Статья о происхождении названий церковнославянских праздников: Благовещенье, вербное воскресенье, Юрьев день. Может быть использована как на уроках литературы и русского языка, так на внеклассных занятиях, факультативах и групповых занятиях по этим предметам, а также на классном часе по темам, приуроченным к этим праздникам. Можно использовать в уголке по предметам в рубрике "Из истории слов и словосочетаний". Статья окажет помощь учащимся при подготовке к выпускному сочинению. Расширит кругозор, актуализирует интерес к изучению русского языка. Имеет воспитательное значение, так как рассказывает о жизни наших предков и их трудолюбии, стремлении жить в ладу с природой и самим собой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из истории названия церковнославянских праздников »
Из истории слов и словосочетаний
Благовещенье, вербное воскресенье, Юрьев день
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №2 г.Усмани Липецкой области
имени Героя Советского Союза М.П.Константиновна
Хорошилова Надежда Константиновна
Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нам проела!
Такими словами в самом начале марта, когда повсюду лежал ещё не растаявший снег, по древнему языческому обычаю встречали весну. К её приходу из теста пекли фигурки жаворонков-с хохолками, с расправленными крылышками, словно летящих. А пойманных раньше певчих птиц выпускали на волю. Верный этой традиции , А.С.Пушкин писал:
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Древний языческий праздник наступления весны, возрождения природы и животного мира, начала весеннего сева сросся с христианским, одним из двунадесятых (т.е. двенадцати самых значимых православных праздников)- Благовещеньем, в основе которого лежит евангельское повествование о том, как архангел Гавриил сообщил деве Марии «благую весть» (отсюда и благовещенье) о скором рождении у неё божественного младенца, спасителя рода человеческого. Дату Благовещенья установили, отсчитав девять месяцев от Рождества.
Об особом отношении к этому церковному празднику свидетельствуют народные поверья и поговорки: «На Благовещенье и Пасху грешников в аду не мучают», «Каково благовещенье проведёшь, таково и весь год», «На благовещенье птица гнезда не вьёт». По народному преданию, кукушка, вопреки запрету работать в этот день, единственная из всех птиц свила гнездо и была наказана за это Богом: по сей день она не имеет своего собственного гнёзда и вынуждена яйца подкладывать в чужие.
Крестьяне верили, что от помощи Богородицы, к которой нужно обращаться в день Благовещенья со словами молитвы, зависит судьба урожая. Икону Благовещения ставили рядом с яровым зерном, предназначенным для посева, приговаривая при этом:
Мать Божья!
Гавриил-архангел!
Благовестите,
Благоволите,
На урожай благословите:
Овсом да рожью,
Ячменём, пшеницей
И всякого жита сторицей!
Для представителей старших поколений наименование церковных и народных праздников всегда ассоциировалось с определённым временем года, даже с конкретной датой, что широко использовалось в русской классической литературе прошлого века: «Филипп на Благовещенье ушёл, а н7а Казанскую я сына родила. Как писаный был Дёмушка!» (Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»)
К весенним народным праздникам, тесно связанным с христианской традицией, относится и вербная неделя, воскресенье которой является последним воскресным днём перед главным православным праздником- Пасхой. С наименованием «вербная неделя» как обозначением времени действия, встречаемся, например, у Д.Кедрина в стихотворении «Зодчие»:
Государь приказал.
И в субботу на вербной неделе,
Покрестясь на восход,
Ремешками схватив волоса,
Государевы зодчие
Фартуки наспех надели,
На широких плечах
Кирпичи понесли на лесах.
Вербе, первому из зацветающих в наших краях деревьев, издавна приписывали магические свойства: охранение от злых духов, от разных бед и напастей. Освещённую вербу целый год хранили за божницей или перед иконой. Восприятие вербы как священного предмета идёт из времён язычества и смысл поклонения ей состоит в том, что расцветающее дерево должно было как бы передать здоровье, силу и красоту человеку или животному. Со словами «верба хлёст, бей до слёз» «хлестали» всех домашних, а особенно детей. Вербой били и скот, чтобы предохранить его от болезней, втыкали в крышу или двери домов и хлевов. Вербе приписывались свойства повышать урожайность земли, поэтому разломанные ветки разбрасывали пол полю. Бросали в воду, в которой купали больного ребёнка. Широко бытовало мнение, что в дом, в котором есть верба, не попадёт молния.
В субботу или воскресенье вербной недели на базаре продавали вербных херувимов- прелестных розовощёких ангелочков. «Такого вербного херувима в венке из бумажных роз я именно заметил вчера в углу, под образами, когда сидел у Марьи Тимофеевны»,- рассказывает один из героев романа Ф.М.Достоевского «Бесы».
К каждому дню этой недели присоединялось определение «вербный»: вербный понедельник, вербный вторник…Особенно был значим последний день этой недели- воскресенье. Христианская церковь отмечает этот праздник с IV века как ещё один двунадесятый праздник- Вход Господен в Иерусалим. Посвящён он событию, о котором повествуется в Евангелиях: въезд Иисуса Христа на осле в Иерусалим, жители которого встречали Сына Божьего приветственными возгласами и в знак особенного почитания бросали к его ногам пальмовые ветви. Поскольку у нас пальмы не растут, то вместо них стали использовать распустившиеся к тому времени вербы, которые так почитались у восточных славян.
Магическая сила этого растения издавна использовалась ещё в одном из весенних праздников- в Юрьев день, отмечающийся 23 апреля.
По преданию, Георгий Победоносец происходил из знатного римского рода, занимал высокое положение в войске. Когда же начались гонения на христиан, выступил в их защиту, за что после 8 дней тяжких мучений 23 апреля 303 года был обезглавлен в Никомидии. Христианская церковь причислила Георгия Победоносца к лику святых, и в народе он стал святым Егорием (или Юрием), покровителем крестьян. Почитание его в Древней Руси началось вместе с принятием Христианства в 988 году.
Праздник этого святого в России в 18-19 веках пользовался большим уважением и сопровождался множеством обрядов, из которых видно, что святой Георгий является покровителем земледелия и скотоводства. Народ свято верил, что первый раз выгонять скотину после зимы в поле надо именно на Егория, при этом обязательно хлестать скотину вербой, оставшейся от вербного воскресенья- это и здоровьем наделит, и от несчастий убережёт. Также придавали большое значение Юрьевской росе- считали её целебной. Поэтому скот выгоняли до росы. Полезной её считали и для человека: смазывали ею больные места, особенно глаза.
Благовещенье, вербное воскресенье, Юрьев день- это праздники, знаменующие приход весны. А через некоторое время придёт самый светлый годовой праздник- Пасха.