kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа на тему " Образ учителя в художественных произведениях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена исследовательская работа, где раскрывается образ учителя в произведениях  Аксакова, Чехова, Распутина, Полякова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему " Образ учителя в художественных произведениях"»

Управление образования администрации Сегежского муниципального района.

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7.











Научно- исследовательская работа

по теме

Образ учителя в художественных произведениях.

















Выполнила Антипина Ксения Анатольевна


Руководитель: Фитисова Татьяна Анатольевна

учитель по русскому языку и литературе.



г.Сегежа

«Каждый твой поступок, учитель, отражается на других людях:

не забывай, что рядом с тобой человек».


В.А.Сухомлинский.





«Кто легко склонен терять уважение к другим, тот прежде всего не

уважает себя».


Ф.М.Достоевский.





























План



  1. Введение.

Исторические, экономические и социальные причины возрождения образования в России.

  1. Образ учителя в художественной литературе.


А) Недовольство обывательским существованием и душевная смиренность перед пошлостью жизни в произведениях С.Т.Аксакова и А.П.Чехова.

Б) Героико-патриотические образы учителей в повести Ч.Айтматова «Первый учитель» и рассказе А.Платонова «Песчаная учительница».

В) Особенности нравственных устоев педагогов в военное и послевоенное время в повестях В.Распутина «Уроки французского» и В.Быкова «Сотников».

Г) Образы современных учителей в повестях Ю.М.Полякова «Работа над ошибками» и Н.З.Соломко «Белая лошадь – горе не мое».


  1. Заключение.

Значение художественной литературы в воспитании людей, в развитии их литературного вкуса.


4) Список литературы.




















Исторические, экономические и социальные причины возрождения образования в России.


Раскрывая тему моего исследования, невозможно было не обратиться к причинам возрождения образования в России.

«В 1725 году открылась Петербургская академия наук. Петр I не дождался ее открытия. Позже его будут упрекать, что он начал дело образования «сверху» - с академии, а надо было с народной школы. Но история показала правоту Петра: к тому времени в России уже были ученые, которые могли подготовить учителей. 20 лет спустя в академии, основанной Петром, появился первый профессор М.В.Ломоносов. Ломоносовскую формулу «Через ученье – к счастью» можно большими буквами высечь на фасаде любой школы.

Первая учительская семинария, готовящая учителей начальной школы, была открыта в Петербурге в 1786 году. После Октябрьской революции она была преобразована в педагогические курсы, затем в педагогический техникум, педагогическое училище».

Энциклопедический словарь.

Москва, 1964 год.

Издательство «Советская энциклопедия».

Том 2, стр.263.

России нужны были образованные люди, умеющие работать на производстве. С другой стороны, каждый из занимавших русский престол, начиная царствовать, пытался найти меры, которые охраняли бы самодержавную власть от угрозы со стороны просвещения.

«Еще в начале 19 века при слове «учитель» в сознании людей возникал обычно образ приезжего немца или француза, или полуграмотного дьячка.

Школы были крохотные:

- крестьянские;

- гарнизонные;

- монастырские;

- городские;

- фабричные;

- приходские;

- лесные и другие.

В 1910 году показатель образованности на 100 человек населения составлял:

- в Англии- 17,2

- в Германии- 17,1

- во Франции- 14

- в Бельгии- 12

- в Италии- 8

- в Румынии- 7

- в России- 4,6. Это самый низкий показатель в Европе».

Соловейчик Самуил Львович

«Час ученичества» стр.179.

Но уже в конце 19 века профессия учителя была признана общественным мнением благородной и уважаемой.

Учитель предстал перед всеми образованным и бескорыстно служащим народу человеком. Он не просто обучал грамоте, он растил новые поколения. Россия нуждалась в образованных людях, поэтому стала расти сеть школ и гимназий.

«Почти все известные русские поэты и писатели в какое-то время своей жизни работали учителями:


Гаврила Романович Державин Иван Андреевич Крылов учил

долгие годы учил и экзаменовал детей князя Голицына.

детей у себя дома.


Николай Васильевич Гоголь Иван Сергеевич Тургенев

преподавал историю и географию. учил грамоте в учрежденной

им школе.








Иван Александрович Гончаров Николай Алексеевич Некрасов

был домашним учителем в семье обучал грамоте крестьянских

художника. детей в открытой им школе.

Лев Николаевич Толстой

создал школу в Ясной Поляне,

его дочери обучали детей».

С.Л.Соловейчик «Час ученичества» стр.126


Этот список можно продолжить, упомянув Антона Семеновича Макаренко, Алексея Максимовича Горького и многих других.

О великих педагогах, учительских династиях в России писал Соловейчик Симон Львович – педагог, журналист, психолог - в своей документальной книге «Жизнь замечательных учителей», которую я советую всем для полезного чтения.







Недовольство обывательским существованием и душевная смиренность перед пошлостью жизни в произведениях С.Т.Аксакова и А.П.Чехова.



Прочитав несколько десятков художественных произведений, где непосредственно рассказывается об учителях, я решила остановиться на наиболее (на мой взгляд) характерных образах учителей.

Об учителях в дореволюционной России нас знакомят Антон Павлович Чехов в рассказе «Человек в футляре» и Сергей Тимофеевич Аксаков в произведении «Воспоминания. Гимназия».


А.П.Чехов С.Т.Аксаков



С раннего периода своего творчества А.П.Чехов обличает пошлость, лицемерие, мещанство.

В произведениях конца 80-х и 90-х годов 19 века писатель рисует идейные искания русской интеллигенции. Его герои (артисты, художники, врачи) ищут себя в деле, некоторые тщетно.

Первый шаг в раскрытии этой теме писатель делает еще в раннем произведении «Учитель словесности». А в 1898 году выходит его «маленькая трилогия», в первой части которой автор описывает утрированный образ Беликова – «футлярного» человека, учителя греческого языка.

«Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник».

Не случайно Чехов уделяет особое внимание портрету героя. При помощи характеристики быта, костюма Беликова автор показывает его истинное лицо, раскрывает его душу, внутренний мир.

Футляр обволакивает мозг, контролирует его мысли, подавляет его положительные начала. Это уже не человек, а механизм.

Страшнее всего то, что эти правила и предрассудки он навязывает всем окружающим и, естественно, ученикам.

Угнетая всех своей осторожностью, Беликов давит на людей, заставляет их бояться. И взрослые, и дети подчиняются ему. Он подозревает всех, и ему никто не доверяет. Он не может никого полюбить по-настоящему, и его никто не полюбил.

С появлением в городе свободных личностей в лице нового учителя Коваленко и его сестры Вареньки заканчивается господство Беликова. Он умирает. Создается впечатление, что герой «именно ради этого и жил, наконец, он положен в футляр, из которого никогда не выйдет. Выражение лица было кротким и даже веселым».

И в день похорон шел дождь, все учителя «были в калошах и с зонтиками», как бы продолжая традиции умершего.

Что ждет этих людей, ведущих «футлярный» образ жизни? Конечно, неизбежное одиночество, страшнее которого ничего нет.

Развивая мысль Чехова, понятно, что «футляр» - это обобщенный образ всей России с ее государственным режимом.

Для выразительности образа Беликова автор использует различные изобразительно-выразительные средства. Особая живость языка автора, его эмоциональность делает рассказ доступным и понятным.

«Больше жить так невозможно» - ключевая фраза произведения. До этого прошли годы, выросло целое поколение людей, не способных вести других к лучшей жизни, трусливых, неграмотных, духовно пустых. И эти люди совершеннолетними вступили в новую эпоху России – 19 век.

















Сергей Тимофеевич Аксаков «Воспоминания. Гимназия».


С 8 лет маленькому Сереже предстояло обучение в гимназии вдали от дома в г.Казани. После материнского тепла и ласки казенный дом казался ребенку каторгой. Болезненный и робкий, замкнутый он долгое время не мог привыкнуть к насмешкам мальчиков, от которых его не могли оградить ни надзиратели, ни влиятельные педагоги.

Главный надзиратель Николай Иванович Камышев, которого боялись все без исключения больше, чем директора, Сережу не взлюбил без всякой причины, сделался его гонителем.

«Я возненавидел в душе гимназию, ученье и решил по-своему, что оно совершенно бесполезно, и, что от него все делаются негодяями», - думал маленький человек.

Сколько он пережил страхов, унижений перед тем, как однажды «поднял глаза, и видно в них так много выражалось внутреннего чувства оскорбленной детской гордости, что Камышев отвернулся».

В противоположность надзирателю автору на долгие годы запомнились:

- Василий Петрович Упадышевский, учитель словесности;

- Иван Ипатович Запальский, преподаватель физики;

- Григорий Иванович Карташевский, учитель математики.

Благодаря этим учителям Сережа уже через 6-7 месяцев вспоминает: «Я уже горячо любил гимназию, учителей, товарищей. Меня не смущала суматоха и беготня, болтовня, хохот, крики».

Это был далекий 1804 год. А через 20 лет русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков опишет свои воспоминания о годах учения в гимназии в знак благодарность за свое становление.

Рассказы о гимназии написаны от первого лица. Смотря на портрет писателя, внешне строгого, серьезного, сильного, умного трудно представить его мальчиком, переживающим тяготы школьной жизни.

Воспоминания так ярко описаны, что невольно хочется стать его защитником, погладить по голове, успокоить, приласкать.

Детские воспоминания Аксакова описаны и в повести «Детские годы Багрова - внука». Кроме исторических фактов и семейном укладе, достоверно описаны все герои и сам автор.










Героико-патриотические образы учителей в повести Ч.Айтматова «Первый учитель» и рассказе А.Платонова «Песчаная учительница».


На заре становления школы стали появляться другие учителя, которые имели нравственную связь с новым поколением.

Живые легенды о таких учителях описали Чингиз Торекулович Айтматов в повести «Первый учитель» и Андрей Платонович Платонов (Климентов) в произведении «Песчаная учительница».


Ч.Т.Айтматов А.П.Платонов


Повесть «Первый учитель» - небольшое произведение. Сложный авторский замысел, социальные и психологические проблемы затрагивают события прошлого нашей страны. В условиях и обстоятельствах, в которых пришлось работать Дюйшену, его труд – подвиг.

События переносят читателя в маленький глухой аул Киргизии, где сложились вековые традиции тьмы и отсталости. Бывшая ученица Дюйшена Алтынай поняла «ради чего этот молодой парень, который ничем не хуже и не глупее других, ради чего он, терпя трудности и лишения, снося насмешки и оскорбления, учит детей».

«Я думаю устроить школу – с вашей, конечно, помощью – вон в той старой конюшне, что стоит на бугре»,- предлагает Дюйшен дехканам.

Сын бедняка страстно берется за дело:

- чистит заброшенную конюшню;

- сам ищет дрова для отопления и сам топит печь;

- по утрам собирает детей по дворам и ведет в школу;

- мужественно защищает свою лучшую ученицу Алтынай;

- пробуждает в аульских детях жажду к знаниям;

- положительно влияет на взрослое население аула Куркуреу;

- учит отсталый аул думать и чувствовать по-новому, видеть будущее.

Автор не просто влюблен в Дюйшена. Среди десятков персонажей он главный герой. Он лично ответственен за все, что было, что есть и будет, что может случиться с людьми. Он человек дела, человек напряженной мысли, он не допускает просчета на трудном пути.

Почти сто лет прошло с тех пор. Читая повесть, по-новому ощущаешь уважение и гордость к людям, которые причастны к великим событиям прошлого. И сегодня этот образ реален и понятен современному образованному человеку, понятен его титанический труд и мужество.

Кроме того, повесть «Первый учитель» - повесть о любви. У Айтматова несколько повестей о любви: «Джамиля», «Тополек мой в красной косынке». Они читаются легко, запоминаются надолго.

Повести Ч.Айтматова учат чувствовать, сопереживать, любить, негодовать, грустить и восхищаться.



































А.Платонов «Песчаная учительница».


«Честь – это внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, истинное благородство человека, честность, чистая совесть»,- так сказано у В.Даля.

А.Платонов писал: «Я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце». Его своеобразие, высокоталантливое творчество посвящено русскому рабочему человеку. Он сам брался за все, и все у него получалось. У Платонова нет простых, примитивных людей. Они – подвижники, они вкладывают свою судьбу в общее, ставшее для них своим, дело.

С особой признательностью этот человеческий тип раскрыт автором в рассказе «Песчаная учительница». Мария Никифоровна Нарышкина - дочь учителя, ей 20 лет, после окончания педагогических курсов назначена учительницей в село Хошутово, которое было обречено на вымирание из-за напора безжалостных песков пустыни.

Сельчане голодали, к школе были равнодушны, труд педагога не вызывал у них интереса. И тогда молодая учительница написала большое заявление в отдел народного образования с просьбой выделить специалиста по борьбе с песками в их село. Бедняки не поверили ей, но заявление подписали. Мария Никифоровна поехала в город. В округе ее просьбе удивились, улыбнулись, дали специальную литературу и посоветовали самой преподавать песчаное дело.

В селе закипела работа:

- сообща посадили шелюговые посадки;

- по берегам арыка заземлили огороды;

- у школы высадили сосновый питомник;

- крестьяне научились плести корзины, мебель из прутьев, делать ящики;

- бедняки научились зарабатывать деньги;

- жизнь в селе стала спокойнее и пустыня зазеленела.

«Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым городом, а не школой»,- выразил ей свою благодарность заведующий округом. Удивительно, что двадцатилетняя учительница поняла, что настоящее воскрешение народа – это не только его сытость, не просто житейское благополучие и защищенность от жестоких стихий природы, но и вовлечение людей в общую работу с этой стихией. Она сумела организовать эту работу и справилась с ней.

В январе этого года отмечалось 60-летие со дня смерти Андрея Платонова. Умер он в 52 года, оставив после себя прекрасные повести и рассказы о простых людях. На телеканале «Культура» в память о писателе прошел цикл передач с участием благодарных читателей, которые высоко ценят его даровитость, беспокойство души, жадные до работы руки. Он похож на своих героев, а они – на него.






Особенности нравственных устоев педагогов в военное и послевоенное время в повестях В.Быкова «Сотников» и В.Распутина «Уроки французского».



«Первым при встрече с учителем здоровается ученик, преклонив голову. И чем старше становится он, тем ниже наклоняет голову, быть может уже седую»,- писал Симон Львович Соловейчик в письмах к молодежи.

Как не преклонить голову перед памятью о наших земляках, живших в далекие военные и послевоенные годы.

Образы молодых людей: учительницы Лидии Михайловны и учителя, командира Красной Армии Сотникова раскрыли нам Василий Владимирович Быков в повести «Сотников» и Валентин Григорьевич Распутин в рассказе «Уроки французского».


В.В.Быков В.Г.Распутин


Повесть «Сотников» - героическая повесть. Главный герой совершает поступок, который называется подвигом. Это повесть о достойной жизни достойного человека, неспособном изменить себе и своим принципам.

Окончив двухгодичный учительский институт, работал учителем в школе. До войны он не мог представить себя, уничтожающим что-либо. Оказавшись на поле боя, разнес вдребезги три вражеских танка. Был контужен. Дивизия разгромлена. «Сотников не помышлял о работе в тылу. Он делал третью попытку пробиться через линию фронта и не допускал мысли, что может оказаться вне армии».

Волею судьбы попал в партизанский отряд, должен выполнить задание командира вместе с другим партизаном Рыбаком. Автор постоянно сравнивает молодых людей: разные по происхождению, по образованию, по состоянию здоровья, по убеждениям они попадают в плен к врагу. Предстоит допрос. Сотников «… раненый, собрал в себе все, на что еще было способно его обессиленное тело и, помогая себе винтовкой, с огромным усилием передвигал ноги». Таким он предстал перед следователем. «Я- партизан. Это я ранил полицая. Рыбак и другие здесь ни при чем. Берите одного меня», - тихо сказал он. Все присутствующие опешили.

«А вы хотите жить? Вы согласны вступить в полицию?» - спросили у Рыбака. «Согласен», - со всей искренностью, на которую был способен, ответил Рыбак. «Сволочь!» - как удар стукнул его по затылку злой окрик Сотникова.

Приказ начальника был жесток – смерть через повешение. «Свою смерть, какой бы она не была, он должен встретить с солдатским достоинством»,- это стало главной целью последних минут жизни Сотникова.

Его бывший товарищ Рыбак, поддерживающий чурбан, на котором стоял Сотников на эшафоне, прошептал: «Прости, брат». «Пошел к черту!»- отрезал Сотников.

Идея повести – выбор, который в любое время только и спасает в человеке человека. Война делает этот выбор трагичным, мирная жизнь заменяет трагизм драматизмом. Все зависит от человека, от его устойчивых черт характера.
































В.Распутин «Уроки французского».


Сюжет рассказа В.Г.Распутина прост – несколько эпизодов из жизни обычного сельского мальчика и его учительницы. Нелегкая судьба и голод заставляют ребенка связаться с местными подростками, которые играют «на деньги». Его обманывают, унижают, обижают , он не хочет мириться с обманом и несправедливостью детей, но приходится играть – ему просто нечего есть, он голодает. Выигранные деньги тратит на хлеб и молоко. Другого выхода у него нет.

Узнав об этом, учительница французского языка Лидия Михайловна пришла к нему на помощь. Под видом необходимости дополнительно заняться французским языком, учительница приглашает ученика домой. В доме Лидии Михайловны ему было комфортно и уютно. Герой проникается доверием к своей учительнице. Через некоторое время женщина предлагает мальчику сыграть «в пристенок» на деньги.

«Что Вас побудило? Вот именно, что побудило?» - спрашивает Лидию Михайловну директор школы, когда узнает об этом. Учительница повела себя мужественно и благородно, взяв всю вину на себя и дав мальчику возможность учиться дальше. Из школы ее уволили, так и не поняв, что ее побудило играть на деньги с учеником.

Пострадала Лидия Михайловна за то, что помогла ребенку освоиться в жестоком и суровом послевоенном времени.

«Я больше никогда не видел ее. Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла по почте посылка. В ней аккуратно рядами лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока. Раньше я видел яблоки только на картинке», - вспоминает мальчик.

В своей основе рассказ автобиографический. В нем четверть века спустя писатель воскресил школьные годы своей жизни, детали послевоенного быта, черты своего мальчишеского характера.

Естественно, мне захотелось узнать биографию Распутина. Оказывается, в юности он серьезно готовился стать учителем, радовался этому и гордился этим.


Лидия Михайловна и Сотников – учителя. Мы это знаем, но нет сведений о методиках их преподавания, о месте в коллективе других учителей, о личной жизни и пристрастиях молодых людей. Но, несомненно, такие черты характера как великодушие, умение взять на себя чужую боль, терпение, присущие Лидии Михайловне и Сотникову, предполагаются и автором, и читателем как ведущие черты характера настоящего учителя.

Искусство слова – художественная литература заставляет задуматься о человеческой жизни, формирует мировоззрение, развивает литературный вкус.






Образы современных учителей в повестях Н.З.Соломко «Белая лошадь – горе не мое» и Ю.М.Полякова «Работа над ошибками».


Идея художественного произведения включает оценку автора изображенных им событий. Но не всегда присутствует чувство автора, иногда он старается его скрыть, чтобы предоставить возможность читателю самому определить отношение к герою или ко всему произведению.

Такая идея просматривается у Натальи Заревны Соломко в повести «Белая лошадь – горе не мое» и у Юрия Михайловича Полякова в повести «Работа над ошибками».


Ю.М.Поляков


Сюжет повести «Белая лошадь – горе не мое» автор Н.З.Соломко сосредотачивает вокруг главного героя Александра Арсеньевича, которого раскрывает в пределах немногих событий-эпизодов. «Несолидный, маленький, легкий, узкоплечий, уши торчат, хохол на макушке. Мальчик. Школяр»? – знакомит нас автор. Тем не менее, он учитель, сын учителей; отец – директор школы, мать – филолог.

