Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений
младшим люди использовали с древности.
Широкое применение игра находит и в современной школе.
Игра - это самостоятельная технология для освоения понятия, темы,
раздела предмета, и элемент более обширной технологии; игровая дея-
тельность может занять целый урок или его часть (введение, объяснения,
закрепления, упражнения, контроль); игра - это и технология внеклассной
работы.
Различные виды игр активизируют познавательную деятельность,
несут большую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку, дают про-
стор творчеству и инициативе, фантазии и смекалке, радуют необычно-
стью заданий, возможностью соревноваться.
Теория детской игры, разработанная К. Д. Ушинским, явилась ценным вкладом не только в русскую, но и в мировую дошкольную педагогику. Огромное воспитательно-образовательное значение Ушинский придавал играм детей. Замечательный педагог, он создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными.
Он отмечал, что в психической жизни ребенка большую роль играет воображение, которое наиболее полно реализуется в игре.
Ролевая игра - самая интересная для учащихся форма обучения.
Исследования педагогов доказывают, что учебный процесс поднимается на более высокий уровень благодаря включению в него игры. Она содействует развитию познавательных возможностей учащихся, стимулирует творческие процессы их деятельности, создает приятную атмосферу, дает возможность организовать на уроке ситуацию успеха.
Сюжетно-ролевая игра на уроках литературы открывает большие возможности в познании, в нравственно-эстетическом воспитании, в становлении личности учащихся. Игра доступна всем участникам, без претензии на профессиональную обработку роли, и ценность ее в том, что она вносит в познание и переживания новые ощущения, прошедшие через разум, чувства, действие. Среди основных принципов сюжетно-ролевой игры можно выделить:
- актуальность содержания;
- раскрытие возможностей ребенка (воспитание новых свойств личности на основе индивидуального подхода к распределению ролей);
- педагогическое руководство игрой (обязательное участие учителя, обучающего и воспитывающего);
- игра - одноразовая по природе, она никогда не повторяется и, если и появляется необходимость заимствовать основную канву сюжета, то она все же будет игрой новой, зависящей от творческих способностей учащихся, от импровизации.
Сюжетно-ролевая игра отличается тем, что сценарий ее готовится совместно учителем и учениками. В поисковой деятельности ее участников заложен значительный педагогический смысл. Формы сюжетно-ролевой игры могут быть различны: урок-суд, урок- пресс- конференция, урок-юбилей, урок-"история болезни", урок-"дуэль".
На уроках литературы я использую такую форму работы и в качестве примера хочу привести применение сюжетно-ролевой игры при изучении романа А.С. Пушкина «Дубровский». Роман «Дубровский» - это произведение довольно объёмное, содержит достаточно много героев, которых необходимо проанализировать. Возникает потребность сделать это в интересной и необычной форме, а также необходимо привлечь учащихся к прочтению романа. Поэтому я выбрала сюжетно-ролевую игру.
Для этого учащиеся выбирают героя произведения и рассказывают о нём, но не от третьего лица, а от первого, т.е. выступают в роли самого героя, который рассказывает о себе сам. Рассказ составляется по заранее составленному плану, учащиеся работают с текстом и составляют рассказ.
Они пишут выступления или от руки, или печатают. После выступления-рассказа в классе задаются учащимися вопросы конкретно герою, например, Андрею Гавриловичу Дубровскому, затем подводится итог всему сказанному.
Я считаю, что такая форма работы помогает и заставляет учащихся работать с текстом произведения, не заглядывая в интернет, в котором даётся полная характеристика героя, здесь же, в работе с данным романом, требуется составить характеристику героя по определённым главам. Сначала учащиеся побаивались таких выступлений, но, посмотрев и послушав своих одноклассников, бояться, перестали и, желающих стало больше.
Дидактическая игра - это игра, предназначенная для обучения, и на
обобщающем уроке она используется для уточнения, закрепления и приве-
дения в систему полученных знаний, а также для проверки сформировав-
шихся умений и навыков.
О положительном влиянии дидактических игр сказано много. Такие
игры оживляют занятия, вносят элементы состязательности, позволяющей
проявить себя, продемонстрировать свои умения, превзойти других.
Возникший интерес вскоре обеспечивает более прочное усвоение
теоретических знаний. Такую игру можно использовать игру и на уроках русского языка, например, при завершении изучения какой-либо темы можно провести игру «Интеллектуальный турнир», в которой даны задания по изученным темам.
Таким образом, наследие Ушинского актуально и в современных условиях. Опираясь на его идеи, создаются новые технологии, в частности игровые, которые используются на уроках педагогами, делая процесс обучения достаточно эффективным, занимательным и увлекательным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игровая деятельность на уроках литературы »
Игровая деятельность на уроках литературы
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений
младшим люди использовали с древности.
Широкое применение игра находит и в современной школе.
Игра - это самостоятельная технология для освоения понятия, темы,
раздела предмета, и элемент более обширной технологии; игровая дея-
тельность может занять целый урок или его часть (введение, объяснения,
закрепления, упражнения, контроль); игра - это и технология внеклассной
работы.
Различные виды игр активизируют познавательную деятельность,
несут большую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку, дают про-
стор творчеству и инициативе, фантазии и смекалке, радуют необычно-
стью заданий, возможностью соревноваться.
Теория детской игры, разработанная К. Д. Ушинским, явилась ценным вкладом не только в русскую, но и в мировую дошкольную педагогику. Огромное воспитательно-образовательное значение Ушинский придавал играм детей. Замечательный педагог, он создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными.
Он отмечал, что в психической жизни ребенка большую роль играет воображение, которое наиболее полно реализуется в игре.
Ролевая игра - самая интересная для учащихся форма обучения.
Исследования педагогов доказывают, что учебный процесс поднимается на более высокий уровень благодаря включению в него игры. Она содействует развитию познавательных возможностей учащихся, стимулирует творческие процессы их деятельности, создает приятную атмосферу, дает возможность организовать на уроке ситуацию успеха.
Сюжетно-ролевая игра на уроках литературы открывает большие возможности в познании, в нравственно-эстетическом воспитании, в становлении личности учащихся. Игра доступна всем участникам, без претензии на профессиональную обработку роли, и ценность ее в том, что она вносит в познание и переживания новые ощущения, прошедшие через разум, чувства, действие. Среди основных принципов сюжетно-ролевой игры можно выделить:
- актуальность содержания;
- раскрытие возможностей ребенка (воспитание новых свойств личности на основе индивидуального подхода к распределению ролей);
- педагогическое руководство игрой (обязательное участие учителя, обучающего и воспитывающего);
- игра - одноразовая по природе, она никогда не повторяется и, если и появляется необходимость заимствовать основную канву сюжета, то она все же будет игрой новой, зависящей от творческих способностей учащихся, от импровизации.
Сюжетно-ролевая игра отличается тем, что сценарий ее готовится совместно учителем и учениками. В поисковой деятельности ее участников заложен значительный педагогический смысл. Формы сюжетно-ролевой игры могут быть различны: урок-суд, урок- пресс- конференция, урок-юбилей, урок-"история болезни", урок-"дуэль".
На уроках литературы я использую такую форму работы и в качестве примера хочу привести применение сюжетно-ролевой игры при изучении романа А.С. Пушкина «Дубровский». Роман «Дубровский» - это произведение довольно объёмное, содержит достаточно много героев, которых необходимо проанализировать. Возникает потребность сделать это в интересной и необычной форме, а также необходимо привлечь учащихся к прочтению романа. Поэтому я выбрала сюжетно-ролевую игру.
Для этого учащиеся выбирают героя произведения и рассказывают о нём, но не от третьего лица, а от первого, т.е. выступают в роли самого героя, который рассказывает о себе сам. Рассказ составляется по заранее составленному плану, учащиеся работают с текстом и составляют рассказ.
Они пишут выступления или от руки, или печатают. После выступления-рассказа в классе задаются учащимися вопросы конкретно герою, например, Андрею Гавриловичу Дубровскому, затем подводится итог всему сказанному.
Я считаю, что такая форма работы помогает и заставляет учащихся работать с текстом произведения, не заглядывая в интернет, в котором даётся полная характеристика героя, здесь же, в работе с данным романом, требуется составить характеристику героя по определённым главам. Сначала учащиеся побаивались таких выступлений, но, посмотрев и послушав своих одноклассников, бояться, перестали и, желающих стало больше.
Дидактическая игра - это игра, предназначенная для обучения, и на
обобщающем уроке она используется для уточнения, закрепления и приве-
дения в систему полученных знаний, а также для проверки сформировав-
шихся умений и навыков.
О положительном влиянии дидактических игр сказано много. Такие
игры оживляют занятия, вносят элементы состязательности, позволяющей
проявить себя, продемонстрировать свои умения, превзойти других.
Возникший интерес вскоре обеспечивает более прочное усвоение
теоретических знаний. Такую игру можно использовать игру и на уроках русского языка, например, при завершении изучения какой-либо темы можно провести игру «Интеллектуальный турнир», в которой даны задания по изученным темам.
Таким образом, наследие Ушинского актуально и в современных условиях. Опираясь на его идеи, создаются новые технологии, в частности игровые, которые используются на уроках педагогами, делая процесс обучения достаточно эффективным, занимательным и увлекательным.