Дифференцированный подход при организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках литературы
Дифференцированный подход при организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках литературы
Приводятся примеры дифференцированной работы на уроках литературы в старших классах, где обучающимся трех групп предлагаются различные задания. Подбор заданий для самостоятельной работы учащихся разработан с учетом их уровня коммуникативной компетентности: низкий уровень - репродуктивная деятельность, средний уровень - реконструктивная деятельность, высокий уровень - продуктивная деятельность. Для низкого уровня коммуникативной компетентности представлены задания на анализ-синтез (выбрать правильный ответ в параграфе, дать описание чего-то, изложить материал учебника, ответить на вопросы и.т.д.), для среднего уровня - задания на сравнение, обобщение, классификацию (составить сложный план, заполнить сравнительную таблицу и.т.д.), для высокого уровня - задание на выявление, понимание, объяснение причинно-следственных связей (доказать, написать творческое задание,задание исследовательского характера).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный подход при организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках литературы »
Дифференцированная работа на уроках литературы
Разноуровневые задания
Тема: « И. С. Тургенев. «Русь помнит…» (очерк жизни и творчества Тургенева)».
Карточка-задание № 1
Подготовить выразительное чтение и пересказ основных сведений биографии писателя по учебнику.
Карточка-задание № 2
Подготовить ответ на вопрос: «Какие события истории повлияли на формирование творчества И. С. Тургенева?»
Карточка-задание № 3
Подготовить сообщение на тему «И. С. Тургенев и журнал «Современник» ».
Тема: «Сказки М. Е. Салтыкова - Щедрина»
Карточка-задание № 1
Выразительно пересказать отдельные фрагменты сказки, определить главную мысль произведения.
Карточка-задание № 2
Ответить на вопросы по учебнику, провести сравнительную характеристику героев.
Карточка-задание № 3
Написать свою сказку, используя художественные средства писателя - сатирика.
Тема: «Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» «Лицо трагическое (образ Евгения Базарова).
Карточка-задание № 1
Изучить статью по теме учебника, заполнить таблицу, слушая ответы одноклассников
Разногласия во взглядах
Павел Петрович Кирсанов
Евгений Базаров
На аристократизм
На народ
На искусство
На «вечные» ценности
Карточка-задание № 2
1.Изучить статью по теме учебника, заполнить таблицу, слушая ответы одноклассников
Разногласия во взглядах
Павел Петрович Кирсанов
Евгений Базаров
На аристократизм
На народ
На искусство
На «вечные» ценности
2. Проанализировать сцену дуэли Павла Петровича и Базарова. Обратить внимание на поведение персонажей.
Карточка-задание № 3
Изучить статью по теме учебника, заполнить таблицу, слушая ответы одноклассников
Разногласия во взглядах
Павел Петрович Кирсанов
Евгений Базаров
На аристократизм
На народ
На искусство
На «вечные» ценности
Дать собственную оценку идейным установкам противоборствующих сторон, после заполнения таблицы ответить на вопрос: «Какую художественную функцию выполняет антитеза?».
Тема: Сергей Есенин как национальный поэт.
«Я люблю родину. Я очень люблю родину».
Карточка-задание № 1
1.Подготовить наизусть чтение стихотворений С. Есенина о Родине.
2. Оформить плакат по заданной теме.
Карточка-задание № 2
1.Найти примеры цветового изображения и выявить, какие цвета преобладают в стихах Есенина.
Доказать, что поэзия С. Есенина имеет фольклорное начало. Исследовать стихотворения поэта, найти особенности творческого метода С. Есенина: песенное начало, особое звучание. Зачитать примеры, где в лирике Есенина чувствуется и движение, и звуки, и краски.
Тема: А. А. Ахматова. Ранняя лирика.
Карточка-задание № 1
Рассмотрите стихотворение А. Ахматовой «Любовь». Расскажите о своем восприятии произведения, дайте оценку.
Карточка-задание № 2
Как изображена боль расставания в стихотворениях «Не будем пить из одного стакана…», «Проводила друга до передней…»? Какие художественные приемы использует автор?
Карточка-задание № 3
Сравните изображение Петербурга и Москвы в лирике А. Ахматовой.
Тема: В. С. Гроссман. «Жизнь и судьба»
Карточка-задание № 1
Расскажите об истории создания романа, о том, как он был спасен и возвращен в литературу.
Карточка-задание № 2
Почему в своем романе В. С. Гроссман ставит знак равенства между понятием свободы и жизни? Докажите это на примерах из текста.
Карточка-задание № 3
Проанализируйте эпизод «Смерть в газовой камере». Объясните, почему люди надеялись на спасение и не понимали, что идут на смерть. Прокомментируйте позицию автора.