1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
Тема ИС:Способна ли мечта вывести человека из тупика?
Ключевая идея для разработки: В пьесе сталкиваются два противоположных взгляда на спасительную силу мечты: утешительная, но спасительная «ложь» Луки и суровая, убивающая «правда» Бубнова и Сатина. Ответ на вопрос неоднозначен.
Аргументация:
Тезис: Мечта (или «ложь во спасение») может дать человеку силы жить и надеяться, но она бессильна, если сам человек не готов действовать и менять свою реальность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интересные идеи для итогового сочинения»
Интересные идеи для итогового сочинения.
РАЗДЕЛ 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
Тема ИС:Способна ли мечта вывести человека из тупика?
Ключевая идея для разработки: В пьесе сталкиваются два противоположных взгляда на спасительную силу мечты: утешительная, но спасительная «ложь» Луки и суровая, убивающая «правда» Бубнова и Сатина. Ответ на вопрос неоднозначен.
Аргументация:
Тезис: Мечта (или «ложь во спасение») может дать человеку силы жить и надеяться, но она бессильна, если сам человек не готов действовать и менять свою реальность.
Аргумент 1:Спасительная роль мечты. Лука дарит героям иллюзию, которая становится их духовным лекарством: Актер верит в существование бесплатной лечебницы для алкоголиков и перестает пить, Анна находит утешение в надежде на посмертный покой, Пеплу он рисует картину праведной жизни в Сибири. Это дает им кратковременную опору.
Аргумент 2:Крах иллюзий. Как только поддержка исчезает (уход Луки), иллюзии рушатся при столкновении с реальностью. Актер, лишившись веры, кончает жизнь самоубийством. Пепел оказывается на каторге. Это доказывает, что одна лишь мечта, не подкрепленная волей, не может изменить жизнь.
Вывод: Мечта — это палка о двух концах. Она необходима для выживания души в бесчеловечных условиях, но она же может оказаться ловушкой, если человек использует ее как побег от действительности, а не как стимул к борьбе.
РАЗДЕЛ 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.3. Познание человеком самого себя.
Тема ИС:Что определяет нравственный выбор человека: обстоятельства или внутренние убеждения?
Ключевая идея для разработки: Пьеса демонстрирует, что в самых жестоких обстоятельствах человек продолжает делать нравственный выбор, и этот выбор зависит не от условий жизни, а от его внутреннего стержня.
Аргументация:
Тезис: Даже в условиях полного социального и духовного «дна» человек совершает нравственный выбор, руководствуясь своими внутренними, а не навязанными извне принципами.
Аргумент 1:Выбор, диктуемый обстоятельствами. Василиса и Костылевы — продукт своей среды. Их мораль — это мораль хозяев «дна». Стремление к власти диктует их образ жизни: обман, насилие, подстрекательство к убийству. Их нравственность атрофирована средой.
Аргумент 2:Выбор, вопреки обстоятельствам. Лука, оказавшись на том же «дне», выбирает путь сострадания и утешения. Он не становится циником, а несет людям доброту. Клещ, хоть и озлоблен, работает и мечтает вырваться, то есть выбирает честный труд. Сатин, несмотря на свою философию, защищает Луку и его право на «ложь во спасение», что говорит о его врожденном чувстве справедливости.
Вывод: «Дно» обнажает истинную сущность человека. Одних оно развращает, других — закаляет. Нравственный выбор — это всегда проявление внутренней свободы человека, которую не могут отнять даже самые страшные обстоятельства.
РАЗДЕЛ 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.3. Познание человеком самого себя.
Тема ИС:В чем заключается борьба человека с самим собой?
Ключевая идея для разработки: Главная война в пьесе «На дне» — это не социальный конфликт, а внутренняя борьба каждого обитателя ночлежки с самим собой: со своей апатией, отчаянием, утратой смысла жизни и веры в себя.