Александр Арсеньевич с детства мечтал быть путешественником. На семейном совете его решение поступать в горный институт было резко осуждено: учиться надо на учителя. Но Саня своего решения не изменил: «Хватит мною командовать! Хватит решать за меня, как мне жить и что мне делать. Я уже вырос, вы не обратили внимания?» Но через год перешел в педагогический институт.

Положительный пример родителей-педагогов повлиял на взгляды сына. Не сразу ученики приняли нового учителя географии. Тысячу раз приходилось молодому учителю бормотать магическое заклинание, с детства отводившее от него несчастья маленькие и большие. Один знакомый человек научил: «Плохо тебе, а ты возьми и скажи быстренько (но так, чтобы никто не слышал): «Белая лошадь – горе не мое». И все пройдет». И все проходило.

Теперь заклинание не помогало. Не помогало, потому что он сам сознательно подставлялся под маленькие и большие беды. Здесь заклинание не помогало. Александр Арсеньевич не сдавался и через месяц-другой члены географического кружка всю неделю жили ожиданием субботы. По субботам в любую погоду, в любом составе, не смотря ни на что, они отправлялись в поход.

Надо было устраивать зимнюю стоянку, расчистить исток речки Ути, основательно замусоренной «дикими» туристами. Надо было готовиться к соревнованиям по ориентированию. «Ну и просто хотелось в лес».

Интереснейшие уроки, забота о каждом ученике, собеседования с родителями и многое, многое другое сделали свое дело. «Когда после перемены в класс входил Александр Арсеньевич, все видели в нем маленького величественного человека, который хочет и может защитить и нерадивого Шамина, и безнадзорных Петушковых, и второгодника Вахрушева, и… себя.

И началась вдруг у учителя географии новая жизнь, как-то сама собой началась… И чем дальше, тем больше жил Александр Арсеньевич поперек детского спасительного заклинания – белая лошадь брела рядом с ним.

Повесть написана легко, с большим уважением к учителю. Другая повесть Соломко «Если бы я был учителем» не менее интересная и поучительная.


























Ю.М.Поляков «Работа над ошибками».


Повесть Юрия Полякова «Работа над ошибками» тоже об учителе, о школе. Герой повести Андрей Петрушов молодой журналист, временно устроившийся преподавателем русского языка и литературы в школу. Он высок, красив, носит модные очки, умеет быть деликатным, насмешливым, знает себе цену.

Учитель пытается приблизить к себе учеников на уроке разнообразной литературой, считая, что именно художественная литература прежде всего действует на чувства, воображение, мысль. Но все тщетно. «Я чувствую себя брошенным»,- говорит о себе Андрей.

В описанном педагогическом коллективе слишком много недостатков. Суровая будничная реальность, отсутствие положительного образа учителя, проявление негативных явлений в школе и другие обстоятельства приводят к мысли – учительство в упадке.

Стать учителем непросто. Опыт приходит не сразу. В итоге герой не становится ни хорошим педагогом, ни талантливым журналистом.

В образе Андрея Петрушова мы видим лишь задатки личности, но он не в силах их развить. Не мог он справиться с трудностями, которые встречаются в школе и решил покинуть школу.


Я прочитала еще одну повесть Полякова «Сто дней до приказа», где отражаются те же негативные процессы в армии. Автор видит свой гражданский долг писателя указать обществу на духовное вымирание в школе и в армии. Но разве на этом заканчивается гражданский долг человека?

В обеих повестях нет прямых выводов в отношении главных героев. Их должен сделать читатель. Но таким как Петрушов, для которых «учение или, как теперь принято говорить, учеба, это, по-моему, многолетняя изнурительная война, которая начинается 1 сентября, с переменным успехом идет весь год»,- в школе не место.















Значение художественной литературы в воспитании людей, в развитии их литературного вкуса.


Писатель должен участвовать в создании духовного мира человека, он не может пройти мимо тем воспитания и тех, кому это поручено - учителей и родителей. Убедительны в этом отношении и перечисленные мною герои и те, которых представляют В.Ф.Тендряков в повести «Ночь после выпуска», А.А.Лиханов в повести «Благие намерения» и многие другие авторы русской и зарубежной литературы.

Одни становятся педагогами, потому что в детстве они видели очень хороших педагогов и хотели подражать им. Другие, наоборот, становятся учителями, потому что в детстве их учили плохо и захотелось самим найти лучшие способы воспитания и обучения.

У каждого человека (каждый был школьником) в школьные годы были примеры для подражания, в большинстве случаев это учителя. Есть мнение, что все (во всяком случае, девочки) в начальных классах хотели стать учителями, глядя на свою первую учительницу. Так было и у меня. Моя первая учительница Любовь Михайловна Назарчук – пример великодушного, умного человека, настоящего учителя.

Детей стали больше и лучше воспитывать в семье. Школьники рано взрослеют, по-другому смотрят на будущее. Значит, нужны новые открытия в педагогике. И все-таки, какие бы новшества не появлялись в школе, у каждого сохранится уважение в школе, к ее традициям, к самому простому, основному: к учителю, к ученику.

Я получила большое удовлетворение и удовольствие, исследуя тему «Образ учителя в художественной литературе».



















Список литературы.


  1. Ч.Айтматов «Избранное». Издательство «Правда». Москва, 1983 год.

  2. С.Т.Аксаков «Воспоминания». Лениздательство, 1984 год.

  3. В.В.Быков «Повести». Издательство «Детская литература». Москва,1988 год; «Избранные произведения». Издательство «Школьная библиотека». Москва, 1990 год.

  4. Н.Огнев «Дневник Кости Рябцева». Издательство «Советская Россия». Москва, 1989 год.

  5. А.П.Платонов «Избранное». Издательство «Правда». Москва, 1983 год.

  6. Ю.М.Поляков «Работа над ошибками». Издательство «Школьная библиотека». Петрозаводск, 1990 год.

  7. В.Г.Распутин «Уроки французского». Роман газета №1. Москва, 1989 год.

  8. С.Г.Семенова «Валентин Распутин». Издательство «Советская Россия». Москва, 1987 год.

  9. С.Л.Соловейчик «Час ученичества». Издательство «Детская литература». Москва, 1970 год.

  10. Н.Соломко «Белая лошадь- горе не мое». Издательство «Детская литература». Москва, 1998 год.

  11. А.П.Чехов «Повести и рассказы». Издательство «Художественная литература». Москва, 1960 год.


20




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Исследовательская работа на тему " Образ учителя в художественных произведениях"

Автор: Фитисова Татьяна Анатольевна

Дата: 09.11.2017

Номер свидетельства: 438024

Похожие файлы

object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Исследовательская работа " Влияние воды на рост и развитие комнатного растения - абутилона"."
    ["seo_title"] => string(95) "issliedovatiel-skaia-rabota-vliianiie-vody-na-rost-i-razvitiie-komnatnogho-rastieniia-abutilona"
    ["file_id"] => string(6) "307871"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458469554"
  }
}
object(ArrayObject)#896 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Исследовательская работа по русскому языку на тему: "Историзмы и архаизмы в романе А.С.Пушкина "Дубровский". "
    ["seo_title"] => string(111) "issliedovatiel-skaia-rabota-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-istorizmy-i-arkhaizmy-v-romanie-a-s-pushkina-dubrovskii"
    ["file_id"] => string(6) "224226"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1438605447"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Статья для учителей русского языка и литературы на тему: "Развитие творческой деятельности учащихся на уроках литературы""
    ["seo_title"] => string(80) "statia_dlia_uchitelei_russkogo_iazyka_i_literatury_na_temu_razvitie_tvorcheskoi_"
    ["file_id"] => string(6) "529738"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575229110"
  }
}
object(ArrayObject)#896 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Традиции Пушкина, Гоголя, Некрасова. "
    ["seo_title"] => string(116) "obraz-pietierburgha-v-romanie-f-m-dostoievskogho-priestuplieniie-i-nakazaniie-traditsii-pushkina-gogholia-niekrasova"
    ["file_id"] => string(6) "165365"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422800858"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства