Использование диалоговых технологий на уроках литературы
Использование диалоговых технологий на уроках литературы
Данная методическая тема мотивирована возникновением новых условий образовательной деятельности – введением итогового сочинения по литературе для выпускников. Соответственно изменяются требования к преподаванию литературы в старшей школе. Возникает проблема: как подготовить учащихся в сжатые сроки к написанию собственного текста, демонстрирующего уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование диалоговых технологий на уроках литературы»
Использование диалоговых технологий на уроках
литературы
Данная методическая тема мотивирована возникновением новых условий образовательной деятельности – введением итогового сочинения по литературе для выпускников. Соответственно изменяются требования к преподаванию литературы в старшей школе. Возникает проблема: как подготовить учащихся в сжатые сроки к написанию собственного текста, демонстрирующего уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.
В сложившихся условиях необходимо использовать такие технологии, которые позволят в краткие сроки и качественно перестроить процесс преподавания литературы от компетентностного подхода к системно-деятельностному. Это помогают осуществить диалоговые технологии в сочетании с другими методами и приёмами обучения.
Урок с позиции диалога предполагает :
живое личностное общение участников образовательного процесса;
учебную задачу, вырастающую из личностной проблематики ученика, из контекста его жизни;
вопросы, имеющие неоднозначные ответы;
готовность к диалогу его участников;
принятие ситуации множественности субъективной реальности;
соавторство учителя и учеников в уроке; благоприятный психологический климат.
Для написания сочинения по определённому перечню тем учащимся необходимо владеть навыками анализа текстов и создания собственных высказываний в рамках определённой проблемы. Для этого нужно повысить познавательную активность учащихся, то есть создать условия для активного участия детей в учебном процессе и непринуждённого усвоения нового материала. Это можно сделать за счёт постановки учебной задачи, вырастающей из личностной проблематики ученика и контекста его жизни.
Задача – научиться понимать текст, видеть авторскую позицию, чувствовать красоту и особенность языка, знать средства, с помощью которых они достигаются. При анализе текста рождается понимание того, как нужно создавать собственный текст.
Формировать умение анализировать текст необходимо в системе. Это можно сделать, используя разные образовательные технологии и методы (проблемное обучение, диалоговая и проектная технологии, исследовательские методы, кластеры, коллажи, групповая работа и другие), позволяющие обеспечить системно-деятельностный подход.
Проблемно-диалогическое обучение (по Е.Л. Мельниковой) – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Проблемный диалог помогает ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. Применение проблемных ситуаций в обучении необходимо для достижения каждым учеником наиболее высокого и доступного ему уровня творческого мышления.
Поэтому проблемно-диалогическое обучение можно назвать универсальной педагогической технологией, обеспечивающий развитие каждого обучающегося, ключом к успеху и творчеству, позволяющим учителю каждый урок сделать интересным.
На диалоге построен весь процесс обучения, но данные технологии создают коммуникативную среду и расширяют сотрудничество на разных уровнях: «учитель-ученик», «ученик - ученик», «ученик - автор», «ученик - критик», раскрывая внутренний потенциал учащегося и формируя активную жизненную позицию.
Диалоговое изучение литературы выстраивается из трёх основных этапов.
I этап – сюжетно-познавательный. Цель: познание личностью себя и другого как непохожих друг на друга участников диалога и пробуждение интереса к ситуации предъявления себя в диалоге.
Иногда вхождение в диалог связано с определёнными затруднениями. Вводную часть надо строить так, чтобы актуализировать имеющиеся у аудитории сведения, ввести нужную новую информацию, пробудить интерес к предмету.
При вхождении в диалог применяют несколько приемов. Например, предварительное обсуждение вопроса в малых группах. Иногда целесообразнее инициировать выступление ученика перед классом с докладом (сообщением), раскрывающим суть проблемы. Учитель может прибегнуть к краткому предварительному опросу.
Методические приёмы создания ситуации диалога:
апелляция к ассоциативному образному мышлению;
инсайд (разрыв, озарение);
размышление над эпиграфом;
работа, направленная на единицу художественного текста (фразу, слово);
предъявление противоречивых точек зрения (столкновение цитат);
вопросное состояние;
использование мнимой ошибки;
приём сравнения;
проблема «лёгкой» темы;
урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными;
диалог с критиком.
II этап - «коллективно-аналитический». Цели: развитие интереса к предмету, к коллективной деятельности; накопление опыта межсубъектного взаимодействия.
Формы учебных занятий:
проблемная лекция
эвристическая беседа;
семинар;
диспут;
дискуссия;
урок-исследование;
урок-взгляд.
К разновидностям учебной дискуссии можно отнести также дебаты, дискуссию «стенка на стенку», заседание экспертной группы и др.
III этап - «личностно-рефлексивный»Цели: развитие интереса к собственному самосовершенствованию; совершенствование навыков самообразования.
Виды деятельности:
рефлексивные паузы;
настройка личностного аппарата;
подбор материала к уроку;
«закончи предложение»;
письменные творческие работы.
Рефлексия на уроке может быть организована различными способами: через подведение итогов урока по вопросам (Что узнал? Чему научился? Что понял? В чем испытываете затруднения? Что мне больше всего понравилось на уроке? В решении какого вопроса я был наиболее активен? Благодаря чему? Что мне не удалось выполнить и почему? Добился ли я своей цели? Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился? Какие задания вызвали наибольший интерес и почему? Какие вопросы я задал бы учителю, товарищам и автору произведения? И т. д.), через использование сигнальных карточек-смайлов, отражающих удовлетворенность или психологическое состояние ученика на уроке («веселый», «нейтральный», «грустный). Например, учитель предлагает ученикам использовать цветные квадраты личного участия (группа сигнальных карточек):
красный квадрат – «ярко, нестандартно»,
зеленый квадрат – «интересно, любопытно»,
серый квадрат – «неоригинально, вяло».
Опыт показывает, что при такой организации учебного занятия, оценивая свое личное участие в уроке, большинство обучающиеся совершенно объективно выбирают «красные квадраты».
Проблемно-диалогическое обучение является, на мой взгляд, одной из самых эффективных технологий, позволяющих реализовать системно-деятельностный подход в обучении. Но можно повысить эффективность данной технологии при условии сочетания с другими технологиями и методами. Я отдаю предпочтение использованию этой технологии в сочетании с технологией группового обучения, так как малый состав групп даёт возможность каждому учащемуся поучаствовать в работе и проявить свои способности, а также этим организуется ещё и диалог внутри малой группы или диалог между группами, что делает урок ещё эффективнее. Также нельзя не использовать при обучении дифференцированный и индивидуальный подходы. Это могут быть задания опережающего характера, доклады (сообщения), исследовательские работы. Таким образом, элементы других личностно-ориентированных технологий могут использоваться с целью создания проблемно-мотивационной среды обучения.