"Использование видеоматериалов на уроках литературы" статья
"Использование видеоматериалов на уроках литературы" статья
В статье предствлен опыт работы по использованию видеоматериалов на уроках литературы в 9 классе. Приведены несколько примеров использования учебных видеофрагментов. Например, использование биографических фрагментов (при изучении жизни и творчества В.А. Жуковсого,А.С. грибоедова, А.С. Пушкина). Использование краеведческих фрагментов ( при изучении творчества М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Использование видеоматериалов на уроках литературы" статья »
Использование видеоматериалов на уроках литературы
Литература - предмет, целью которого является развитие творческого воображения учащихся через работу над художественным текстом. Его итогом должен стать зримый, наглядный образ, а не просто совокупность литературоведческих категорий. Для успешного достижения этой цели урок литературы должен быть интересным по содержанию, разнообразным по использованию методов и приемов работы, интеллектуально, психологически и морально насыщенным, поэтому не всегда достаточно бывает только анализа текста художественного произведения, необходимо привлечение других форм учебной деятельности, в том числе и интеграции. Одним из средств развития творческих способностей учащихся является использование наглядности, в том числе и видеофильмов. Преимущества кино- и видеофильмов перед другими видами наглядности очевидны: наличие в них видеоряда, текста и музыкального сопровождения активизирует одновременно несколько видов памяти у учащихся (зрительную, слуховую и эмоциональную), а комплексное применение этих средств способствует созданию действительно цельного образа писателя или произведения. "Язык" кинематографа, набор образных средств значительно отличается от языка литературы, дополняет, но не заменяет его, поэтому кино на уроке - источник работ по развитию речи, активизирующий и разнообразящий деятельность учащихся, но ни в коем случае не заменяющий работу с художественным текстом.
Используемые мною на уроках видеофильмы неоднородны. Их можно классифицировать на учебные и художественные, причем приемы работы с ними, а также место в системе уроков по творчеству писателя различны и зависят от содержания и стилистики видеофрагмента: тяготеет ли он к художественному или документальному кино.
Учебные видеофрагменты подразделяются в зависимости от видеоряда и комментария на биографические, краеведческие и литературоведческие. Учебные фильмы могут быть использованы на уроке как иллюстрация, дополнение к слову учителя или самостоятельный лекционный материал, если содержание видеофрагмента полностью раскрывает обозначенную тему; основной прием работы с ними - конспектирование фактического или исследовательского материала. В зависимости от построения системы уроков объемный фильм может дробиться на небольшие фрагменты, используемые в течение нескольких последовательных занятий по изучению биографии или творчества писателя.
Приведем несколько примеров использования учебных видеофрагментов.
1. Использование биографических фрагментов.
При изучении жизни и творчества В.А. Жуковского в 9 кл. (2 часа) первый урок отводится знакомству с личностью и биографией поэта. Для этого вместо слова учителя или работы с учебником использую работу с видеофрагментом (продолжительность фильма - 30 мин.). После краткого вступительного слова учащиеся получают задание по мере просмотра фильма конспектировать его содержание, в заключительной части урока проводится контроль работы через фронтальный опрос, при этом те учащиеся, которые не вполне справились с работой, получают возможность дополнить свои конспекты. Преимущества этого вида работы определяются насыщенностью фрагмента фактическим материалом, удачно подобранным видеорядом и музыкальным сопровождением.
Несколько иначе строится работа над видеофрагментами о жизни и творчестве Д. И. Фонвизина и А. С, Грибоедова. Фактический материал на этих уроках излагается учителем, а видеофильмы демонстрируются на заключительном этапе урока для закрепления знаний через привлечение разных видов памяти, а также для создания целостного эмоционального образа писателя.
Работа над биографией А. С. Пушкина в 9 кл. занимает несколько последовательных уроков, и почти на всех из них показываю небольшие (5-10 мин.) видеофрагменты, иллюстрирующие жизнь и творчество поэта на одном из этапов его биографии. Здесь основной акцент делается на видеоряд фрагмента: обстановка дома, предметы, принадлежавшие поэту, портреты людей, связанных с его жизнью.
Использование краеведческих фрагментов.
Этот вид видеофильмов применяется при проведении заочной экскурсии по местам, связанным с жизнью писателя. Возможны различные формы комбинирования средств видеофильма и слова учителя или сообщений учащихся: последовательное их использование на разных этапах урока или чередование, разбивка видеофильма текстом или работой с другими средствами наглядности (иконографическим материалом, фотографиями, репродукциями). Такие видеофрагменты демонстрирую при знакомстве с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова («Последняя ссылка»), Н.А. Некрасова, А.Н. Островского, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, В. Шукшина и др.
Использование литературоведческих фрагментов.
Основная форма работы с такими видеофильмами, где не просто излагается некая сумма фактов, а проводится работа над словом и образом в литературном произведении, конспектирование в сочетании с беседой по наиболее важным вопросам, что имеет целью дополнить аналитическую деятельность учащихся наблюдениями ученых-литературоведов. Такие видеофрагменты просматриваем и обсуждаем на заключительном этапе работы, после того, как у учащихся сложится собственный взгляд на произведение, свое понимание его содержания и образов. В качестве примеров следует назвать фильмы "Медный всадник", "Грибоедов и Чацкий".
Художественные фильмы (экранизации литературных произведений) также используются, целиком или фрагментарно, с разными целями в зависимости от качества экранизации, режиссерской концепции и видения учителем системы работы над литературным произведением. Здесь также возможны различные формы работы с видеоматериалом.
Показ небольшого фрагмента обычно проводится перед началом работы над произведением и имеет целью создание необходимого эмоционального настроя у учащихся. Этот прием наиболее эффективен для фильмов, точно передающих историческую обстановку и бытовые подробности, например, "Борис Годунов" и "Война и мир" С. Бондарчука, "Майская ночь, или Утопленница", "Ночь перед Рождеством", "Собачье сердце", а также используются и литературно-музыкальные композиции по литературным произведениям или их фрагментам, например, по стихотворениям М.Ю. Лермонтова.
Отдельные эпизоды фильма могут быть показаны как иллюстрация литературного произведения и служат элементом анализа. Их обсуждение проводится по системе вопросов или заданий, помогающих учащимся сравнить замысел писателя и его интерпретацию режиссером фильма. Особое внимание обращается на детали, помогающие перевести словесно выраженную мысль на язык кино: грим, костюм, жест и мимика актеров, интерьер и пейзаж в видеоряде. Обязательным моментом является обсуждение новых деталей или отсутствие указанных писателем: не искажает ли это содержание или идею литературного произведения. Так можно использовать фрагменты спектакля Малого театра "Недоросль", фильмов "Руслан и Людмила", "Война и мир", "Борис Годунов", "Капитанская дочка", "Ромео и Джульетта", "Гамлет".
Просмотр художественного фильма полностью используется на завершающем этапе работы над произведением, после того как у учащихся сложится свое представление о внешности и характере персонажей и обстановке, станет ясна идея произведения. Такой просмотр завершается написанием рецензии или устным обсуждением фильма, поэтому ученикам предварительно даются задания сравнить увиденное на экране с текстом литературного произведения и собственным восприятием, оценить успешность воплощения текста средствами актерской игры, декораций, музыкального сопровождения, закадрового текста. Эта форма работы применяется в основном на уроках, посвященных самостоятельно прочитанным, а затем обсужденным в классе произведениям: "Выстрел" А.С. Пушкина, "Вий" Н.В. Гоголя, "Медведь" А.П. Чехова, "Вождь краснокожих" О. Генри. Задание к просмотру фильма может быть и более узким, например, проследить приемы введения музыки Г. Свиридова режиссером в фильм "Метель" по повести А.С. Пушкина. Такая работа помогает учащимся осознать различие изобразительных средств, используемых литературой и кинематографом, развить критическое отношение к увиденному на экране, внимание к слову в художественном тексте.
Особое место занимает художественное чтение литературного произведения профессиональными актерами, например, чтение "Евгения Онегина" С. Юрским. Высокий уровень исполнения позволяет вызвать интерес учащихся к роману и одновременно является образцом выразительного чтения, поэтому просмотр такого видеофильма предпочтительнее исполнения того же текста учителем или учащимися, а наличие лаконичного, но выразительного видеоряда делает его более выигрышным, чем прослушивание фрагмента магнитофонной или грамзаписи.
Фильмы низкого качества, не отражающие в должной мере или искажающие содержание литературного произведения, также могут быть использованы на уроках как элемент анализа художественного текста. Основное направление в работе над ними - поиск несоответствий с оригиналом и обоснование неуместности такой интерпретации путем работы с произведением. Этот вид работы позволяет выработать у учащихся не только критическое отношение к фильму, но и воспитывать их эстетический вкус и чувство меры.
Опыт систематической работы по использованию видеофильмов позволяет сделать вывод о том, что названные приемы работы способствуют развитию навыков анализа литературного произведения, формированию критического, оценивающего восприятия кино- и видеофильмов, а также активизируют читательский интерес учащихся, привлекают их внимание к личности и творчеству писателя.