Методическая разработка "Отчёт о работе над проектом"
Методическая разработка "Отчёт о работе над проектом"
Методическая разработка "Отчёт о работе над проектом" поможет учителям русского языка и литературы, работающим по ФГОС, организовать проектно-исследовательскую деятельность в 5 классе. В разработке показано,как можно организовать работу детей над проектом на каждом этапе, оценить их деятельность в соответствиии с критериями оценки проекта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Отчёт о работе над проектом"»
Отчёт о работе над проектом
Сказки А.С.Пушкина- уроки «добрым молодцам»
Дидактические цели проекта:
освоение ребенком закономерностей проектного цикла от осознания проблемы до создания продукта, написания отчета о своей работе и защиты проекта.
Методические задачи проекта:
знакомство учащихся с произведениями А.С.Пушкина, а также с работой на компьютере для оформления письменной части проекта (навыки печатания, форматирования текста, выделение заголовков) и создания презентации (освоение компьютерной программы); развитие навыка анализа художественного текста.
Ожидаемые приращения в компетентностях учащегося:
Предметная компетенция: знание содержания сказок А.С.Пушкина;
Коммуникативная компетентность: умение работать в группе; давать устный отчёт о работе;
Личностная компетентность : способность анализировать действия и поступки героев сказок;
Информационная компетентность: планировать работу; способность работать с разными видами информации; представлять творческий продукт;
Нравственная компетентность: готовность извлечь нравственные уроки сказок для себя.
Мыслительная компетентность: способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги(читательская компетентность).
Тип проекта:
Монопредметный: литература
Внутриклассный: 5 класс
Краткосрочный: 3 недели
Групповой:
- формирует навыки сотрудничества;
- позволяет распределить обязанности, и каждый участник группы может проявить свои сильные стороны в работе, которая ему лучше всего удается;
- создает психологически комфортную и безопасную ситуацию для неуверенных детей;
- способствует групповому сплочению;
Исследовательский:
Цель проекта: доказательство или опровержение какой-либо гипотезы.
Проектный продукт: результат исследования, оформленный установленным способом.
Тип деятельности: деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями.
Позиция учителя для руководства проектной работой учащихся для решения задач воспитания:
Учитель принимал максимальное участие на всех этапах в форме организующей, стимулирующей и обучающей помощи и руководства, однако это не подменяло самостоятельной работы учеников: задача учителя заключалась в том, чтобы помочь ученику реализовать его познавательный мотив в учебной работе.
Представление проблемы проекта учащимся:
Учащимся были предложены проблемные вопросы:
- Как сказка может повлиять на поступки человека?
- Что в сказках осуждается, а что одобряется?
- Почему Пушкин обратился к русскому фольклору, к сказкам?
Перед учениками ставились задачи:
- Узнать, чему учат сказки А.Пушкина?
- Подумать, какие персонажи в сказках Пушкина добрые, а какие злые? Почему?
- Подумать, что можно узнать о жизни русского народа из сказок А.С.Пушкина?
Ученики 5 класса правильно поняли цель своей работы:
- изучить сказки А.С.Пушкина (прочитать, составить план, знать главных и второстепенных героев, дать им характеристики, проанализировать поступки героев);
- выявить «уроки добрым молодцам», оставленные в наследство А.С.Пушкиным.
Предполагалось создать проектный продукт, который бы являлся оптимальным способом решения проблемы проекта. Результатом работы могла стать презентация по каждой сказке, «слабые» учащиеся могли нарисовать иллюстрации к сказкам.
План работы над проектом:
Этапы работы
Учитель
Ученики
Погружение в проект
Предлагает проблему проекта
Присваивают проблему проекта, наделяют ее личностным смыслом
Намечает цели и задачи
Уточняют и конкретизируют цели и задачи
Организация деятельности
Предлагает создать группы с конкретными задачами; контролирует этот процесс, учитывая пожелания детей
Разбиваются по группам
Предлагает распределить обязанности членов групп
Распределяют обязанности (что нравится, что умеют делать)
Предлагает разработать планы работы групп
Планируют работу группы (самостоятельно)
Предлагает обдумать формы презентации результатов
Выбирают форму презентации результатов работы (слайд-шоу или иллюстрации к сказке)
Осуществление деятельности
Консультирует учащихся по их запросу
Самостоятельно реализуют собственный план работы
Корректно контролирует и стимулирует при необходимости
Каждый выполняет свои обязанности, оказывает помощь другим
Предоставляет необходимую информацию по запросу учащихся
Ищут необходимые знания и применяют их при реализации проекта
Оказывает помощь при подготовке презентации
Готовят и репетируют презентацию
Презентация результатов работы
Обобщает и резюмирует результаты. Подводит итоги.
