Доклад "Игровая деятельность на уроке сольфеджио в младших классах ДШИ"
Доклад "Игровая деятельность на уроке сольфеджио в младших классах ДШИ"
Доклад
Игровая деятельность на уроке сольфеджио
в младших классах ДШИ
План
Введение……………………………………………………………………. 3
I.Теоретическая основа игровой деятельности…………………………… 4
II. Игровая деятельность на уроках сольфеджио
в младших классах ДШИ……………………………………………………7
Заключение……………………………………………………………………15
Список литературы ………………………………………………………….16
Введение
Важнейшим средством воспитания и обучения по предмету сольфеджио в младших классах является игра и элементы ее занимательности. Они стимулируют фантазию ребенка, живость воображения, надолго сохраняют сформированные музыкой образы, что важно как средство и способ познания. Игры развивают способность учащихся к обобщению, помогают им устанавливать связи фактов, тренируют память и внимание, развивают речь, активность, инициативность, дисциплинированность.
У игры очень много преимуществ по сравнению с другими видами познавательной деятельности. Игра никогда не утомляет; она естественно включает детей в орбиту познаваемого; кроме того, игровая ситуация – прекрасное средство моделировать любой исследуемый процесс; наконец игра идеально мобилизует эмоции ребенка, его внимание, его интеллект, не говоря уже о том, что служит превосходной двигательной разрядкой. Во время игры ребенок уже ни на что постороннее не способен отвлечься – игра поглощает его целиком. Именно в игре ребенок живет полноценной творческой жизнью.
Сольфеджистами отмечается возможность с помощью игры активизировать
внимание учеников, снизить утомляемость, стимулировать интерес к предмету.
Цель докдада:
- раскрыть природу игровой деятельности с психолого-педагогических позиций и охарактеризовать виды игровой деятельности на занятиях сольфеджио в младших классах ДШИ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Игровая деятельность на уроке сольфеджио в младших классах ДШИ" »
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Доклад
Игровая деятельность на уроке сольфеджио
в младших классах ДШИ
Выполнила:
Маматова Л.Р.
Должность:
преподаватель
теоретических дисциплин
с. Барда, 2015г.
План
Введение…………………………………………………………………….. 3
I.Теоретическая основа игровой деятельности…………………………… 4
II. Игровая деятельность на уроках сольфеджио
в младших классах ДШИ……………………………………………………7
Заключение……………………………………………………………………15
Список литературы …………………………………………………………..16
Введение
Важнейшим средством воспитания и обучения по предмету сольфеджио в младших классах является игра и элементы ее занимательности. Они стимулируют фантазию ребенка, живость воображения, надолго сохраняют сформированные музыкой образы, что важно как средство и способ познания. Игры развивают способность учащихся к обобщению, помогают им устанавливать связи фактов, тренируют память и внимание, развивают речь, активность, инициативность, дисциплинированность.
У игры очень много преимуществ по сравнению с другими видами познавательной деятельности. Игра никогда не утомляет; она естественно включает детей в орбиту познаваемого; кроме того, игровая ситуация – прекрасное средство моделировать любой исследуемый процесс; наконец игра идеально мобилизует эмоции ребенка, его внимание, его интеллект, не говоря уже о том, что служит превосходной двигательной разрядкой. Во время игры ребенок уже ни на что постороннее не способен отвлечься – игра поглощает его целиком. Именно в игре ребенок живет полноценной творческой жизнью.
Сольфеджистами отмечается возможность с помощью игры активизировать
внимание учеников, снизить утомляемость, стимулировать интерес к предмету.
Цель докдада:
- раскрыть природу игровой деятельности с психолого-педагогических позиций и охарактеризовать виды игровой деятельности на занятиях сольфеджио в младших классах ДШИ.
I. Теоретические основы игровой деятельности.
«Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования» (Д.Б. Эльконин).
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов, психологов, но и философов, социологов, искусствоведов, этнографов и биологов. Естественно, что представителей научных отраслей в игре интересуют свои аспекты, но все они сходятся во мнении, что игра – это неотъемлемая часть человеческой культуры.
Зарождение теории игры обычно связывают с именами таких мыслителей XIX века, как Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вунд. Излагая свои философские, психологические, и эстетические взгляды, они попутно, только в нескольких положениях, касались и игры как одного из самых распространенных явлений, связывая ее происхождение с возникновением искусства.
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведения.
Слово «игра» не является в строгом смысле научным понятием.
Видный голландский биолог и психолог Ф. Бойтендайк, анализируя этимологию слова «игра», приходит к мнению, что оно означает движение «туда и сюда», спонтанность и свободу, радость и забаву. Понимание «игры» одного народа отличается от понимания ее у другого. Так, у древних греков слово «игра» означала действия, свойственные детям; оно, выражало главным образом то, что у нас теперь называется «предаваться ребячеству». У евреев слову «игра» соответствовало понятие о шутке и смехе. У римлян «игра» означала радость и веселье. У немцев древнегерманское слово «spilan» означало легкое, плавное движение маятника, доставляющее большое удовольствие. Впоследствии на всех европейских языках словом «игра» стали обозначать обширный круг человеческих действий.
Для ребенка игровая деятельность является ведущей. Это игра воображения, которая позволяет в реально совершаемых действиях ребенка выявить отражение каких-то более серьезных жизненных событий.
Функции игры – это ее разнообразная полезность. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная деятельность игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- протерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознания в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
Большинству игр присущи четыре главные черты:
1) свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
2) творческий, в значительной мере импровизационный;
3) эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция;
4) наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит целепологание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей:
в) игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Классификация педагогических игр:
-обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профорентационные и другие.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
II. Игровая деятельность на уроках сольфеджио
в младших классах.
Сольфеджио – учебная дисциплина, ставящая своей целью развитие музыкального слуха учащегося. Этот предмет включает в себя слуховой анализ музыки и ее запись, а также сольфеджирование. Систематические занятия сольфеджио воспитывают у учащихся чувство лада, метроритма, развивают музыкальную память.
Сложность предмета сольфеджио заключается в том, чтобы в легкой и доступной форме дать учащимся возможность изучить главные элементы музыкального языка, познакомить с основами импровизации и сочинения, дать сведения о музыкальных жанрах и формах.
Атмосферу непринужденности на уроках сольфеджио помогают создать задания в игровой форме. Учащиеся, особенно в младших классах детской школы искусств, очень любят такие формы работы.
Известные педагоги-практики нашего времени – Н.А. Бергер, Т.А. Боровик, Г.Н. Шатковский – в своих методиках предлагают различные способы использования игр на уроках сольфеджио. По их мнению, игра способствует развитию памяти, слуха мышления, творческих задатков. Она также развивает коммуникабельность, художественное воображение, способность глубокого восприятия музыки.
Существуют большое количество игровых методов обучения. В докладе автор затрагивает те игровые методы обучения, которые наиболее часто использует на уроках сольфеджио в младших классах детской школы искусств.
Любое даже самое сложное задание можно превратить в увлекательную игру, если преподаватель соответствующим образом сформулирует задачу.
Например: задание «определить по ритмическому и мелодическому рисунку знакомую песню» можно преподнести так: «отгадайте загадку – что за песенка записана на доске?». Или, например, перед тем как исполнить второй голос канона, можно шутливо пообещать детям: «А сейчас я вам стану мешать! Собьетесь вы или не собьетесь?..». После этого дети изо всех сил стараются не сбиться в пении и в то же время внимательно слушают второй голос канона, - и все это потому, что пение стало для них игровой ситуацией, то есть мобилизовало их силы и их внимание.
Нельзя не учитывать и еще одну важную потребность ребенка, связанную с его духовным ростом: потребность в самоутверждении. Среди детей очень распространено соперничество, борьба за лидерство, всевозможные виды наивного хвастовства. Это неотъемлемая часть их повседневной игры, смысл которой – утвердить свою значимость в жизни. Одна из самых важных форм детского самоутверждения – ролевая установка. Ребенок – стихийный актер. С каким упоением он выступает в роли героя, командира, предводителя!
Игра – это всегда проблемная ситуация, требующая поиска, инициативы, творчества. В разнообразных музыкальных играх и заданиях детям на протяжении учебного года можно предложить различные роли – «дирижера», «концертмейстера», «учителя», «композитора». Благодаря таким играм учащиеся приобретают вместе с необходимыми знаниями и навыками уверенность в себе, артистичность, свободу, воображение, а главное – интерес к музицированию, к процессу познания музыкальных тайн. Опыт показывает, что в этих ситуациях дети очень требовательны к друг другу, они весьма ревниво следят за исполнением своих указаний и стараются допустить как можно меньше собственных промахов.
Одним из эффективных способов введения ребенка в мир музыкального творчества является участие в коллективном музыкально-театральном действии. К сожалению, индивидуальная форма работы в классе не позволяет полностью применить этот способ на уроке, но, тем не менее ,определенные «резервы» есть и в таких условиях. Неплохой эффект дает разучивание песенок в диалоговой форме. Музыкальный диалог с преподавателем – первый, и очень важный этап «втягивания» учащегося в творческий процесс.
Он не только заставляет ученика активно «вслушиваться» в реплики преподавателя но и позволяет проявить творческую инициативу в интонационной «характеристичности». Можно предложить учащимся исполнить свои реплики с различными интонациями, сымпровизировать окончание фразы, придумать ритмические и мелодические варианты реплик и полных мелодий на заданный текст (устно).
1. Музыкальное движение.
Музыкальное восприятие у человека любого возраста сопровождается изменениями мышечного тонуса, так как вызывает скрытую моторную реакцию. У детей двигательная реакция на музыку еще непосредственней, стихийней.
Откликаясь на музыку несложными движениями – покачиваниями, подскоками, кружением - ребенок бессознательно включается в творческий процесс, проявляет задатки образного мышления, ибо интуитивно находит соответствующие характеру музыки движения.
С другой стороны непроизвольные движения под музыку усиливают ее эмоциональное воздействие, помогают лучше почувствовать, «пережить» ее характер.
Нередко в движении под музыку ребенок проявляет такую отзывчивость и тонкость, которые уже сами по себе могут служить критерием музыкальности вне зависимости от других объективных данных (способности к чистому интонированию, наличие музыкальной памяти и др.)
Встречаются и противоположные случаи, когда естественно-двигательная реакция на музыку тормозится у детей, нередко обладающих хорошим слухом, чистой интонацией, из-за внешней неуклюжести, тяжеловесности, что приводит к эмоциональной скованности, зажатости.
Поэтому целенаправленные занятия по музыкальному движению способствуют эмоциональному раскрепощению детей, создают условия для естественного выявления моторных реакций. Двигательные импровизации в каком – либо «образе» воспитывают свободу воображения, фантазию, учат воспринимать музыку как целостный музыкальный образ. Последнее есть важнейший фактор музыкальности, развитию которой и служит в конечном итоге музыкальное воспитание.
Задания по музыкальному движению подчинены на каждом уроке освоению
различных понятий музыкальной грамоты: длительности звука, сильной и слабой доли, музыкальных размеров, фразы, затакта и т.д.
Игру на определение регистров автор доклада применяет уже на первых уроках сольфеджио.
Игра « Угадай регистр».
Исполняется музыка в разных регистрах, дети реагируют на смену регистра движениями: верхний – руки поднимаются вверх, средний – руки на поясе, нижний регистр – приседание ( музыкальный материал: Э. Григ – «В пещере горного короля», «Птичка»; П.И.Чайковский «Старинная французская песенка» и.т.д.).
При изучении темы «Длительности» используется движение под музыку ( бег восьмыми, ходьба четвертными). В качестве сопровождения можно использовать любые галоп и марш.
Игра « Наколем дров».
Под музыку «Наколем дров» (Е. Тиличеевой) дети имитируют движения лесорубов. Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки, сцепленные в «замок» - над головой. На затакт активный взмах назад, прогнуться; на сильную долю – резкий «бросок» корпуса вниз.
Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры активизируют все функции детского мозга, связанные с пением речью – память, воображение, наблюдательность. Особенность «пальчиковых игр» заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер образа фактически интонируется, обогащаясь ритмозвуковыми модуляциями разговорной речи.
Мелкая моторика непосредственно связана с быстрой четкой речью, поэтому небольшие легкие стихи с движениями помогут в дальнейшем более успешно справляться с техническими трудностями. Известно также, насколько велика роль работы рук и пальцев в развитии умственной деятельности. Эти игры помогают сделать урок веселым, интересным и главное нетрудным.
Замечательно, если ребенок сам проявляет инициативу, придумывает движения или сочиняет стишок – это зависит от его фантазии. Но в основном, в работе используется имитативный, подражательный метод. И очень важно, чтобы у ребенка не было зажатости, страха за то, что эти упражнения сложны, недоступны, поэтому надо двигаться от простого – к сложному. Упражнения надо подбирать таким образом, чтобы была уверенность в том, что дети смогут это повторить или придумать сами движение.
Игра «Сороконожки».
Две сороконожки (10 пальцев трепещут в воздухе)
Бежали по дорожке
Побежали, побежали (одна рука бежит по другой до плеча)
И друг дружечку догнали (другая рука)
Так друг дружечку обняли ( замочек руками)
Что едва мы их разняли (разнимают)
2. Ритмодекламация
Один из основных видов деятельности на уроках сольфеджио это – пение. Главная задача преподавателя заключается в формировании и развитии певческих навыков. И в этом незаменима роль различных игр на развитие речевого и певческого дыхания, интонационные игры и упражнения.
Остановимся на одном из вокальных игр – ритмодекламации.
Ритмодекламация – это четкое произношение текста или стихов в данном ритме. Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации : каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя и звучащей речи. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, так как отношение к одному и тому же персонажу может изменяться по разному.
У музыки и речи одна первооснова – интонация, поэтому словесный образ и музыка неотделимы.
Чем глубже учащиеся постигают словесно-поэтический образ, тем легче им будет понять, а затем и выразить музыкальный образ.
Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.), шумовых инструментов. Звучание мелодии может сопровождаться различными движениями, что поможет детям телесно пережить ощущения темпа, динамики, ритма речи.
Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработки речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале.
Много примеров ритмодекламации встречается в сборнике Т. Боровик «Звуки, ритмы и слова». В книге в игровой форме дано освоение теоретического материала и понятий из начального курса элементарной теории музыки – музыкальных длительностей, размеров, нот, специальных терминов. Все задания предполагают живое, веселое и увлекательное моделирование и фантазирование, давая детям возможность проявить свое творчество, смекалку и уже полученные знания.
По словам автора - Т. Боровик, методическая направленность книги базируется на известных современных концепциях и теоретических трудах музыковедов –
Б. Асафьева, Б. Яворского, Е. Назайкинского, В. Медушевского, психологов – Л. Выготского, Б. Теплова, В. Ражникова, музыкантов-педагогов А. Островского, Г. Нейгауза, К. Орфа, В. Келлера.
В этой книге в качестве одной из главных методических идей берется ритмизированная речь как основа развития музыкального слуха. Поэтому работа над музыкальным слухом осуществляется не только певчески, но и через приучение детей с первых шагов к осмысленному отношению к любым проявлениям интонации.
Музыкальный диктант
Запись и воспроизведение услышанной музыки составляет важнейшую часть содержания занятий сольфеджио. Это умение развивается предшествующей диктанту тренировкой памяти. Иногда диктант можно записывать в процессе проигрывания образца, но смысл заключается в запоминании его отдельных рельефных построений. Диктант является одной из самых сложных видов работы на уроках сольфеджио. Он развивает музыкальную память учащихся, способствует осознанному восприятию мелодии и других элементов музыкальной речи. Дети учатся записывать услышанное.
Существуют различные интересны формы диктанта, в которых присутствует игровой момент. Например, диктант с ошибками. Дети выступают в роли педагогов, проверяющих готовый диктант, в котором есть ошибки. Их нужно найти и исправить.
Эскизный диктант (фрагментарный диктант). Учащимся дана модель диктанта, но некоторые фрагменты пропущены. Ставится задача – записать пропущенные фрагменты.
Устный диктант (исполнить мелодию голосом или на инструменте) можно представить в виде игры «Выручи из плена». Суть игры заключается в том, что если учащийся ошибается, то ему на помощь спешат другие. Чувствуя за спиной поддержку, ребята не боятся участвовать в таких заданиях, не боятся ошибаться. При этом от урока к уроку точность исполнения растет, как и приобретенный музыкально слуховой опыт.
Кроссворды
Кроссворды также могут быть использованы при работе с детьми на уроках сольфеджио. Они позволяют расширить интеллект учащихся, прочно усвоить и закрепить пройденный материал. В качестве домашнего задания можно предложить детям самим составить кроссворды по пройденным темам.
Теоретические знания и творческие умения могут быть продемонстрированы и в конкурсах по сольфеджио, проводимых во внеурочное время. Например автор доклада проводит такие конкурсы как «Теоретическая эстафета»,
« В стране скрипичного ключа», «Олимпиада по сольфеджио». Все перечисленные конкурсы также содержат игровые элементы, которые способствуют развитию детского музыкального творчества.
Заключение
Игра – естественный путь знакомства ребенка с музыкальным миром. Она имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей, как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.
Игра на занятиях сольфеджио организует внимание детей, снижает напряжение, пробуждает интерес к предмету. В игре ребенок оперирует собственными знаниями. Игра помогает развивать координацию, эмоциональность, чувство метроритма.
Игровая деятельность на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ учит детей самостоятельно мыслить и действовать, она благотворно влияет на эмоциональное состояние ребенка и способствует раскрытию его творческих способностей.
Таким образом, игра способствует выполнению важных психологических и методических задач: развитие интереса, увлеченности и любви ребенка к музыкальному искусству; умение размышлять о музыке, умение применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий. Через игру у детей воспитывается художественный вкус.
Трудность использования игрового метода в том, что играть нужно не только весело, увлекательно, но и «целесообразно», учитывая время урока, специфику предмета, возрастные аспекты детского воспитания. Модели, соединяющие в себе все компоненты, представляют серьезную профессионально интеллектуальную проблему для их срздателей.
Список литературы
1. Боровик Т.А. Звуки, ритмы и слова. Часть-1.-Мн.: Книжный дом, 1999.
2. Котляревская-Крафт М., Москалькова И., Батхан Л. Сольфеджио // Учебное пособие для подготовительных отделений ДМШ. – Ленинград: Музыка, 1989.
3. Калугина М., Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио // Методическое пособие для ДМШ. – М.: Советский композитор, 1987.
4. Москалькова И, Рейни М. Уроки сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ. – М.: Музыка, 1998.
5. Фролова Ю. Музыкальные диктанты. Учимся писать легко, быстро и правильно. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.