kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится о формировании у детей полноценного навыка чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Формирование правильной читательской деятельности младших школьников

Белобородова И.Ф.

МБОУ СОШ № 9

Учитель начальных классов

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности. Успешность ребенка в учебе находится в прямой зависимости от его начитанности. Через чтение ребенок обогащает словарный запас, формирует навык грамотного письма, развивает свои память и воображение. Читая, он учится сопереживать, обогащает личный опыт. Эмоционально общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта и формирование эмоционально-ценностных отношений младшего школьника.

В наш век научно-технического прогресса, в котором господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению, но объем  информации в мире каждое десятилетие удваивается. В связи с этим возникла проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения. Она волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную роль в образовании и развитии личности ребенка, в формирование смыслового чтения является одним из приоритетных направлений реализации ФГОС НОО. 

Главной задачей начальной школы является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.

Чтобы чтение было эффективным, во-первых, важно научить ребенка пользоваться книгой, что включает:

    1. Предварительный просмотр книги – это первоначальное знакомство с книгой. Просмотр титульного листа, аннотации, оглавления, предисловия и послесловия позволяют составить общее представление о содержании книги.

  1. Систематическое чтение с карандашом в руке. Чтобы отметить нужные места, полезно пользоваться закладками. Они могут не только отмечать страницы книг, но и нести разную информацию. Больше того, закладки помогут организовать труд, – на них можно делать и заметки.

  2. План – это коротко записанные мысли и заголовки, это «скелет» произведения. Запись в виде плана учит четко формулировать свои мысли.

Осознанность чтения – следующий и самый важный параметр. «Читать и не понимать – то же, что совсем не читать», писал Я. Коменский [1,35]. Современный ученик должен владеть высокой техникой чтения, приемами понимания прочитанного, любить книги и уметь их выбирать.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет смысловым чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Осмысление, прогнозирование текста, его актуализация имеют всегда личностный характер, обусловленный психологическими внутренними особенностями субъекта, и оказывают на читателя индивидуальные действия. Это обстоятельство нужно учитывать при обучении младших школьников [1;36].

Новый нетрадиционный подход к обучению в рамках образовательной системы «Школа 2100», содержание программы по Литературному чтению, сквозные герои помогают активизировать учебный процесс. Цель школьного курса «Литературное чтение» в 1- 4 классе – подготовить ученика к будущему, сформировать устойчивый интерес к чтению.

Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:

  • умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;

  • сопереживать героям и автору;

  • понять главную мысль произведения, его идею;

  • осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи.

 Основой работы с текстом является технология формирования типа правильной читательской деятельности, практикуемая в ОС «Школа 2100». Она представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг. На первом этапе организуется работа с текстом до чтения (5-10 мин.), на втором – работа с текстом во время чтения (15-20 мин) и на третьем – работа с текстом после чтения (10-15 мин.).

Повысить интерес у слабо читающих детей к чтению и развивать навык смыслового чтения у хорошо читающих возможно через применение различных типов творческих уроков: конкурсов, викторин, уроков-праздников, путешествий по сказкам и др.

Самостоятельное домашнее чтение учебно-познавательных и литературных текстов с выполнением творческих заданий по содержанию прочитанного также обеспечивают индивидуальное развитие школьников. Формой контроля этой самостоятельной деятельности являются тестирование и опросы, которые показывают, насколько дети поняли прочитанное.

Одним из основных приемов понимания текста является самостоятельная постановка вопросов учащимися и поиск ответов на них. Ставя вопросы, ученик анализирует материал, подвергает его умственному досмотру, выделяет главное, нащупывает новые связи, не всегда для него ясные, находит у себя слабые места, пробелы, стремясь их заполнить.

В работе могут применяться следующие основные типы вопросов для осмысления текста [2;42]:

    1. Простые вопросы. Отвечая на них, обучающиеся воспроизводят текстовую информацию.

    2. Уточняющие вопросы. Начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то…?» Представляют собеседнику обратную связь относительно того, что он только что сказал.

    3. Объясняющие вопросы. Начинаются со слова: «Почему?». Направлены на установление причинно-следственных связей.

    4. Творческие вопросы. Начинаются со слов: «Что бы изменилось, если бы…?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»

    5. Оценочные вопросы. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?». Направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

    6. Практические вопросы. «Как бы вы поступили на месте героя?» Направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

Умение читать не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Под грамотностью чтения понимается способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

Литература


  1. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. - 2007. - № 8. - С. 35-43.

  2. Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей. - / Сост. В.А. Лазарева. М.: Педагогический университет «Первое сентября». – 2005. – С. 40-46.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Автор: Белобородова Ирина Фёдоровна

Дата: 22.12.2016

Номер свидетельства: 372407

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Статья "Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности младших школьников""
    ["seo_title"] => string(127) "statiaprimienieniietiekhnologhiiproduktivnoghochtieniiadliaformirovaniiapravilnoichitatielskoidieiatielnostimladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "328562"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1463660175"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности младших школьников "
    ["seo_title"] => string(135) "primienieniie-tiekhnologhii-produktivnogho-chtieniia-dlia-formirovaniia-pravil-noi-chitatiel-skoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "219517"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434255531"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Исследовательская  деятельность на тему : «Работа над формированием навыков качества чтения младших школьников» "
    ["seo_title"] => string(121) "issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-na-tiemu-rabota-nad-formirovaniiem-navykov-kachiestva-chtieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "112908"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1408984543"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности: рефлексия опыта. "
    ["seo_title"] => string(107) "priobshchieniie-mladshikh-shkol-nikov-k-samostoiatiel-noi-chitatiel-skoi-dieiatiel-nosti-rieflieksiia-opyta"
    ["file_id"] => string(6) "104646"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402744229"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Развитие функциональной грамотности у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(62) "razvitiie_funktsional_noi_ghramotnosti_u_mladshikh_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "391951"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1487134270"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства