«Активные методы обучения как средство повышения качества и эффективности образовательного процесса»
«Активные методы обучения как средство повышения качества и эффективности образовательного процесса»
Использование активных методов дает педагогу замечательную возможность качественно изменить педагогическое взаимодействие, сделать его привлекательным для учащихся, усилить их положительную мотивацию к обучению и создать условия для их развития; активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает их интерес, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает максимально возможную связь между учеником и учителем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Активные методы обучения как средство повышения качества и эффективности образовательного процесса»»
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
А.Н. Степанова
заместитель директора,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СШ № 93»
Великая цель образования –
это не знания, а действия.
Г.Спенсер
Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над этими вопросами.
Каждый урок в школе должен способствовать развитию творческих способностей, нестандартного мышления школьников. Как же создать среду, в которой обучение строится на сотрудничестве и совместном творчестве? Можно ли сделать урок литературы увлекательным? Это возможно, если рассматривать художественное произведение не как совокупность фактов и явлений, происходивших в определенную эпоху, а как многогранный мир, живущий по своим законам, где каждой мысли, слову и жесту отведена значимая роль.
Задача учителя литературы – организовать так деятельность, чтобы каждый ученик, читая произведения искусства слова, находил в них пищу для размышлений и глубоких переживаний.
Хороший урок – это урок совместной деятельности, сотрудничества и сотворчества в спокойной атмосфере.
Успех педагога зависит от его умения создавать на уроке условия для проявления и удовлетворения познавательных и коммуникативных потребностей учащихся. Важно не только дать детям определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение учебного материала. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий, пробудить в нём активность.
Проблема активности личности является одной из самых актуальных в образовательной практике. Важнейшим средством активизации личности в обучении являются активные методы обучения.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала.
Можно смело сказать, что активные методы обучения – требование постоянно идущего вперёд времени.
Использование активных методов дает педагогу замечательную возможность качественно изменить педагогическое взаимодействие, сделать его привлекательным для учащихся, усилить их положительную мотивацию к обучению и создать условия для их развития; активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает их интерес, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает максимально возможную связь между учеником и учителем.
Рассмотрим признаки активных методов обучения:
Проблемность – заключается в том, чтобы ввести учащихся в проблемную ситуацию, для выхода из которой у них еще не достаточно знаний. У него есть основа, на основе которой они будут приступать к решению задачи, а для ее окончательного решения будут самостоятельно и активно формировать новые знания. Задача учителя – дать совет и руководство.
Адекватность учебно-познавательной деятельности – обеспечивает соответствие между деятельностью учащихся и приобретаемыми ими знаниями, умениями и навыками.
Взаимообучение – предусматривает коллективную деятельность и дискуссионную форму обсуждения, направленную на самостоятельный поиск учебной информации и приобретение знаний.
Индивидуализация – предполагает организацию учебно-познавательной деятельности на основании учета индивидуальных возможностей и способностей каждого учащегося.
Исследование изучаемых проблем и явлений – включает в себя развитие основных навыков, необходимых для последующего успешного самообразования и самообучения. Оперативность, самостоятельность - направлена на взаимодействие учащихся с информационно-учебными материалами.
Мотивация – активное обучение требует обязательного наличия системы мотивации учащихся.
Также, хочется привести несколько доводов в пользу использования активных методов обучения:
Ученик чувствует себя успешным, что делает процесс обучения продуктивным.
Почти все учащиеся вовлечены в процесс обучения, у них есть возможность понять и поразмышлять над тем, что они знают и думают.
Атмосфера взаимной поддержки позволяет не только приобретать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее в высшие формы сотрудничества и взаимодействия.
Практически исключается доминирование одного говорящего и одного мнения над другим.
Ребята учатся мыслить критически, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать обдуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
Активные методы развивают коммуникативные навыки, помогают наладить эмоциональные контакты между учащимися, представляют собой воспитательную задачу, так как учат работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.
Устраняется нервное напряжение школьников, меняются формы их деятельности.
Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся на уроках литературы являются:
Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой на урок (эпиграф, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка), определение задач, выяснение ожиданий, опасений.
Настроить детей на продуктивную работу помогают методы:
- «Улыбнемся друг другу»,
- «Дерево Дружбы»,
- «Галерея портретов»,
- «Мой цветок»,
- «Измерим друг друга»,
- «Летающие имена».
Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций: ситуации неожиданности; ситуации конфликта; ситуации несоответствия; ситуации неопределенности; ситуации предположения; ситуации выбора.
Данные методы позволяют учителю лучше каждого ученика, а полученные сведения в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к учащимся:
- «Фруктовый сад»,
- «Разноцветные листы»,
- «Корзина идей»,
- «Солнышко и туча».
Ребятам очень интересно, когда и учитель озвучивает свои цели, ожидания и опасения.
Презентация учебного материала ‒ использование информационных технологий, электронных учебных пособий, видео и др.
Работа над темой урока:
- «Пресс-конференция»,
- «Кластер»,
- «Знаю – не знаю»,
- «Найди ошибку».
Организация самостоятельной работы над темой:
- «Cветофор»
- «Творческая мастерская»,
- «Корзина идей»,
- «Синквейн».
Элементы ‒ «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).
Реализация личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.
Нетрадиционные виды уроков: экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.
Игры (ролевые, имитационные, дидактические).
Организации релаксации и подведения итогов:
- «Ромашка»,
- « Мудрый совет»,
- «Итоговый круг»,
- «Незаконченное предложение»,
- «Комплимент».
Результатом всегда будет успешная ситуация, так как благодаря совместной деятельности учителя и учащихся решаются задачи, поставленные на уроке, исчезают конфликтные ситуации, учащиеся обогащают свой коммуникативный опыт и расширяют сферу мотивационного значения.
Таким образом, использование активных форм обучения можно считать одним из основных способов формирования ключевых компетентностей современного школьника, что положительно сказывается как на сотрудничестве педагога и учащихся, так и на повышении качества образовательного процесса, его эффективности.
Список источников
«Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru