kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лекция: «Современные цифровые технологии на уроках литературы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня изменилось все – и пространство уроков, и временные затраты на них в онлайн-режиме, и в домашней самостоятельной работе учащихся, и самое главное – изменились способы восприятия детьми знаний и информации. В эпоху доминирования «цифрового поколения» приобрели свою специфику когнитивная, эмоционально-волевая, социальная сферы личности. Галина Солдатова, известный российский психолог, исследующий процессы цифровой социализации и изменяющегося ребенка в мире технологий, отмечает, что сегодня необходимо говорить о возникновении нового социального и культурно-психологического феномена – цифрового детства как особого исторического типа детства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лекция: «Современные цифровые технологии на уроках литературы».»



Лекция: «Современные цифровые технологии на уроках литературы».

Сегодня изменилось все – и пространство уроков, и временные затраты на них в онлайн-режиме, и в домашней самостоятельной работе учащихся, и самое главное – изменились способы восприятия детьми знаний и информации. В эпоху доминирования «цифрового поколения» приобрели свою специфику когнитивная, эмоционально-волевая, социальная сферы личности. Галина Солдатова, известный российский психолог, исследующий процессы цифровой социализации и изменяющегося ребенка в мире технологий, отмечает, что сегодня необходимо говорить о возникновении нового социального и культурно-психологического феномена – цифрового детства как особого исторического типа детства.

Нельзя не согласиться с выводами ученого о том, что современные школьники не только получают информацию из информационных источников, но и активно коммуницируют с ними: речь идет о коммуникации с живыми и неживыми элементами онлайн-пространства, онлайн-потреблении, а также о культурных, психологических и технических аспектах использования электронных устройств. Цифровая социализация сегодня дополняет традиционную социализацию, являясь ее важной частью, а развивающаяся цифровая культура дополняет культуру офлайн-повседневности, представляя новый этап развития общества, настоятельно требующий новых взглядов и подходов.

Снизилась ли потребность школьников в живом общении? Сейчас школьники нуждаются в общении очень остро, им необходимо поделиться с учителем и друг с другом своими взглядами, переживаниями – и не только по поводу прочитанного, но вообще рассказать о себе, о том, что они чувствуют и думают по поводу будущей профессии, реализации своих способностей. Так, на уроках литературы, начиная общение с учениками, важно сначала немного поговорить с ними, спросить, с какими трудностями они сталкиваются при подготовке домашних заданий. И главное – выслушать детей! Такое начало урока поможет учителю не только наладить контакт с ребятами, но и погрузить их в мир литературы в психологически комфортной обстановке.

Безусловно, современная школа активно осваивает новые способы коммуникаций и новые возможности для организации учебного пространства. Педагоги тратят большое количество времени на проверку домашних заданий, на подготовку новых форматов уроков.

Как же наилучшим образом организовать урок, собственное время и сделать так, чтобы учебные занятия были в радость? Может быть, при ответе на этот вопрос стоит обратиться к проверенным временем методам и методикам или активно использовать цифровые технологии обучения? Например, на уроках литературы учителя привыкли быть, что тут скрывать, «говорящей головой». Конечно, сегодня широко распространены и групповые формы работы, но, как правило, уроки проходят по стандартной схеме: учитель рассказывает – дети слушают. Лучшим средствами по преодолению такой ситуации могут быть диалог и эвристическая беседа с применением интерактивных технологий с помощью различных платформ (ZOOM, Discord и др.), а также методы групповой работы, например, scrum-метод. Современные молодые педагоги уже активно применяют эти методы, и они, действительно «работают»!

Что такое scrum-метод?

Методы групповой самостоятельной работы как никогда подходят сегодня для проведения уроков. scrum-метод недавно стал распространяться в образовании, но уже привлек внимание многих педагогов своей интерактивностью, а главное – широкими возможностями для самостоятельной работы учащихся.

Scrum-технология стала распространяться в России примерно последние 5 лет. Главное ее преимущество – мотивация ответственности детей, их самостоятельности. Учитель может заимствовать некоторые элементы этой технологии или дополнять очерченные рамки собственными идеями. В любом случае, scrum-технология – это новая возможность решить задачи развития познавательной активности детей и их коммуникативных навыков.

Снизилась ли потребность школьников в живом общении? Сейчас школьники нуждаются в общении очень остро, им необходимо поделиться с учителем и друг с другом своими взглядами, переживаниями – и не только по поводу прочитанного, но вообще рассказать о себе, о том, что они чувствуют и думают по поводу будущей профессии, реализации своих способностей. Так, на уроках литературы, начиная общение с учениками, важно сначала немного поговорить с ними, спросить, с какими трудностями они сталкиваются при подготовке домашних заданий. И главное – выслушать детей! Такое начало урока поможет учителю не только наладить контакт с ребятами, но и погрузить их в мир литературы в психологически комфортной обстановке.

Безусловно, современная школа активно осваивает новые способы коммуникаций и новые возможности для организации учебного пространства. Педагоги тратят большое количество времени на проверку домашних заданий, на подготовку новых форматов уроков.

Как же наилучшим образом организовать урок, собственное время и сделать так, чтобы учебные занятия были в радость? Может быть, при ответе на этот вопрос стоит обратиться к проверенным временем методам и методикам или активно использовать цифровые технологии обучения? Например, на уроках литературы учителя привыкли быть, что тут скрывать, «говорящей головой». Конечно, сегодня широко распространены и групповые формы работы, но, как правило, уроки проходят по стандартной схеме: учитель рассказывает – дети слушают. Лучшим средствами по преодолению такой ситуации могут быть диалог и эвристическая беседа с применением интерактивных технологий с помощью различных платформ (ZOOM, Discord и др.), а также методы групповой работы, например, scrum-метод. Современные молодые педагоги уже активно применяют эти методы, и они, действительно «работают»!

Что такое scrum-метод?

Методы групповой самостоятельной работы как никогда подходят сегодня для проведения уроков. scrum-метод недавно стал распространяться в образовании, но уже привлек внимание многих педагогов своей интерактивностью, а главное – широкими возможностями для самостоятельной работы учащихся.

Scrum-технология стала распространяться в России примерно последние 5 лет. Главное ее преимущество – мотивация ответственности детей, их самостоятельности. Учитель может заимствовать некоторые элементы этой технологии или дополнять очерченные рамки собственными идеями. В любом случае, scrum-технология – это новая возможность решить задачи развития познавательной активности детей и их коммуникативных навыков.

Как scrum-метод влияет на развитие гибких навыков?

Современная молодежь после окончания общеобразовательной школы зачастую сталкивается с проблемой недостатка компетенций для реализации своих знаний и способностей. Существует проблема выбора профессии, недостаток самостоятельности, ответственности при принятии решений и постановки целей. Это порой приводит к раннему отчислению из высших учебных заведений, к чувству неудовлетворенности и даже депрессиям.

В свою очередь, технологии eduScrum влияют на развитие гибких навыков (soft skills), которые характеризуются как надпрофессиональные, поведенческие и коммуникативные навыки и отражают реакцию личности на поведение другого. Известно, что технология eduScrum наиболее эффективно позволяет моделировать изменчивые условия современного мира, тем самым развивая такие группы гибких навыков, как взаимодействие в коллективе, личностные навыки, планирование и жизнестойкость . Сопоставительный анализ требований ФГОС к выпускникам школ и перечня навыков, успешно формируемых с помощью eduScrum, позволяет считать эту технологию наиболее перспективным инструментом по развитию soft skills в средней школе.

Scrum-метод помогает активизировать роль педагога как соорганизатора учебной деятельности – так реализуется субъект-субъектный подход на уроках. У учащихся тоже меняются роли: они становятся ответственными участниками обучения, воспитываются и развиваются при этом. Школьники приучаются слышать друг друга, помогать друг другу, происходит взаимное обучение внутри команд. Кроме того, ребятам интересно работать в команде! Языковые и литературные компетенции осваиваются более эффективно.

Итак, scram-метод – это личностно ориентированная технология, ее применение порождает развитие критического мышления, коммуникативных навыков. У этой технологии большое будущее!

Как работать по scrum-технологии?

Приступая к работе по методу SCRUM, учитель может показать школьникам ролик: «SCRUM – метод управления проектами. Обучающий мультик для вас и ваших сотрудников!». Если занятие ведется онлайн, ролик можно показать непосредственно на онлайн-уроке в системе ZOOM или Discord, включив функцию «Демонстрация экрана». После этого – кратко объяснить роли в команде SCRUM:

Скрам-мастер – ученик-наблюдатель, который следит за работой участников со стороны и корректирует ее;

Владелец отвечает за конкретный результат (абсолютно все участники должны внести свою лепту);

Теоретик – за основные понятия, определения, теоретический материал;

Творец – за творческую работу (подает новые идеи, мысли, обдумывает оформление);

Доп – учащийся, готовый всегда найти дополнительную информацию.

Применяя scrum-метод, необходимо разработать маршрутный лист для предстоящего «спринта», который представляет собою серию уроков по выбранной теме. В маршрутном листе есть:

  • название темы,

  • описание знаний, умений и навыков учащихся, полученных в конце изучения темы,

  • даты и форма предстоящего контроля,

  • перечень теоретических источников и практических заданий (например, литературоведческие понятия, тропы, фигуры, художественные образы, основные его идеи).

Скрам-метод, как и другие методы групповой работы на уроках литературы, позволяет учащимся актуализировать ее восприятие, самостоятельно погрузиться в мир художественных образов, способствует освоению тропов и фигур, других средств художественной выразительности, формируя при этом нравственно-эстетический опыт личности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лекция: «Современные цифровые технологии на уроках литературы».

Автор: Безниско Оксана Николаевна

Дата: 08.09.2025

Номер свидетельства: 673988

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "«Современные  информационно-образовательные технологии в преподавании курса «Биология» "
    ["seo_title"] => string(94) "sovriemiennyie-informatsionno-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-v-priepodavanii-kursa-biologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "101154"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402408971"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Мультимедийные образовательные ресурсы на уроках в ДШИ (метод.рекомендация) "
    ["seo_title"] => string(85) "mul-timiediinyie-obrazovatiel-nyie-riesursy-na-urokakh-v-dshi-mietod-riekomiendatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "236842"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444159719"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Статья на тему: "Инновационные подходы к созданию образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". "
    ["seo_title"] => string(146) "stat-ia-na-tiemu-innovatsionnyie-podkhody-k-sozdaniiu-obrazovatiel-noi-sriedy-dlia-obuchaiushchikhsia-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "239946"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444908590"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Информационные технологии в образовательном процессе статья"
    ["seo_title"] => string(69) "informatsionnyie_tiekhnologhii_v_obrazovatiel_nom_protsiessie_stat_ia"
    ["file_id"] => string(6) "395548"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1488031511"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Элективный курс по физике 11 класс "Прикладная сверхпроводимость" "
    ["seo_title"] => string(67) "eliektivnyi-kurs-po-fizikie-11-klass-prikladnaia-svierkhprovodimost"
    ["file_id"] => string(6) "237075"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444229620"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства