Использование технологии проблемно-диалогического обучения
на уроках русского языка
Дж. Дьюи утверждал, что стремление
к познанию появляется у человека только
в том случае, если он сталкивается с
какой-либо проблемой, которую не может
решить известными ему способами.
Решая проблему, он учится.
Работая в рамках ФГОС второго поколения, при обучении младших школьников, в соответствии с потребностью нашего общества, придаётся огромное значение к использованию современных технологий обучения. Современные условия обучения школьников создают среду для развития мыслительного поля деятельности. Это постановка вопроса; умение вести диалог, рассуждать, отстаивать свою точку зрения; процесс поиска решения; открытия новых знаний, развития творчества. В наше время недостаточно формировать обще учебные навыки, необходимо воспитывать умения учиться – способности самоорганизации, умения решать целенаправленные учебные задачи, умения реализовывать свои потребности в социуме.
Учитель – это не «книга знаний», дающая информацию ученику, учитель – это организатор, путеводный луч энергетических идей учеников, способствующий созданию условий для личностной заинтересованности в развитии творческого и интеллектуального потенциала.
Именно использование технологии проблемно-диалогического обучения способствует высокому уровню мотивации к учебной деятельности, стимулирует мыслительную деятельность, активизирует познавательную деятельность учащихся. У школьников рождается потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Применяя на уроках технологию проблемно-диалогического обучения, учитель даёт возможность ученикам интересно и доступно объяснить и понять научные знания.
Попадая в нестандартные обстоятельства, решая научные и практические проблемы, учащиеся встречаются со сложными ситуациями, трудностями, которые стимулируют их к диалогу, к нахождению самостоятельного и неординарного решения, что развивает креативное мышление учащихся.
Проблемно-диалоговая технология очень мобильна и универсальна. Она может использоваться на любом уроке: гуманитарного цикла (русский язык, литературное чтение), естествознания (окружающий мир), точных наук (математика), научно-технического (технологии) и художественно-эстетического цикла.
При использовании технологии проблемно-диалогового обучения, обязательно должны соблюдаться следующие этапы урока: осуществление проблемно-диалогового подхода (постановка проблемы; поиск решения; выражение решения; реализация продукта); технологии критического мышления (стадия «вызова»; стадия «осмысление»; стадия «рефлексии»).
Фрагмент урока русского языка 2 класса (с использованием технологии проблемно-диалогического обучения). Тема: Слова с непроизносимыми согласными.
- Актуализация знаний.
Работа в индивидуальных карточках игра «Слова заблудились».
- Задание: прочитайте внимательно слова, подумайте, какие есть «опасные места» в написании этих слов (орфограммы). Распределите эти слова по орфограммам, запишите их в столбики.
- Слова: котёнок, кнопка, семья, молоко, звёздный, репка, соседка, солнце, дорога, бельё, окрестный, большой, лиса, морковь, друзья, ненастный.
- Проверка (фронтальный опрос по цепочке).
Ученик высказывает своё мнение и доказывает правильность выбора, если кто-то не согласен с ним, он поднимает красную сигнальную карточку и аргументирует свои мысли.
Правильный ответ: 1) котёнок, лиса, большой; 2) морковь, молоко, дорога; 3) бельё, семья, друзья; 4)кнопка, репка, соседка.
- Все ли слова мы записали?
- Создание проблемной ситуации.
(Выявление оставшихся слов выполняют в парах)
Что вы заметили? Прочитайте внимательно, какие слова остались.
Куда их можно записать?
Почему слова: ненастный, окрестный, звёздный, вы не записали?
С какой проблемой мы столкнулись?
Интересно ли вам найти выход из этой ситуации?
Задайте вопросы, которые у вас возникли при выполнении этого задания. (Учащиеся высказываются, ведут диалог, определяют проблему)
- Поиск решения проблемы.
(Ребята работают в командах)
Давайте внимательно прочитаем эти слова вслух.
Что происходит при произношении некоторых звуков? Где находятся «опасные места»: в корне, в окончании, в приставке, в суффиксе?
Попробуйте подобрать однокоренные слова к ним и записать их.
Ответы детей: ненастный – ненастье; окрестный – окрестить; звёздный – звезда.
Что вы заметили, когда подбирали и записывали однокоренные слова? (обсуждение каждой команды)
Какое открытие вы сделали для себя?
Как можно проверить непроизносимые согласные в корне?
- Рефлексия.
(Работа у доски)
Игра «Найди пару».
Задание: прочитайте внимательно слова, записанные на доске в два столбика, найдите слова с непроизносимыми согласными в корне, подберите к ним проверочные слова, покажите стрелками свой выбор.
Сердце – сердечко, здравствуй – здоровье, поздно – опаздывать, солнце – солнышко, гигантский — гигант, крёстный – крест, счастливый – счастье, агентство – агент.
Из опыта работы, хочется отметить, что использование на уроках технологии проблемно-диалогического обучения способствует повышению качества знаний учащихся. Находясь в поиске решения поставленной задачи, учащиеся сами открывают для себя новое, неизведанное, идя своим путём, пользуясь опытом, личными умениями и навыками. Эти знания прочно и надолго останутся у них в памяти, потому что они были получены самостоятельно, путём анализа и синтеза мыслительных процессов.
Литература
- https:// nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogichesk.khnologiya-problemno
- https:// portfolio.oksns.ru/12150/index.php?option=com_cont.&catid=7:-3&Itemid=8
- https:// russkiy-na-5.ru/rules/28