kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ (ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ) РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ХИМИЯ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Назначение : данные методические указания  разработаны для группы  по профессии «Сварщик (Электросварочные и газосварочные работы)».

Практические, лабораторные работы выполняются во время аудиторных занятий, работы студенты выполняют самостоятельно, педагог представляет задание, литературу, оказывает консультационную помощь и контролирует выполнение практических, лабораторные работ. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ (ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ) РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ХИМИЯ»»

Департамент профессионального образования Томской области

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Томский коммунально-строительный техникум»



УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по УМР

ОГБПОУ «ТКСТ»

___________О.Н.Кудряшова

«____»______________2015г.














МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ

(ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ)

РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ»


для студентов очной формы обучения


по профессии среднего профессионального образования

«Сварщик (Электросварочные и газосварочные работы)»


















Томск 2015

Для выполнения практических работ по учебной дисциплине «Биология» по профессии «Сварщик (Электросварочные и газосварочные работы)», разработаны на основе программы учебной дисциплины «Биология».


НАЗВАНИЕ: Методические указания по выполнению практических, лабораторо-пратических работ по учебной дисциплине «Биология» /Разработчик: Олейник В.Л. - Томск, 2015. – с. 23


Организация разработчик: ОГБПОУ «Томский коммунально – строительный техникум»


Разработчик: Олейник В.Л. - преподаватель ОГБОУ «Томский коммунально-строительный техникум»



РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ


на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательных, общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин


Протокол № __ от ___ ________ 2015 г.


Председатель комиссии __________И.Г.Романова




© Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

« Томский коммунально-строительный техникум»

©Олейник Виктория Львовна


























Содержание:



1. Введение стр 4


2. Основная часть стр 6


4. Список использованной литературы стр 23










































Введение.


Назначение : данные методические указания разработаны для группы по профессии «Сварщик (Электросварочные и газосварочные работы)».


Практические, лабораторные работы выполняются во время аудиторных занятий, работы студенты выполняют самостоятельно, педагог представляет задание, литературу, оказывает консультационную помощь и контролирует выполнение практических, лабораторные работ.


Практические работы проводится с целью:


  • формирования общих и профессиональных компетенций;

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений;

  • углубления и расширения теоретических знаний;

  • формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную и специальную литературу;

  • развития познавательных способностей и активности: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • развития исследовательских умений.


Выполнение практических работ направлено на:

  • обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплины «Биология»;

  • формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

  • развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;

  • выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

  • Виды деятельности обучающихся позволяют формировать общие компетенции (ОК):

  • ОК 2. организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

  • ОК 3. анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

  • ОК 4. осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

  • ОК 5. использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  • Методические указания имеют следующую структуру
    - № практической работы
    - № и название раздела

  • - тема практической работы
    - цель практической работы
    - литература
    - задания для выполнения практической работы
    - критерии оценивания практической работы

  • Контроль и оценка выполнения практической работы.

  • Контроль за выполнением практической работы и оценивание практической, лабораторной работы осуществляет педагог.

  • Критериями оценки результатов практической работы являются:

  • - уровень усвоения учебного материала
    - умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач
    - обоснованность и четкость изложения ответа
    - оформление материала в соответствии с предложенным преподавателем требованием.

  • Данные методические указания можно использовать при изучения учебной дисциплины «Биология» для групп обучающихся по другим профессиям, как в группах начального профессионального образования, так и в группах среднего профессионального образования.





































Основная часть.

Содержание

Практическая работа №1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека».

Практическая работа №2 «Сравнительный анализ полового и бесполого размножения».

Практическая работа №3 «Индивидуальное развитие организма».

Практическая работа №4 «Решение генетических задач».

Практическая работа №5 «Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания».

Практическая работа №6 «Описание особей одного вида по морфологическому критерию".

Практическая работа №7 «Приспособление организмов к разным средам обитания».

Практическая работа №8 «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.

Практическая работа №9 «Решение экологических задач»
































Практическая работа №1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека»

Раздел №1 «История развития жизни на Земле»

Тема «Гипотезы происхождения жизни»

Цель: знакомство с различными гипотезами происхождения жизни на Земле.

Литература:

  1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология. -

10-11 кл. - учебник. — М.: Дрофа, 2012. — 367 с..

