Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс профессионального мастерства»
Читательская грамотность как
основа успешности обучающегося
Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.
К. Д. Ушинский
Читательская грамотность– способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Каждый грамотный читатель должен уметь
1. Правильно и осмысленно читать.
2. Определять тему и основную мысль.
3. Работать с отдельными синтаксическими единицами – словом, словосочетанием, предложением.
4. Составлять план и давать заглавие тексту.
5. Давать ответы и формулировать вопросы, которые в свою очередь способствуют более глубокому пониманию текста.
Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.
Приёмы: прогноз по названию, прогноз по ключевым словам, мозговой штурм, ориентация предвосхищения, глоссарий, батарея вопросов…
II этап работы с текстом
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, чтение- слушание, комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
3. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение , беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей).
III этап работы с текстом
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Знакомство с писателем.
Соотнесение видения художника с читательским представлением (работа с иллюстрациями).
Творческие задания.
Приёмы: синквейн, фишбон, проверочный лист, кластер, «письмо с дырками», различные виды таблиц и графических организаторов…
Синквейн
Кластер
Лапти
«Письмо с дырками»
Это были _______ мужики, привезшие мертвое тело, — белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в ______Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь______, а на рассвете _______в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было______, решили _____, как ___ увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись ____снег, подняли тело — оказывается, _____ человек...
Тем только и ____— поняли, что, значит, эти луга хуторские,______, и что на горе, в ____ ____ жилье...