Просмотр содержимого документа
«Акмеизм. Футуризм»
Акмеизм
Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова (Ахматова, Гумилев, Городецкий).
В основе А лежало:
Описание реальности
Описание земной жизни
Описание мелочей жизни
Описание предметного мира.
Футуризм.
Основные черты:
Бунтарство, архаичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы
Отрицание культурных традиций
Попытка создать искусство, устремленное в будущее
Бунт против привычных норм стихотворной речи
Эксперимент в области ритма и рифмы
Ориентация на лозунги, плакаты
Поиски раскрепощенного слова
Создание «заумного» языка.
(Хлебников, Кручёных, Маяковский, Мандельштам).
МАНИФЕСТЫ.
СЛОВО КАК ТАКОВОЕ Хлебников, Кручёных. 1913 год
1. Чтоб писалось и смотрелось во мгновение ока! (пение, плеск, пляска). 2. Чтоб писалось и читалось туго (множество узлов, связок)
До нас предъявлялись следующие требования языку: ясный, чистый, честный, звучный, приятный для слуха, выразительный.
В последнее время женщину старались превратить в вечно женственное, прекрасную даму.
Мы же думаем, что язык должен быть прежде всего языком.
Живописцы слова любят пользоваться разрубленными словами, полусловами и создать заумный язык. Этим и и достигается выразительность; этим отличается язык современности от прежнего застывшего языка.
САДОК СУДЕЙ Маяковский, Хлебников, Крученых и др., 1913
Футуризм – МЫ. Новые принципы творчества:
1. Мы перестали рассматривать словопостроение по грамматическим правилам. Мы расшатали синтаксис.
2. Мы стали придавать содержание словам по их фонической характеристике.
3. Нами осознана роль приставок и суффиксов.
4. мы отрицаем правописание.
6. Нами уничтожены знаки препинания.
7. Гласные мы понимаем как время и пространство, согласные — краска, звук, запах.
Бросить Пушкина, Толстого, Достоевского с парохода современности.
Сегодня совершенно новые идеи, темы, проблемы, нежели вчера.
Права поэтов:
На увеличение словаря произвольными и непроизвольными словами (словоновшество)
На неопределенную ненависть к существовавшему до них языка
С ужасом отстранять славу
Стоять на глыбе слова МЫ
Наследие символизма и акмеизм, Гумилев, 1913
На смену символизма идет акмеизм, требующий большего знания отношений между субъектом и объектом.
Акмеисты стремились развить вольное ударение
Головокружительность символических метафор приучила А к смелым поворотам мысли
Зыбкость слов побудила искать новые в народной речи
Светлая ирония – стала на место той серьезности, которая была у С
Цена С: указать на значение символа
Принцип А: идти вперед по линии наибольшего сопротивления
«Наш долг, наша воля, наше счастье – ежечасно угадывать то, что будет через час для нас»
Бог --- живой Бог.
Непознаваемое – нельзя познать.
Познание Бога, Теология, остается на своем престоле, но А не собираются низводить ее до ступени литературы.
В кругах, близких А, произносятся имена Шекспира (внутренний мир человека), Рабле (тело и его радость), Готье, Виллон. ---- СОЕДИНИТЬ В СЕБЕ ВСЕ КАЧЕСТВА – мечта для А.
Некоторые течения в современной поэзии (АКМЕИЗМ) Городецкий С., 1913
С. старался исправить текучесть слова. Начало ХХ века – «Цех поэтов» (кружок). Он полностью признал высоко поставленный символистами идеал поэта.
Борьба между С и А есть борьба за этот мир красочный, звучный, имеющий вес и время. С – обратил его в фантом, а у А – этот мир стал прекрасным сам по себе, как роза (своими листам, запахом, цветом, а не своими мыслями и мистическими идеалами).
Экзотика – важное место у А: слоны, жирафы, попугаи в лирике Гумилева.
Для поэтов стали изящны: печаль, нелживость.
Т. о, С не есть состояние равновесия, а потому и возможен для отдельных частей искусства.
Поэтому новые поэты не парнасы (им не дорога вечность), не импрессионисты (мгновение им не являются самоцелью), не символисты (не ищут в каждом мгновении символа), а АКМЕИСТЫ – т.к., за искусство берут то мгновение, которое будет вечным.
Утро акмеизма, Мандельштам, 1912.
Для А сонателен смысл слова. Слово – прекрасная форма, как музыка для символиста. В А. слово занимает высокое место, нежели в С.
А – для тех, кто силен духом и с радостью принимает тяжести жизни.
А ценят творчество Тютчева и кладут его в основу своего «здания».
«Любите существование вещи больше самой вещи и свое бытие больше самих себя» - заповедь А.
Realibus ad realiora (от реального к реальнейшему) – лозунг А.