2. С.И. Колесников. Общая биология: учебное пособие, изд-во Кронус,2014-288с.

3. В.М. Константинов, А.П. Рязанова. Общая биология. Учебное пособие для СПО. - М., 2012-235с.

4. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Е.Н. Лощилина. Общая биология.10 кл. учебник.-М. :Вентана-Граф,2012-222с.

Задание №1. Используя конспект, учебники, глобальную сеть составьте таблицу

Ф.И.О. ученого или философа

Годы жизни

Гипотеза о происхождении человека и её сущность

Доказательства

Анаксимандр




Аристотель




К.Линней




И.Кант




А.Н.Радищев




А.Каверзнев




Ж.Б.Робине




Ж.Б.Ламарк.




Ч.Дарвин.




3. Ответить на вопрос: Какие взгляды на происхождение человека вам ближе всего? Почему?

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение практически всей работы (не менее 70%) – положительная оценка

Практическая работа №2 «Сравнительный анализ полового и бесполого размножения»

Раздел №1 «Размножение и индивидуальное развитие организма»

Тема «Размножение и индивидуальное развитие организма»

Цель: сравнить процессы бесполого и полового размножения, выяснить их биологическое значение.

Литература:

  1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология. -

10-11 кл. - учебник. — М.: Дрофа, 2012. — 367 с..

2. С.И. Колесников. Общая биология: учебное пособие, изд-во Кронус,2014-288с.

3. В.М. Константинов, А.П. Рязанова. Общая биология. Учебное пособие для СПО. - М., 2012-235с.

4. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Е.Н. Лощилина. Общая биология.10 кл. учебник.-М. :Вентана-Граф,2012-222с.

Задание №1.

Охарактеризуйте процессы размножения. Результаты оформите в таблице:

Признаки для сравнения

Бесполое размножение

Половое размножение

1. Число особей, участвующих в размножении



2. Образуются ли гаметы?



3. Имеет ли место мейоз?



4. На кого похожи потомки?



5. Для каких организмов характерны?



6. Как быстро происходит увеличение численности?



7. Какой промежуток времени требуется?



8. В каком случае наследственная изменчивость будет выше?



9. Какое значение имеет для существования вида?



10. Какой из процессов считается эволюционно более древним?



Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение практически всей работы (не менее 70%) – положительная оценка.

Практическая работа №3 «Индивидуальное развитие организма»

Раздел №1 «Размножение и индивидуальное развитие организма»

Тема «Размножение и индивидуальное развитие организма»

Цель: выявить черты сходства и отличия зародышей позвоночных на разных стадиях развития

Литература:

  1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология. -

10-11 кл. - учебник. — М.: Дрофа, 2012. — 367 с..

2. С.И. Колесников. Общая биология: учебное пособие, изд-во Кронус,2014-288с.

3. В.М. Константинов, А.П. Рязанова. Общая биология. Учебное пособие для СПО. - М., 2012-235с.

4. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Е.Н. Лощилина. Общая биология.10 кл. учебник.-М. :Вентана-Граф,2012-222с.

Задание №1.

Используя различные литературные и электронные источники заполните таблицу: 


Классификация позвоночных животных

Рыбы

Земноводные (лягушка)

Пресмыкающиеся (ящерица)

Птицы

Млекопитающие (кролик)

Человек (Млекопитающие)

Оплодотворение







Форма развития зародыша







Место развития зародыша







Первая стадия

Наличие хвоста







Носовой вырост







Передние конечности







Воздушный пузырь







Вторая стадия

Наличие хвоста







Носовой вырост







Передние конечности







Воздушный пузырь







Третья стадия

Наличие хвоста







Носовой вырост







Передние конечности







Воздушный пузырь







Четвертая стадия

Наличие хвоста







Носовой вырост







Передние конечности







Воздушный пузырь







Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение практически всей работы (не менее 70%) – положительная оценка

Практическая работа №4 «Решение генетических задач».


Раздел №1 «Основы генетики и селекции»

Тема «Законы генетики Г. Менделя»

Цель: научиться устанавливать закономерности наследования двух и более пар альтернативных признаков, гены которых находится в разных парах гомологичных хромосом, путем гибридного или полигибридного скрещивания.

Литература:

  1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология. -

10-11 кл. - учебник. — М.: Дрофа, 2012. — 367 с..

2. С.И. Колесников. Общая биология: учебное пособие, изд-во Кронус,2014-288с.

3. В.М. Константинов, А.П. Рязанова. Общая биология. Учебное пособие для СПО. - М., 2012-235с.

4. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Е.Н. Лощилина. Общая биология.10 кл. учебник.-М. :Вентана-Граф,2012-222с.

Задание №1. Задача 1:

У человека низкий рост преобладает над высоким.

  1. Каковы генотипы членов семьи, если у матери рост низкий, а у отца высокий?

  2. Каковы генотипы членов семьи, если мать гетерозиготна, а отец гомозиготен по признаку роста?

Задача 2:

У КРС ген обуславливающий черную окраску шерсти доминирует над красным. Какое потомство можно ждать от гомозиготного черного быка и гомозиготной черной коровы?

Задание 3

У человека карий цвет глаз доминирующий над голубым. Какого цвета будут глаза у потомков, если кареглазая женщина выйдет замуж за голубоглазого мужчину. Оба родителей гомозиготные.

Задание 4

У фасоли черная окраска семенной кожуры А доминирует над белой а. Определить окраску семян при следующем скрещивании?

а) Аа × аа

б) АА × Аа

в) аа × АА

Задание 5

Карий цвет глаз доминирует над голубым, темный цвет волос – над светлым. Определите вероятность рождения голубоглазого светловолосого ребенка, если мать – гетерозиготная по обеим признакам кареглазая темноволосая, отец – голубоглазый темноволосый.

Задание 6.

Составьте свою родословную.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____180 мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение практически всей работы (не менее 70%) – положительная оценка

Практическая работа №5 «Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания».


Раздел №1 «Основы генетики и селекции»

Тема «Закономерности изменчивости»

Цель: Научиться составлять простейшие схемы моно- и дигибридного скрещивания на основе предложенных данных.

Литература:

  1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология. -

10-11 кл. - учебник. — М.: Дрофа, 2012. — 367 с..

2. С.И. Колесников. Общая биология: учебное пособие, изд-во Кронус,2014-288с.

3. В.М. Константинов, А.П. Рязанова. Общая биология. Учебное пособие для СПО. - М., 2012-235с.

4. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Е.Н. Лощилина. Общая биология.10 кл. учебник.-М. :Вентана-Граф,2012-222с.

Задание №1. Используя алгоритм действий выполнить задания

  1. Запишите известные данные о фенотипе родителей.

  2. Определите генотипы родителей, опираясь на данные условия задачи.

  3. Определите, сколько и каких типов гамет образует каждый родительский организм.

  4. Определите возможные генотипы гибридов первого поколения, пользуясь, если это необходимо решеткой Пеннета.

  5. Определите фенотипы гибридов.

  6. Определите формулу расщепления гибридного потомства.

  7. Определите формулу расщепления фенотипов гибридного потомства по каждому признаку.

Задача № 1. У крупного рогатого скота ген, обусловливающий черную окраску шерсти, доминирует над геном, определяющим красную окраску. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гомозиготного черного быка и красной коровы?

Задача № 2. Какое потомство можно ожидать от скрещивания коровы и быка, гетерозиготных по окраске шерсти?

Задача № 3. На звероферме получен приплод в 225 норок. Из них 167 животных имеют коричневый мех и 58 норок голубовато-серой окраски. Определите генотипы исходных форм, если известно, что ген коричневой окраски доминирует над геном, определяющим голубовато-серый цвет шерсти.

Задача № 4. У человека ген карих глаз доминирует над геном, обусловливающим голубые глаза. Голубоглазый мужчина, один из родителей которого имел карие глаза, женился на кареглазой женщине, у которой отец имел карие глаза, а мать — голубые. Какое потомство можно ожидать от этого брака?

Задача № 5. Выпишите гаметы организмов со следующими генотипами: ААВВ; aabb; ААЬЬ; ааВВ; АаВВ; Aabb; АаВЬ; ААВВСС; ААЬЬСС; АаВЬСС; АаВЬСс.

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение практически всей работы (не менее 70%) – положительная оценка

Практическая работа №6 «Описание особей одного вида по морфологическому критерию».


Раздел №1 «Основы экологии»

Тема «Эклогические факторы среды»

Цель: обеспечить усвоение понятия морфологичес­кого критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений, научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.

Литература:

  1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология. -

10-11 кл. - учебник. — М.: Дрофа, 2012. — 367 с..

2. С.И. Колесников. Общая биология: учебное пособие, изд-во Кронус,2014-288с.

3. В.М. Константинов, А.П. Рязанова. Общая биология. Учебное пособие для СПО. - М., 2012-235с.

4. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Е.Н. Лощилина. Общая биология.10 кл. учебник.-М. :Вентана-Граф,2012-222с.

Задание №1. Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т. е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов).

Задание № 2. Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и раз­личия. Чем объясняются сходства (различия) растений?

Задание № 3. Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования. Выявите черты его приспособленности к среде оби­тания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относи­тельность».



Таблица 1 Приспособленность организмов и её относительность

Название

вида

Среда обитания

Черты приспособленности к среде обитания

В чём выражается относительность

приспособленности













Задание № 4. Изучив все предложенные организмы и заполнив таблицу, на осно­вании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникно­вения приспособлений и запишите общий вывод.

Контрольные вопросы:

1 Что такое вид?

2 Критерии вида?

3 В чем заключается относительность приспособленности организмов?

4 Каков механизм образования приспособлений?

Результат деятельности: отчет

Защита – письменная по вопросам теста

Рисунок 1- Семейство крестоцветных

Рисунок 2 – Приспособления организмов



Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение практически всей работы (не менее 70%) – положительная оценка

Практическая работа №7 «Приспособление организмов к разным средам обитания».

Раздел №1 «Основы экологии»

Тема «Экологические факторы среды»

Цель: Закрепление знаний о строении, свойствах и устойчивости  природных и антропогенных экосистем. Определить основные экологические изменения природы своей местности, составить прогноз возможного состояния окружающей среды в будущем.

Литература:

  1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология. -

10-11 кл. - учебник. — М.: Дрофа, 2012. — 367 с..

2. С.И. Колесников. Общая биология: учебное пособие, изд-во Кронус,2014-288с.

3. В.М. Константинов, А.П. Рязанова. Общая биология. Учебное пособие для СПО. - М., 2012-235с.

4. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Е.Н. Лощилина. Общая биология.10 кл. учебник.-М. :Вентана-Граф,2012-222с.

Задание №1. Выберите определённую территорию в своей местности и оцените экологическое состояние природы по примерному плану:

  1. Название __ Географическое положение.

  2. Общая характеристика природных условий.

  3. Определить влияние природных условий своей местности на материальную, культурную и духовную жизнь населения.

  4. Установите особенности между взаимодействием общества и природы.

  5. Охарактеризуйте основные направления хозяйственного использования территории.

  6. Выявите факторы антропогенного воздействия.



Задание № 2. Опишите экономическое положение, проанализируйте причины, опишите изменения, и обоснуйте нерациональное природопользование на данной территории.

Задание № 3. Составьте прогноз возможного состояния природы своей местности, сделав вывод по необходимости рационального использования данного региона.

Задание № 4. Сравните данные на фотографиях экосистемы и заполните таблицу



Характеристика

Природная экосистема

Агроэкосистема

Разнообразие видов



Наличие трофических уровней



Как поддерживается устойчивость системы



Задание № 5. Составьте примеры пищевых цепей для данных экосистем. Определите экологическую роль каждого участника цепи.













Контрольные вопросы:

1 Что такое экосистема? Агроценоз?

2 Чем определяется устойчивость экосистемы?

3 В чем проявляется антропогенное воздействие на экосистемы?

4 Что такое пищевые цепи? Какие виды пищевых цепей вам известны?

5 Раскройте сущность понятий: «продуценты», «консументы», «редуценты».

Результат деятельности: отчет

Защита – отчет


Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение практически всей работы (не менее 70%) – положительная оценка

Практическая работа №8 «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности».

Раздел №1 «Основы экологии»

Тема «Глобальные экологические проблемы и пути их решения»

Цель: научиться выявлять антропогенные изменения в экосистемах.          

Литература:

  1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология. -

10-11 кл. - учебник. — М.: Дрофа, 2012. — 367 с..

2. С.И. Колесников. Общая биология: учебное пособие, изд-во Кронус,2014-288с.

3. В.М. Константинов, А.П. Рязанова. Общая биология. Учебное пособие для СПО. - М., 2012-235с.

4. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Е.Н. Лощилина. Общая биология.10 кл. учебник.-М. :Вентана-Граф,2012-222с.

Задание №1. Естественная экосистема.


1. Рассмотрите виды растений и животных, занесенных в Красную книгу: исчезающие, редкие, сокращающие численность по Воронежской области (прил. №1., №2.).

2. Какие вы знаете виды растений и животных, исчезнувшие в вашей местности.

3. Приведите примеры деятельности человека, сокращающие численность популяций видов. Объясните причины неблагоприятного влияния этой деятельности, пользуясь знаниями по биологии.


Задание № 2.

1. Сравните данные двух диаграмм. Какие изменения произошли в возрастном составе популяций дуба черешчатого за 10 лет?

2. О чем это говорит? Какие прогнозы развития популяции вида на будущее?


Диаграмма 1. «Исследование состояния Шиповского леса» 2004г.


p

j

im

v

g1

g2

g3

s

среднее число особей

0

0

7

16

4

36

21

4

11


p – проростки (с 2 семядолями)

j – ювенильные растения (одноостные побеги)

im – имматурные растения (ветвящиеся)

v – виргинильные растения (растения с треугольной кроной)

g1 – молодые генеративные растения (треугольная крона, начало цветения)

g2 – средневозрастные генеративные растения (округлая крона, обильное цветение)

g3 – старовозрастные генеративные растения (усеченная крона, частичное цветение)

s – сенильные растения (мертвеющие побеги без цветения).

Диаграмма 2. «Исследование состояния дубравы Шиповского леса» весна 2014г.


p

j

im

v

g1

g2

g3

s

среднее число особей

0

0

0

0

6

19

7

7

4,9


Задание № 3.

1. Какой процесс происходит в экосистеме дубравы Шиповского леса и к чему он приведет? Назовите причины, вызвавшие изменения в биоценозе.

2. Какие действия можно предпринять для замедления негативного процесса?


Сделайте вывод: какие виды деятельности человека приводит к изменению в экосистемах.



Приложение 1.

Растения, занесенные в Красную книгу




Приложение 2.

Животные, занесенные в Красную книгу


Перечень видов

НАСЕКОМЫЕ

Богомол обыкновенный (Mantisreligiosa) 

Дозорщик император (Anaximperator )

Рыжий лесной муравей (Formicarufa)

Мнемозина (Parnassiusmnemosyne)

Ленточник малый (Limenitiscamilla) 

Траурница (Nymphalisantiopa)

Голубянка (МелеагрMeleageriadaphnis)

Медведица царская (Phragmatobialuctifera)

Бражник дубовый (Marumbaquercus)

Шелкокрыл березовый (Endromisversicolora) 

Зефир березовый (Theclabetulae) 

Зефир дубовый (Quercusiaquercus)

Жук-олень (Lucanuscervus)

Рогачик синий (Platyceruscaprea)

Златка бронзовая дубовая (Chrysobothrisaffinis) 

Усач двуцветный (Rhamnusiumbicolor)

Усач малый дубовый (Cerambyxscopolii)

Усач долгоносиковый глазчатый (Mesosacurculionoides)

ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ

Веретеница ломкая (Anguisfragilis)

ПТИЦЫ

Средний дятел (Dendrocoposmedius)

МЛЕКОПИТИЮЩИЕ

Обыкновенная белка (Sciurusvulgaris) 


Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение практически всей работы (не менее 70%) – положительная оценка

Практическая работа №9 «Решение экологических задач».


Раздел №1 «Основы экологии»

Тема «Глобальные экологические проблемы и пути их решения»

Цель: закрепить знания о трофических уровнях, цепях питания, пирамидах биомасс, правиле 10%, изучить способы решения простейших экологических задач.

Литература:

  1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология. -

10-11 кл. - учебник. — М.: Дрофа, 2012. — 367 с..

2. С.И. Колесников. Общая биология: учебное пособие, изд-во Кронус,2014-288с.

3. В.М. Константинов, А.П. Рязанова. Общая биология. Учебное пособие для СПО. - М., 2012-235с.

4. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Е.Н. Лощилина. Общая биология.10 кл. учебник.-М. :Вентана-Граф,2012-222с.

Методические рекомендации:

Повторите материал по теме «Структура экосистем», обратите внимание на правило экологической пирамиды.

При выполнении задания 1используйте следующий пример:

На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, чтобы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид: планктон→нехищные рыбы→хищные рыбы→дельфин.

Решение:

Дельфин, питаясь хищными рыбами, накопил в своем теле только 10% от общей массы пищи. Зная, что он весит 300 кг, составим пропорцию:

300кг – 10%,

Х – 100%.

Х=3000 кг (хищные рыбы)

Этот вес составляет только 10% от массы нехищных рыб, которой они питались. Снова составим пропорцию:

3000кг – 10%

Х – 100%

Х=30 000 кг (масса нехищных рыб)

Сколько же им пришлось съесть планктона, для того чтобы иметь такой вес? Составим пропорцию:

30 000кг.- 10%

Х =100%

Х = 300 000кг

Ответ: Для того чтобы вырос дельфин массой 300 кг необходимо 300000кг планктона.


Порядок выполнения работы:

Задание 1. Решение экологических задач.

1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3.5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков → мышь → полевка → хорек → филин.

2.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки → кузнечики → лягушки → змеи → орел.

3.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки→кузнечики→насекомоядные птицы→орел.

4. На территории площадью 100 км2ежегодно производили частичную рубку леса. На момент организации на этой территории заповедника было отмечено 50 лосей. Через 5 лет численность лосей увеличилась до 650 голов. Еще через 10 лет количество лосей уменьшилось до 90 голов и стабилизировалось в последующие годы на уровне 80-110 голов.

Определите численность и плотность поголовья лосей:

а) на момент создания заповедника;

б) через 5 лет после создания заповедника;

в) через 15 лет после создания заповедника.

Задание 2. Решение экологических ситуаций.

Приведенные в беспорядке факты изложите в логически правильной последовательности (в виде цифр).

1. Нильский окунь стал поедать много растительноядных рыб

2. Сильно размножившись, растения стали загнивать, отравляя воду.

3. Для копчения нильского окуня требовалось много дров.

4. В 1960 г. британские колонисты запустили в воды озера Виктория нильского окуня, который быстро размножался и рос, достигая веса 40 кг и длины 1,5 м.

5. Леса на берегах озера интенсивно вырубались – поэтому началась водная эрозия почв.

6. В озере появились мертвые зоны с отравленной водой.

7. Численность растительноядных рыб сократилась, и озеро стало зарастать водными растениями.

8. Эрозия почв привела к снижению плодородия полей.

9. Скудные почвы не давали урожая, и крестьяне разорялись.


Контрольные вопросы:

1. Отсутствие какой группы организмов в пищеварительной системе жвачных животных приведет к их неспособности переварить поедаемую траву?

2. В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Удалось ли таким образом достичь цели? Ответ объясните.


Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____180_____ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение практически всей работы (не менее 70%) – положительная оценка

Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  • А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология. -

10-11 кл. - учебник. — М.: Дрофа, 2012. — 367 с..

Дополнительные источники:

1. С.И. Колесников. Общая биология: учебное пособие, изд-во Кронус,2014-288с.

2. В.М. Константинов, А.П. Рязанова. Общая биология. Учебное пособие для СПО. - М., 2012-235с.

3. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Е.Н. Лощилина. Общая биология.10 кл. учебник.-М. :Вентана-Граф,2012-222с.

4. Н.В. Чебышев. Биология. учебник для ссузов.- М. ВУНМЦ, 2012-536с.

Интернет- ресурсы:

1. learnbiology.narod.ru (Дата обращения 10 сентября 2015)

2. bioword.narod.ru (Дата обращение 10 сентября 2015)

3. biology.asvu.ru (Дата обращение 13 сентября 2015)

4.http://sbio.info/sbio.info ( Дата обращения 11 сентября 2015)

5. http://festival.1september.ru/(Дата обращения 17 сентября 2015).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Олейник Виктория Львовна

Дата: 20.06.2016

Номер свидетельства: 335390


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства