Максим Горький «Старуха Изергиль»:романтический пафос, особенности композиции
Максим Горький «Старуха Изергиль»:романтический пафос, особенности композиции
урок литературы
Максим Горький «Старуха Изергиль»:романтический пафос, особенности композиции
11 класс (Тема «Творчество Максима Горького»)
Цель урока: исследовать романтический рассказ «Старуха Изергиль», раскрыть на его примере особенности раннего творчества писателя; формировать навыки проведения исследования, умения сопоставлять, анализировать, обобщать;
развивать коммуникативные навыки сотрудничеству, самостоятельного анализа художественного произведения, групповую форму работы;
воспитывать гражданскую позицию и личную активность старшеклассников; формировать жизненную компетентность учащихся, их умение успешно решать задачи жизни.
Форма обучения: кооперативное обучение: работа в группах.
Вид проекта: исследовательский.
Метод обучения: коммуникативный (словесный), компаративный, конструктивный.
Проблемный вопрос: в чем смысл человеческой жизни?
Тип урока: интерактивный.
Оборудование: портреты Максима Горького, тексты художественного произведения, иллюстрации к произведению, жетоны, карточки оценки ответов, цветные карандаши, листы формата А-4.
В начале нашей работы хотелось бы узнать ваш психологический настрой. На какой результат вы нацелены? Какие надежды у вас на данный урок? В каком цвете вы его видите? Выберите свой цвет из упаковки карандашей, оставьте его на парте до конца урока.
3.Мотивация учебной деятельности.
Прошлый урок мы завершили чтением стихотворения Максима Горького «Легенда о Марко». Еще раз прослушаем стихотворение. Подумайте, как оно связано с рассказом «Старуха Изергиль»? (использование метода «Микрофон»: короткие ответы без комментариев, оставить вопрос открытым до конца урока).
4 Представление целей и проблемы урока.
5.Организационная работа:
1. Формирование групп согласно 3-х частей рассказа в 3 группы (по 7 человек)
Ознакомить ребят с правилами работы в группе:
выражать свои мысли от имени группы;
придерживаться правил сотрудничества (выражать свои мысли, уважать высказывания других);
выбрать для ответа учащегося, который презентует работу группы;
во время работы создавать дружественную атмосферу в малой группе.
Роль учителя: дает конкретные задания группам, следит за временем, обходит группы, предлагая помощь, наблюдает за работой; за правильный ответ группе дается жетон для итогового подсчета результатов; в конце раздает листы оценки.
Осмысление материала: работа в группах по заданиям для сопоставления.
Вопросы:
*Докажите, что это романтический рассказ на примере своего героя. *Как ваш герой относится к людям, к жизни. Каких жизненных принципов он придерживается?
Каковы особенности композиции рассказа? Почему именно в такой последовательности расположены истории: Легенда о Ларра - жизнь старухи Изергиль - Легенда о Данко?
*К кому ближе героиня, к Данко или Ларра?
*Найдите связь данных легенд с современностью? (тень Ларра, которую видит Изергиль; голубые огоньки от сердца Данко)
Создание ассоциативного куста.
(Перед каждым лист бумаги. Составьте свой ассоциативный куст, обсудите его в группе, сформируйте коллективный «куст» с ключевыми словами, характеризующими вашего героя и данную проблему. Свои работы поместите в портфолио).
6. Подведение итогов.
1.Слово учителя: Возвращаемся к вопросу, который был поставлен в начале урока: что объединяет «Легенду о Марко» и рассказ «Старуха Изергиль»? (человек оставляет след, память; его жизнь индивидуальна, неповторима, интересна по-своему).
2. Итог: В рассказе происходит переосмысление традиционных представлений о добре и зле, красоте и силе в ином аспекте.
Сильный, смелый, красивый Ларра осуждается автором как носитель эгоистической идеи. Старуха Изергиль воплощает крах гедонистической идеи, жизни ради удовольствия, удовлетворения своих страстей. Альтруист Данко выделен. Его путь один из возможных в постижении «внежизненных ценностей».
3.Резюме учителя.
Какие пути и формулы в жизни вы выберете, будет зависеть только от вас, от вашей жизненной компетентности и умения видеть, понимать и решать успешно задачи жизни.
Я желаю, чтобы ваша жизнь была интересной, насыщенной, чтобы, пройдя определенный отрезок пути, вы прошлое вспоминали не с сожалением, а с радостью и моральным удовлетворением.
5. Валеологическая компетенция: возвращаемся к карандашам, которые лежат на вашей парте с начала урока. Подтвердились ли ваши ожидания и надежды на данный урок? Таким ли вы его видели, соответствовал ли ваш цвет ему? Если ваше мнение изменилось, то на какой бь; вы цвет его поменяли? Почему?
Благодарность за сотрудничество на уроке.
7.Д/3: Написать мини-сочинение «Что я вкладываю в понятие «смысл жизни»?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Максим Горький «Старуха Изергиль»:романтический пафос, особенности композиции»
Аннабердиева Лариса Борисовна,
учитель русского языка и литературы
Мариупольского учебно-воспитательного
комплекса «Коллегиум- школа» №1
урок литературы
Максим Горький «Старуха Изергиль»:романтический пафос, особенности композиции
11 класс (Тема «Творчество Максима Горького»)
Цель урока:исследовать романтический рассказ «Старуха Изергиль», раскрыть на его примере особенности раннего творчества писателя; формировать навыки проведения исследования, умения сопоставлять, анализировать, обобщать;
развивать коммуникативные навыки сотрудничеству, самостоятельного анализа художественного произведения, групповую форму работы;
воспитывать гражданскую позицию и личную активность старшеклассников; формировать жизненную компетентность учащихся, их умение успешно решать задачи жизни.
Форма обучения: кооперативное обучение: работа в группах.
Вид проекта: исследовательский.
Метод обучения: коммуникативный (словесный), компаративный, конструктивный.
Проблемный вопрос: в чем смысл человеческой жизни?
Тип урока: интерактивный.
Оборудование: портреты Максима Горького, тексты художественного произведения, иллюстрации к произведению, жетоны, карточки оценки ответов, цветные карандаши, листы формата А-4.
В начале нашей работы хотелось бы узнать ваш психологический настрой. На какой результат вы нацелены? Какие надежды у вас на данный урок? В каком цвете вы его видите? Выберите свой цвет из упаковки карандашей, оставьте его на парте до конца урока.
3.Мотивация учебной деятельности.
Прошлый урок мы завершили чтением стихотворения Максима Горького «Легенда о Марко». Еще раз прослушаем стихотворение. Подумайте, как оно связано с рассказом «Старуха Изергиль»? (использование метода «Микрофон»: короткие ответы без комментариев, оставить вопрос открытым до конца урока).
4 Представление целей и проблемы урока.
5.Организационная работа:
1. Формирование групп согласно 3-х частей рассказа в 3 группы (по 7 человек)
Ознакомить ребят с правилами работы в группе:
выражать свои мысли от имени группы;
придерживаться правил сотрудничества (выражать свои мысли, уважать высказывания других);
выбрать для ответа учащегося, который презентует работу группы;
во время работы создавать дружественную атмосферу в малой группе.
Роль учителя: дает конкретные задания группам, следит за временем, обходит группы, предлагая помощь, наблюдает за работой; за правильный ответ группе дается жетон для итогового подсчета результатов; в конце раздает листы оценки.
Осмысление материала: работа в группах по заданиям для сопоставления.
Вопросы:
*Докажите, что это романтический рассказ на примере своего героя. *Как ваш герой относится к людям, к жизни. Каких жизненных принципов он придерживается?
Каковы особенности композиции рассказа? Почему именно в такой последовательности расположены истории: Легенда о Ларра - жизнь старухи Изергиль - Легенда о Данко?
*К кому ближе героиня, к Данко или Ларра?
*Найдите связь данных легенд с современностью? (тень Ларра, которую видит Изергиль; голубые огоньки от сердца Данко)
Создание ассоциативного куста.
(Перед каждым лист бумаги. Составьте свой ассоциативный куст, обсудите его в группе, сформируйте коллективный «куст» с ключевыми словами, характеризующими вашего героя и данную проблему. Свои работы поместите в портфолио).
6. Подведение итогов.
1.Слово учителя: Возвращаемся к вопросу, который был поставлен в начале урока: что объединяет «Легенду о Марко» и рассказ «Старуха Изергиль»? (человек оставляет след, память; его жизнь индивидуальна, неповторима, интересна по-своему).
2. Итог: В рассказе происходит переосмысление традиционных представлений о добре и зле, красоте и силе в ином аспекте.
Сильный, смелый, красивый Ларра осуждается автором как носитель эгоистической идеи. Старуха Изергиль воплощает крах гедонистической идеи, жизни ради удовольствия, удовлетворения своих страстей. Альтруист Данко выделен. Его путь один из возможных в постижении «внежизненных ценностей».
3.Резюме учителя.
Какие пути и формулы в жизни вы выберете, будет зависеть только от вас, от вашей жизненной компетентности и умения видеть, понимать и решать успешно задачи жизни.
Я желаю, чтобы ваша жизнь была интересной, насыщенной, чтобы, пройдя определенный отрезок пути, вы прошлое вспоминали не с сожалением, а с радостью и моральным удовлетворением.
5. Валеологическая компетенция: возвращаемся к карандашам, которые лежат на вашей парте с начала урока. Подтвердились ли ваши ожидания и надежды на данный урок? Таким ли вы его видели, соответствовал ли ваш цвет ему? Если ваше мнение изменилось, то на какой бь; вы цвет его поменяли? Почему?
Благодарность за сотрудничество на уроке.
7.Д/3: Написать мини-сочинение «Что я вкладываю в понятие «смысл жизни»?