kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование технологии проблемно-диалогического обучения

на уроках русского языка

Дж. Дьюи утверждал, что стремление

 к познанию появляется у человека только

 в том случае, если он сталкивается с

какой-либо проблемой, которую не может

 решить известными ему способами.

Решая проблему, он учится.

Работая в рамках ФГОС второго поколения, при обучении младших школьников, в соответствии  с потребностью нашего общества, придаётся огромное значение к использованию современных технологий обучения. Современные условия обучения школьников создают среду для развития мыслительного поля деятельности. Это постановка вопроса;  умение вести диалог, рассуждать, отстаивать свою точку зрения; процесс поиска решения; открытия новых знаний, развития творчества. В наше время недостаточно формировать обще учебные навыки, необходимо воспитывать умения учиться – способности самоорганизации, умения решать целенаправленные учебные задачи, умения реализовывать свои потребности в социуме.

Учитель – это не «книга знаний», дающая информацию ученику, учитель – это организатор, путеводный луч энергетических идей учеников, способствующий созданию условий для личностной заинтересованности в развитии творческого и интеллектуального потенциала.

Именно использование технологии проблемно-диалогического обучения способствует высокому уровню мотивации к учебной деятельности, стимулирует мыслительную деятельность, активизирует познавательную деятельность учащихся. У школьников рождается потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Применяя на уроках технологию проблемно-диалогического обучения, учитель даёт возможность ученикам интересно и доступно  объяснить и понять научные знания.

Попадая в нестандартные обстоятельства, решая научные и практические проблемы, учащиеся встречаются со сложными ситуациями, трудностями, которые стимулируют их к диалогу, к нахождению самостоятельного и неординарного решения, что развивает креативное мышление учащихся.

Проблемно-диалоговая технология очень мобильна и универсальна. Она может использоваться на любом уроке: гуманитарного цикла (русский язык, литературное чтение), естествознания (окружающий мир), точных наук (математика), научно-технического (технологии) и художественно-эстетического цикла.

При использовании технологии проблемно-диалогового обучения, обязательно должны соблюдаться следующие этапы урока: осуществление проблемно-диалогового подхода (постановка проблемы; поиск решения; выражение решения; реализация продукта); технологии критического мышления (стадия «вызова»; стадия «осмысление»; стадия «рефлексии»).

Фрагмент урока русского языка 2 класса (с использованием технологии проблемно-диалогического обучения). Тема: Слова с непроизносимыми согласными.

  1. Актуализация знаний.                                                                  

Работа в индивидуальных карточках игра «Слова заблудились».

  • Задание: прочитайте внимательно слова, подумайте, какие есть «опасные места» в написании этих слов (орфограммы). Распределите эти слова по орфограммам, запишите их в столбики.
  • Слова: котёнок, кнопка, семья, молоко, звёздный, репка, соседка, солнце, дорога, бельё, окрестный, большой, лиса, морковь, друзья, ненастный.
  • Проверка (фронтальный опрос по цепочке).

Ученик  высказывает своё мнение и доказывает правильность выбора, если кто-то не согласен с ним, он поднимает красную сигнальную карточку и аргументирует свои мысли.

Правильный ответ: 1) котёнок, лиса, большой; 2) морковь, молоко, дорога; 3) бельё, семья, друзья; 4)кнопка, репка, соседка.

  • Все ли слова мы записали?
  1. Создание проблемной ситуации.

 (Выявление оставшихся слов выполняют в парах)

Что вы заметили? Прочитайте внимательно, какие слова остались.

Куда их можно записать?

 Почему слова: ненастный, окрестный, звёздный, вы не записали?

С какой проблемой мы столкнулись?

Интересно ли вам найти выход из этой ситуации?

Задайте вопросы, которые  у вас возникли при выполнении этого задания. (Учащиеся высказываются, ведут диалог, определяют проблему)

  1.  Поиск решения проблемы.

(Ребята работают в командах)

Давайте  внимательно прочитаем эти слова вслух.

Что происходит при произношении некоторых звуков? Где находятся «опасные места»: в корне, в окончании, в приставке, в суффиксе?

Попробуйте подобрать однокоренные слова к ним и записать их.

Ответы детей: ненастный – ненастье; окрестный – окрестить; звёздный – звезда.

Что вы заметили, когда подбирали  и записывали однокоренные слова? (обсуждение каждой команды)

Какое открытие вы сделали для себя?

Как можно проверить непроизносимые согласные в корне?

  1. Рефлексия.

(Работа у доски)

Игра «Найди пару».

Задание: прочитайте внимательно слова, записанные на доске в два столбика, найдите слова с непроизносимыми согласными в корне, подберите к ним проверочные слова, покажите стрелками свой выбор.

Сердце – сердечко, здравствуй – здоровье, поздно – опаздывать, солнце – солнышко, гигантский — гигант, крёстный – крест, счастливый – счастье, агентство – агент.

Из опыта работы, хочется отметить, что использование  на уроках технологии проблемно-диалогического обучения способствует повышению качества знаний учащихся. Находясь в поиске решения поставленной задачи, учащиеся сами открывают для себя новое, неизведанное, идя своим путём, пользуясь опытом, личными умениями и навыками. Эти знания прочно и надолго останутся у них в памяти, потому что они были получены самостоятельно, путём анализа и синтеза мыслительных процессов.

Литература

  1. https:// nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogichesk.khnologiya-problemno
  2. https:// portfolio.oksns.ru/12150/index.php?option=com_cont.&catid=7:-3&Itemid=8
  3. https:// russkiy-na-5.ru/rules/28
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка »

Использование технологии проблемно-диалогического обучения

на уроках русского языка

Дж. Дьюи утверждал, что стремление

к познанию появляется у человека только

в том случае, если он сталкивается с

какой-либо проблемой, которую не может

решить известными ему способами.

Решая проблему, он учится.

Работая в рамках ФГОС второго поколения, при обучении младших школьников, в соответствии с потребностью нашего общества, придаётся огромное значение к использованию современных технологий обучения. Современные условия обучения школьников создают среду для развития мыслительного поля деятельности. Это постановка вопроса; умение вести диалог, рассуждать, отстаивать свою точку зрения; процесс поиска решения; открытия новых знаний, развития творчества. В наше время недостаточно формировать обще учебные навыки, необходимо воспитывать умения учиться – способности самоорганизации, умения решать целенаправленные учебные задачи, умения реализовывать свои потребности в социуме.

Учитель – это не «книга знаний», дающая информацию ученику, учитель – это организатор, путеводный луч энергетических идей учеников, способствующий созданию условий для личностной заинтересованности в развитии творческого и интеллектуального потенциала.

Именно использование технологии проблемно-диалогического обучения способствует высокому уровню мотивации к учебной деятельности, стимулирует мыслительную деятельность, активизирует познавательную деятельность учащихся. У школьников рождается потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Применяя на уроках технологию проблемно-диалогического обучения, учитель даёт возможность ученикам интересно и доступно объяснить и понять научные знания.

Попадая в нестандартные обстоятельства, решая научные и практические проблемы, учащиеся встречаются со сложными ситуациями, трудностями, которые стимулируют их к диалогу, к нахождению самостоятельного и неординарного решения, что развивает креативное мышление учащихся.

Проблемно-диалоговая технология очень мобильна и универсальна. Она может использоваться на любом уроке: гуманитарного цикла (русский язык, литературное чтение), естествознания (окружающий мир), точных наук (математика), научно-технического (технологии) и художественно-эстетического цикла.

При использовании технологии проблемно-диалогового обучения, обязательно должны соблюдаться следующие этапы урока: осуществление проблемно-диалогового подхода (постановка проблемы; поиск решения; выражение решения; реализация продукта); технологии критического мышления (стадия «вызова»; стадия «осмысление»; стадия «рефлексии»).

Фрагмент урока русского языка 2 класса (с использованием технологии проблемно-диалогического обучения). Тема: Слова с непроизносимыми согласными.

  1. Актуализация знаний.

Работа в индивидуальных карточках игра «Слова заблудились».

  • Задание: прочитайте внимательно слова, подумайте, какие есть «опасные места» в написании этих слов (орфограммы). Распределите эти слова по орфограммам, запишите их в столбики.

Слова: котёнок, кнопка, семья, молоко, звёздный, репка, соседка, солнце, дорога, бельё, окрестный, большой, лиса, морковь, друзья, ненастный.

  • Проверка (фронтальный опрос по цепочке).

Ученик высказывает своё мнение и доказывает правильность выбора, если кто-то не согласен с ним, он поднимает красную сигнальную карточку и аргументирует свои мысли.

Правильный ответ: 1) котёнок, лиса, большой; 2) морковь, молоко, дорога; 3) бельё, семья, друзья; 4)кнопка, репка, соседка.

  • Все ли слова мы записали?

  1. Создание проблемной ситуации.

(Выявление оставшихся слов выполняют в парах)

Что вы заметили? Прочитайте внимательно, какие слова остались.

Куда их можно записать?

Почему слова: ненастный, окрестный, звёздный, вы не записали?

С какой проблемой мы столкнулись?

Интересно ли вам найти выход из этой ситуации?

Задайте вопросы, которые у вас возникли при выполнении этого задания. (Учащиеся высказываются, ведут диалог, определяют проблему)

  1. Поиск решения проблемы.

(Ребята работают в командах)

Давайте внимательно прочитаем эти слова вслух.

Что происходит при произношении некоторых звуков? Где находятся «опасные места»: в корне, в окончании, в приставке, в суффиксе?

Попробуйте подобрать однокоренные слова к ним и записать их.

Ответы детей: ненастный – ненастье; окрестный – окрестить; звёздный – звезда.

Что вы заметили, когда подбирали и записывали однокоренные слова? (обсуждение каждой команды)

Какое открытие вы сделали для себя?

Как можно проверить непроизносимые согласные в корне?

  1. Рефлексия.

(Работа у доски)

Игра «Найди пару».

Задание: прочитайте внимательно слова, записанные на доске в два столбика, найдите слова с непроизносимыми согласными в корне, подберите к ним проверочные слова, покажите стрелками свой выбор.

Сердце – сердечко, здравствуй – здоровье, поздно – опаздывать, солнце – солнышко, гигантский — гигант, крёстный – крест, счастливый – счастье, агентство – агент.



Из опыта работы, хочется отметить, что использование на уроках технологии проблемно-диалогического обучения способствует повышению качества знаний учащихся. Находясь в поиске решения поставленной задачи, учащиеся сами открывают для себя новое, неизведанное, идя своим путём, пользуясь опытом, личными умениями и навыками. Эти знания прочно и надолго останутся у них в памяти, потому что они были получены самостоятельно, путём анализа и синтеза мыслительных процессов.



Литература



1. https:// nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogichesk...khnologiya-problemno

2. https:// portfolio.oksns.ru/12150/index.php?option=com_cont...&catid=7:-3&Itemid=8

3. https:// russkiy-na-5.ru/rules/28






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка

Автор: Семина Светлана Геннадьевна

Дата: 07.06.2015

Номер свидетельства: 218116

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-novykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-v-obrazovatiel-nom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "127394"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415297118"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства