Внеклассная работа по русскому языку Игра «За семью печатями» (6 класс)
Внеклассная работа по русскому языку Игра «За семью печатями» (6 класс)
Цель: повторение сведений по орфографии, лексике, этимологии.
Оборудование: плакат с названием игры «За семью печатями»; плакаты с рисунками к заданиям 3, 6, 7; карточки с ребусами; карточки с глаголами к заданию 4; листы для записей участникам; плакат с именами участников; воздушные шары; ручки или карандаши для участников; интерактивная доска; компьютер.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассная работа по русскому языку Игра «За семью печатями» (6 класс) »
Внеклассная работа по русскому языку
Игра «За семью печатями» (6 класс)
Цель: повторение сведений по орфографии, лексике, этимологии.
Оборудование: плакат с названием игры «За семью печатями»; плакаты с рисунками к заданиям 3, 6, 7; карточки с ребусами; карточки с глаголами к заданию 4; листы для записей участникам; плакат с именами участников; воздушные шары; ручки или карандаши для участников; интерактивная доска; компьютер.
ХОД ИГРЫ
Приветствие участников.
Мы встретились сегодня с вами, чтобы провести необычную игру, само название которой звучит загадочно: «За семью печатями». Вы, конечно, уже поняли, что нашим участникам сегодня надо будет потрудиться. Чтобы открыть эти семь печатей-замочков. А задача участников, на первый взгляд, проста: просто надо отвечать правильно на вопросы по русскому языку.
Во время прослушивания этого вопроса вы должны записать слова, которые рифмуются с заданными словами.
Простое слово «промежуток»:
В театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт,
Мы называем все … (антракт).
На время что-то прекратив,
Мы объявляем … (перерыв).
В борьбе, в труде устали слишком-
Дают уставшим … (передышку).
После урока непременно
Нужна ребятам … (перемена).
Внимание! Вопрос 1-ой печати.
Как называются записанные слова? (Синонимы)
Возьмите, пожалуйста, ручки или карандаши.
Конкурс называется «Слова-перевёртыши». Внимательно слушайте задание.
Шёл по дороге старик, а навстречу ему боец.
- Здравствуй, отец!
- Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так, чтобы с любого конца это слово читай – всё значение одинаковое. А имя у меня такое же: хочешь слева направо читай, хочешь наоборот – всё одинаково.
Задумался солдат, не знает, как к старику обратиться. Может, вы ему поможете? Запишите. (Дед Тит)
А старик продолжил свой рассказ. И живу я в таком домике, что значение не изменится, хоть как читай. Около домика растёт растение с чудным названием, что можно как угодно прочитать. А имя бабки моей с тем же свойством. А когда я на флоте служил, то меня называли тоже таким именем, что читай хоть справа налево, хоть слева направо - всё одинаково.
Долго думал солдат. Так и не смог отгадать старикову загадку.
ВНИМАНИЕ! Вопрос 2-ой печати.
Где живёт дед? Как звать его бабку? Кем он служил на флоте?
(Шалаш. Анна или Алла. Кок)
Пока участники игры думают, мы поиграем со зрителями. Назовите слова – перевёртыши. Очки будут добавлены вашей команде. Если вы назовёте словосочетание или предложение, то вы поможете своей команде сразу двумя очками. Поддержите своих!
Тут как тут, око за око. Ты сыт? А ты сама сыта? Искать такси. Я не реву – уверен я.
А роза упала на лапу Азора! (А.Фет). Аргентина манит негра (Н.Булгаков)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
Конкурс 3-ий, исторический.
За холмами расположено ущелье. Вход в него преграждают воины из прошлых веко. У них на головах шлемы.
- Вас ошеломить? – спрашивают они.
… Воин в Древней Руси носил шлем, но называли его шелом. Во время боя, получив сильный удар по шлему (шелому), воин мог упасть без сознания на землю – его ошеломили. Ошеломить – сильно ударить.
ВНИМАНИЕ! Вопрос 3 –ей печати.
Какое новое значение со временем приобрело слово «ошеломить»?
(Поразить каким –либо известием)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
У каждого из вас есть листок и ручка. А задание будет таким.
От данных слов образуйте глаголы 1 лица настоящего или будущего простого времени. Выделите корни в записанных глаголах .
Как называется фонетический процесс, который произошёл в записанных глаголах? (Чередование звуков)
ХВАСТЛИВАЯ БУКВА
Расскажу я вам, ребята, не сказку, а быль. Кому –то из вас мой рассказ поможет грамотнее писать, другим даст полезный урок.
Все вы знаете о том, что в русском языке есть слова, которые пишутся не так, как произносятся. К ним относятся и слова с непроизносимыми согласными в корне.
Почему они называются непроизносимыми? Конечно же, потому, что согласные в таких словах не произносятся, но пишутся. Много таких слов: это и СОЛНЦЕ, и НЕСЧАСТНЫЙ, и НЕНАСТНЫЙ… Но о них вы услышите в другой раз, а сейчас я расскажу вам о слове… Нет, слово это я называть не буду. Его вы назовёте сами.
Итак, есть в русском языке одна буква. Вся такая кругленькая и пышная, как Ватрушка! Сладкая и душистая, как Варенье! Бывает Весёлой и Ветреной… В общем Всякой. А сколько слов начинается с этой буквы!
И вот однажды сама буква стала это замечать. Загордилась, начала частенько повторять:
- Я Великая и Великолепная! Я всегда у всех на виду!
Слушали-слушали буквы и решили наказать свою своенравную соседку по алфавиту. Посоветовались и сказали:
- Поместим её в такое слово, где она вообще не могла бы себя проявить: стоять пусть стоит, а звука обозначать не будет.
И такое слово нашлось. Самое интересное, что и изменить-то это слово так, чтобы её было слышно хоть чуть-чуть, невозможно. Да и одноко-ренные слова не дают букве звуковые права.
Вот так и лишилась буква своих звуковых прав, стала немного скромнее, поняла, что каким бы красивым ни было начало слова, очень многое зависит от конца. (По Е.Гащенко)
ВНИМАНИЕ! Вопрос 5-ой печати.
Назовите букву-хвастунью. Запишите 3 однокоренных слова с этой буквой. (Буква «В». Чувство-чувствовать-чувствующий)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
Вы немного отдохнули? А теперь – за работу!
На доске вы видите озеро. По-видимому, здесь что-то серьёзное произошло. Одна из букв тонет.
ВНИМАНИЕ! Вопрос 6-ой печати.
Подумайте, какое правило нужно вспомнить, чтобы не дать утонуть этому знаку? Приведите примеры. (Правописание Ь после шипящих в глаголах неопределённой формы и во 2 лице единственного числа).
Каждому из участников розданы карточки с ребусами (по командам).
ВНИМАНИЕ! Вопрос 7-ой печати.
Какое слово зашифровано в ребусе?
(Существительное, прилагательное, глагол)
Пока жюри подводит итоги, мы проведём
МУЗЫКАЛЬНУЮ ПАУЗУ.
Объявление результатов и победителей.
Спасибо всем участникам и болельщикам!
Примечание. Болельщики могут принимать участие в каждом конкурсе, принося очки своей команде или игроку.
Учитель русского языка Баженова Галина Константиновна
Коммунальное государственное учреждение «Средняя общеобразо-вательная школа № 12» государственного учреждения «Отдел обра-зования г.Семей ВКО», Республика Казахстан