kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Заседание интеллектуального клуба "За семью печатями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная разработка - сценарий первого заседания интеллектуального клуба "За семью печатями", приуроченного к Дню языков в РК. 

Цели: познакомить учащихся с интересными фактами из истории русского языка, расширить их кругозор; развивать навыки работы в группе, логическое мышление, умение прислушиваться к мнению других и отстаивать собственную точку зрения; воспитывать интерес к изучению родного языка, бережное отношение к языковому наследию.

Краткое описание игры.

Игра «За семью печатями» построена по образу и подобию интеллектуальной телевизионной игры с одноименным названием, показываемой каналом «Культура». Данная игра посвящена истории русского алфавита. В игре участвует несколько команд. Игроки отвечают на семь вопросов и записывают ответы в Послужной формуляр. После каждого из семи туров игры игроки записывают предполагаемую тайну в тайном формуляре. Это позволит проследить за ходом мысли игроков.

За каждый правильный ответ игрок получает печать. Команда, получившая наибольшее количество печатей, признается победителем и в конце игры называет распечатанную тайну. Если команды набрали одинаковое количество печатей, то победителем считается та команда, у которой тайна была раскрыта и записана в Тайном формуляре раньше другой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Заседание интеллектуального клуба "За семью печатями"»

16.10.2015

Заседание интеллектуального клуба «За семью печатями»

6 «А» класс.

Цели: познакомить учащихся с интересными фактами из истории русского языка, расширить их кругозор; развивать навыки работы в группе, логическое мышление, умение прислушиваться к мнению других и отстаивать собственную точку зрения; воспитывать интерес к изучению родного языка, бережное отношение к языковому наследию.

Краткое описание игры.

Игра «За семью печатями» построена по образу и подобию интеллектуальной телевизионной игры с одноименным названием, показываемой каналом «Культура». Данная игра посвящена истории русского алфавита. В игре участвует несколько команд. Игроки отвечают на семь вопросов и записывают ответы в Послужной формуляр. После каждого из семи туров игры игроки записывают предполагаемую тайну в тайном формуляре. Это позволит проследить за ходом мысли игроков.

За каждый правильный ответ игрок получает печать. Команда, получившая наибольшее количество печатей, признается победителем и в конце игры называет распечатанную тайну. Если команды набрали одинаковое количество печатей, то победителем считается та команда, у которой тайна была раскрыта и записана в Тайном формуляре раньше другой.

Форма проведения: игра

Оборудование: компьютер, слайд-презентация со звуковыми и видеофайлами, печать; у игроков – ручки, Послужной и Тайный формуляры.

ХОД ИГРЫ

На экране СЛАЙД 1 (заставка к телепередаче «За семью печатями»)

Слайд 2

Ведущий: Здравствуйте, друзья. Я рада видеть Вас в этом кабинете в этот замечательный осенний день. Но знаете, шуршание разноцветных листьев под ногами, легкий октябрьский морозец и какая-то особенная, осенняя тишина все чаще приводят меня к тайнам нашей планеты: кто построил пирамиды Хеопса, почему исчезло племя Майя, что такое черная дыра? По какому принципу расставлены по всему миру древние каменные статуи? До сих пор человечество не смогло найти ответы на эти вопросы, но я уверена, что быстроразвивающийся технический процесс исправит это. Но в мире все равно останутся те тайны, которые спрятаны за семью печатями.

Что обозначает этот фразеологизм «Тайна за семью печатями»? Фронтальный опрос.

А вот, что говорит нам Словарь фразеологизмов.

Слайд 3.

Предметы, которые были запечатаны, долго хранят свои тайны. Если тайник опечатали одной печатью, то это значит, что его секретом владеет один человек. Но вдруг он сам пожелает нарушить тайну? Поэтому издревле на особо важные документы, сокровищницы всегда накладывали несколько печатей. Тогда раскрыть секрет можно было только в том случае, если все обладатели печатей сговорятся друг с другом с целью вскрыть тайник. А с увеличением числа печатей эта возможность уменьшается.

Но все равно непонятно, почему все страшные и недоступные тайные всегда скрыты «за семью печатями». Почему их там не больше?
Очевидно, что семерка всегда считалась особенным, магическим числом, неслучайно она фигурирует во многих народных пословицах и поговорках. Поэтому, накладывая на тайник семь печатей, люди уповали на вмешательство сверхъестественных сил, которые должны были помочь в сохранении секрета.

Слайд 4.

Вот и сегодня мы с вами должны раскрыть тайну, спрятанную за семью печатями. И наше время уже пошло. Но, как известно, время – понятие относительное, поэтому за 40 минут перед вами пройдёт целая эпоха, которая богата на открытия, особенно на те, над которыми не властно время. О которых знают, несомненно все, но от нас скрывают за семью печатями. И чтобы открыть эту тайну нам предстоит провести целое историческое расследование.

Для эффективной работы вы поделились на команды, эффективность работы в которой будет зависеть не только от ваших знаний, но и от того, насколько слаженно вы будете работать. А для этого прочитаем правила работы в команде:

Помните, что каждый имеет право высказать свое мнение;

Выслушивайте не перебивая.

Говорите тихо и спокойно.

Не выкрикивайте с места.

Правила поведения озвучены, узнаем правила игры.

Каждой команде в процессе игры предстоит ответить на 7 вопросов и заполнить своими ответами 2 формуляра: Тайный и Послужной.

Слайд 5 (заставка)

В Послужном формуляре вы должны записывать ответы на заданные вопросы. Туда же будут ставиться печати за правильный ответ. В Тайный формуляр после каждого вопроса записывается предполагаемое открытие, чтобы не запутаться в выводах. Отгадать открытие можно на любом вопросе, но игра ведется до максимального количества печатей. Если нет предположений по поводу открытия, то напротив номера вопроса ставится прочерк . Команда, получившая наибольшее количество печатей, признаётся победительницей и называет тайну.

Слайд 5 (заставка)

Правила ясны. Время озвучить вопрос первой печати.

Слайд 6

Вы уже знаете, что первобытные люди совсем не умели говорить, но потребность в общении увеличивалась с каждым днем. Поэтому древние люди начали придумывать язык. По разным версиям первыми словами первобытного человека были междометия: «Ух, ого, ай», звукоподражательные слова: «Му», «Ме», «Гав», «Мяу». Постепенно в язык стали входить названия предметов. Решив одну проблему, перед первобытным человеком встала другая: как передать информацию на расстоянии, т.к. произнесенные слова можно было услышать, находясь неподалеку.

Внимание, вопрос: (слайд 7) Каким образом первобытный человек хранил и передавал информацию? На обсуждение вопроса вам дается лишь одна минута.

Слайд

Итак, правильный ответ. Первобытные люди хранили и передавали информацию с помощью рисуночного письма (пиктограммы).

Слайд (заставка)

Время второй печати.

Люди научились общаться с помощью рисуночного письма, но все было не так просто, как им хотелось. Потому что каждый человек трактовал нарисованный сюжет по-своему. И пользуясь рисунками никто не был уверен, что его поймут правильно. Хотя некоторые пиктограммы читались всеми и абсолютно одинаково. Одна из этих пиктограмм у нас на экране СЛАЙД

Внимание, вопрос: Что изобразил первобытный человек на своем рисунке?

Итак, правильный ответ. СЛАЙД Осенью, когда начинается сезон охоты, можно наблюдать, как над восточной стороной горизонта восходят три яркие звезды, выстроившиеся на одной воображаемой линии с равными интервалами между ними. В казахской народной астрономии это красивое созвездие (астеризм) – Пояс Ориона называется “Три архара”. Поразительно, но в фольклоре казахов и алтайцев сохранился древний космогонический миф, истоки которого относятся, вероятно, к III тысячелетию до нашей эры. Легендарный лучник Когалдай-мерген (Кудай-берген), преследуя трех архаров, взошел вслед за ними на небеса и одним выстрелом поразил убегающих зверей. Именно эта легенда изображена на пиктограмме, выбитой на валунах близ родника Буырлы-булак в Шубартауском районе Восточно-Казахстанской области.

Слайд (заставка)

Слайд Одним из величайших открытий на свете было открытие в области языка, и его сделали на восточных берегах Средиземного моря, в Финикии, примерно 3,5 тыс. лет назад. В те времена по Средиземному морю взад и вперед сновали торговые корабли. Из устья Нила египетские купцы вели свои суда к островам Кипр и Крит и на материк, где жили различные народы и среди них финикийцы – хорошие мореплаватели и торговцы. Финикийские купцы знали, что египтяне писали на папирусе иероглифами и священными знаками, что на Крите ведутся записи по-своему, и совсем по-другому записывали свои сделки обитатели севера. От купцов, что прибыли с востока, из Месопотамии, с караванами тяжело навьюченных ослов, они узнали о клинописи – древнем способе письма, который зародился в Шумере. Идеи так и носились в воздухе, и неудивительно, что финикийцы стали придумывать собственную письменность. И они сделали открытие, сослужившее великую службу всем последующим цивилизациям.

Внимание вопрос. Что изобрели финикийцы?

Слайд… Правильный ответ. Финикийцы изобрели буквы, они придумали 22 знака, хотя все они были согласными. Далее греки прибавили несколько знаков для гласных, которые стали играть немаловажную роль при записи слов.

Слайд

Время неумолимо идет вперед и вот в одной семье на берегу теплого Эгейского моря в городе Солуне родились 2 брата. Самый младший из них нередко задавал вопрос: «Почему учитель все время говорит по-гречески в школе, а в лавке прекрасно изъясняется по-славянски?» «Да то в лавке, - был ответ. – А в школе можно говорить только по-гречески, потому что книги, знания – все от греков…» «А почему нельзя писать на славянском языке? Вот возьму и напишу слово «дом»… «А вот «Я живу в доме» не напишешь, т.к. нет такой буквы «ж», да и «я» нет, и многих других букв просто не существует»

Когда один из братьев обратился с подобным вопросом к самому учителю, тот ответил: «В мире существуют лишь 2 культурных языка – латинский и греческий. Остальные же грубые и писать на них нельзя.» «Нет, можно! Вот возьму и придумаю для славян буквы»

Слайд Внимание вопрос: Назовите имена тех, кто придумал славянские буквы.

Слайд. Правильный ответ. Буквы славянского языка придумали Кирилл (до принятия монашества он носил имя Константин) и его старший брат Мефодий, хорошо знавшие языки южных славян.

Слайд

День рождения этой буквы известно с точностью до дня. 17 августа 1796 года, когда Московская университетская типография выпустила книгу историка и писателя Н. Карамзина «Аониды». Но забывать эту букву стали уже через столетия после ее рождения. Преобразования русской орфографии 1918 года, признавшие написание этой буквы желательным, но необязательным, положили начало пренебрежительного отношения к ней.

Слайд Внимание вопрос. Назовите эту букву.

Слайд. Правильный ответ. Самая «молодая буква» русского языка – буква ё. Но на этом ее приключения не заканчиваются и 4 сентября 2005 года в г.Ульяновске перед зданием областной научной библиотеки в сквере Карамзина состоялось открытие памятника этой букве. Это событие пришлось на день 160-летия со дня открытия памятника Карамзину, т.к. именно он явился 1-ым автором и издателем, использовавшим букву ё. Но нужно сказать, что это не единственный памятник буквам. В Новосибирске есть памятник букве А, а в Вологде – О.

Слайд

Одна из букв русского алфавита, сейчас ведет себя тихо и смирно. Но еще недавно (до 1917 года) она доставляла массу неудобств школьникам. Так, в издании «Война и мир» 1897 года на каждую страницу ее приходится 54 – 55. А это более 80 бесполезных страниц. А если посчитать все книги, напечатанные в Царской России, то получится, что 8,5 млн. страниц сверху донизу были исписаны только этой буквой. В современном русском языке эта буква не обозначает звука.

Слайд

Внимание вопрос: Назовите эту букву.

Слайд Эта «Бесполезная буква Ъ или как ее называли в Царской России ер» «О твердомъ знаке съ гневомъ и негодованиемъ писали..» (4 Ъ)

Слайд.

Назовите букву, которая в русском языке получила прозвище – «бездельница» А все потому, что раньше у нее было аж 2 названия «ферт» и «фита». В русском языке же есть очень интересное выражение «ходить фертом», т.е. ходить «руки в боки». Употребление этой буквы доводило иногда до курьезов. К примеру, в справочнике «Весь Петроград», фамилии людей, начинающиеся на звук, который обозначают эти буквы писались два раза, что значительно затрудняло поиск. Назовите эту букву.

Слайд.

Внимание правильный ответ.

Современное название этой буквы «эф». В исконно – русском языке очень мало слов, в которых имеется эта буква (уф, фыркнуть, тьфу). Буквы «фита» и «ферт» попали в наш алфавит только потому, что в греческом алфавите тоже были обе буквы: «ферт», обозначающая звук «пх», и «фита» иначе «тэта», обозначающая звук «тх». У греков соблюдалось различие употребления этих букв, а в русском языке двойной звук «ф» вносил только путаницу, поэтому «фита» была исключена из нашего алфавита. В современном мире она исполняет роль переводчицы. Когда появляется заимствованное слово, тогда буква «эф» спешит на помощь: лифт, факел, фокусник и многие другие, которые должны быть благодарны нашей букве.

Итак, все печати раскрыты. Теперь настало время подсчитать количество печатей у игроков (команд).

(Идет подсчет печатей, объявляется победитель).

Время назвать открытие, которое было совершено несколько тысячелетий назад.

Объявление победителей, награждение.












Список использованных электронных ресурсов


http://www.kpe.ru

http://staroetv.su

http://coolreferat.com

http://imesta.ru

http://bookmix.ru

http://www.textologia.ru



ТАЙНЫЙ ФОРМУЛЯР

1_______________________

2_______________________

3_______________________

4_______________________

5_______________________

6_______________________

7_______________________

ТАЙНЫЙ ФОРМУЛЯР

1_______________________

2_______________________

3_______________________

4_______________________

5_______________________

6_______________________

7_______________________



ПОСЛУЖНОЙ ФОРМУЛЯР

1_______________________

2_______________________

3_______________________

4_______________________

5_______________________

6_______________________

7_______________________

ПОСЛУЖНОЙ ФОРМУЛЯР

1_______________________

2_______________________

3_______________________

4_______________________

5_______________________

6_______________________

7_______________________



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Заседание интеллектуального клуба "За семью печатями"

Автор: Чудиновская Мария Александровна

Дата: 27.02.2016

Номер свидетельства: 299829


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства