Просмотр содержимого документа
«Характерные особенности талантливых детей.»
Под термином «одаренные и талантливые» понимают детей, которые распознаются на уровнях детского сада, начальной и средней школ как обладающие проявившимися или потенциальными возможностями, свидетельствующими о наличии исключительных способностей в таких областях, как интеллект, творчество, особые академические дисциплины, или способности к лидерству, либо исполнительское и изобразительное искусство, и которым, по этой причине, требуются услуги и виды деятельности, необычные для школы.
У одаренных и талантливых учащихся те же чувства, заботы и интересы, что и у остальных молодых людей. Им нравится общаться с друзьями, веселиться, слушать музыку и делать многие другие вещи, которые нравится делать большинству молодых людей. Но одаренные дети наделены особыми талантами в сферах интеллекта, творчества, лидерства, исполнительского и изобразительного искусств.
Учащийся, получающий высокие отметки, вовсе не обязательно одаренный. Идентификация должна проходить не только на основе коэффициента умственного развития, но и посредством использования многостороннего подхода с применением тестирования достижений и способностей, проверки творческих возможностей, сочинений, упражнений, интервью, лидерских навыков и учебных оценок. Если мы оценим ребенка таким образом, у нас будет больше шансов выявить потенциальную одаренность.
Характерные особенности.
В процессе изучения выявились контуры особенностей поведения одаренных и талантливых учащихся. Вот главные из них:
1. Любопытен: проницательный наблюдатель; бдителен, любознательная натура; задает вопросы «как» и «почему»; стремится проникнуть вглубь интересующих вопросов.
2. Быстро усваивает знания; мгновенно овладевает фактами; хорошо запоминает и применяет информацию; нуждается в минимуме наставлений при выполнении обычных заданий.
3. Не пасует перед трудностями: демонстрирует устойчивое целенаправленное поведение; надолго концентрирует внимание; игнорирует отвлекающее внимание моменты; стоек к неудачам; не требует внешней мотивации.
4. Социально грамотен: чувствителен и интуитивен; внимателен к другим людям; гибок и открыт в общении; имеет ценности и идеалы.
5. С удовольствием читает: читает большое количество книг как с целью получения информации, так и для удовольствия, включая трудные для восприятия произведения; эффективно пользуется справочной литературой с раннего возраста.
6. Искусен в разговоре: обладает расширенным запасом слов ; выражает свои мысли бегло; в общении точен и аккуратен; свободно выражает свое мнение; демонстрирует чувство юмора; задает дополнительные вопросы.
7.Ответственен: работает самостоятельно; нуждается в минимуме указаний; понимает и принимает руководящие указания; организует задания сверстников и события; часто выступает в качестве лидера, уважаемого сверстниками.
8. Мыслит критически: анализирует и классифицирует; продумывает до конца сложные понятия; оценивает ситуации; рассуждает здраво; высказывает и принимает конструктивную критику.
9. Созидателен: имеет сильное воображение, многосторонние интересы; легко адаптируется; гибок в представлениях и действиях; умеет эффективно решать проблемы; оригинален и находчив; дает остроумные ответы.
10. Обобщает: воспринимает и суммирует идеи; видит связи; усваивает основные принципы; высказывает обоснованные суждения о людях, событиях и предметах; объединяет области знания; не принимает поверхностные утверждения, ответы и оценки.
11. Особая способность: обладает необычными способностями и склонностью к одной из академических областей; имеет исключительные технические возможности; проявляет талант или потенциал в одной из областей исполнительского искусства; чувствителен к эстетическим качествам и внутренней красоте вещей.
12. Предприимчив: как продюсер, который, который обладает необходимой сноровкой, чтобы, испытывая трудности со средствами, временем и людьми, добиться выдающегося результата; плодовитый и творческий автор; его исследования заканчиваются оригинальными проектами; генерирует новые идеи и взгляды; предлагает свежие решения конфликтов между сверстниками, видит связи между, казалось бы, различными идеями.
13. Критичен: критически оценивает и себя и других.
Одаренные ученики обычно более популярны и имеют больше социальных навыков, чем молодые люди других уровней интеллектуальных возможностей. Тем не менее, у них есть определенные проблемы. Поскольку сверстники зачастую не склонны высоко ценить интеллектуальную одаренность, такой талант может не выдержать сравнения с учениками, отличившимися в других областях, например, хорошими атлетами.
Одаренный ученик тянет кривую критериев, по которым оценивается учебная деятельность, вверх, что ведет к снижению оценок его одноклассников, а они за это отнюдь ему не признательны.
Городские школьники видят в математически одаренных учащихся задавал. В результате давления сверстников, а возможно, даже и учителя, многие одаренные ученики становятся замкнутыми или непослушными в школе. Одаренные ученики могут серьезно нарушать дисциплину в классе, включая антисоциальные поступки, чтобы добиться признания, и умышленный неуспех, чтобы привлечь внимание или скрыть свои способности.
Некоторым учителям не нравится присутствие одаренных учеников в их классе. Так как они воспринимают мир иначе, чем большинство из нас, их ответы кажутся странными и даже неверными многим учителям. Думая иначе, чем мы, они часто приходят к, казалось бы, ошибочным ответам, но если попросить их объяснить свои выводы, то иногда они ясно показывают, что неверный ответ может быть на самом деле верным, если взглянуть на него с другой точки зрения.
Учителя, имеющие в своих классах одаренных и талантливых учеников, возможно, думают, как снизить активность этих детей, а не как ее повысить. Однажды чем-то сильно заинтересовавшись, одаренная личность не скоро оставит свое стремление к знаниям в этой области.
Педагогические стратегии.
Чтобы повысить качество обучения одаренных учеников, необходимо придерживаться следующих принципов, на которых основаны идея и методы увеличения творческого роста на уровне начальной и средней школы.
Создавайте в классе атмосферу творчества.
Научите детей понимать значение творчества вообще, и процесса творческого решения проблем в частности.
Обучите их тем же приемам творческого мышления, которые обдуманно и успешно используют взрослые.
а) плодотворное мышление;
б) атрибутивное мышление: включает в себя видоизменяющиеся признаки продукта или процесса, или переход признака из одной ситуации в другую;
в) морфологический синтез: используйте матрицу для получения новых идейных комбинаций ( пять картофельных блюд в соединении с пятью сортами мяса и пятью овощами создают 125 комбинаций для обеда);
г) контрольные листы идей: видоизменяйте, преувеличивайте, преуменьшайте, заменяйте, переустраивайте, перевертывайте и т.д. И вы получите- почти непроизвольно – новые комбинации идей.
д) прямые аналогии;
е) личные аналогии: для того, чтобы найти новые точки зрения, нужно стать частью проблемы;
ж) умозрительные аналогии: использование самых невероятных фантазий, чтобы помочь стимулировать творческие решения;
Вовлекайте учеников в деятельность, требующую творческого мышления.
Приемы, используемые для направления обучения одаренных детей, включают:
создание атмосферы, благоприятной для творчества;
обучение ступеням творческого решения проблем;
исследовательские стратегии в помощь ученикам;
индивидуализированные учебные планы;
обучение с помощью компьютера.
Мы должны обращаться с одаренными учениками так же уважительно и заботливо, как и с любыми другими детьми, и создавать дифференцированный учебный план, соответствующий областям их одаренности.