kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации при работе над проектом, исследовательской работой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие «ПРОЕКТ» уже давно известно  в российской педагогике.  Проект многогранен, проект эффективен, проект перспективен, проект неисчерпаем! Школа настоящего и будущего –   школа проектов! Так что же такое проект?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«СТАТЬЯ ТУРЧЕНКО Н.Р.»


Статья

Методические рекомендации при работе над проектом, исследовательской работой

(из выступления на заседании школьного методического обьединения учителей русского языка и литературы)


Понятие «ПРОЕКТ» уже давно известно в российской педагогике. Проект многогранен, проект эффективен, проект перспективен, проект неисчерпаем! Школа настоящего и будущего – школа проектов! Так что же такое проект?

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект


Проблема проекта «Почему?» Актуальность проблемы –

(это важно для меня лично) мотивация


Цель проекта «Зачем?» Целеполагание

(мы делаем проект)


Задачи проекта «Что?» Постановка задач

(для этого мы делаем )


Методы и способы «Как?» Выбор способов и методов

(мы это можем делать) планирование


Результат «Что получится?» Ожидаемый результат

(как решение проблемы)

Учитель

Учащиеся

1

2

1-й этап – погружение в проект

Формулирует

осуществляет

1) проблему проекта

1)личностное присвоение проблемы

2)сюжетную ситуацию

2)вживание в ситуацию

3)цель и задачи

3)принятие, уточнение и конкретизация цели и задач

2-й этап – организация деятельности

Организует деятельность – предлагает:

Осуществляют:

4)организовать группы

4)разбивку на группы

5)распределить амплуа в группах

5)распределение ролей в группе

6)спланировать деятельность по решению задач проекта

6)планирование работы

7)возможные формы презентации результатов

7)выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов

3-й этап – осуществление деятельности

Не участвует, но:

Работают активно и самостоятельно:

8)консультирует учащихся по необходимости

8)каждый в соответствии со своим амплуа и сообща

9)ненавязчиво контролирует

9)Консультируются по необходимости

10)дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость

10) «добывают» недостающие знания

11) репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов

11)подготавливают презентацию результатов

4-й этап - презентация

Принимает отчет:

Демонстрируют:

12)обобщает и резюмирует полученные результаты

12)понимание проблемы, цели и задачи

13)подводит итоги обучения

13)умение планировать и осуществлять работу

14) оценивает умения: общаться. Слушать, обосновывать свое мнение и др. (по тесту и карте наблюдений)

14)Найденный способ решения проблемы

5 этап рефлексия


15)рефлексию деятельности и результата


16)дают взаимооценку деятельности и ее результативности





Этапы работы над проектом

Как я организую работу учащихся над проектом? Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов. Этапы работы над проектом можно представить в виде следующей схемы:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

  • определение руководителей проектов;

  • поиск проблемного поля;

  • выбор темы и её конкретизация;

ПОИСКОВЫЙ

  • уточнение тематического поля и темы проекта, её конкретизация;

  • определение и анализ проблемы;

  • постановка цели проекта.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ

  • анализ имеющейся информации;

  • сбор и изучение информации;

  • поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности;

  • составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;

  • анализ ресурсов.

ПРАКТИЧЕСКИЙ

  • выполнение запланированных технологических операций;

  • текущий контроль качества;

  • внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ

  • Подготовка презентационных материалов;

  • Презентация проекта;

  • Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).

КОНТРОЛЬНЫЙ

  • анализ результатов выполнения проекта;

  • оценка качества выполнения проекта.

ПОИСКОВЫЙ ЭТАП

Первый и самый простой способ: я предлагаю список примерных тем для работы над проектами. Но случается и так, что предложенные мною темы ученикам становятся отправной точкой для обсуждения, в ходе которого тема изменяется, корректируется, расширяется и возникает новый замысел.


Как выбрать тему?

Проблема проекта

Для того чтобы начать проект, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит - найти проблему?

Как выявлять проблемы

Древнегреческое слово «problema» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить.

Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.

Вопросы в помощь при выборе темы

Выбрать тему несложно, если точно ученики знают, что их интересует в данный момент, какая проблема волнует их больше других. Я задаю им некоторые вопросы:

1. Что тебе интересно больше всего?

2. Чем ты хочешь заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?

3. Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?

4. Что позволяет тебе получать лучшие отметки в школе?

5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

6. Есть ли что-то такое, чем ты особенно гордишься?

Если эти вопросы не помогли, можно спросить родителей, поговорить об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет интересную идею.

Тему проекта надо записать.

Какими могут быть темы исследования?

Все темы можно условно объединить в три группы:

фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

экспериментальные - темы предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

Требования к теме:

  • актуальность, отражение злободневных проблем современной науки и практики, соответствие насущным запросам общества;

  • содержательность, информативность и разработанность в науке;

  • возможность поиска достаточного количества литературы, наличие элемента новизны (работа в какой-то степени должна выходить за рамки изученного, ибо только тогда она сможет вызвать интерес;

  • формулировка темы должна содержать какой-то спорный момент, подразумевать столкновение различных точек зрения на одну проблему. Подобная «проблемность» может быть отражена уже в самом заглавии работы или в его подзаголовках;

  • название работы может и не включать в себя слово проблема, но, тем не менее, проблемность должна подразумеваться;

  • тема должна быть конкретной.

Возможными источниками проблемы могут выступать противоречия:

  • между известным и неизвестным;

  • между знаниями и умениями;

  • между сложностью задачи и наличием способа ее решения;

  • между потребностями и возможностями их реализации

Проблемные ситуации возникают там, где имеется несоответствие между имеющимися знаниями и новыми требованиями. Примером такого противоречия может служить открытие новых фактов, которые не вписываются в известные теории, еще более типичный случай этого противоречия — расхождение между житейскими представлениями и научными знаниями.

Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося.

Действия ученика:

  • Обсуждает тему.

  • Определяет свои потребности.

  • Принимает в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы проекта и аргументирует свой выбор.

  • Ищет противоречия, формулирует (возможно, с помощью учителя) проблему.

  • Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.


АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП

После постановки цели проекта в первую очередь на этом этапе необходимо определить, какая информация необходима для ее достижения (реализации проекта).

Младшие подростки, как правило, не осознают, какой информацией и по какому вопросу они обладают, а какой - нет. Поэтому целесообразнее сосредоточиться на том, насколько грамотно учащиеся применяют известный им или предложенный учителем способ получения информации из нескольких источников.

Затем учащийся рассматривает существующую ситуацию, описывая ее более детально, с элементами анализа (выделение характеристик, установление причинно-следственных связей и т.п.). Для этого нередко требуется дополнительный информационный поиск.

На основе анализа ситуации ученик может поставить (с помощью учителя, а позже – самостоятельно) проблему или конкретизировать ту проблему, с которой он пришел в проект. Постановке проблемы предшествует выявление противоречий между реальной и желаемой ситуацией.

Цель

Определить цель исследования - значит, ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.

На основе выявленной учащимся проблемы, он ставит цель своего проекта. Цель отвечает на вопрос: «ЧТО должно быть изменено в реальной ситуации (чтобы она совпала с идеальной, с точки зрения ученика)?» Определив цель, учащийся предлагает один или несколько способов ее достижения (отвечает на вопрос: «КАКИМ ОБРАЗОМ?»).

Когда учащимся ясна цель проекта, следует организовать работу по определению задач, которые указывают на промежуточные результаты и отвечают на вопрос, ЧТО должно появиться (быть сделано), чтобы цель проекта была достигнута (чтобы результат был получен). Задачи могут решаться в различной последовательности (иногда параллельно группа может работать над решением нескольких задач), их не следует путать с этапами работы (сбор информации, изготовление предмета, подготовка материалов к презентации и т.п.).

Задачи

Задачи исследования обычно уточняют его цель. Если цель указывает общее направление исследовательской деятельности, то задачи описывают основные шаги исследователя.

Затем каждая задача дробится на шаги (отдельные действия, которые ученик выполняет полностью за ограниченный промежуток времени). Затем ученик составляет план работы, расставляя шаги в необходимой последовательности, учитывая то, что некоторые действия он не сможет выполнить без предварительного завершения других шагов. На основании полученного списка шагов учащийся может спланировать необходимые для их реализации ресурсы (в том числе информационные).

Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен планироваться. Младшие школьники описывают продукт, называют его характеристики, которые кажутся им важными для использования продукта по назначению. Подростки планируют использования продукта потенциальными потребителями, старшеклассники дают рекомендации по использованию полученного продукта другими, указывают границы использования продукта, планируют продвижение продукта.

Следует заметить, что нельзя сводить цель деятельности по проекту к получению продукта. Продукт всегда нужен для чего-то, он является средством. Цель может не содержать указания на продукт, а если она содержит такое указание, должно быть понятно, как это средство позволит ученику в достижении его цели.

Нередко возникает противоположная ситуация. Цель проекта – убедить кого-либо в чем-либо, разрешить противоречие в имеющейся информации, принять решение о чем-либо. Тогда учащемуся важен в первую очередь результат, а не продукт.

