaopd"
    ["file_id"] => string(6) "299913"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456635823"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине ДОУ "
    ["seo_title"] => string(81) "mietodichieskiie-ukazaniia-po-vypolnieniiu-kontrol-noi-raboty-po-distsiplinie-dou"
    ["file_id"] => string(6) "185627"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426225126"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "МЕТОДИЧЕСКИЕ  УКАЗАНИЯ  ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ (ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ) РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ХИМИЯ»"
    ["seo_title"] => string(117) "mietodichieskiieukazaniiadliavypolnieniiapraktichieskikhlaboratornopraktichieskikhrabotpouchiebnoidistsipliniekhimiia"
    ["file_id"] => string(6) "335390"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1466408643"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Методические указания для выполнения практических работ по учебной дисциплине «биология"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskie_ukazaniia_dlia_vypolneniia_prakticheskikh_rabot_po_uchebnoi_distsi"
    ["file_id"] => string(6) "498778"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1549519379"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине ОП.04 Материаловедение"
    ["seo_title"] => string(121) "mietodichieskiie_ukazaniia_po_vypolnieniiu_samostoiatiel_noi_raboty_studientov_po_distsiplinie_op_04_matierialoviedieniie"
    ["file_id"] => string(6) "346856"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1475233343"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства