Просмотр содержимого документа
«Как научить детей читать. Примеры методик обучения чтению.»
Как научить детей читать? Примеры методик обучения чтению.
Как научить ребенка читать? Как сделать этот процесс увлекательным и интересным? В каком возрасте лучше всего приступать к обучению чтения? Эти и многие другие похожие вопросы волнуют современных родителей. Радует, что ушёл в прошлое вопрос «Как заставить ребенка читать?» Современное общество склоняется к тому, чтобы любое «научение» приобрело добровольный характер, задача учителя и родителя – замотивировать на какое-либо новое действие, сделать процесс обучения таким, чтобы ребенок сам захотел научиться.
Обучение чтению – тема актуальная для родителей дошкольников. Так как же сделать этот процесс увлекательным и грамотным? Многие родители начинают обучать чтению «по наитию», что иногда приводит к печальным результатам: или у ребенка пропадает желание учиться читать, или при поступлении в 1 класс у маленького ученика всплывают проблемы в освоении некоторых тем, касаемых орфографического и орфоэпического оформления слов. Бывает, две проблемы идут рука об руку.
Основой традиционного способа обучения чтению является в первую очередь знакомство со звуком, научению выделять его в начале, середине, конце слова, а только потом знакомство с буквенным оформлением его на письме.
Методика Н.А. Зайцева предполагает обучение чтению на основе складов. Склад - это пара из согласного и гласного, или из согласного и твердого или мягкого знаков. Или одной буквы. С помощью данной методики быстро усваиваются чтение и логика построения слов, много веселых и подвижных игр, нет привязки к определенному возрасту.
Методика Марии Монтессори в домашних условиях трудновыполнима, так как требует определенных финансовых затрат и трудоемкой работы по изготовлению дидактического материала, но для тех, кто пожелает отдать ребенка в Монтессори – группы, немного слов об обучении чтению по данной программе
Сначала ребята учатся писать буквы с помощью вкладышей и контурных рамок, а только потом изучают буквы.
Буквы вырезаются из шероховатой бумаги, наклеиваются на плотную основу.
Детишки обводят контур пальчиком, запоминают образ буквы, учатся произносить звук, скрывающийся за начертанием конкретной буквы, потом складывают слова, фразы.
Обучение проходить через игру, одновременно идет развитие мелкой моторики.
Конечно, это не все методики обучения чтению, можно было упомянуть и о системе Домана, и Сергея Полякова, не забыть методику Павла Тюленева, однако, все принципы обучения сводятся к единым правилам, которые, позволю себе объединить в следующий свод:
Ребенок должен захотеть научиться читать сам, без принуждения; не заставляйте его читать сразу и по слогам- это кропотливый труд для ученика.
Процесс обучения должен быть основан на игровой деятельности и продолжаться столько, сколько захочет сам ребенок;
Собственный пример- не последняя роль в обучении, ребенок должен быть заинтригован: а что же такого интересного в книге?
Конечно, ежедневное чтение книг взрослыми ребенку, обсуждение прочитанного.
Терпение. Для каждого ребенка свой темп освоения материала, не торопитесь.
При выборе методики ориентируйтесь на темперамент ребенка, на его способность воспринимать изучаемый материал, на доступность методики, и, не в последнюю очередь, должен учитываться интерес самого обучающего к основным правилам конкретной методики