Использование учебных инноваций на уроках литературы
Использование учебных инноваций на уроках литературы
То, что было хорошо вчера, сегодня уже не соответствует требованиям времени. Время меняется, требуя изменений от человека, его соответствия времени. Наше время – время информационных технологий, следовательно, нашим детям нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией. Поэтому образование в Донецкой Народной Республике, следуя российским стандартам, выходит на новую ступень.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ИННОВАЦИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»
Джон Дьюи
То, что было хорошо вчера, сегодня уже не соответствует требованиям времени. Время меняется, требуя изменений от человека, его соответствия времени. Наше время – время информационных технологий, следовательно, нашим детям нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией. Поэтому образование в Донецкой Народной Республике, следуя российским стандартам, выходит на новую ступень.
В основе ГОС ДНР лежит системно-деятельностный подход, который предпоагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- инновационной экономике;
- задачам построения демократического гражданского общества.
Инновационная деятельность-это продуктивная, творческая деятельность, которая направлена на преобразование существующих форм и методов, средств обучения и воспитания, создание условий для достижения новых целей.
В инновационной деятельности педагога можно выделить основные направления:
- учебная инновация;
- внеучебная инновация;
- техническая инновация.
Я остановлюсь на учебных инновациях, предлагаемых современной методикой. .
Проектная деятельность. Начиная с первого класса, учащиеся сначала совместно с учителем, а в дальнейшем самостоятельно учатся создавать и защищать свои проекты. В старших классах это уже серьёзная работа под руководством учителя. Например, мои десятиклассники со второго полугодия начинают работать над коллективным проектом на тему:» Историческое значение и современное звучание русской классической литературы второй половины 19 века». Завершится проект школьными научными чтениями, где прозвучат доклады, научные сообщения, рефераты, посвящённые творчеству одного из авторов. Вот примерные темы для исследования:
Пророчество «о новом человеке и его рождении из лона русской души» Стефан Цвейг.
2. Воскрешение умирающего Я к новой жизни.
3. Поэтизация патриархальных форм общности в литературе второй половины 19 века.
4.Судьба человеческая в диалектическом единстве с судьбой народной.
5. Дума о величавой славянке в литературе второй половины 19 века.
6. Уроки русской классической литературы.
После того, как будут прочитаны и прослушаны доклады и рефераты, состоится их обсуждение за круглым столом. Перечень дискуссионных вопросов составляется и сообщается заранее, так что содокладчики и оппоненты смогут принять участие в свободном обсуждении.
В самом начале учебного года отдельным ребятам было поручено составить библиографию научных и научно-популярных источников, необходимых и полезных при освоении курса русской литературы второй половины 19 века. Этим библиографическим справочником, оформленным в соответствии с правилами и нормами библиографии, мог воспользоваться каждый.
Исследовательская деятельность. На уроках учащиеся, начиная с начальной школы, учатся самостоятельно, но под руководством учителя проводить те или иные наблюдения, используя разные источники информации, делать открытия, выдвигать гипотезы, доказывать, обобщать, сравнивать, делать вывод. Эта работа продолжается в средних и старших классах. В помощь учителю в учебниках даются возможные темы для исследовательской и проектной работы.
Портфолио ученика. Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки. Учащиеся с интересом участвуют в интернет-олимпиадах, предлагаемых образовательной платформой Учи.ру.
Многообразие дистанционных олимпиад, конкурсов, викторин, игр дает возможность учащимся реализовать себя, выйти за пределы школы. Каждое дистанционное мероприятие - это очередная ступень к вершине знаний, ключ к успеху, развитию. Интернет открыл огромные возможности для реализации и проявления творческой активности школьников в различных направлениях. На его страницах можно найти множество дистанционных интеллектуальных и творческих конкурсов. В основе интеллектуально - творческих соревнований лежит личностная ориентация, стремление выявить и раскрыть индивидуальные особенности каждого и творческий подход, который лежит в основе развития основных компетенций, формирующих социальную личность. Для того, чтобы победить в олимпиаде, приходится усердно заниматься, это подстёгивает интерес к предмету у участников. Будучи соревновательной по натуре, олимпиада приучает учеников к конкурентоспособности, тренирует волю, стремление быть первым.
Синквейн - одна из учебных инноваций. Это технология, предполагающая творческую работу. Она имеет форму короткого нерифмованного стихотворения, состоящего из 5 нерифмованных строк. Правила составления следующие:
1. Одно существительное и главная мысль .
2. Два прилагательных и главная мысль.
3. Три глагола в рамках темы.
4. Фраза, несущая определенную мысль.
5. Форма существительного, но ассоциируется с первым существительным.
Мои пятиклассники с удовольствием составляют такие незамысловатые стихотворения. Характеризуя персонажей из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях», ребята составили синквейны:
Она ненавидит царевну за красоту. Любит только королевича Елисея. Смерть. Свадьба.
В 10 классе учащиеся составляют диаманту. Это стихотворная форма из семи строк:
Тема ( существительное)
Определение (2 прилагательных)
Действие (3 причастия)
Ассоциации (4 существительных)
Действие ( 3 причастия)
Определение ( 2 прилагательных)
Тема ( антоним первому существительному)
Составляя сравнительную характеристику литературных персонажей Катерины и Тихона (И.А.Островский «Гроза»), Обломова и Штольца (А.Н.Гончаров «Обломов»), Раскольникова и Разумихина (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») используем диаманту. Например:
Обломов.
Ленивый, добрый.
Лежащий, мечтающий, умирающий.
Пассивность, бездействие; активность, деятельность.
Работающий, решающий, живущий.
Настойчивый, расчётливый.
Штольц.
Такие стихотворения позволяют учителю осуществить контроль, ведь никому не удастся изложить суть в нескольких строчках, если не было ознакомления с необходимым материалом.
Интересной современной технологией обучения является кроссенс. Слово кроссенс обозначает «пересечение смыслов». Этот метод разработан Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и доктором технических наук, художником и философом Владимиром Бусленко. Основной смысл кроссенса - это загадка, ребус, головоломка. Именно в этом качестве он интересен нам, педагогам, как нетрадиционная форма проверки знаний по предмету.
Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в поле из девяти квадратов, в которые помещены изображения. Задача - объяснить кроссенс, составив рассказ по взаимосвязанным изображениям.
Как составляется и читается кроссенс? Есть несколько способов.
1.Двигаться только вперёд и заканчивать на центральном 5 квадрате, получается цепочка, завёрнутая «улиткой». (Рис.1)
2.Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. (Рис.2)
3.Нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5, и 4-5. (Рис.3)
К инновационной деятельности относится и панельная дискуссия.
Это выступление нескольких экспертов, которые излагают разные точки зрения. Такую дискуссию можно организовать на любом уроке.
Следующий момент – интеллектуальные карты. Это карты, которые позволяют эффективно структурировать и обрабатывать информацию. Они позволяют мыслить и использовать свой творческий и интеллектуальный потенциал. Их можно использовать для проведения презентаций, а также для принятия решений, запоминания большого объема информации. Можно дать такое задание, составить интеллект карту и на уроках. Интеллект карта- это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать.
Форма дистанционного образования, как вид инновационной деятельности, пока используется не очень активно, но за ним будущее. При дистанционной форме обучения процесс проходит очень интересно для детей. Создается информационное пространство, на сайте все автоматизировано, на страничке есть все учебники, тут же находятся тесты, на которые ученик отвечает, ответы оцениваются, и оценка заносится в электронный журнал.
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод: педагог перестаёт быть носителем «объективных знаний», которые он пытается передать ученику. Его главной задачей является мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Педагог создаёт условия, развивающую среду, в которой становится возможным для каждого ученика выработка на уровне его интеллектуальных и прочих способностей определённых компетенций. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь высокого уровня педагогического мастерства.
Литература:
1.Загвинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М., 1987
2.Саранцина З.М. «Инновации в педагогическом процессе».