Предлагаемый мною дидактический материал составлен с учетом особенностей учащихся национальной школы, степенью читательской подготовленности.
Дидактический материал включает карточки двух типов: семантические карточки, призванные облегчить усвоение обязательных для изучения литературно-художественных произведений, сведения о писателе. Вопросы в карточках предусматривают повторение пройденного, пересказ содержания произведений или их фрагментов, отбор отдельных эпизодов, фактов. Выполнение заданий предполагает несложные рассуждения учащихся, формирование их самостоятельных оценочных суждений. Карточки предназначены для повторения, контроля и самопроверки, обобщения теоретико-литературных знаний, для формирования умения самостоятельно сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Карточки по русской литературе для 10 класса»
Объяснительная записка.
Предлагаемый мною, дидактический материал составлен с учетом особенностей учащихся, национальной школы, степенью читательской подготовленности.
Дидактический материал включает карточки двух типов: семантические карточки, призванные облегчить усвоение обязательных для изучения литературно-художественных произведений, сведения о писателе. Вопросы в карточках предусматривают повторение пройденного, пересказ содержания произведений или их фрагментов, отбор отдельных эпизодов, фактов. Выполнение заданий предполагает несложные рассуждения учащихся, формирование их самостоятельных оценочных суждений. Карточки предназначены для повторения, контроля и самопроверки, обобщения теоретико-литературных знаний, для формирования умения самостоятельно сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Для работы по карточкам учащиеся могут быть распределены на группы с различной степенью подготовленности к обучению. Распределение осуществляется на основе таких признаков, как интерес к литературе, как к учебному предмету, уровень имеющихся знаний, характер затруднений, испытываемых при изучении конкретной темы. Наличие в классе учащихся, отличающихся высоким уровнем подготовленности, предполагает выполнение индивидуальных, различных по объёму, сложности и содержанию заданий.
Учитель может их использовать по собственному усмотрению - последовательно включить в работу все карточки.
Семантическая карта А.С. Пушкин (жизнь и творчество)
Вопросы
1830
Памяник
«Бахчисарайск ий фонтан»
Н.М. Карамзин
Г.Р. Державин
Журналист
1817
чиновник
«Руслан и
Людмила»
1. Кто из известных поэтов XVIIb. Присутствовал на экзамене в Царскосельском лицее?
+
2. В каком году окончил лицей?
+
3. Кем работал после окончания лицея?
+
4. В каком году закончил роман в стихах
«Евгений Онегин»?
+
5. Название первой поэмы
+
6. Поэма посвященная Кавказу
+
7.В каком стихотворении подводится итог поэтической деятельности
+
Семантическая карта
М.Ю. Лермонтов
Вопросы
1814
«Смерть поэта»
1830
«Вестник
Европы»
Е.А. Асеньева
Маскарад
Отечественные записи
М.А. Щербаков
1. В каком году родился М.Ю.Лермонтов
+
2. За какое
стихотворение впервые был сослан на Кавказ.
+
3. В каком журнале были напечатаны стихи: «Поэт», «Дума», Части романа «Герой нашего времени»
+
4.Дата поступления в Московский Университет.
+
5. Драма в стихах. В жизни петербургской аристократии
+
6.Бабушка Лермонтова
+
Семантическая карта
И.С. Тургенев
Вопросы
Село Спасское -Лутовиново
Г.А. Плетнев
1827
Шекспир Байрон
«Современник»
Белинский
«Вестник Европы»
1862
1. Детство Тургенева прошло...
+
2. Переезд в Москву
+
3. Университетский учитель
+
4. Первые переводы
+
5. В каком журнале печатались «Записки охотника»
+
6. Известный критик повлиявший на взгляды писателя
+
7.С кем познакомился в 1843г
+
8. В каком году завершил роман «Отцы и дети»
+
Карточка № 1
1. Когда и где родился великий русский поэт А.С.Пушкин?
2. Какие общественно-политические и нравственные вопросы поставил А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин»?
3. Какое влияние оказало творчество А.С.Пушкина на развитие казахской литературы?
Карточка № 2
1. Прочтите небольшой фрагмент из понравившегося вам воспоминания о Пушкине, его родных, близких.
2. Какие произведения художественной литературы называются лирическими?
3. Кому посвящено стихотворение «К Чаадаеву»?
Карточка № 3
1. Раскройте смысл названия романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
2. Назовите причины первой и второй его ссылок на Кавказ
3. Как автор относится к Печорину? В чем это проявляется?
Карточка № 4
1. Чем было вызвано написание стихотворения « Смерть поэта»
2. Кто был истинный виновник гибели А.С.Пушкина?
3. Что хотел сказать поэт словами: « Свободы, Гения и Славы Палачи? Почему эти слова написаны с большой буквы?
Карточка № 5
1. Опишите петербургский период жизни Н.В. Гоголя?
2. Как относится Пушкин к Гоголю?
3. Какое значение в жизни писателя имел театр?
Карточка № 6
1. Составьте развёрнутый план рассказа о жизни и творчестве И.С. Тургенева.
2. И.С. Тургенев писал: « Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. В моих глазах враг этот имел известное имя. Враг этот - крепостное право». Проанализировав идейно - художественное содержание одного - двух рассказов из цикла «Записки охотника» подтвердите справедливость высказывания.
Карточка № 7
1. Составьте краткую хронологию жизни и творчества Л.Н. Толстого
2. В чем заключается истинный патриотизм и героизм солдат и офицеров?
3. Какие качества в человеке Толстой ценил, прежде всего?
Карточка № 8
1. Какие произведения художественной литературы называются стихотворениями в прозе?
2. Попытайтесь перевести на казахский язык одно из них.
Карточка № 9
1. Составьте краткую хронологию жизни и творчества поэта.
2. Прочитайте в учебнике высказывания Н.А. Некрасова о стихотворении Ф.Тютчева «Весенние воды»
Карточка № 10
1. Как вы понимаете высказывание А. Толстого о Чехове, взятое в качестве эпиграфа к очерку о писателе: « Творчество Чехова - это честный и прямой путь художественного познания правды о человеке « Чехов раскрыл новые пути правды о человеке». Чехов это русская правда.
2. Расскажите о первых юмористических сборниках рассказов А.П. Чехова.
Семантическая карта
Н.В.Гоголь (жизнь и творчество)
Вопросы
Полтава
Сорочинцы
Мирогородский
уезд
1821
«Ганс
Кюхельгартен»
Канцелярский
чиновник
актер
1831
«Мертвые души»
1836
1. Где родился?
2. В каком году
поступил в гимназию?
3. Поэма, получившая отрицательный отклик.
4. Деятельность после окончания гимназии
5. В каком году познакомился с
Пушкиным?
6. Первое представление «Ревизора»
7. Поэма Гоголя, которая по утверждению Герцена «потрясла Россию»
Ф.И.О: Каратаева Асия Кабдылкаковна
Год рождения: 1969 года
Образование: высшее ВКГУ
Специальность: русский язык и литература
Педагогический стаж: 23 года
Категория: высшая
Место работы: г. Каратау, гимназия им.Байтурсынулы
Отдел образования Акимата Таласского района гимназия имени Ахмета Байтурсынулы