Действия ученика:

  • Проводит поиск, сбор, систематизацию и анализ информации.

  • Вступает в коммуникативные отношения с целью получить информацию.

  • Осуществляет выбор.

  • Осуществляет процесс планирования.

  • Оценивает ресурсы.

  • Определяет свое место (роль) в проекте.

  • Представляет продукт своей (групповой) деятельности на данном этапе.

  • Проводит оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

Гипотеза

Гипотеза - это предположение, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом догадка. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого «hypothesis» - основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно», «если …, то …».

В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается. В случае своего подтверждения она становится теорией, а если ее опровергнуть, то гипотеза превращается в ложное предположение.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

На этом этапе учащиеся реализуют запланированные шаги (действия), выполняют текущий контроль. При работе над проектом учащиеся реализовывают (осваивают) различные технологии деятельности, новые способы деятельности (видеосъемка, работа с компьютером, проведение социологических исследований, сварка и т.д.).

На этом этапе наиболее высока степень самостоятельности учащихся, а учитель выступает преимущественно в роли консультанта.

Действия ученика:

  • Выполняет запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

  • Осуществляет текущий самоконтроль и обсуждает его результаты.

  • При необходимости консультируется с учителем (экспертом).


Организация и методика работы над проектом

Как составить план исследовательской работы?

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?» Для этого надо определить, какие инструменты или методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку.

Вот список доступных методов исследования:

подумать самостоятельно;

прочитать книги о том, что вы исследуете;

познакомиться с кино- и телефильмами;

найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет;

спросить у других людей;

понаблюдать;

провести эксперимент.

Необходимо учитывать, что и подбор методов, и план работы зависят от того, что вы исследуете.

Отметим основные особенности указанных выше методов исследования.

1) Подумать самостоятельно

Наверное, с этого лучше всего начинать любую проектную работу. Можно задать себе вопросы:

Что я знаю об этом?

Какие суждения могу высказать по этому поводу?

Какие выводы и умозаключения я могу сделать из того, что мне уже известно?

2) Прочитать книги о том, что вы исследуете

Если предмет исследования подробно описан в доступных для вас книгах, их надо обязательно посмотреть. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до вас уже открыто. Изучив уже известное, можно двигаться дальше. Открывать новое!

Начать можно со справочников и энциклопедий. В наше время издается много различных энциклопедий и справочников для детей и взрослых. Они обычно хорошо иллюстрированы, их тексты, как правило, содержат очень много интересной информации. Если ее оказывается недостаточно, то следует прочитать книги с подробным описанием изучаемого вами объекта или явления.

Запишите все, что вы узнали из книг.

3) Познакомиться с кино- и телефильмами

Много новой информации содержится не только в книгах, но и в различных научных, научно-популярных и художественных фильмах. Это настоящий клад для исследователя. Не забудьте об этом источнике!

Запишите все, что вы узнали нового из фильмов.

4) Найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет

Компьютер - верный помощник современного исследователя. Ни один ученый уже не может работать без него. Компьютер помогает решать самые разные исследовательские задачи: строить математические модели, проводить эксперименты с компьютерными (виртуальными) копиями объектов, готовить тексты, чертежи, схемы, рисунки.

В глобальных компьютерных сетях содержится много информации практически обо всем, что вас может заинтересовать.

Запишите все, что вам помог узнать компьютер.

5) Спросить у других людей

Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.

1. К специалистам мы отнесем всех, кто профессионально занимается тем, что вы исследуете.

2. Неспециалистами для вас будут остальные люди. Их тоже целесообразно расспросить. Вполне может быть, что кто-то из них знает что-то очень важное о том, что вы изучаете.

Запишите информацию, полученную от других людей.

6) Понаблюдать

Интересный и доступный способ добычи новых знаний - наблюдение. Надо понимать и помнить, что смотреть и слушать может каждый, а вот видеть и слышать способны не все. Смотрим мы глазами, слушаем ушами, а видим и слышим умом.

Например, каждый может увидеть, как ведут себя дети на перемене в школе; посмотреть, как они двигаются; послушать, какие они издают звуки. Но только умный, наблюдательный исследователь, глядя на поведение своих одноклассников в школе, может сделать много интересных выводов, суждений и умозаключений.

Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить и все это также можно использовать в ваших исследованиях.

Запишите информацию, полученную с помощью наблюдений.

7) Провести эксперимент

Слово «эксперимент» происходит от латинского «experimentum» и переводится на русский как «проба, опыт». Это ведущий метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления.



ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ЭТАП

Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта: видеофильм, альбом, газета, бюллетень, зимний сад, альманах, аппарат, сайт, костюм, исковое заявление, макет, словарь, электромагнит, атлас, макет, передвижная выставка, генеалогическое древо, электродвигатель, сбор лекарственных трав и т.д.

Не исключено, что продуктом проектной деятельности может являться реферат, но такая форма самостоятельной работы, как подготовка реферата, строится по другим законам, по другой технологии, нежели работа над проектом. Написание реферата направлено, скорее, на расширение или углубление знаний, развитие общеучебных умений, а не на решение личностно-значимой для учащегося проблемы.

Подготовка к защите

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Причем все предложенные вами мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны. Поэтому ученые говорят, что результаты исследования надо не просто докладывать - их надо защищать.

Для этого потребуется:

дать определения основным понятиям, используемым в исследовании;

классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;

выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы;

ранжировать основные идеи исследования;

предложить сравнения и метафоры;

выработать суждения и умозаключения;

сделать выводы по результатам исследования;

указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта;

подготовить текст выступления;

приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия;

подготовиться к ответам на вопросы.

Как это сделать?

1. Дать определения основным понятиям, используемым в исследовании

2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события

Классификацией называют деление предметов и явлений на основе общих существенных

3. Выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы

4. Ранжировать основные идеи

5. Предложить сравнения и метафоры

6. Выработать суждения и умозаключения

7. Сделать выводы по результатам исследования

Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел его итогов.

8. Указать возможные пути дальнейшего изучения рассматриваемого явления или объекта

9. Подготовить текст выступления

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его лучше всего составить по такой схеме:

1) почему избрана эта тема;

2) какой была цель исследования;

3) какие ставились задачи;

4) какие гипотезы проверялись;

5) какие использовались методы и средства исследования;

6) каким был план исследования;

7) какие результаты были получены;

8) какие выводы сделаны по итогам исследования;

9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.

Запиши текст доклада.

10. Приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия

11. Подготовиться к ответам на вопросы

Готовясь к ответам на вопросы, помните, что главный залог ваших успешных ответов - свободное владение материалом своего исследования.

Действия ученика:

  • Выбирает (предлагает) форму презентации.

  • Готовит и проводит презентацию.

  • При необходимости консультируется с учителем (экспертом).

  • Выступает в качестве эксперта, т.е. задает вопросы и высказывает критические замечания (при презентации других групп \ учащихся).


От чего зависит успех?

1. Не ограничивайте собственных исследований, дайте себе волю понять реальность, которая вас окружает.

2. Внимательно анализируйте факты и не делайте поспешных выводов (они часто бывают неверными).

3. Будьте достаточно смелы, чтобы принять решение.

4. Приняв решение, действуйте уверенно и без сомнений.

5. Сосредоточьтесь и вложите в исследование всю свою энергию и силу.

6. Действуя, не бойтесь совершить ошибку.


В 2019-2020 учебном году я предложила моей ученице 5а класса Корчагиной Полине написать исследовательскую работу по литературе. Она выбрала тему «Литературная сказка - прямая наследница сказки народной». Выбрать тему ей было несложно, так как Полина любила читать сказки и даже сама сочинила несколько сказок. На уроках литературы мы знакомились с народными и литературными сказками.

Мы определили цель и задачи работы - исследование влияния народной сказки и ее роли в появлении нового жанра - литературная сказка.

Задачи: 1. Изучить литературу по теме и установить, что такое сказка, выяснить этимологию слова «сказка».

2. Изучить историю возникновения народной сказки.

3. Выявить влияние народной сказки на развитие и появление нового жанра в литературе – литературной сказки.

4.Сравнить народную сказку и литературную сказку.

4. Написать свою сказку на основе схемы построения народной сказки

5. Сделать вывод.

Написали гипотезу: народная сказка повлияла на возникновение литературной сказки.

Определили методы исследования:

- теоретические: поиск, анализ и обобщение литературы, интернет ресурсов; обобщение полученных данных;

- эмпирические: создание своей сказки, сравнение ее схемы построения со схемой народной сказки.

Объект исследования: народная и литературная сказка.

Предмет исследования: сказка как литературный жанр.

В ходе работы над проектом была поставлена цель, определены задачи, методы, выдвинута гипотеза, была изучена литература по теме. Полина сравнила две сказки – народную «Царевна-лягушка» и литературную «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина, нашла сходство и различие. Литературная сказка выросла не на пустом месте. Она выяснила, что фундаментом ей послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов и собирателей сказок.

