Просмотр содержимого документа
«Аннотация по литературе, 10 класс.»
Аннотация к рабочей программе по литературе
10 класс
Сведения об основных нормативных документах, с учетом которых разработана рабочая программа:
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273(в редакции от 26.07.2019);
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции от 07.06.2017);
Примерная программа среднего общего образования по литературе (базовый уровень)
Учебный план среднего общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Дубровинской средней общеобразовательной школы Вагайского района Тюменской области.
Описание места учебного предмета в учебном плане школы.
Рабочая программа по литературе разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений по литературе 10-11 классы.
Программа рассчитана на преподавание по учебнику-хрестоматии «Литература» 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.И.Коровин, М. Просвещение.
Согласно программе «Литература» по ред. В.И.Коровина, на изучение предмета в 10 классе отводится 102 часа (3 часа в неделю).
Цель литературного образования определяет характер отдельных задач, которые решаются на уроках литературы.
На этих уроках ученики:
- формируют представление о художественной литературе как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;
- осознают своеобразие и богатство литературы как искусства;
- осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладевают знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;
- используют различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой культуры. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять "сквозные" темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:
- соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, находить сходные черты и национально обусловленную художественную специфику их воплощения;
- самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста, используя адекватные изобразительно-выразительные средства родного языка;
- создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия
1) Основная литература
«Литература. 10 класс» в 2-х частях. Базовый уровень. Москва, «Просвещение», 2013
Поурочные планы по литературе в 2 частях И.В.Золоторёва, 2004.
Программа для общеобразовательных учреждений (5 -11 классы) под редакцией В. Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2009.
II. Технические средства обучения
Коллекция виртуальных уроков по литературе 10 класс «Кирилл и Мефодий»
Электронное пособие «Серебряный век русской литературы».