Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классов», под редакцией В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2009.
На основе учебного плана МБОУ «Первомайская сош» на 2015-2016 учебный год для учащихся специальных (коррекционных) классов V III вида.
Программа по чтению и развитию речи составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник 1» изд. «ВЛАДОС», 2011г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Чтение 6 класс коррекции 8 вида »
9
ЧТЕНИЕ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классов», под редакцией В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2009.
На основе учебного плана МБОУ «Первомайская сош» на 2015-2016 учебный год для учащихся специальных (коррекционных) классов V III вида.
Программа по чтению и развитию речи составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник 1» изд. «ВЛАДОС», 2011г.
Общая характеристика учебного предмета
На уроках чтения в 5—9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В нём конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого и нравственного развития и воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения учебным предметом
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей (коррекционного) образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся .
Цели обучения:
основная цель обучения чтению состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие обучающихся;
помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной речи;
пользоваться родным языком в жизни как основным средством общения ;
формировать навыки грамотной связной речи.
Задачи изучения курса в контексте основных педагогических задач образ6ования
Основными задачами обучения чтению в коррекционной школе являются :
научить школьников читать доступный их пониманию текст вслух и «про себя»;
осмысленно воспринимать прочитанное;
сформировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения; совершенствовать этот навык на материале чтения более сложных художественных произведений;
в процессе обучения последовательно формировать умение самостоятельно разбираться в содержании прочитанного;
учить правильному , полному и последовательному пересказу.
Коррекционные цели и задачи курса:
развитие речи;
развитие техники чтения.
коррекция и развитие слуховой и зрительной памяти.
коррекция и развитие логического мышления на основе определения темы, главной мысли, связей в тексте, сравнений и характеристик главных героев.
развитие умения пересказывать, выразительно читать, читать наизусть
развитие умения отвечать на вопросы, находить ответы в тексте
посредством заданий развивать стремление и интерес к самостоятельной творческой деятельности.
Основные формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся:
Занятия по данной программе проводятся в форме урока (45мин).
Основные типы уроков:
изучение нового материала с опорой на наглядные и методические пособия, разнообразные по форме и содержанию, показ презентаций по темам и т.д.;
комбинированные уроки;
обобщение и систематизация пройденного материала с использованием дидактических и ролевых игр, средств ТСО.
нестандартные уроки (уроки-игры и т.п.)
Основными методами урока являются:
словесные – чтение, рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр
практические – пересказывание, ответы на вопросы, тесты.
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ по чтению и развитию речи
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса. Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.
Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки — за грамотность и изложение содержания в основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3—4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. Задача проверки техники чтения заключается прежде всего в выявлении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи.
Межпредметные связи
На уроках чтения и развития речи осуществляется связь с предметами: русский язык, ознакомление с окружающим миром, рисование, музыка.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для данного учебного предмета являются умения:
- правильное чтение текста.
- работа с текстом (подбор заголовка, разбивка на смысловые части, составление плана, ответы на вопросы и т. д.);
- грамотное и логически правильное изложение собственных мыслей при рассказывании и пересказывании.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса.
Учащийся должен уметь:
- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами (вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя);
- отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты - самостоятельно.
Учащиеся должны знать: наизусть 6—10 стихотворений.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Технические средства обучения.
Учебно-практическое оборудование.
Классная доска.
Магнитные доски.
Информационно-образовательные ресурсы.
Учебно-методическая литература
Чтение - 5 класс Малышева З.Ф. М.: Просвещение, 2005 г.
Чтение - 6 класс. Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. М.: Просвещение, 2006 г.
Чтение - 7 класс Аксёнова А.К. М.: Просвещение, 2006 г.
Чтение - 8 класс Малышева З.Ф. М.: Просвещение, 2004 г.
Чтение - 9 класс Аксёнова А.К., Шишкова М.И. М.: Просвещение, 2006 г.
1.Учитесь видеть прекрасное -32 часа
2.Несметные наши богатства -27 часов
3. Что больше я люблю -34 часа
4. Делать счастье для других -47 часов
Итого: 140 часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЧТЕНИЮ 6 КЛАСС 2015-2016 учебный год
№
дата
По факту
тема
Основные понятия.
Уровень усвоения. Контроль.
Домашнее задание
У Ч И Т Е С Ь В И Д Е Т Ь К Р А С О Т У - 25
1
Отечество.
Что объединяет в себе слово Родина.
Беседа по содержанию.
С 3-4
2
М.Ножкин. Россия
Гордость за свою Россию.
Работа с пословицами и по тексту.
С.4
3
М.Пришвин «Моя Родина»
Охранять природу -значит охранять Родину.
Пересказ от первого лица по плану.
С.5-6
4
В.Бианки. «Сентябрь»
Что происходит осенью в природе.
Беседа по вопросам с.7
С.6-7
5
И.Бунин «Лес, точно терем расписной»
Как озаглавить, выразительное чтение.
Вопросы с.9
С.9-10
6
«Грабитель».
Кого назвали грабителем и почему.
Вопросы с.11
С.10-11
7 8
«Белый домик»
Что за путешествие и что они узнали.
Вопросы с.14-15
С.11-14 с.14-15
9 10 11 12
«Звонкие ключи»
Где жили родители. Кто должен приехать? Почему мальчик заблудился.
Вопросы с.17 вопросы с.19 вопросы с.23
С.15-17 с.17-19 с.19-23
пересказ
1 3 14
Заячьи лапы.
Находка в лесу.
Вопросы с.25
С.23-24 с.24-25
15
Заячьи лапы.
Куда и зачем понесли зайца.
Вопросы с.27
С.25-27
16
Заячьи лапы.
Доброта и отзывчивость людей.
Вопросы с.29
С.27-29
17
Обобщение по тексту
Что вы взяли для себя
Работа по тексту
рисунок
18
Осенний день в березовой роще.
Жизнь осеннего леса.
Вопросы с.30
С.30
19 20
Хитрюга.
Для чего мальчику был нужен еж.
Вопросы с.33
С.31-33 с. рисунок
21
Хитрюга.
Пропажа и поиски ежика
Вопросы с.35
С.33-35
22
В.Бианки. «Октябрь»
О каких делах рассказывает автор
Вопросы с.36
С.35-36
23
Будь человеком.
Что за беда пришла в муравьиный дом.
Вопросы с\38
С.37-38
24
Б.Заходер «Петя мечтает»
О чем мечтает Петя.
Вопросы с.39
С.38-39
25
Слон и муравей.
Чему учит эта сказка.
Вопросы с.41
С.39-41
26 27
Кузнечик Денди.
Дружба животных.
Вопросы с.43-44
С.41-42 с.42-44
28
Как один мальчик играл с палкой
Что значит быть добрым человеком.
С.46
С.44-46
29 30
Пуговкин домик.
Кто такой Пуговка, где жил, чем занимался.
С.49
С.46-49 рисунок
31
Пуговкин домик.
Кого приютил Пуговка в своем домике.
С.51
С.49-51
32
Обобщающий урок по теме «Учитесь видеть прекрасное»