Интеллектуально- познавательная игра
«За семью печатями»
(6-7 классы)
От каждого класса по 2 основных игрока плюс 4 человека группа поддержки.
1задание :
( игроки пишут ответ на листочках, которые показывают по команде ведущего)
Как в переводе с английского звучит слово фольклор?
(Фольк – народ, лор - мудрость).
2задание:
Кто и зачем из русских баснописцев в детстве выучил наизусть 300 страниц избранных произведений А.С.Пушкина ?
(И.А.Крылов, чтобы стать читателем библиотеки ).
Вопросы для группы поддержки:
Продолжите «крылатые» слова. Начало текста проецируется на экране.
Ты всё пела? Это дело… Так поди же попляши.
А вы, друзья , как ни садитесь … Всё в музыканты не годитесь.
Кукушка хвалит петуха …. За то, что хвалит он кукушку.
Ай, Моська! Знать она сильна… Коль лает на слона.
Сыр выпал… С ним была плутовка такова.
3 задание:
Назовите произведение и имя героини.
Воспитанная в аристократических предрассудках она не обратила никакого внимания на молодого француза, так как «учитель» для неё род слуги или мастерового, а слуга или мастеровой не казался ей мужчиною.
(«Дубровский» Маша Троекурова)
Задание для группы поддержки:
Заполните пробелы в таблице, спроецированной на доске.
А.С.Пушкин ………………………… Черномор
И.С.Тургенев «Муму» ………………..
…………………… «Майская ночь Левко
или утопленница»
Л.Н.Толстой ………………………… Жилин и Костылин
И.А.Крылов ………………………… Ловчий
4 задание:
Сколькими писателями с фамилией Толстой гордится русская литература? Назовите их.
(Тремя. Алексей Константинович : исторический роман «Князь Серебряный», стихи;
Алексей Николаевич: трилогия «Хождение по мукам»,роман «Пётр Первый»,научно-фантастические романы «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина»;
Лев Николаевич: роман-эпопея «Война и мир»,романы «Анна Каренина» , «Воскресение» и др.)
Задание для группы поддержки:
(Ответы проецируются на доске, надо выбрать верный)
*Какие продукты на Руси дарили, пожелать здоровья и богатства?
А сахар Г молоко
Б мёд Д соль
В хлеб
(Хлеб символизирует здоровье, а соль – богатство)
*На Масленицу пекли блины, на Пасху ели куличи. А чем встречали
весну?
А ласточками В жаворонками
Б скворцами Г грачами
(Жаворонки – особые пряники, сдобные булочки ,по форме напоминающие птиц.)
*Чем был персонаж известной русской сказки «Колобок»?
А хлебом В пряником
Б пирогом Г блином
(Пряник, только шарообразный. Вспомните хорошенько сказку: «на сметане мешон…»)
*Какой горячий напиток долгое время заменял россиянам чай и «кофий»?
А студень В глинтвейн
Б сбитень Г крюшон
(Сбитень- горячий напиток из мёда с пряностями)
*Какое из этих блюд ,согласно кулинарной книге, может быть «чёрным», «красным» и «белым»?
А окрошка В рассольник
Б борщ Г уха
( «Цвет» зависит от того, из какой рыбы готовится уха)
5задание:
Кто этот человек? Назовите его имя.
Он был морским офицером, русским писателем, лексикографом, этнографом, почётным академиком Петербургской академии наук, создателем сборника «Пословицы и поговорки» и « Толкового словаря живого великорусского языка».
(Владимир Иванович Даль)
Задание для группы поддержки:
*Что делают люди, которые « христосуются»: молятся, целуются или отсыпаются после Всенощной службы?
(Целуются).
*К какому христианскому празднику в советских семьях загодя запасали луковую шелуху?
(К пасхе, чтобы красить яйца)
*В какое время года российские студенты отмечают Татьянин день?
( Зимой 25 января)
*В каком месяце в истории России не праздновали Новый год?
А Март В Январь
Б Сентябрь Г Ноябрь
*Какой праздник на Руси был знаменит кулачными боями?
А Святки В Масленица
Б Новый год Г Пасха
6 задание:
Назовите имя русского учёного и поэта, родившегося в семье помора в деревне Денисовка Архангельской области, основателя Московского Государственного университета.
( Михаил Васильевич Ломоносов)
Вопросы для группы поддержки:
*Как называется белый, расписанный синим, фарфор, который производится в одном из российских городов?
А. Хохлома В. Оренбург
Б. Палех Г. Гжель
(Село Гжель Раменского района Московской области)
*Как называется в настоящее время Царское Село?
А. Пушкин В. Петергоф
Б. Павловск Г. Кронштадт
*Как в кириллице называлась современная буква «Д»?
А. Дело В. Добро
Б. Дом Г. Дети
*Как звали сына Ильи Муромца?
А. Сокольник В. Святогор
Б. Святослав Г. Ставр
*Кому собирался « отомстить» Вещий Олег?
А. татарам В. хазарам
Б. болгарам Г.венграм
7 задание:
Этот герой с азбукой в руках восседает в гостиной Московского дома-музея Алексея Николаевича Толстого на радость маленьким посетителям. Кто он?
(Буратино)
Вопросы для группы поддержки:
*Чем, по мнению Фёдора Ивановича Тютчева, нельзя измерить Россию?
А. саженью В. верстой
Б. аршином Г. Соткой
(… Аршином общим не измерить…..)
*Страной какого ситца назвал Россию С.А.Есенин?
А. ромашкового В. Весёленького
Б. берёзового Г.ивановского
* В какой из басен И.А.Крылова великий русский полководец Михаил Илларионович Кутузов узнал себя?
А. «Ворона и лисица» В. «Волк на псарне»
Б. «Волк и ягнёнок» Г. «Стрекоза и муравей»
*Каким музыкальным инструментом А.С.Пушкин пробуждал чувства добрые?
А. кифарой В. арфой
Б. лирой Г.фанфарами
(…И чувства добрые я лирой пробуждал)
*Какого кота придумал наш писатель Эдуард Успенский?
А. Чеширского Г. Кота Леопольда
Б.Кота Матроскина Д.Котёнка по имени ГАВ
В.Кота в сапогах Е. Котёнка с улицы Лизюкова
Подведение итогов и награждение победителей