Народные сказки созданы коллективно и изначально устно, авторские же сказки определенным автором и в письменной форме. Текст литературной сказки - не изменен, тогда, как народная сказка имеет множество вариантов повествования.

В народной сказке часто образы героев - собирательные. В литературной сказке автор четко описывает облики главных героев. При этом мы всегда можем догадаться об отношении автора к этому герою. Есть в народных и литературных сказках и сходства. Прежде всего, это - обязательное наличие героя, сказочность сюжета, приключения и борьба со злодеем. Это волшебные предметы, описание реального мира, это нарушение героем каких-либо запретов, которое приводит к длительному путешествию. Хотя это необязательно в авторской сказке. Ну, и, конечно, главным сходством этих типов сказок является победа добра в финале. Так и в ее сказке «Олень и волшебные ягоды» добро победило зло. Сказка Полины построена по традиционной схеме народной сказки и она является авторской. Полина - автор.

Гипотеза ее подтвердилась, народная сказка повлияла на возникновение литературной сказки. Данная работа демонстрирует пример и доказательства передачи сказки из поколения в поколение. Полученные результаты могут пригодиться при изучении сказок на уроках литературы.

На школьной научно-практической конференция учащихся в МБОУ «Средняя школа №19» г. Нижневартовска в 2020-2021 учебном году Корчагина Полина заняла 1 место, а также получила диплом Победителя во Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Векториада -2020».


















Еще одна работа моей ученицы 5 а класса в 2021-2022 учебном году Хаеровой Виктории

«Фантастика и фэнтези. Общее и разное» (на примере повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и романа Джоан Роулинг «Гарри Поттер») интересна тем, что Вика сама подсказала тему, которая ее интересовала.

Из Введения: «Погрузившись однажды в книжный мир, начинаешь испытывать желание «нырять» в него еще и еще. Особенное место в этом мире занимает жанр фантастики, ведь нам так любопытно узнавать про волшебство, силы добра и зла, сражаться с драконами или летать на метле вместе с главными героями. Особенный след в моей душе оставили два таких произведения: повесть Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством» и роман Джоан Роулинг «Гарри Поттер».

Ученице было интересно узнать, есть ли общие черты у повести, написанной почти двести лет назад, и современным романом, ведь обе книги содержат в себе мистику. Можно ли назвать Н.В. Гоголя родоначальником жанра фэнтези в России? В чем отличие фэнтези и фантастики? Были поставлены цель и задачи работы, а также гипотеза.

«Реальность имеет свои пределы; мир воображения - безграничен» (Жан-Жак Руссо). Это высказывание великого философа стало эпиграфом и, можно сказать, «красной нитью» всей работы.

На школьной научно-практической конференция учащихся в МБОУ «Средняя школа №19» г. Нижневартовска в 2021-2022 учебном году Хаерова Виктория заняла 1 место, а также получила диплом Победителя во Всероссийском кон курсе исследовательских работ «Векториада -2022».

Проект – это самостоятельная творческая работа. Выполняя ее, дети развивают свои творческие способности. А учитель помогает найти путь к достижению цели.


Турченко Нина Рудольфовна

Учитель литературы



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Методические рекомендации при работе над проектом, исследовательской работой

Автор: Турченко Нина Рудольфовна

Дата: 12.11.2022

Номер свидетельства: 617191

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Методические рекомендации по теме "Рациональная организация самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка" "
    ["seo_title"] => string(144) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-ratsional-naia-orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchikhsia-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "238771"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444651403"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Методическая рекомендация "Организация проектной деятельности учащихся по русскому языку как одна из активных форм обучения" "
    ["seo_title"] => string(148) "mietodichieskaia-riekomiendatsiia-orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-po-russkomu-iazyku-kak-odna-iz-aktivnykh-form-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "187425"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426515067"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Работа с одаренными и успешными детьми в предметной области английский язык "
    ["seo_title"] => string(83) "rabota-s-odariennymi-i-uspieshnymi-diet-mi-v-priedmietnoi-oblasti-anghliiskii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "144790"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418798176"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Проект "Дни воинской славы" "
    ["seo_title"] => string(26) "proiekt-dni-voinskoi-slavy"
    ["file_id"] => string(6) "118113"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413040533"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Проектная деятельность в начальной школе при реализации ФГОС"
    ["seo_title"] => string(60) "proiektnaiadieiatielnostvnachalnoishkoliepririealizatsiifgos"
    ["file_id"] => string(6) "325287"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1462898064"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства