"Исследовательская деятельность как средство развития творческого потенциала ученика"
"Исследовательская деятельность как средство развития творческого потенциала ученика"
Цель данной статьи «Исследовательская деятельность как средство развития творческого потенциала ученика» представляет интерес для учителей и родителей, чьи дети занимаются ИД. Работа написана учителем МБОУ СОШ №10 Величко Е.Н. и основывается на личном опыте. В ней описаны различные приемы и методы, с помощью которых учитель развивает исследовательские навыки на уроках литературы, описана поэтапная подготовка к ИД.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Исследовательская деятельность как средство развития творческого потенциала ученика" »
МБОУ СОШ №10 с УИОП г. Елец, Липецкая область.
Доклад на тему «Исследовательская деятельность как средство развития творческого потенциала ученика».
Материал подготовлен учителем русского языка и литературы
Величко Еленой Николаевной.
Исследовательская деятельность - это умение работать с информацией, умение находить ее из разных источников, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, получать информацию не только из книг, журналов, сети Интернет и других официальных и неофициальных источников. В современной школе учитель не только сам исследователь, но и организует исследовательскую деятельность школьников. Она, как известно, способствует активизации познавательной деятельности учеников, формирует навыки анализа, умение самостоятельно работать, выстраивать последовательность своих действий, обобщать и делать выводы. Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы развивает творческую активность, формирует интерес к предмету, поэтому в современной школе приёмам организации исследовательской деятельности учащихся должно уделяться особое внимание.
При подготовке учеников к исследовательской деятельности у учителя имеется много приемов и методов. Выявить интерес помогает проблемный вопрос, который учитель ставит перед всем классом или лично перед учеником непосредственно на уроке, опережающее домашнее задание, уроки-исследования, уроки-диспуты, сочинение с творческим заданием, сравнительно-сопоставительный анализ образов, эпизодов, доклад или реферат, работа над проектом по изученной теме.
Исследовательскую деятельность можно организовывать на всех этапах урока: задать проблемный вопрос при проверке домашнего задания, предложить мини-сочинение с проблемным вопросом на этапе изучения новой темы. Учитель на уроке не должен сам давать ответы на вопросы, очень важно, чтобы у ученика появлялись вопросы, с которыми он мог обратиться к однокласснику, родителям, к справочнику. Наиболее эффективным при подготовке к исследовательской работе является задание на дом. Ведь ученик имеет возможность более подробно изучить и осмыслить задание, прочитать дополнительную литературу.
Навыки исследовательской деятельности формируются в среднем звене. На этом этапе важно дать первоначальные теоретические сведения, научить составлять план своих действий, заинтересовать всех учащихся общим делом. Мои ученики в среднем звене любят творческие задания в группах, проекты, в которые я активно включаю исследовательские элементы. Например, в 6 классе ученики работают над проектом «Образ огня в русской литературе». Приступая к выполнению задания, получают план работы: 1) Дать толкование слова «огонь» 2) Собрать пословицы и поговорки, где есть слово«огонь», 3)Образ огня в произведениях литературы 4) Образ огня в живописи и музыке. Группа из 5-6 человек работает над своим заданием, выстраивая свой план действий, изучая художественную и справочную литературу. На итоговом уроке по теме ученики отчитываются за проделанную работу, а дети из другой группы задают вопросы. Важным моментом является комментарий учителя, через который он акцентирует внимание учеников на самом интересном в работе каждой группы, заставляет поверить в свои силы. Такая формы работы развивает умение составлять связное высказывание и отстаивать свою позицию, вести грамотный диалог, то есть закладывает навыки исследовательской деятельности.
