kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование диалоговых технологий на уроках литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая тема мотивирована возникновением новых условий образовательной деятельности – введением итогового сочинения по литературе для выпускников. Соответственно изменяются требования к преподаванию литературы в старшей школе. Возникает проблема: как подготовить учащихся в сжатые сроки к написанию собственного текста, демонстрирующего уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование диалоговых технологий на уроках литературы»

Использование диалоговых технологий на уроках

литературы

Данная методическая тема мотивирована возникновением новых условий образовательной деятельности – введением итогового сочинения по литературе для выпускников. Соответственно изменяются требования к преподаванию литературы в старшей школе. Возникает проблема: как подготовить учащихся в сжатые сроки к написанию собственного текста, демонстрирующего уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.

В сложившихся условиях необходимо использовать такие технологии, которые позволят в краткие сроки и качественно перестроить процесс преподавания литературы от компетентностного подхода к системно-деятельностному. Это помогают осуществить диалоговые технологии в сочетании с другими методами и приёмами обучения.

Урок с позиции диалога предполагает :

  • живое личностное общение участников образовательного процесса;

  • учебную задачу, вырастающую из личностной проблематики ученика, из контекста его жизни;

  • вопросы, имеющие неоднозначные ответы;

  • готовность к диалогу его участников;

  • принятие ситуации множественности субъективной реальности;

  • соавторство учителя и учеников в уроке; благоприятный психологический климат.

Для написания сочинения по определённому перечню тем учащимся необходимо владеть навыками анализа текстов и создания собственных высказываний в рамках определённой проблемы. Для этого нужно повысить познавательную активность учащихся, то есть создать условия для активного участия детей в учебном процессе и непринуждённого усвоения нового материала. Это можно сделать за счёт постановки учебной задачи, вырастающей из личностной проблематики ученика и контекста его жизни.

Задача – научиться понимать текст, видеть авторскую позицию, чувствовать красоту и особенность языка, знать средства, с помощью которых они достигаются. При анализе текста рождается понимание того, как нужно создавать собственный текст.

Формировать умение анализировать текст необходимо в системе. Это можно сделать, используя разные образовательные технологии и методы (проблемное обучение, диалоговая и проектная технологии, исследовательские методы, кластеры, коллажи, групповая работа и другие), позволяющие обеспечить системно-деятельностный подход.

Проблемно-диалогическое обучение (по Е.Л. Мельниковой) – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Проблемный диалог помогает ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. Применение проблемных ситуаций в обучении необходимо для достижения каждым учеником наиболее высокого и доступного ему уровня творческого мышления.

Поэтому проблемно-диалогическое обучение можно назвать универсальной педагогической технологией, обеспечивающий развитие каждого обучающегося, ключом к успеху и творчеству, позволяющим учителю каждый урок сделать интересным.

На диалоге построен весь процесс обучения, но данные технологии создают коммуникативную среду и расширяют сотрудничество на разных уровнях: «учитель-ученик», «ученик - ученик», «ученик - автор», «ученик - критик», раскрывая внутренний потенциал учащегося и формируя активную жизненную позицию.

Диалоговое изучение литературы выстраивается из трёх основных этапов.

I этап – сюжетно-познавательный. Цель: познание личностью себя и другого как непохожих друг на друга участников диалога и пробуждение интереса к ситуации предъявления себя в диалоге.

Иногда вхождение в диалог связано с определёнными затруднениями. Вводную часть надо строить так, чтобы актуализировать имеющиеся у аудитории сведения, ввести нужную новую информацию, пробудить интерес к предмету.

При вхождении в диалог применяют несколько приемов. Например, предварительное обсуждение вопроса в малых группах. Иногда целесообразнее инициировать выступление ученика перед классом с докладом (сообщением), раскрывающим суть проблемы. Учитель может прибегнуть к краткому предварительному опросу.

Методические приёмы создания ситуации диалога:

  • апелляция к ассоциативному образному мышлению;

  • инсайд (разрыв, озарение);

  • размышление над эпиграфом;

  • работа, направленная на единицу художественного текста (фразу, слово);

  • предъявление противоречивых точек зрения (столкновение цитат);

  • вопросное состояние;

  • использование мнимой ошибки;

  • приём сравнения;

  • проблема «лёгкой» темы;

  • урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными;

  • диалог с критиком.

II этап - «коллективно-аналитический». Цели: развитие интереса к предмету, к коллективной деятельности; накопление опыта межсубъектного взаимодействия.

Формы учебных занятий:

  • проблемная лекция

  • эвристическая беседа;

  • семинар;

  • диспут;

  • дискуссия;

  • урок-исследование;

  • урок-взгляд.

К разновидностям учебной дискуссии можно отнести также дебаты, дискуссию «стенка на стенку», заседание экспертной группы и др.

III этап - «личностно-рефлексивный» Цели: развитие интереса к собственному самосовершенствованию; совершенствование навыков самообразования.

Виды деятельности:

  • рефлексивные паузы;

  • настройка личностного аппарата;

  • подбор материала к уроку;

  • «закончи предложение»;

  • письменные творческие работы.

Рефлексия на уроке может быть организована различными способами: через подведение итогов урока по вопросам (Что узнал? Чему научился? Что понял? В чем испытываете затруднения? Что мне больше всего понравилось на уроке? В решении какого вопроса я был наиболее активен? Благодаря чему? Что мне не удалось выполнить и почему? Добился ли я своей цели? Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился? Какие задания вызвали наибольший интерес и почему? Какие вопросы я задал бы учителю, товарищам и автору произведения? И т. д.), через использование сигнальных карточек-смайлов, отражающих удовлетворенность или психологическое состояние ученика на уроке («веселый», «нейтральный», «грустный). Например, учитель предлагает ученикам использовать цветные квадраты личного участия (группа сигнальных карточек):

красный квадрат – «ярко, нестандартно»,

зеленый квадрат – «интересно, любопытно»,

серый квадрат – «неоригинально, вяло».

Опыт показывает, что при такой организации учебного занятия, оценивая свое личное участие в уроке, большинство обучающиеся совершенно объективно выбирают «красные квадраты».

Проблемно-диалогическое обучение является, на мой взгляд, одной из самых эффективных технологий, позволяющих реализовать системно-деятельностный подход в обучении. Но можно повысить эффективность данной технологии при условии сочетания с другими технологиями и методами. Я отдаю предпочтение использованию этой технологии в сочетании с технологией группового обучения, так как малый состав групп даёт возможность каждому учащемуся поучаствовать в работе и проявить свои способности, а также этим организуется ещё и диалог внутри малой группы или диалог между группами, что делает урок ещё эффективнее. Также нельзя не использовать при обучении дифференцированный и индивидуальный подходы. Это могут быть задания опережающего характера, доклады (сообщения), исследовательские работы. Таким образом, элементы других личностно-ориентированных технологий могут использоваться с целью создания проблемно-мотивационной среды обучения.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование диалоговых технологий на уроках литературы

Автор: Кирушева Екатерина Серафимовна

Дата: 23.02.2015

Номер свидетельства: 177870

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Использование технологии проблемно-диалогического обучения  на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(98) "ispol-zovaniie-tiekhnologhii-probliemno-dialoghichieskogho-obuchieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "218116"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433658825"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Формирование ключевых компетенций учащихся через применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" "
    ["seo_title"] => string(159) "formirovaniie-kliuchievykh-kompietientsii-uchashchikhsia-chieriez-primienieniie-tiekhnologhii-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo"
    ["file_id"] => string(6) "104789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402757802"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Технологическая карта урока "Управление компьютером с помощью меню" "
    ["seo_title"] => string(81) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-upravlieniie-komp-iutierom-s-pomoshch-iu-mieniu"
    ["file_id"] => string(6) "143055"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418415858"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Оптимизация учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка и литературы при использовании технологии критического мышления "
    ["seo_title"] => string(153) "optimizatsiia-uchiebno-vospitatiel-nogho-protsiessa-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-ispol-zovanii-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "238038"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444470263"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Разные методы обучения на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(55) "raznyie-mietody-obuchieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "196360"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428049609"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства