Лекция: «Методы и приёмы обучения литературе в школе».
Лекция: «Методы и приёмы обучения литературе в школе».
Слово учителя на уроке литературы может иметь разную цель и разное содержание. Оно может предшествовать чтению произведения, чтобы эмоционально подготовить учащихся к его восприятию. Учитель может рассказывать учащимся о жизни и творчестве писателя, сообщать историко-литературные или теоретико-литературные знания - в этом случае слово будет иметь другую цель, другое содержание: учитель может анализировать произведение, попутно раскрывая школьникам сущность, цели, приемы анализа и пр.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лекция: «Методы и приёмы обучения литературе в школе».»
Лекция: «Методы и приёмы обучения литературе в школе».
План:
1. Понятие о методах и приемах обучения литературе в школе.
2. Принципы обоснования методов: А) методы, определяемые формой приобретения знаний; Б) методы, обусловленные характером познавательной деятельности учащихся и обучающей роли учителя.
В педагогическом процессе учителю принадлежит решающая роль. Деятельность учителя и учащихся имеет свою специфику, свои цели. Цель учителя - обучая, воспитывать ученика, сообщая ему знания, развивать его ум, культуру чувств, формировать нравственные понятия, духовно богатую, активную личность, Цель учащихся - выполнение заданий учителя.
Процесс обучения осуществляется посредством применения методов обучения.
Методы обучения - это «способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности» (Педагогическая энциклопедия. - М., 1965. - Т.2. - С. 813).
Метод обучения реализуется через частные методические приёмы.
Прием обучения - детали метода, его элементы, составные части или отдельные шаги в той познавательной работе, которая происходит при применении данного метода.
В практике школьного преподавания распространено обоснование методов по источнику знания:
-слово (лекция) учителя;
-беседа;
-самостоятельная работа и пр.
Да, на уроке учитель говорит, дети слушают, или учитель задает вопросы, а учащиеся отвечают, или дети работают над книгой по заданию учителя.
Слово учителя на уроке литературы может иметь разную цель и разное содержание. Оно может предшествовать чтению произведения, чтобы эмоционально подготовить учащихся к его восприятию. Учитель может рассказывать учащимся о жизни и творчестве писателя, сообщать историко-литературные или теоретико-литературные знания - в этом случае слово будет иметь другую цель, другое содержание: учитель может анализировать произведение, попутно раскрывая школьникам сущность, цели, приемы анализа и пр.
Очень различна по цели и содержанию может быть и беседа с целью активизировать восприятие учащимися прочитанного произведения: беседа-анализ по вопросам учителя; беседа-обобщение.
Самостоятельная работа может быть также разнообразна - закрепление изложенного учителем материала, исследование нового и др.
Естественно, что во всех указанных случаях работа учащегося будет различна и по содержанию, и по степени самостоятельности. Поэтому термины «лекция», «беседа», «самостоятельная работа» означают формы общения учителя с учащимися, но не методы.
Критерием в обосновании методов служит содержание обучающей деятельности учителя и соответствующей работы учащихся. Лекция, беседа, самостоятельная работа распространены в школьной практике, но следует четко осознавать, какие конкретные цели и содержание вкладываются в эти виды занятий, что должны ученики усвоить и чему научиться на них.
Исследователи М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер в «Дидактике средней школе» (М., 1975) отмечают, что традиционная классификация методов по источникам знаний не определяет характера познавательной деятельности учеников. И.Я. Лернер обосновывает следующие общедидактические методы:
1. Объяснительно-иллюстративный, или информационно рецептивный;
2. Репродуктивный;
3. Метод проблемного изложения;
4. Эвристический или частично-поисковый;
5. Исследовательский.
Содержание и логика познавательной деятельности учащихся под руководством учителя может стать обоснованием методов обучения литературе.
Первая ступень в логике познания литературным - восприятие художественной литературы. Процесс обогащения школьников литературными знаниями и умениями, процесс литературного, эстетического и нравственного развития их осуществляется в обучении, когда учитель применяет систему методов и приемов, соответствующих специфике литературы как учебного предмета.
Каждый метод обучения, применяемый учителем, связан непосредственно соответствующими этому методами, приемами и видами учебной деятельности. (М=П+ ВУД).
Кудряшев Н.И. в книге «Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы» (М., 1981) обосновал следующие методы обучения литературе:
1. Метод творческого чтения;
2. Эвристический или частично-поисковый;
3. Исследовательский;
4. Репродуктивный.
Для метода творческого чтения характерны следующие методические примы:
– постановка на уроках проблемы (художественной, нравственной, общественно-политической);
– творческие задания по жизненным наблюдениям учеников или по тексту произведения.
Виды учебной деятельности ( ВУД):
– чтение художественных произведений в классе и дома;
– выразительное чтение;
– заучивание наизусть;
– слушание;
– составление плана;
– пересказ, близкий к тексту;
– художественное рассказывание;
– составление сценариев, иллюстрирование прочитанного произведения рисунками;
– отзывы о прочитанном;
– сочинения.
Таким образом, каждый прием должен вызывать соответствующий вид учебной деятельности.
Эвристический, или частично-поисковый метод предусматривает следующие приемы:
– построение логически четкой системы вопросов (по анализу текста художественного произведения., по критической статье…) для эвристической беседы;
– построение системы заданий по тексту художественных произведений или по критическим статьям;
– постановка проблемы учителем или по его предложению учащимися;
– проведение диспута.
ВУД:
– подбор материала из художественных произведений, из критической статьи, учебника и других пособий для ответа на заданный вопрос;
– пересказ с элементами анализа текста;
– анализ эпизода, сцен, всего произведения по заданию учителя;
– составление плана как прием анализа;
– анализ образа героя;
– конспектирование;
– выступление на диспуте и др.
Исследовательский метод предусматривает такие приемы:
– выдвижение учителем проблемы;
– подготовка докладов и выступлений в качестве оппонента;
– самостоятельный анализ произведения, не изучаемого в классе;
– выполнение заданий творческого характера.
ВУД:
– самостоятельный анализ произведения;
– сопоставление двух или нескольких произведений;
– сопоставление произведения с его экранизацией;
– самостоятельная оценка спектакля, фильма;
– написание докладов, выступлений, статей.
Цель исследовательского метода - развить умение самостоятельного анализа произведения, оценки его идейных и художественных достоинств, совершенствование художественного вкуса.
Репродуктивный метод (учащиеся получают знания как бы в готовом виде) предусматривает следующие приемы:
– рассказ учителя о жизни и творчестве писателя;
– обзорная лекция;
– задания по учебнику, учебным пособиям.
ВУД:
– запись плана или конспекта лекции учителя;
– составление плана, конспекта или тезисов прочитанных статей учебника, критических статей;
– составление синхронистических таблиц;
– подготовка устных ответов по материалам лекции учителя;
– подготовка докладов, сочинений.
В школьной практике методы не существуют в чистом виде, а переплетаются, перекрещиваются.
В настоящее время классификация методов корректируется в связи с оптимизацией всего учебно-воспитательного процесса в школе.
Под оптимизацией понимается, по определению Ю.К Бабанского, «наилучший для данных условий вариант обучения с точки зрения его эффекта и затрат времени школьников и учителей». (Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М., 1982)
Сами методы подразделяет автор на три группы:
– методы организации учебно-познавательной деятельности;
– методы ее стимулирования;
– методы контроля за ее эффективностью.
Выделяют три метода организации учебно-познавательной деятельности:
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(222) "Мастер - класс для родителей по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Путешествие по стране звуков и слов»"
["seo_title"] => string(117) "mastierklassdliaroditielieipoobuchieniiughramotievpodghotovitielnoighruppienatiemuputieshiestviiepostraniezvukovislov"
["file_id"] => string(6) "278981"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1453176658"
}
}