Проследим, как можно вызвать интерес ученика к исследовательской деятельности на уроках литературы в 8 классе. Например, к первому уроку перед изучением рассказа В.М.Шукшина «Чудик» можно предложить написать сочинение-рассуждение «Кто такой чудик, какие черты меня в нем привлекают, какие отталкивают». На последнем уроке по теме «Образ главного героя в рассказе В.М.Шукшина «Чудик» можно в качестве домашнего задания предложить проблемный вопрос: «Украшают или портят жизнь «чудики?», «Исчезнут ли образы «чудиков» из творчества русских писателей в 21 веке?». Такая системная работа над проблемой может переродиться в исследовательскую работу «Образы чудиков в творчестве русских писателей».
Рассмотрим другой пример. Изучая в 9 классе роман в стихах «Евгений Онегин», ко второму уроку по теме ученик получает на дом задание: написать сочинение-рассуждение с элементами исследования на проблемный вопрос: «Дуэль, как относились к дуэли в дворянской и народной среде» (На примере повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»). А изучив тему «Онегин и Ленский», ученик получает еще одно задание: «Не хотел или не мог отказаться от дуэли Евгений Онегин?». Такие системные задания способствуют погружению в тему и развивают интерес. Работая над одной темой в течение нескольких уроков, ученик, имеющий определенный багаж знаний, может самостоятельно составить план действий и творчески подходить к раскрытию темы. Из таких заданий может родиться тема исследовательской работы «Дуэль как сквозная тема в русской литературе 19 века».
Когда ученик заинтересовался темой, имеет достаточный фактический материал, у него сложилось свое видение проблемы, необходимо научить его составлять тезисный план своей работы. Сам ученик должен уметь ставить перед собой вопросы и задачи, выдвигать гипотезы, объяснять, рассуждать, логически связно выстраивать суждение. Анализ этапов исследований, выделяемых разными авторами, позволяет сделать вывод, что обязательными из них являются четыре, которые и образуют основную структуру учебного исследования: 1) постановка проблемы; 2) выдвижение гипотезы; 3) проверка гипотезы; 4) вывод. При более детальном анализе структуры учебного исследования можно выделить и такие его этапы, как: - мотивация учебной деятельности; - постановка проблемы исследования; - анализ имеющейся информации по рассматриваемому вопросу; опросы, анкетирование (если это необходимо) с целью получения фактического материала; - систематизация и анализ полученного фактического материала; - выдвижение гипотезы; - подтверждение или опровержение гипотез. В течение работы над исследовательской работой учитель проводит консультации с учеником, направляет его деятельность. Заключительный этап – защита работы, где проявляется умение отстаивать свою точку зрения, высказывать и обосновывать свое суждение.
Конечно, исследование школьников – это не исследование ученого, который ищет и открывает что-то новое. И.Я. Лернер писал: «Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой, и новые только для школьников… Учитель не только ставит ряд вопросов или проблем, но и разъясняет пути их решения, учит собирать материал, анализировать, систематизировать его, показывает и разъясняет условия и приемы работы, знает ее результаты, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требует проявить в ходе решения поставленных проблем.» Исследование ценно прежде всего самому ученику, так как оно развивает его творческие способности, расширяет и углубляют знания. Учитель играет руководящую и направляющую роль, и он должен обязательно сам быть увлеченным выбранной учеником темой, создать и поддерживать необходимый эмоциональный настрой своего ученика, видеть перспективу в работе.
Мой личный опыт показывает, что организация учебных исследований - эффективное средство обучения и развития. Она учит, во-первых, умению работать с нужной литературой, изучать материал последовательно, знать все необходимые понятия, термины, определения. Во-вторых,умению критически осмысливать материал, самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы, подводить итоги. В результате учащиеся учатся самостоятельно добывать новые знания. Именно такой выпускник сегодня востребован обществом, именно он становится конкурентоспособным.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(301) "Проектная деятельность на уроках языка и литературы, внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся."
["seo_title"] => string(80) "proiektnaia_dieiatiel_nost_na_urokakh_iazyka_i_litieratury_vnieurochnoi_dieiatie"
["file_id"] => string(6) "460851"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1520283781"
}
}