ЧТЕНИЕ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классов», под редакцией В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2009. На основе учебного плана МБОУ «Первомайская сош» на 2015-2016 учебный год для учащихся специальных (коррекционных) классов viii вида. Программа по чтению и развитию речи составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник 1» изд. «ВЛАДОС», 2011г. Общая характеристика учебного предмета На уроках чтения в 5—9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В нём конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого и нравственного развития и воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения учебным предметом Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей (коррекционного) образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся . Цели обучения: основная цель обучения чтению состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие обучающихся; помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной речи; пользоваться родным языком в жизни как основным средством общения ; формировать навыки грамотной связной речи. Задачи изучения курса в контексте основных педагогических задач образ6ования Основными задачами обучения чтению в коррекционной школе являются : научить школьников читать доступный их пониманию текст вслух и «про себя»; осмысленно воспринимать прочитанное; сформировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения; совершенствовать этот навык на материале чтения более сложных художественных произведений; в процессе обучения последовательно формировать умение самостоятельно разбираться в содержании прочитанного; развивая связную устную речь, способствовать обогащению и уточнению словарного запаса, обучению правильному построению предложений; учить правильному , полному и последовательному пересказу. Коррекционные цели и задачи курса: развитие речи; развитие техники чтения. коррекция и развитие слуховой и зрительной памяти. коррекция и развитие логического мышления на основе определения темы, главной мысли, связей в тексте, сравнений и характеристик главных героев. развитие умения пересказывать, выразительно читать, читать наизусть развитие умения отвечать на вопросы, находить ответы в тексте посредством заданий развивать стремление и интерес к самостоятельной творческой деятельности. Основные формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: Занятия по данной программе проводятся в форме урока (45мин). Основные типы уроков: изучение нового материала с опорой на наглядные и методические пособия, разнообразные по форме и содержанию, показ презентаций по темам и т.д.; комбинированные уроки; обобщение и систематизация пройденного материала с использованием дидактических и ролевых игр, средств ТСО. нестандартные уроки (уроки-игры и т.п.) Основными методами урока являются: словесные – чтение, рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр практические – пересказывание, ответы на вопросы, тесты. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ по чтению и развитию речи Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника. При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению. Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки — за грамотность и изложение содержания в основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3—4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной. В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. Задача проверки техники чтения заключается прежде всего в выявлении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи. Межпредметные связи На уроках чтения и развития речи осуществляется связь с предметами: русский язык, ознакомление с окружающим миром, рисование, музыка. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для данного учебного предмета являются умения: - правильное чтение текста. - работа с текстом (подбор заголовка, разбивка на смысловые части, составление плана, ответы на вопросы и т. д.); - грамотное и логически правильное изложение собственных мыслей при рассказывании и пересказывании. Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8класса. Учащийся должен уметь: - читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами (вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя); - отвечать на вопросы учителя; - пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты - самостоятельно. Учащиеся должны знать: наизусть 6—10 стихотворений. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Технические средства обучения. Учебно-практическое оборудование. Классная доска. Магнитные доски. Информационно-образовательные ресурсы. Учебно-методическая литерату Чтение - 5 класс Малышева З.Ф. М.: Просвещение, 2005 г. Чтение - 6 класс. Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. М.: Просвещение, 2006 г. Чтение - 7 класс Аксёнова А.К. М.: Просвещение, 2006 г. Чтение - 8 класс Малышева З.Ф. М.: Просвещение, 2004 г. Чтение - 9 класс Аксёнова А.К., Шишкова М.И. М.: Просвещение, 2006 г. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЧТЕНИЮ 9 КЛАСС 2015-2016 уч. год |