kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации: как писать статьи для газеты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Газета - не литература. Но у всего, что хорошо написано, есть общие черты. Газетных жанров достаточно много: есть материалы информационные (заметка, интервью, репортаж), аналитические (корреспонденция, статья и др.), литературно-художественные (зарисовки, очерки). 

Как писать любой материал, тоже элементарно: собрать фактуру (побывать на мероприятии, если материал событийный; побеседовать с людьми, чтобы выяснить спектр мнений, если пишете проблемную статью). И, конечно, уметь подать собранный материал в читабельном виде. Помните: недостаточно просто понимать мысли – их необходимо уметь излагать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации: как писать статьи для газеты. »



Как писать статьи в газету (методические рекомендации)

Дорогие ребята! Газеты - не литература. Но у всего, что хорошо написано, есть общие черты. Газетных жанров достаточно много: есть материалы информационные (заметка, интервью, репортаж), аналитические (корреспонденция, статья и др.), литературно-художественные (зарисовки, очерки). 

Как писать любой материал, тоже элементарно: собрать фактуру (побывать на мероприятии, если материал событийный; побеседовать с людьми, чтобы выяснить спектр мнений, если пишете проблемную статью). И, конечно, уметь подать собранный материал в читабельном виде. Помните: недостаточно просто понимать мысли – их необходимо уметь излагать. Первое, что нужно сделать – это придумать название (хотя бы рабочее). 
Затем пишем вводный абзац, который будет отражать краткую суть статьи и должен будет заинтересовать человека продолжить чтение. Этот пункт очень важен, поскольку большинство читателей СМИ видят первые несколько строк статьи, и после их прочтения принимают решение «читать дальше или не читать». После вводного абзаца перечисляем в столбец тезисы, которые вы будете рассматривать. Распределяем их в пункты и подпункты (если такие будут в статье). Добавляем в конце пункт, который будет содержать «вывод» или «заключение» – вот и рабочий план готов. 

Шаг следующий – заполнение текстом. Теперь осталось подробно описать каждый из тезисов и связать их между собой по смыслу и вот она — ваша первая статья. Чтобы текст получился, в так называемом «необходимом формате», достаточно соблюдать пару правил: 

а) даже если вы пишете о том, что выполнили сами, не делайте в статье упор на личность, т.е. на местоимение «Я».  Лучше всего использовать безличные предложения или просто писать не от первого лица (не «я», а «мы»). То есть вместо «я начинаю…» используйте «начинаем…». Для наглядного примера можно почитать статьи на любых понравившихся вам сайтах, в газетах или в популярных глянцевых изданиях, обратите внимание на их стилистику. 

б) Следите за читабельностью текста: избегайте частых повторений (тавтологий), пользуйтесь синонимами или изменением структуры предложения, а также не злоупотребляйте словами-паразитами. 

2. Упражнения для начинающих. Для начинающего самое важное — это писать, никак не оценивая получившееся. Забудьте об успехе и читателях, вы пишете для себя. Не бойтесь накатать «вагон чепухи». Правда, многие впадают в ступор перед чистым листом бумаги. Помните: первый труд всегда сложен, поэтому предлагаем несколько тренировочных тем. Для развития ваших писательских способностей это будет огромный вклад. Пусть это не самые актуальные направления, а может и «бессмысленные», но они вам знакомы — и это главное. А значит, у вас не составит труда их выполнить. Здесь важен сам факт того, чтобы вы начали писать. Итак: 

•Опишите пять вещей, которые вы видите перед собой. 

•Расскажите о вашем дне с точки зрения ваших друзей (вашего классного руководителя, мамы, соседа или случайного прохожего). Умение видеть чужую точку зрения очень полезно при разрешении конфликтов. 

•Сделайте заголовок: «10 вещей, которые меня не радуют» - и начните их записывать. 

•Опишите ваше любимое занятие в пяти-, восьмилетнем возрасте. 

• Выберите наугад 5 слов из первой попавшейся книги и запишите их. Затем включите эти слова в небольшой рассказ, хотя бы из двух-трех предложений. Если результат вам понравится - расширьте эту историю. 

•Опишите 5 смешных для вас моментов из жизни. 

•Какие мысли и чувства вызвала у вас последняя прочитанная книга (просмотренный фильм, новостной выпуск). 

• Напишите резюме (автобиографию) — всю жизнь с рождения до настоящего момента. Но в каком-то одном очень узком аспекте. Например: «Я и Семья»; «Я за компьютером»; «Самые интересные личности в моей жизни»; «Я и учеба». 

Какой должна быть структура статьи. Для того чтобы научиться писать статьи, необходимо представлять себе ее структуру. Не имеет значения, что именно создается: написание научной статьи или рекламного текста — и то и другое имеют одни и те же принципы и правила написания статей. Используя всего несколько эффективных приемов написания статей, вы можете за несколько дней превратиться в человека, которого начинают читать и даже цитировать. 

Итак, начнем. Основное правило: уделите пять минут созданию плана статьи. Вот несколько шагов гармоничного написания статей, которые вы сможете применить на практике прямо сегодня. 

Шаг 1. Определите цель статьи и непременно ее запишите, т.к. вам в обязательном порядке необходимо указать читателю свою цель. При написании любой статьи возникают три вопроса, которые нужно прояснить для себя: 

1. Что за материал мы пишем, какова задача? 

2. Какова будет манера изложения? 

3. Каким будет тип статьи?

Шаг 2. Отразите цель статьи в заголовке, изложите ее в предисловии к статье или в самом начале статьи (1 абзац).  Такой прием позволяет читателю понять, стоит ли ему тратить свое время на изучение данного материала и принять решение – дочитать до конца, или нет. Сделайте читателю хорошо, и он оценит ваш профессионализм. 

Шаг 3.Создайте план статьи, обычно он включает в себя 4-5 блоков. Например, если у статьи 3 блоков, прибавьте предисловие и концовку с выводами – получаем 5 блоков. Большего для газетных статей и не нужно. Вот пример плана для среднестатистической статьи: 

• Заголовок 

• Тезис  или вводная часть 

• Описание предмета (события) статьи (1-2 блока) 

• Информационная составляющая (1-2 блока) 

• Заключительная часть. 

Шаг 4. Пошутите. Как вариант, пошутите в первом же абзаце. Часто этот простой прием помогает сократить дистанцию между вами и читателем. Вполне возможно читатель скажет: «Ух ты, да это же настоящий человек!». Однако помните: не в каждой статье уместно шутить. 

Шаг 5. Заполните составленный план материалом. Не принципиально, с какого блока вы начнете. Это может быть информационная составляющая. А может быть, вы начнете заполнять блоки по частям. Все зависит от вашего полета мысли. Главное не опускайтесь до простого копирования – это никому не нужно. В конце обязательно перечитайте то, что вы написали, подправьте, вставьте подпись и… обязательно опубликуйте. Никого не бойтесь и не стесняйтесь. У вас может быть вагон правильных мыслей, и лучше всего их систематизировать и в правильной форме выдавать читателю. Делитесь мыслями и опытом, преуспевайте. Итак, разобравшись с тем как писать статьи и как должен выглядеть план статьи, рассмотрим более подробно составляющие статьи. 
2.Как назвать статью. Немного полезной информации: 

• Заголовки читают в пять раз большее число читателей, чем основной текст. 

• Заголовки, содержащие новость вспоминают на 27% больше людей, чем заголовки без новостей. 

•Больше всего внимания привлекают заголовки, которые сообщают читателю полезную информацию, например, «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей». 

•Конкретные факты работают лучше, чем что-либо неопределенное. 

•Считается, что заголовок, взятый в кавычки, запоминается лучше. 

•Людей больше всего интересует происходящее там, где они живут. 
Именно заголовок, а вовсе не содержание, приносит статье успех в читаемости.
В большинстве, читают лишь те статьи, чьи талантливые авторы смогли придумать гениальный заголовок. Для того чтобы придумывать правильные заголовки существует всего пять простых правил - выбирайте любое. Или все сразу. 

1. Итак, любой заголовок начинается с поисков ключевого слова. Иногда для этого следует очень внимательно просмотреть материал. Когда у вас в руках ключевое слово — постарайтесь поискать слова созвучные ему. А когда найдете таковые, постарайтесь вспомнить устойчивые фразеологизмы (пословицы, афоризмы, популярные цитаты из литературных произведений, названий книг, кинофильмов, рекламных слоганов) содержащие слова, созвучные ключевым. Например: «Конфликт поколений или моя мама лучшая на свете», «Папа может… и мамой быть», «Что такое хорошо и что такое плохо». 

2.Добавьте пафоса и громких слов, оперируйте категориями вселенского масштаба, используй слова вроде «Единство», «Суверенитет», «Государственная Дума». В общем, постарайтесь, чтобы название статьи произносилось как заявление с двадцатью восклицательными знаками. Это нелегко, но надо искать, пытаться.

3.Постарайтесь использовать стандартные проверенные символы, например: «матрица», «делу – время, потехе – час», «бюро детективных расследований», «третий срок», «диалог-шоу». Умело комбинируя их, можно получить немало оригинальных названий.

4.Остерегайтесь скромных названий! Никто не прочитает статью со скучным названием вроде «Наши спонсоры подарили праздник ребятишкам из детского дома» или «подарок на день рождения». Чем ярче название, тем скорее читатель обратит внимание: «в Лондоне береза стояла, а в России бы сидела», «Сурков ест младенцев». 

5. Сразу дайте читателю понять, что его ждет встреча с чем-то необычным, даже может быть с невероятным. Для этого обычно используются двусмысленные выражения, фразы-парадоксы. «Шаг вперед – два назад», «Горько, горько!! «Конец бесконечности», «Взрослые игры». Расчет простой: читатель сразу попытается осознать, как такое может быть, но решить «сходу» головоломку ему не удастся. Тогда заинтересованный читатель поймет, что автор «крутой философский пацан», статью надо обязательно прочесть и разобраться, в чем дело. 

В заключение хочется сказать, что хорошо написанная вещь - ясная, легко читаемая, в ней используется незакостеневший язык, она поучает и развлекает. Все эти характеристики подходят к хорошо написанной газетной статье в той же мере, что и к хорошо написанному роману. Они верны вне зависимости от языка, на котором вы пишите. Дерзайте! Пишите и наслаждайтесь своей авторской работой! Удачи!!! 


















































И, наконец, последнее. Для тех, кому все вышеперечисленные советы показались чересчур сложными, предлагается ряд простых шаблонов для конструирования вполне удачных названий: 

• «свершение чего-нибудь» («покорение династии», «написание мегабайта», «осада редакции») 
• «сделать чего-нибудь» («полюбить либерала», «сдать материальчик», «получить гонорарчик»). 
• «уделанные – особым образом» («Приговоренные к единству», «Обреченные увидеть себя в шаблонах», «Посрамленные величием», «Отреабилитированный народ») 
• «знамением кого-то» («Под Флагом Оппозиции», «Именем Президента», «Предисловием Мэтра») 
• «такое и сякое» («Наркоманы и Госнаркоконтроль», «Новодворская и Кровавая Мери», «Гений-Журналист и Псевдо-Корректор») 
• «дата чья-то» («Третий Срок», «Неделя Аврала», «День Выплат») 
• «деятель чего-то» («Победитель Бадминтона», «Заклинатель ЖКХ», «Сочинитель Ботвы») 
• «что-то деятеля» («Гиперболоид Инженера Яценюка», «Шутка муфтия – нешуточные слезы», «Клинок Журналиста») 

3. Как написать лид или предисловие. 

Лид (lead, от того же корня, что "лидер" — в американской журналистике lede) – это первая фраза или первые две фразы любого материала. (Обычно выделяется жирным шрифтом, выносится на первую полосу) 

Всевозможные подзаголовки, врезы, выносы, надзаголовки или анонсы, которые при верстке располагаются где-то в районе заголовка, все это — никак не лиды. 

Классический новостной лид или лид информационного сообщения — краток, информативен и содержит главное, то есть суть события. Обычно говорят о 20-25 словах. Задача лида — привлечь внимание читателя к материалу, «пригласить» его к чтению. 
Новостной лид строится по формуле 5W + H, то есть должен ответить на шесть вопросов — по первым буквам английских слов who (кто), what (что), where (где), when (когда), why (почему) и how (как). Большинство лидов включают три или четыре из этих шести основных вопросов. 

Из основных типов лидов чаще всего используются следующие: 

1. Резюме, или краткое изложение события (результатов). Например: «3июня 2010 года в Окружном административном суде состоялся завершающий процесс по делу Сусанны Исмаиловой. Она судилась за право вклеить фотографию в хиджабе в паспорт». Здесь присутствуют главные элементы материала: кто (Сусанна), что (завершающий процесс), где (в Окружном админсуде), когда (3 июня) и почему (за право). 

2. Драматический. Например: «Сегодня утром член муниципального совета Дэвид Джонс долго медлил, когда настала его очередь голосовать по вопросу о предложенном 100-миллионном бюджете города. Голоса разделились поровну - три к трем, и его голос решал дело. В притихшем зале его было едва слышно, когда он сказал: «Я - «за». 

3. Цитатный. Например: ««Порошенко об итогах года: «Давайте перестанем пиарить намерения». 

4. Аналитический. Например: «В Симферополе перестанут отлавливать бродячих собак. Кому-то стало легче?» или «Что произошло бы, если бы член совета Дэвид Джонс проголосовал против предложенного городского бюджета?» 

5. Одиночный "выстрел", состоящий иногда из двух-трех слов. «Motorola представила «убийцу iPad». 

Еще один немаловажный момент: знайте – ваш лид может не соответствовать вышеприведенным типам. Более того — у вас его вообще может и не быть. И это не должно внушать вам ущербность вашего труда. Много статей написано без лида, предисловия и даже без названия. 

Поэтому готовя лид просто помните о следующем: 

1. Нужен ли лид в этой работе? (Повесть, очерк, дайджест или новость, отклик и т.д.) 
1. Свежа ли ваша информация (новостная статья, требующая лид) или это просвещение (сакофат)? 
2. Что в материале главное – люди или события? 
3. Насколько это важно для читателя? 

Инструкция 

1. Выберите тему, которая наиболее вам интересна, или ту, в которой вы больше всего разбираетесь. Посоветуйтесь с главным редактором о том, какие вопросы сейчас особенно актуальны для издания. Скорее всего, вам предложат определенные темы, из которых имеет смысл выбрать ту, которую сможете осветить наиболее полно. 

2. Найдите как можно больше информации по этой тематике. Полистайте энциклопедии, профессиональные журналы, покопайтесь в истории. Постарайтесь найти людей, которые могут дать комментарии к вашему материалу, осветить какие-либо глубокие проблемы, которые затрагиваются в вашей статье. 

3. Определитесь, какой объем будет у вашей статьи. Если вы пишете материал для популярного издания, то этот вопрос нужно обсудить с главным редактором. Он вам скажет, сколько места оставлено на газетной полосе для вашей публикации, сколько знаков можно уместить и сколько фотографий добавить. А если вы создаете стенгазету, то формат материала зависит только от вашей фантазии. Только помните, что потом все статьи придется компоновать, и они должны красиво смотреться на листе ватмана. 

4. Теперь приступайте к написанию статьи. Выберите время, когда вас никто не будет отвлекать. Подготовьте всю собранную информацию - интервью, выписки из журналов и книг, энциклопедии, фотографии. Начинайте со вступления, в котором оговариваются основные проблемы, затронутые в материале. Затем раскрывайте тему. И завершайте статью выводами, которые сделали сами. Сносками можно дать комментарии специалистов, цитаты, интересную информацию. 

5. Подумайте, как лучше разместить фотографии по теме и отправляйте статью в редакцию. Будьте готовы переделать материал, если главного редактора что-то не устроит. И помните, для верстки газеты есть определенные сроки, и вам нужно в них уложиться. Иначе вы подведете всех сотрудников издания и просто сорвете верстку. А с таким журналистом уважающие себя газеты сотрудничества не продолжат. 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методические рекомендации: как писать статьи для газеты.

Автор: Буралов Борис Васильевич

Дата: 13.01.2015

Номер свидетельства: 154415

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Сергей Есенин. Жизнь и творчество "
    ["seo_title"] => string(39) "sierghiei-iesienin-zhizn-i-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "181526"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425368120"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока по русскому языку "Буквы и и ы после ц" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-bukvy-i-i-y-poslie-ts"
    ["file_id"] => string(6) "227110"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440602461"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Программа кружка " В мире литературы" "
    ["seo_title"] => string(38) "proghramma-kruzhka-v-mirie-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "187432"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426515346"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Презентация. Диалог с Д.С. Лихачёвым. "
    ["seo_title"] => string(42) "priezientatsiia-dialogh-s-d-s-likhachiovym"
    ["file_id"] => string(6) "186779"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426418888"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства