РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая разработка «Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы» представляет собой развернутое исследование, в котором показаны разнообразные формы и методы работы с учащимися на уроках литературы, использование нетрадиционных форм уроков, проблемных вопросов с целью активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся.
Актуальность данной разработки подчеркивается самим автором, который пишет: «Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках - одна из самых актуальных проблем современной общеобразовательной школы. Она состоит в том, чтобы помогать учащимся вырабатывать самостоятельность мышления, творческую активность».
В работе автор приводит практические примеры из своей педагогической практики. В качестве важнейшего фактора развития мыслительной деятельности в работе указываются нетрадиционные формы уроков: урок-путешествие, урок-диспут, урок-биография, урок-конференция, урок-зачёт, урок-лекция с элементами беседы. Автор заостряет внимание на новых требования к традиционной форме урока-лекции, показывает возможность использования игровых технологий на традиционном зачетном уроке. Но особое внимание в работе уделяется проблемным технологиям, которые, по мнению автора, эффективнее других стимулируют мыслительную деятельность учащихся.
В своей работе автор даёт практические советы по применению данных технологий, приводит фрагменты проведенных уроков.
Работа может иметь высокую практическую значимость для преподавателей литературы в современной школе.
Методическая разработка «Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого вида, рекомендована школьным МО учителей русского языка и литературы к использованию на уроках литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ»
11
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Степанян Арега Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 66 г. Краснодара
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках - одна из самых актуальных проблем современной общеобразовательной школы. Она состоит в том, чтобы помогать учащимся вырабатывать самостоятельность мышления, творческую активность.
Для решения этой задачи необходимо вовлекать в активную мыслительную работу всех без исключения учащихся, развивать их индивидуальные способности, воспитывать у них потребность приобретать и обновлять знания.
Понятие «активизация мыслительной деятельности» психологическое, поскольку речь идет об особенностях психической деятельности учащихся, а именно - об особенностях их познавательной деятельности.
Активизировать мыслительную деятельность учащихся возможно различными методами и приемами обучения. Метод обучения - это способ организации учителем деятельности учащихся в процессе изучения ими определенного предмета. Любой из методов обучения предполагает взаимодействие учителя и учащихся: это способ их совместной взаимосвязанной деятельности.
На уровнях проявления самостоятельности мышления можно предложить следующую классификацию методов обучения:
I. Объяснительно иллюстративный метод.
Знания даются учителем в готовом виде: учитель не ставит перед собой цели выводить знания, а ставит учащихся в условия проблемных ситуаций. Учащиеся воспринимают, осознают, запоминают то, что сообщил учитель.
2. Репродуктивный метод.
Учащиеся выполняют работу по образцу, данному учителем.
3. Метод проблемного изложения.
Учитель формулирует проблему и раскрывает перед учащимся пути её доказательного решения, учит самостоятельно анализировать явления, ориентироваться в новой ситуации.
4. Частично-поисковый метод.
Учитель формулирует проблему и вовлекает учащихся путем постановки вопросов в процессе её доказательного решения, помогая им находить ответы на вопросы. Помощь учителя делает поиск учащихся частичным и в то же время создает условия для поисковой деятельности.
5. Исследовательский метод.
Учащиеся без непосредственного участия учителя овладевают новыми знаниями или способами их добывания, разрешают проблему, основывают вывод в результате анализа материала.
Педогогическая наука и практика учителей располагают многими приёмами и методами активизации мыслительной деятельности школьников. Но что бы применить их на уроке, нужно заранее тщательно продумать, как и когда, на каком этапе урока можно будет применить тот или иной приём.
Традиционные приёмы обучения давали и дают положительные результаты. Однако обучение, рассчитанное только на запоминание учебного материала, в современных условиях перестало быть рациональным. Сейчас у большинства детей пропал интерес к учителю. Это вызвано нашими просчетами, отсутствием контакта с учениками, схематизмом, формализмом в преподавании. Нам всем стало ясно – учить по-старому нельзя! Мы все видим, говорим, что нынешние дети другие. Перемену в детях видим, а свое отношение к ним, метода преподавания не меняем. Надо переломить себя и в каждом подростке, в каждом ребёнке видеть личность со своим характером, со своим особым миром. Важно учителю познать этот мир, достучаться до ребячьих сердец, заинтересовать их, разбудить их собственные силы, вызвать душевное движение к учителю, от которого они нередко отворачиваются. Как же это сделать? Тут уместно вспомнить слова великого мыслителя России Н. Г. Чернышевского: «Если ученик утрачивает желание учится, то вину надо поискать не в нём, а в методах преподавания». Это высказывание очень злободневно и зовет нас, учителей, к поиску оптимальных путей, методов и приёмов нашей общей работы с детьми, активизации их мыслительной деятельности.
А почему именно мыслительной деятельности? Вслушаемся в слова В. А. Сухомлинского: «Страшная это опасность - безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы, годы. Это развращает моральное, калечит душу человека. Ни школьный участок, ни мастерская - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен был трудится, - в сфере мыслей».
По-моему, эту мысль доказывать не нужно: падение нравственности сегодня - это жестокая реальность. Вот почему преподавание литературы сегодня особенно важно для нравственного воспитания молодого поколения.
Для того, что бы литература осуществляла свою воспитательную миссию, необходимо сделать учение увлекательным, интересным. Однако интерес нельзя подменять развлекательностью.
Урок литературы не похож ни на один урок. Он призван будить мысль и чувства, он побуждает трудиться и душу, и мозг, и сердце. Литература по своей природе не может быть неинтересной. Важно не убить этот интерес, а для этого необходимо найти такие пути её изучения, которые бы усиливали интерес к литературному произведению, а не заглушали его, и всегда помнить, что путь пассивного восприятия литературы малоэффективен.
Поиск дальнейшего совершенствования методики преподавания - это поиск внутренних резервов урока, это активизация творческой мыслительной деятельности учащихся. Важно, чтобы ученики воспринимали литературу эмоционально, чтобы литературные герои способствовали формованию нравственно здоровой личности. Ведь литературу создают великие сыны Родины, настоящие граждане, жизнь которых соответствует нравственно-этическим идеалам общества. О каждом из них можно сказать: эпоха, планета, мир.
Сейчас в среде учительства отмечается массовое стремление работать творчески, наблюдается активность в поисках и использовании нетрадиционных форм и методов обучения с опорой на опыт известных учителей-новаторов.
Нетрадиционность проведения таких уроков состоит в том, что в самом его начале учитель ставит перед классом проблему, и весь ход урока, все задания, выполняемые учащимися, коллективно или индивидуально, все вопросы учителя на протяжении всего урока преследует одну цель - подтолкнуть мысль учащихся, помочь им самостоятельно решить проблему.
Хочу поделиться некоторыми соображениями в этом направлении из своего опыта работы.
Уроки-биографии писателя, как правило, проводятся в форме лекции. Но что скрывать, эти уроки не редко эмоционально бедны. Они часто сводятся к сообщению фактов из жизни писателя, порой без всяких комментариев. Эти уроки чаще всего проводятся по трафаретной схеме: опрос, объяснение, закрепление.
А ведь изучение биографии может стать для ученика открытием, когда он может высказать своё личное отношение к писателю и его творчеству, сообщить интересные факты из его жизни, зачитать некоторые письма и дневниковые записи изучаемого автора, подготовить выставку фоторепродукций, провести путешествие по местам, связанных с жизнью писателя, викторину. Тогда личность автора, его жизненный и творческий подвиг воздействуют на умы и сердца учащихся, и внутренний мир школьника, безусловно, обогатится.
Вот почему знакомство с биографией писателя провожу не до обзора творчества и не параллельно, а в единстве с ним, так как жизнь самого художника отражается в его произведениях.
Такой метод изучения биографии писателя активизирует мыслительную деятельность учащихся, подготавливает в ходе изучения биографии писателя к заинтересованному и эмоциональному восприятию его произведений.
Каковы же требования к лекции в условиях нашей школы? Целостность, законченность, последовательность, доступность материала, проблемная постановка вопроса, опора на знания учащихся, приобретение ранее, использование примеров воспитательного характера, запись тезисов лекции, составление хронологической таблицы событий и жизнь писателя.
Чаще всего использую урок-лекцию с элементами беседы и привлечением учащихся. Основа такого урока - живой, поэтичный рассказ, воссоздающий творческий портрет изучаемого автора.
Приведу, к примеру фрагмент урока в 7 классе - изучение биографии И. И. Тургенева.
Перед лекцией, чтобы заинтересовать учащихся, вызвать желание глубже познакомиться не просто с писателем, но и с очень интересным человеком, вниманию ученика предложила рассмотреть несколько портретов писателя в разные периоды его жизни и ответить на вопросы:
1. Кто здесь изображён?
Учащиеся без труда называет имя великого русского писателя И.С.Тургенева.
Дальше идёт осмысление, именно осмысление, а не только воспроизведение чего-то услышанного. Здесь нужно так продумать вопросы, которые бы разбудили мысль ученика, призвали его думать, находить ответ через собственную поисковую деятельность, собственное умственное напряжение. Нужны вопросы, в результате которых рождаются новые знания, добываемые самим учеником.
Ставлю перед учащимися проблемный вопрос:
2. Как вы думаете, почему на всех портретах у писателя очень грустный взгляд?
Зачитываю письма Тургенева, воспоминания современников. Учащиеся дают правильные ответы. Делаю обобщение: И. С. Тургенев - великий русский писатель, автор замечательных романов, повестей, рассказов - прожил большую жизнь, но она была омрачена вынужденностью прожить её на чужбине, поэтому в его глазах запечатлены грусть, тоска по Родине. Делаю акцент на нравственные ценности писателя.
Только такая работа, в ходе которой ученик встречается с задачей, требующей активного поиска, раздумья, умения рассуждать, сопоставлять самостоятельно делать выводы, имеет развивающее значение.
Разный уровень подготовленности учащихся требует дифференцированного подхода. С этой целью при закреплении использую проблемные вопросы, сформулированные на высоком, среднем и низком уровнях проблемности.
Для низкого уровня:
- Как называли И. С. Тургенева современники?
Здесь для ответа большего напряжения не требуется, надо запомнить или сразу найти готовый ответ в книге.
Для среднего уровня:
- Почему Тургенева называли певцом русской земли?
Этот вопрос требует уже большего напряжения мысли.
Для высокого уровня:
- Каким было детство Тургенева? Почему у сына богатой помещицы детство было безрадостным?
Ясно, что на эти вопросы нет готовых ответов в книге они требуют обдуманного чтения и обобщения, а это и есть мыслительный процесс.
Помимо умения отвечать на вопросы, учитель должен учить школьника и пересказу услышанного, прочитанного. Многие ученики останавливаются перед трудностями - неумением связно пересказывать. Столкнувшись с трудностью, они предпочитают молчание, хотя прекрасно поняли содержание, активно восприняли всё, но воспроизвести не могут, потому что у них беден активный словарный запас. Конечно, в классе есть 3-4 ученика, которые справляются с пересказом, остальным же нужна помощь. Тут ученику важна опора.
Опорные конспекты, опорные схемы, опорные сигналы предложенные учителями-новаторами, широко практикуется в школах. Я применяю опорные карточки.
Например, предлагаю ученикам рассказать о детстве И.С.Тургенева. Ученики не решаются, рук мало. Тогда вывешиваю картину, под которой опорные слова. Ученик, таким образом, получает сразу две опоры - картину и лексику. Это задание дифференцирую: сильные ученики сами составляют карточки, средние - рассказывают по готовым опорным карточкам, слабые ученики записывают опорные слова, слушают ответы, а потом отвечают.
Карточка №1
Наглядность: общий вид Спасского-Лутовинова, портреты.
Наглядность: виды имения, университет, карта поездок писателя
Слова и словосочетания: не жалела средств, иностранные гувернеры, свободно владел, Лобанов, частная школа, передовые русские люди, благородный, непримиримая борьба.
Большинство учащихся понимают, что повороты сюжета, события в жизни героя дают повод для размышления о чем-то важном и значительном. У учащихся появляется интерес к изучению данного произведения.
Или, к примеру, в 7 классе при изучении биографии М. Ю. Лермонтова прошу составить хронологическую таблицу жизни и творчества писателя. С этой целью ставлю такой вопрос:
- О чем говорят эти даты?
Учащиеся записывают в своих тетрадках даты, а дома им нужно заполнить фактами из жизни Лермонтова.
Такой метод изучения биографии писателя активизирует мыслительную деятельность учащихся, подготавливают их в ходе поиска к заинтересованному и эмоцианальному восприятию его произведений.
Хронологическая таблица:
1814 - Родился в Москве. Детство прошло в Тарханах, имении бабушки. “Ужасная судьба отца и сына - жить розно”
1825 - Восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге. Лермонтов - идейный наследник декабристов.
1827 - Переезд в Москву.
1828 - Поступил в Благородный пансион при Московском университете. В пансионное царил дух свободомыслия.
1830 - Поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Роман “Вадим” “Два страшных года”.
1834 - Офицер лейб-гвардии гусарского полка. Светская жизнь. Драма “Маскарад”.
1837 - “Смерть поэта”. Первая ссылка на Кавказ. “Мцыри”, “Демон”, “Герой нашего времени”.
1839 - Годы поэтической зрелости. “Дума”. Дуэль с Барантом. Арест.
1840 - Встреча с Белинским. “Глубокий и могучий дух! Как он верно смотрит на искусство.
Начало 1841 - Вторая ссылка на Кавказ.
15 июня 1841 - Гибель поэта.
Выводы мои по применению “опорных карточек” таковы:
1. Они служат использованию наглядных средств для выработки навыков рассказывания, пересказа;
2. Повышает интерес учащихся доступностью и простотой;
3. Предоставляет ученикам возможность самостоятельно осваивать трудный материал;
5. Помогает осуществлять сотрудничество учеников с учителем, потому что опорные карточки составляются с классом с помощью учителя, и учащиеся чувствуют себя ”создателями”, открывателями нового;
6. Всемерно содействуют процессу ”Раскрепощения” детей; они чувствуют опору, даже слабые ученики работают увереннее; предоставляется возможность для роста сильных и предотвращения отставания слабых.
Для выявления знаний учащихся, их объективной оценки в интересной форме использовала урок - зачёт, на котором ученики самостоятельно мобилизуют все свои силы.
Вот, например устный зачётный урок по биографии И. С. Тургенева в 7 классе. Члены двух команд по очереди задают соперникам задания:
1. Рассказать один из эпизодов жизни писателя /даты в хронологической последовательности, лексика, названия эпизодов из жизни писателя записаны на доске/.
2. Оформить и задать соперникам проблемные вопросы, чтобы ответы на них были продуктивного характера, с выведением новой лексики.
Два сильных ученика становятся членами жюри. Они записывают, анализируют и оценивают ответы товарищей, учитывая при этом мнение и учащихся, и учителя.
Чтобы не ослабевал интерес учащихся к урокам литературы, необходимо периодически включать ребят в какую-либо форму творческой деятельности. Виды работы могут быть разными.
Урок-пресс-конференция. Этот урок можно проводить после изучения жизни и творчества какого-нибудь писателя. Он помогает обобщить изученный материал, закрепить его, выявить знания учащихся, активизировать их самостоятельную деятельность. Главное достоинство такого урока в том, что в работе его участвует практически весь класс.
Класс делится на две группы: “корреспонденты” литературных газет, журналов и “гости” пресс-конференции - критики. “Корреспонденты” заранее самостоятельно составляют интересные вопросы о жизни и творчестве изучаемого писателя. “Гости” конференции, разумеется, не знают этих вопросов, их задача - хорошо подготовится к уроку, повторив всё изученное по теме. Условия игры: чем интереснее и труднее вопрос, тем выше его оценка; за каждый правильный ответ – 0,5 балла. Ведущим ”конференции” должен быть сам учитель, он следит за вопросами и ответами, обобщает, дополняет их, поясняет, направляет учеников.
В целях развития речи учащихся, их творческих способностей, советую в конце тетради выделить несколько листов и озаглавить ”Листок литературного журнала”. Туда учащиеся записывает интересные и малоизвестные факты из жизни писателей, музыкантов, художников. Помещает иллюстрации к произведениям.
Вооружать учащихся умениями анализа художественного текста - обязательное условие развития их читательской самостоятельности. Для этого недостаточно анализировать произведение на уроке, необходимо создавать условия для переноса формулируемых умений в самостоятельную читательскую деятельность школьников, которая, как правило, осуществляется в процессе выполнения домашних заданий.
Повесть А. С. Пушкина ”Дубровский” - первое крупное эпическое произведение в курсе 6-ого класса. Как свидетельствует опыт, учащиеся не воспринимают его достаточно глубоко, многое им остается непонятным.
До изучения повести в классе, после того, как учащиеся самостоятельно прочитали её предложила домашнее задание игрового характера:
- Представьте, что все вы учителя. Подумайте, какой вопрос задали вы своим ученикам, чтобы проверить, прочитали ли они повесть и поняли её. Задание письменное.
Прочитав их вопросы, выбираю наиболее характерные. На следующем уроке, знакомя с ними детей, предлагаю определить, какие из вопросов они считают наиболее важными и интересным для обсуждения в классе.
Вопросов, выявляющих знание лишь фактической стороны произведения почти не было. Дети почувствовали незаконченность повествования: ”Интересно, чтобы каждый дописал повесть, придумал окончание”, ”Какой будет жизнь Марьи Карловны?”
У них возникает интерес к истории создания произведения, к авторскому замыслу: ”Были ли на самом деле события, описанные в повести?”, ”Что хотел сказать Пушкин повестью?”
Видят героя во взаимоотношениях с другими персонажами, сопоставляют их: ”Какой был характер у Дубровского и какой у Троекурова?”, ”Почему между А. Дубровским и Троекуровым была дружба?”
Выделяют основные события в жизни героя: ”Назовите главные события в жизни Владимира Дубровского”.
А главное - обнаружился интерес к социально-нравственным сторонам произведения: ”Почему Владимир Дубровский вернул деньги приказчику?”,”Что толкнуло Троекурова отдать Машу замуж за князя Верейского?”,”Почему Маша отказалась от помощи Дубровского?”, ”За что люди любят Владимира Дубровского”,”Почему суд поддержал Троекурова?”.
Литература учит видеть и понимать объективный мир и самих себя, учит мыслить и чувствовать и высказывать свои мысли и чувства. Следовательно, в процессе изучения литературы в школе существенно не только приобретение круга знаний по истории и теории литературы, но и развитие культуры переживаний, воспитание чувств, мироощущение учащегося, развитие его мысли и языка.
Чтение - процесс творческий, но хорошая книга не всегда легка и доступна, она требует напряжённого внимания и работы мысли. Никакое произведение не может быть понятно, как бы оно ни было прекрасно, как бы велика ни была в нём сила внушения или запечатления, если читатель сам, самостоятельно, на свой страх и риск не пройдет в собственном сознании по пути, намеченному в произведении автором.
Читая произведения прошлого и настоящего, учащиеся должны радоваться и печалится, размышлять и спорить, находить в них ответы на волнующие вопросы. Конечно, не каждое произведение может увлечь учащихся, но возбуждение живого интереса к нему в той или иной степени -необходимо. Естественно, что при творческой работе над произведением степень и качество понимания его будут различны у каждого учащегося. Одной из эффективных форм обучения и воспитания в этом направлении являются уроки-диспуты.
Для чего учителю и учащимся нужен урок-диспут? Только для обеспечения разнообразия форм учебной работы, или, быть может, это только дань времени? Нет, ни то, ни другое.
Урок-диспут - это форма коллективной познавательной деятельности класса, в которой одновременно ярко проявляется и формируется личность каждого ученика. На таком уроке учащиеся активно мыслят, они имеют возможность проверить собственную точку зрения, обоснованно спорить, отстаивать свои позиции, учатся анализировать и сравнивать, то есть учатся мыслить творчески, самостоятельно.
Один из заключительных уроков по повести А.С.Пушкина ”Дубровский” тематически предполагает сравнение образов князя Верейского и Троекурова. Урок решила провести в форме диспута. Почему именно урок-диспут? Диспут здесь уместен потому, что читательское восприятие учащихся, по моему убеждению, часто обеляет или обходит стороной Верейского и очерняет Троекурова. Читательское восприятие, таким образом, расходятся с авторской позицией. Диспут же, как форма урока, способен приблизить учеников к всесторонней характеристике героев. Но я заметила, что в средних классах диспут трудно готовить заранее. Здесь дискуссия на уроке развивается не по заданным вопросам, а более непосредственно, как бы возникающим в ходе разговора.
Вот какие вопросы разбирались в ходе диспута:
- Что отличает характеры, образ жизни, интересы Троекурова и Верейского? - - Как личность этих героев сказывается на их внешности и общем виде их усадеб: Покровского и Арбатова?
- Как относится Троекуров и Верейский к своим крестьянам?
- Почему Троекуров был чрезвычайно доволен посещением Верейского?
- Чем объясняется любезность князя? Искренен ли он в отношении к Троекурову?
- Как отнеслась к Верейскому Маша? Что изменило ее отношение к князю? - Почему Верейский и Троекуров решили ускорить свадьбу? Кому из них легче переступить через горе Маши?
- Почему в Троекурове побеждает решение выдать Марию Кириловну за князя? - В каких эпизодах Пушкин раскрывает грубость Троекурова и жесткость Верейского?
- Как объяснятся в повести самодурство, надменность Троекурова?
- Есть ли в Троекурове качества, которые вас привлекают?
- Как относятся Троекуров и Верейский к Владимиру Дубровскому?
- Кто из них больше виноват в поражении героя повести?
В ходе диспута ученики сумели открыть жесткость Верейского. Он сватается к девушке, которая его не любит и для которой брак с ним будет несчастьем. Он показывает письмо Маши, написанное в надежде на его великодушие, отцу, своенравие которого Верейскому хорошо известно. Князь стреляет в Дубровского, хотя тот не пытается прибегнуть к насилию. Учащиеся обращают внимание на утончённость манер князя, его пресыщенность, неестественность. Но он так далек от благородства, порядочности, человечности, что дети, понимая это, обвиняют Верейского беспощадно. Ученики без труда перечисляют и дурные свойства Троекурова, приведя примеры его сумасбродства, наглой грубости. Понимают, что богатство, знатный род и связи развивают в Троекурове властолюбие, тщеславие, своенравие и капризы, необузданность желаний, грубость и презрительную надменность. Всесилие превращает его в самовлюбленного и нетерпеливого тирана. Представители власти униженно лебезят перед ним, добиваясь его расположения и выполняя его прихоти. Заседатель Шабашкин, прежний и новый исправник, судья и приказные оказываются не слугами закона, а прислужниками Троекурова.
Эпизод на псарне и праздник в Покровском обнаруживают в Троекурове постоянную способность тщеславиться всем, что только ни окружало его. Всех приглашенных помещиков Троекуров превращает в своих холопов. Они садятся, встают, хохочут, едят вслед за ним.
Шутки Троекурова унижают и исправника, и Спицына. Гости не только терпят издевательства, но чувствуют себя виноватыми. Тщеславное желание породниться с князем побуждает Троекурова отдать Машу за Верейского.
Обо всем этом учащиеся говорили, спорили, доказывали, приводили примеры, опираясь на текст.
В процессе диспута выяснилось и другое: учащиеся, сравнивая обоих персонажей, говорили, что Троекуров лучше князя. В нем не заглушена совесть, обосновывая примерами. Так, Троекуров первый приехал мириться к Андрею Гавриловичу Дубровскому. Или, он сумел оценить независимость Дефоржа и достоинства смелого разбойника Дубровского.
Ставлю вопрос на развитие мысли учащихся:
- Только ли поступками Троекурова и Верейского можно объяснить причины поражения героя?
Тем самым, пытаюсь подвести учащихся к выводу, что человеческая судьба в какой-то мере зависит от хода истории, социальные конфликты определяют человеческие отношения.
В разрешении проблемной ситуации на диспуте моя роль, как учителя, была весьма активной. Пришлось прокладывать русло разговора, предлагая классу вопросы, помогая формулировать точки зрения, уточнять разность позиций и, наконец, прийти к общему истолкованию художественного текста. Данная форма урока была бы неполной, если бы не был подведен итог работы каждого ученика и не оценен. Поэтому в конце урока были выставлены оценки с комментариями.
Если уроки-диспуты удаются, можно не сомневаться, что ученики после урока продолжают мысль, будут спорить, обращаться к литературе. Главный же итог такого урока – нравственное становление учащихся.
Активизируют мыслительную деятельность учащихся, обогащая внутренний мир детей, воздействуя на ум и сердце, и уроки-путешествия по памятным местам, связанным с жизнью писателя.
Хочется поделиться опытом проведения заочной экскурсии. Уроки литературы, построенные в форме экскурсий – заочных путешествий по памятным местам, целесообразно проводить как обобщение, когда учащиеся усвоили материал о жизни писателя. В этом случае «посещение» дома-музея писателя, углубит знания школьников, будет способствовать развитию их интереса к писателю. Как к человеку и, конечно, к его произведениям. После изучения жизни Н.А. Некрасова мы с шестиклассниками совершили заочную экскурсию. По некрасовским местам России. На занятии ученики побывали и в роли экскурсоводов, и в роли активных зрителей и слушателей. Был подобран текстовый и иллюстративный материал. Выступления на уроке сопровождались показом мультимедийной презентации.
На экране слова: «Всему начало здесь, в краю моем родимом!» (Н.А Некрасов «Родина»).
Урок начинается вступительным словом учителя:
- Известный писатель К.Г. Паустовский говорил: «Я не знаю, в чем очарованье мест связанных с памятью замечательных людей. Но оно бесспорно. В нем соединяются гордость за силу человеческого духа, пение стихов, доносящихся как бы из далекой глубокой полевой дали, ясное ощущение, что время теряет в таких случаях свою разрушительную силу, что забвения нет…» Действительно, есть в нашей стране, у каждого народа места, которые всегда будут дороги нам, потому что они – слава и гордость народа, вечная ценность его. Много таких мест и в России.
Сегодня мы с вами совершим заочные экскурсии в ряд памятных мест, которые связаны с именем Николая Алексеевича Некрасова.
Наше первое путешествие – в имение Грешнево бывшей Ярославской губернии, расположенное на берегу великой русской реки Волги.
Первый экскурсовод. И вот они опять, знакомые места, Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста, Текла среди пиров, бессмысленного чванства, Разврата грязного и мелкого тиранства. (. Некрасов. «Родина» )
«Сельцо Грешнево стоит на низовой Ярославско-Костромской дороге. Тогда же она называлась Сибирскою и Владимиркой. Барский дом выходит на самую дорогу, и все, что по ней шло и ехало, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, было постоянной пищей нашего детского любопытства» (Н.А.Некрасов. «Автобиография»).
Не время на всем оставляет свой след: разрушаются памятники культуры, меняется облик сёл, городов, деревень. Так, от всей усадьбы в Грешневе сохранилась лишь музыкантская, да остатки некогда обширного сада со старым колодцем в глубине его.
Сгорело ты, гнездо моих отцов! Мой сад заглох, мой дом бесследно сгинул, Но я реки любимой не покинул. Вблизи ее песчаных берегов Я и теперь на лето укрываюсь И, отдохнув, в столицу возвращаюсь. С Запасом сил и ворохом стихов. (Н.А.Некрасов. «Уныние»)
Второй экскурсовод.
Детство и юность оставили у поэта на всю жизнь тяжелые, мрачные воспоминания. Отец Некрасова был грубым, невежественными помещиком. А мать, Елена Андреевна, в противоположность ему, - добрая, ласковая, достаточно хорошо образованная женщина.
- Показывается вид села Абакумцево, могила матери поэта.
В сторону от больших городов,
Посреди бесконечных лугов.
За селом, на горе невысокой,
Вся дела, вся видна при луне,
Церковь старая чудится мне,
И на белой церковной стене
Отражается крест одинокий
Повидайся со мною, родимая!
Появись легкой тенью на миг!
Всю ты жизнь прожила нелюбимая.
Всю ты жизнь прожила для других.
С головой, бурям жизни открытою,
Весь свой век под грозою сердитою
Постояла ты – грудью своей
Защищая любимых детей
(Н.А.Некрасов. «Рыцарь на час»)
Третий экскурсовод.
Здесь, в Абакумцеве, стоит за железной решёткой скромный памятник их белого мрамора на гранитном основании. На памятнике вырезана краткая надпись: «Елена Андреевна Некрасова. Скончалась 29 июля 1841 года». Отец Некрасова погребен в фамильном склепе, о котором поэт, обращаясь к памяти матери, писал:
Я рад, что ты не под семейным сводом Погребена – там душно, солнца нет. Не будет там лежать и твой поэт.
«Семейный свод» - склеп Некрасовых помещается небольшой, построенный из кирпича в углу церковной ограды. Стены в часовни покрыты живописью…» (Н.С.Ашукин, «В некрасовских местах»)
Четвертый экскурсовод.
Некрасов никогда надолго не открывался от родных Костромских, Ярославских и Новгородских мест. Вернувшись их поездки по Европе, поэт восклицает:
Всё, рожь кругом, да степь живая. Ни замков, ни морей, ни гор… Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор!
Некрасов постоянно приезжал в Грешнево, в позднее в Карабиху, где у него было много друзей их крестьян, особенно охотников. Именно здесь, в деревне, в общении с народом он собирал материалы для своих бессмертных произведений.
Пятый экскурсовод.
Демонстрируются виды усадьбы в Карабихе. Историческая справка. Карабихинская усадьба строилась в конце XVIII века – в начале XIX бывшим ярославским губернатором князем М.Н.Голицыным, у родственников которого и приобрел ее Н.А.Некрасов осенью 1861 года. Жил там брат Некрасова, туда же приезжал из Петербурга поэт.
Усадьба была некогда богатой и обширной. Многое сохранилось и сегодня. Слева от въезда в усадьбе находился большой двухэтажный барский дом, с запада и востока к дому примыкали два каменных двухэтажных флигеля. Все это было окрашено в белый цвет. В одном из флигелей жил, приезжая, Некрасов.
У поэта есть строки:
Опять она, родная сторона,
С ее зеленым, благодатным летом,
И вновь душа поэзией полна…
Да, только здесь могу я быть поэтом! (Н.Некрасов «Начало поэмы») В своем кабинете Н.А. Некрасов вел деловую переписку… Стены кабинета были оклеены полосатыми обоями в серо-зеленых тонах… Гардины были такого же зеленоватого цвета.
Шестой экскурсовод.
Крестьяне верили Некрасову, любили и считали его своим другом. Поэт также хотел сделать полезное дело для крестьянских детей. Об этом он пишет директору училищ Ярославской губернии, в селе Абакумцево, училище для обучения крестьянских детей грамоте. Все расходы для содержания дома для училища и наем учителя…обязуюсь принять на мой собственный счет. Ученики освобождаются от всякой платы, обеспечиваются бесплатными книгами и пособиями». – из прошения Н.А.Некрасова. Текст прошения показывается.
Седьмой экскурсовод.
В Петербурге Н.А. Некрасов провел большую часть своей жизни. Расскажу вам о доме, в котором жил поэт…Комнаты в доме,…Кого только они не видели! Это исторические комнаты. По понедельникам сюда являлись сотрудниками журнала «Современник», а затем – «Отечественных записок». …В другие дни и часы здесь шла откровенная беседа. История этих комнат есть история литературных отношений целой эпохи, история русской журналистики. (П.А.Гайдебуров, «Литературно-житейские записки»)
Восьмой экскурсовод.
«У Некрасова в кабинете всегда был беспорядок, на окнах лежали книги, рукописи, журналы, газеты, корректурные листы. А на его письменном столе был какой-то хаос. Но Некрасов в этом хаосе как-то разбирался. Днем поэту мешали писать: постоянно приходили посетители. Ему надо было часто ездить к цензорам в комитет, в типографию, читать рукописи, которые присылались их провинции, и те, которые лично приносили сами авторы. Дела было много для одного человека. (А.Я.Панаева. «Воспоминания»)
Девятый экскурсовод.
В этом кабинете провел Некрасов и свои последние годы жизни. Тяжелобольной поэт работает, мечтает, творит. В этом кабинете он подвел итог своего творческого пути. Здесь с особой силой прозвучали думы поэта о неразрывной связи его поэзии с народом, его горячая вера в освобождение народа.
Десятый экскурсовод.
Я лиру посвятил народу своему Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил – и сердцем я спокоен… Усни, страдалец терпеливый! Свободной, гордой и счастливой Увидишь Родину свою… Уступит свету мрак упрямый. Услышишь песенку свою Над Волгой, над Окой, над Камой… (Н.А.некрасов. «Элегия»)
Одиннадцатый экскурсовод.
Восьмого января 1878 года Некрасов умер. Был ясный морозный день. У дома, где жил поэт, уже в восемь часов устра стали собираться люди, толпы людей... . В то утро первым принесли на гроб венок «От русских женщин». В начало десятого часа литераторы и учащихся молодежь вынесли гроб из квартиры и решили нести его на руках до кладбища…Тысячи людей шли за гробом. На кладбище народу было еще больше… На могиле поэта произносились речи, читались стихи. Похороны Н.А.Некрасова носили характер демонстрации (П.А Засодимский. «Воспоминания»).
Заключительное слово учителя.
Вот и закончилась наша «заочная» экскурсия по памятным местам, связанным с жизнью великого русского поэта-демократа Н.А.Некрасова. Он всю жизнь мечтал о лучшей доле русского народа. Это о нем писал Н.Г.Чернышевский: «…я убежден: его слава будет бессмертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов…» Н.А.Некрасов верил, что Родина его будет счастливой и свободной. Память о Некрасове дорога нам, она священна. И пусть все, что связано с его жизнью, храниться всегда.
Литература
Давыдов В. Проблемы развивающегося обучения. М., 1986г.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991