kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Из истории названия церковнославянских праздников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о происхождении названий церковнославянских праздников: Благовещенье, вербное воскресенье, Юрьев день. Может быть использована как на уроках литературы и русского языка, так  на внеклассных занятиях, факультативах и групповых занятиях по этим предметам, а также на классном часе по темам, приуроченным к этим праздникам. Можно использовать в уголке по предметам в рубрике "Из истории слов и словосочетаний". Статья окажет помощь учащимся при подготовке к выпускному сочинению. Расширит кругозор, актуализирует интерес к изучению русского языка. Имеет воспитательное значение, так как рассказывает о жизни наших предков и их трудолюбии, стремлении жить в ладу с природой и самим собой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Из истории названия церковнославянских праздников »


Из истории слов и словосочетаний


Благовещенье, вербное воскресенье, Юрьев день





Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №2 г.Усмани Липецкой области

имени Героя Советского Союза М.П.Константиновна

Хорошилова Надежда Константиновна



































Жаворонки, прилетите,

Студёну зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нам проела!

Такими словами в самом начале марта, когда повсюду лежал ещё не растаявший снег, по древнему языческому обычаю встречали весну. К её приходу из теста пекли фигурки жаворонков-с хохолками, с расправленными крылышками, словно летящих. А пойманных раньше певчих птиц выпускали на волю. Верный этой традиции , А.С.Пушкин писал:

В чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

Древний языческий праздник наступления весны, возрождения природы и животного мира, начала весеннего сева сросся с христианским, одним из двунадесятых (т.е. двенадцати самых значимых православных праздников)- Благовещеньем, в основе которого лежит евангельское повествование о том, как архангел Гавриил сообщил деве Марии «благую весть» (отсюда и благовещенье) о скором рождении у неё божественного младенца, спасителя рода человеческого. Дату Благовещенья установили, отсчитав девять месяцев от Рождества.

Об особом отношении к этому церковному празднику свидетельствуют народные поверья и поговорки: «На Благовещенье и Пасху грешников в аду не мучают», «Каково благовещенье проведёшь, таково и весь год», «На благовещенье птица гнезда не вьёт». По народному преданию, кукушка, вопреки запрету работать в этот день, единственная из всех птиц свила гнездо и была наказана за это Богом: по сей день она не имеет своего собственного гнёзда и вынуждена яйца подкладывать в чужие.

Крестьяне верили, что от помощи Богородицы, к которой нужно обращаться в день Благовещенья со словами молитвы, зависит судьба урожая. Икону Благовещения ставили рядом с яровым зерном, предназначенным для посева, приговаривая при этом:

Мать Божья!

Гавриил-архангел!

Благовестите,

Благоволите,

На урожай благословите:

Овсом да рожью,

Ячменём, пшеницей

И всякого жита сторицей!

Для представителей старших поколений наименование церковных и народных праздников всегда ассоциировалось с определённым временем года, даже с конкретной датой, что широко использовалось в русской классической литературе прошлого века: «Филипп на Благовещенье ушёл, а н7а Казанскую я сына родила. Как писаный был Дёмушка!» (Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»)

К весенним народным праздникам, тесно связанным с христианской традицией, относится и вербная неделя, воскресенье которой является последним воскресным днём перед главным православным праздником- Пасхой. С наименованием «вербная неделя» как обозначением времени действия, встречаемся, например, у Д.Кедрина в стихотворении «Зодчие»:

Государь приказал.

И в субботу на вербной неделе,

Покрестясь на восход,

Ремешками схватив волоса,

Государевы зодчие

Фартуки наспех надели,

На широких плечах

Кирпичи понесли на лесах.

Вербе, первому из зацветающих в наших краях деревьев, издавна приписывали магические свойства: охранение от злых духов, от разных бед и напастей. Освещённую вербу целый год хранили за божницей или перед иконой. Восприятие вербы как священного предмета идёт из времён язычества и смысл поклонения ей состоит в том, что расцветающее дерево должно было как бы передать здоровье, силу и красоту человеку или животному. Со словами «верба хлёст, бей до слёз» «хлестали» всех домашних, а особенно детей. Вербой били и скот, чтобы предохранить его от болезней, втыкали в крышу или двери домов и хлевов. Вербе приписывались свойства повышать урожайность земли, поэтому разломанные ветки разбрасывали пол полю. Бросали в воду, в которой купали больного ребёнка. Широко бытовало мнение, что в дом, в котором есть верба, не попадёт молния.

В субботу или воскресенье вербной недели на базаре продавали вербных херувимов- прелестных розовощёких ангелочков. «Такого вербного херувима в венке из бумажных роз я именно заметил вчера в углу, под образами, когда сидел у Марьи Тимофеевны»,- рассказывает один из героев романа Ф.М.Достоевского «Бесы».

К каждому дню этой недели присоединялось определение «вербный»: вербный понедельник, вербный вторник…Особенно был значим последний день этой недели- воскресенье. Христианская церковь отмечает этот праздник с IV века как ещё один двунадесятый праздник- Вход Господен в Иерусалим. Посвящён он событию, о котором повествуется в Евангелиях: въезд Иисуса Христа на осле в Иерусалим, жители которого встречали Сына Божьего приветственными возгласами и в знак особенного почитания бросали к его ногам пальмовые ветви. Поскольку у нас пальмы не растут, то вместо них стали использовать распустившиеся к тому времени вербы, которые так почитались у восточных славян.

Магическая сила этого растения издавна использовалась ещё в одном из весенних праздников- в Юрьев день, отмечающийся 23 апреля.

По преданию, Георгий Победоносец происходил из знатного римского рода, занимал высокое положение в войске. Когда же начались гонения на христиан, выступил в их защиту, за что после 8 дней тяжких мучений 23 апреля 303 года был обезглавлен в Никомидии. Христианская церковь причислила Георгия Победоносца к лику святых, и в народе он стал святым Егорием (или Юрием), покровителем крестьян. Почитание его в Древней Руси началось вместе с принятием Христианства в 988 году.

Праздник этого святого в России в 18-19 веках пользовался большим уважением и сопровождался множеством обрядов, из которых видно, что святой Георгий является покровителем земледелия и скотоводства. Народ свято верил, что первый раз выгонять скотину после зимы в поле надо именно на Егория, при этом обязательно хлестать скотину вербой, оставшейся от вербного воскресенья- это и здоровьем наделит, и от несчастий убережёт. Также придавали большое значение Юрьевской росе- считали её целебной. Поэтому скот выгоняли до росы. Полезной её считали и для человека: смазывали ею больные места, особенно глаза.

Благовещенье, вербное воскресенье, Юрьев день- это праздники, знаменующие приход весны. А через некоторое время придёт самый светлый годовой праздник- Пасха.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Из истории названия церковнославянских праздников

Автор: Хорошилова Надежда Константиновна

Дата: 18.10.2014

Номер свидетельства: 120111

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "РАЗРАБОТКА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА:  «РОД И СЕМЬЯ – ИСТОКИ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ  В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА» "
    ["seo_title"] => string(109) "razrabotka-tvorchieskogo-proiekta-rod-i-siem-ia-istoki-nravstviennykh-otnoshienii-v-istorii-chieloviechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "124639"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414757147"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Разработка классного часа  «РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ, УЧИТЕЛЯ СЛОВЕНСКИЕ» "
    ["seo_title"] => string(87) "razrabotka-klassnogho-chasa-ravnoapostol-nyie-kirill-i-miefodii-uchitielia-slovienskiie"
    ["file_id"] => string(6) "224292"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1438683314"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Урок литературы «Моя лирика жива  одной  большой  любовью,  любовью  к  родине»  (Тема Родины в лирике С.Есенина) "
    ["seo_title"] => string(114) "urok-litieratury-moia-lirika-zhiva-odnoi-bol-shoi-liubov-iu-liubov-iu-k-rodinie-tiema-rodiny-v-lirikie-s-iesienina"
    ["file_id"] => string(6) "117937"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412961155"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства