Лекция: «Современные цифровые технологии на уроках литературы».
Лекция: «Современные цифровые технологии на уроках литературы».
Сегодня изменилось все – и пространство уроков, и временные затраты на них в онлайн-режиме, и в домашней самостоятельной работе учащихся, и самое главное – изменились способы восприятия детьми знаний и информации. В эпоху доминирования «цифрового поколения» приобрели свою специфику когнитивная, эмоционально-волевая, социальная сферы личности. Галина Солдатова, известный российский психолог, исследующий процессы цифровой социализации и изменяющегося ребенка в мире технологий, отмечает, что сегодня необходимо говорить о возникновении нового социального и культурно-психологического феномена – цифрового детства как особого исторического типа детства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лекция: «Современные цифровые технологии на уроках литературы».»
Лекция: «Современные цифровые технологии на уроках литературы».
Сегодня изменилось все – и пространство уроков, и временные затраты на них в онлайн-режиме, и в домашней самостоятельной работе учащихся, и самое главное – изменились способы восприятия детьми знаний и информации. В эпоху доминирования «цифрового поколения» приобрели свою специфику когнитивная, эмоционально-волевая, социальная сферы личности. Галина Солдатова, известный российский психолог, исследующий процессы цифровой социализации и изменяющегося ребенка в мире технологий, отмечает, что сегодня необходимо говорить о возникновении нового социального и культурно-психологического феномена – цифрового детства как особого исторического типа детства.
Нельзя не согласиться с выводами ученого о том, что современные школьники не только получают информацию из информационных источников, но и активно коммуницируют с ними: речь идет о коммуникации с живыми и неживыми элементами онлайн-пространства, онлайн-потреблении, а также о культурных, психологических и технических аспектах использования электронных устройств. Цифровая социализация сегодня дополняет традиционную социализацию, являясь ее важной частью, а развивающаяся цифровая культура дополняет культуру офлайн-повседневности, представляя новый этап развития общества, настоятельно требующий новых взглядов и подходов.
Снизилась ли потребность школьников в живом общении? Сейчас школьники нуждаются в общении очень остро, им необходимо поделиться с учителем и друг с другом своими взглядами, переживаниями – и не только по поводу прочитанного, но вообще рассказать о себе, о том, что они чувствуют и думают по поводу будущей профессии, реализации своих способностей. Так, на уроках литературы, начиная общение с учениками, важно сначала немного поговорить с ними, спросить, с какими трудностями они сталкиваются при подготовке домашних заданий. И главное – выслушать детей! Такое начало урока поможет учителю не только наладить контакт с ребятами, но и погрузить их в мир литературы в психологически комфортной обстановке.
Безусловно, современная школа активно осваивает новые способы коммуникаций и новые возможности для организации учебного пространства. Педагоги тратят большое количество времени на проверку домашних заданий, на подготовку новых форматов уроков.
Как же наилучшим образом организовать урок, собственное время и сделать так, чтобы учебные занятия были в радость? Может быть, при ответе на этот вопрос стоит обратиться к проверенным временем методам и методикам или активно использовать цифровые технологии обучения? Например, на уроках литературы учителя привыкли быть, что тут скрывать, «говорящей головой». Конечно, сегодня широко распространены и групповые формы работы, но, как правило, уроки проходят по стандартной схеме: учитель рассказывает – дети слушают. Лучшим средствами по преодолению такой ситуации могут быть диалог и эвристическая беседа с применением интерактивных технологий с помощью различных платформ (ZOOM, Discord и др.), а также методы групповой работы, например, scrum-метод. Современные молодые педагоги уже активно применяют эти методы, и они, действительно «работают»!
Что такое scrum-метод?
Методы групповой самостоятельной работы как никогда подходят сегодня для проведения уроков. scrum-метод недавно стал распространяться в образовании, но уже привлек внимание многих педагогов своей интерактивностью, а главное – широкими возможностями для самостоятельной работы учащихся.
Scrum-технология стала распространяться в России примерно последние 5 лет. Главное ее преимущество – мотивация ответственности детей, их самостоятельности. Учитель может заимствовать некоторые элементы этой технологии или дополнять очерченные рамки собственными идеями. В любом случае, scrum-технология – это новая возможность решить задачи развития познавательной активности детей и их коммуникативных навыков.
Снизилась ли потребность школьников в живом общении? Сейчас школьники нуждаются в общении очень остро, им необходимо поделиться с учителем и друг с другом своими взглядами, переживаниями – и не только по поводу прочитанного, но вообще рассказать о себе, о том, что они чувствуют и думают по поводу будущей профессии, реализации своих способностей. Так, на уроках литературы, начиная общение с учениками, важно сначала немного поговорить с ними, спросить, с какими трудностями они сталкиваются при подготовке домашних заданий. И главное – выслушать детей! Такое начало урока поможет учителю не только наладить контакт с ребятами, но и погрузить их в мир литературы в психологически комфортной обстановке.
Безусловно, современная школа активно осваивает новые способы коммуникаций и новые возможности для организации учебного пространства. Педагоги тратят большое количество времени на проверку домашних заданий, на подготовку новых форматов уроков.
Как же наилучшим образом организовать урок, собственное время и сделать так, чтобы учебные занятия были в радость? Может быть, при ответе на этот вопрос стоит обратиться к проверенным временем методам и методикам или активно использовать цифровые технологии обучения? Например, на уроках литературы учителя привыкли быть, что тут скрывать, «говорящей головой». Конечно, сегодня широко распространены и групповые формы работы, но, как правило, уроки проходят по стандартной схеме: учитель рассказывает – дети слушают. Лучшим средствами по преодолению такой ситуации могут быть диалог и эвристическая беседа с применением интерактивных технологий с помощью различных платформ (ZOOM, Discord и др.), а также методы групповой работы, например, scrum-метод. Современные молодые педагоги уже активно применяют эти методы, и они, действительно «работают»!
Что такое scrum-метод?
Методы групповой самостоятельной работы как никогда подходят сегодня для проведения уроков. scrum-метод недавно стал распространяться в образовании, но уже привлек внимание многих педагогов своей интерактивностью, а главное – широкими возможностями для самостоятельной работы учащихся.
Scrum-технология стала распространяться в России примерно последние 5 лет. Главное ее преимущество – мотивация ответственности детей, их самостоятельности. Учитель может заимствовать некоторые элементы этой технологии или дополнять очерченные рамки собственными идеями. В любом случае, scrum-технология – это новая возможность решить задачи развития познавательной активности детей и их коммуникативных навыков.
Как scrum-метод влияет на развитие гибких навыков?
Современная молодежь после окончания общеобразовательной школы зачастую сталкивается с проблемой недостатка компетенций для реализации своих знаний и способностей. Существует проблема выбора профессии, недостаток самостоятельности, ответственности при принятии решений и постановки целей. Это порой приводит к раннему отчислению из высших учебных заведений, к чувству неудовлетворенности и даже депрессиям.
В свою очередь, технологии eduScrum влияют на развитие гибких навыков (soft skills), которые характеризуются как надпрофессиональные, поведенческие и коммуникативные навыки и отражают реакцию личности на поведение другого. Известно, что технология eduScrum наиболее эффективно позволяет моделировать изменчивые условия современного мира, тем самым развивая такие группы гибких навыков, как взаимодействие в коллективе, личностные навыки, планирование и жизнестойкость . Сопоставительный анализ требований ФГОС к выпускникам школ и перечня навыков, успешно формируемых с помощью eduScrum, позволяет считать эту технологию наиболее перспективным инструментом по развитию soft skills в средней школе.
Scrum-метод помогает активизировать роль педагога как соорганизатора учебной деятельности – так реализуется субъект-субъектный подход на уроках. У учащихся тоже меняются роли: они становятся ответственными участниками обучения, воспитываются и развиваются при этом. Школьники приучаются слышать друг друга, помогать друг другу, происходит взаимное обучение внутри команд. Кроме того, ребятам интересно работать в команде! Языковые и литературные компетенции осваиваются более эффективно.
Итак, scram-метод – это личностно ориентированная технология, ее применение порождает развитие критического мышления, коммуникативных навыков. У этой технологии большое будущее!
Как работать по scrum-технологии?
Приступая к работе по методу SCRUM, учитель может показать школьникам ролик: «SCRUM – метод управления проектами. Обучающий мультик для вас и ваших сотрудников!». Если занятие ведется онлайн, ролик можно показать непосредственно на онлайн-уроке в системе ZOOM или Discord, включив функцию «Демонстрация экрана». После этого – кратко объяснить роли в команде SCRUM:
Скрам-мастер – ученик-наблюдатель, который следит за работой участников со стороны и корректирует ее;
Владелец отвечает за конкретный результат (абсолютно все участники должны внести свою лепту);
Теоретик – за основные понятия, определения, теоретический материал;
Творец – за творческую работу (подает новые идеи, мысли, обдумывает оформление);
Доп – учащийся, готовый всегда найти дополнительную информацию.
Применяя scrum-метод, необходимо разработать маршрутный лист для предстоящего «спринта», который представляет собою серию уроков по выбранной теме. В маршрутном листе есть:
название темы,
описание знаний, умений и навыков учащихся, полученных в конце изучения темы,
даты и форма предстоящего контроля,
перечень теоретических источников и практических заданий (например, литературоведческие понятия, тропы, фигуры, художественные образы, основные его идеи).
Скрам-метод, как и другие методы групповой работы на уроках литературы, позволяет учащимся актуализировать ее восприятие, самостоятельно погрузиться в мир художественных образов, способствует освоению тропов и фигур, других средств художественной выразительности, формируя при этом нравственно-эстетический опыт личности.