Демонстрируют понимание проблемы, цели, задач; умение планировать и осуществлять работу, найденный способ решения проблемы проекта
Оценивает приобретенные предметные знания, проектные навыки, умение работать в группе
Осуществляют анализ и рефлексию, дают самооценку и взаимооценку хода и результата работы.
Реализация проекта:
1. Чтение текстов сказок А.С.Пушкина – каждый учащийся самостоятельно готовится к заданию.
2. Устный пересказ содержания сказок, составление планов (кратких и подробных) – контролирует учитель этот этап работы.
3. Беседа о поступках героев сказок, характеристики добрых и злых персонажей в сказках – помощь со стороны учителя.
4. Анализ всей собранной информации, обобщение выводов по теме проекта (совместно с учителем).
5. Написание отчета о работе над проектом (по группам) – самостоятельная подготовка. (Учителем был предложен шаблон отчета.)
6. Защита проекта и презентация проектного продукта (самостоятельная подготовка; помощь учителя во время репетиции презентации).
Рефлексия и самооценка работы учащимися:
Критерии оценивания:
Критерий 1. Постановка цели проекта
Ученики сформулировали цель проекта, но не все чётко её обосновали.
Критерий 2. Планирование путей достижения цели проекта
В основном у учащихся краткий план, состоящий из основных этапов проекта.
Критерий 3. Глубина раскрытия темы проекта
Учащиеся показали знание темы в рамках школьной программы, однако не все ученики своевременно выполняли свои задания, не придерживались общего плана работы.
Критерий 4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования
Большая часть учащихся использовала незначительный объём подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников.
Критерий 5. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе
Учащиеся проявили интерес к теме проекта, но не продемонстрировали самостоятельности в работе, не использовали возможности творческого подхода.
Критерий 6. Соответствие требованиям оформления письменной части
Учащиеся оформили работу в соответствии с установленными правилами, однако у некоторых учеников допущены серьёзные ошибки в оформлении.
Критерий 7. Качество проведения презентации
Учащиеся воспользовались готовыми шаблонами презентаций, нашли нужные иллюстрации сказкам. Не все ученики грамотно и правильно подобрали текст к слайдам. Все учащиеся представили свои работы: презентации, иллюстрации к сказкам. Также были написаны отчеты творческих групп., однако учащиеся не владеют культурой общения с аудиторией.
Критерий 8. Качество проектного продукта
У многих учащихся проектный продукт не полностью соответствует требованиям качества.
Самооценка:
Дети попробовали сами оценить работы одноклассников, старались никого не обидеть. Обязательно отметили лучшие работы, им поставили высокий балл.
Все учащиеся работали, выполнили свои задания. Были отмечены самые активные, кто умеет сотрудничать с другими, помогать. Не все были активны, но старались и хотели работать многие.
Заключительный этап работы:
На последнем этапе работы были просмотрены презентации учащихся и иллюстрации к сказкам; детям было интересно работать в группах, рассказывать о своей работе. И хотя они были не всегда самокритичны, учащиеся постарались объективно оценить работы одноклассников. Учителем были внесены нужные коррективы и оценена каждая работа ученика в соответствии с критериями оценивания.
При написании отчёта о проектной работе ученикам помогла памятка- шаблон, которую получил от учителя каждый ученик, поэтому проблем в написании отчёта не было.
Итоги работы над проектом:
Дидактические цели достигнуты: ученики вместе с учителем провели небольшое исследование проблемы, ознакомились со всем проектным циклом.
Методические задачи решены: прочитаны и проанализированы художественные произведения; самостоятельно созданы презентации по теме, проведена большая работа с текстовым материалом.
Воспитательный эффект был на протяжении всей работы, так как учащиеся учились сотрудничать друг с другом, уважать чужое мнение, помогать «слабым».