Аргументация:
Тезис: Самая тяжелая война, которую ведет человек, — это война за собственную душу, за право сохранить в себе человеческое достоинство перед лицом безысходности.
Аргумент 1:Проигравшие свою войну. Актер проигрывает борьбу с алкоголизмом и отчаянием. Барон — с собственным ничтожеством и потерей статуса. Анна не может справиться с болезнью и смиренно принимает смерть. Их внутренний конфликт разрешается крахом.
Аргумент 2:Те, кто продолжает борьбу. Клещ борется со своей озлобленностью и пытается работать. Настя, несмотря на насмешки, борется за свое право на красивую, романтическую мечту. Сатин ведет интеллектуальную борьбу, пытаясь найти новую, возвышающую человека философию («Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо!»).
Вывод: «Дно» — это фронт, где каждый ведет свою личную войну. Победа в ней — не в том, чтобы выбраться наверх (это почти никому не удается), а в том, чтобы не смириться, не превратиться в животное, сохранить способность мыслить, чувствовать и, как ни парадоксально, мечтать.
РАЗДЕЛ 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.2. Человек и общество.
Тема ИС:Как общество влияет на формирование личности?
Ключевая идея для разработки: Ночлежка Горького — это модель общества в миниатюре, которое не развивает личность, а ломает и унижает ее. Герои оказываются в ловушке не только социальных обстоятельств, но и разрушительной атмосферы безысходности, которую они сами и создают.
Аргументация:
Тезис: Общество, лишенное гуманизма, сострадания и веры в человека, оказывает разрушительное влияние на личность, убивая в ней надежду и толкая к нравственной деградации.
Аргумент 1:Разрушающая сила «правды» Бубнова. Бубнов — продукт и выразитель законов этого общества. Его циничная правда («Люди все живут... как щепки по реке плывут») оправдывает равнодушие, жестокость и отсутствие всяких обязательств перед другими. Эта философия разобщает людей, делая невозможным взаимопомощь.
Аргумент 2:Влияние на слабых. Наташа, мечтавшая о чистой любви, после жестокости Василисы и Костылевых окончательно ломается. Анна умирает в одиночестве, ее смерть никого не трогает. Общество ночлежки уничтожает тех, кто слабее духом.
Вывод: Ночлежка показывает, что общество — это не просто внешние условия, а система взаимоотношений. Бездушное, жестокое общество способно уничтожить в человеке все человеческое, даже если в нем изначально была искра доброты (как у Насти, Клеща).
РАЗДЕЛ 3. Природа и культура в жизни человека
3.3. Искусство и человек.
Тема ИС:В чем сила настоящего искусства?
Ключевая идея для разработки: В мире, где все сведено к физическому выживанию, искусство и красота оказываются последним прибежищем человеческого в человеке. Они выступают как утешение, побег и единственная форма свободы, доступная обитателям «дна».
Аргументация:
Тезис: Искусство, даже в самых примитивных формах, обладает силой возвышать человека над убогой реальностью, давать ему духовную опору и напоминать о красоте мира, которую он потерял.
Аргумент 1:Искусство как спасение. Для Насти чтение бульварных романов — не просто развлечение, это форма психотерапии. Чужая, выдуманная жизнь с настоящей любовью и страстями становится для нее единственным способом сохранить самоуважение и уйти от унизительной реальности.
Аргумент 2:Сила Слова. Сатин, бывший телеграфист, ценитель красивых и сложных слов, находит в языке силу. Его знаменитый монолог о Человеке — это попытка создать новое, возвышающее искусство слова, новую философию, которая сможет заменить религию Луки. Слово для него — последнее доступное искусство, которое имеет реальную власть над умами.
Вывод: В условиях «дна» искусство перестает быть ремеслом или развлечением. Оно становится экзистенциальной потребностью, актом сопротивления духовной смерти и доказательством того, что даже в падшем человеке жива потребность в прекрасном.