kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Звукопись как образное средство поэтической речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме "Звукопись как образное средство поэтической речи" составлена по материалам, отражающим содержание междисциплинарного курса "Русский язык с методикой преподавания" для студентов специальности "Преподавание в начальных классах". Цель работы - раскрыть приемы звукописи, показать их использование авторами в поэтических текстах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Звукопись как образное средство поэтической речи.»

Звукопись как образное средство поэтической  речи.

Звукопись как образное средство поэтической речи.

АЛЛИТЕРАЦИЯ (ОТ ЛАТ. AD «К, ПРИ, СО» + LITTERA «БУКВА», БУКВ.: «СОБУКВИЕ») :   ЕЩЕ В ПОЛЯХ БЕЛЕЕТ СНЕГ, [Б`]  А ВОДЫ УЖ ВЕСНОЙ ШУМЯТ - [В В`]  БЕГУТ И БУДЯТ СОННЫЙ БРЕГ, [Б`Б Б]  БЕГУТ, И БЛЕЩУТ, И ГЛАСЯТ… [Б` Б]  (Ф. ТЮТЧЕВ)   ГОЙ ТЫ, РУСЬ МОЯ РОДНАЯ, [Р С Р`]  ХАТЫ – В РИЗАХ ОБРАЗА… [Р` З Р З]  НЕ ВИДАТЬ КОНЦА И КРАЯ – [Ц Р ]  ТОЛЬКО СИНЬ СОСЕТ ГЛАЗА. [С` С С` З]  (С. ЕСЕНИН)

АЛЛИТЕРАЦИЯ (ОТ ЛАТ. AD «К, ПРИ, СО» + LITTERA «БУКВА», БУКВ.: «СОБУКВИЕ») : ЕЩЕ В ПОЛЯХ БЕЛЕЕТ СНЕГ, [Б`] А ВОДЫ УЖ ВЕСНОЙ ШУМЯТ - [В В`] БЕГУТ И БУДЯТ СОННЫЙ БРЕГ, [Б`Б Б] БЕГУТ, И БЛЕЩУТ, И ГЛАСЯТ… [Б` Б] (Ф. ТЮТЧЕВ) ГОЙ ТЫ, РУСЬ МОЯ РОДНАЯ, [Р С Р`] ХАТЫ – В РИЗАХ ОБРАЗА… [Р` З Р З] НЕ ВИДАТЬ КОНЦА И КРАЯ – [Ц Р ] ТОЛЬКО СИНЬ СОСЕТ ГЛАЗА. [С` С С` З] (С. ЕСЕНИН)

   АССОНАНС (ФР. ASSONANCE - «СОЗВУЧИЕ»)    ТИХА УКРАИНСКАЯ НОЧЬ.  ПРОЗРАЧНО НЕБО. ЗВЕЗДЫ БЛЕЩУТ.  СВОЕЙ ДРЕМОТЫ ПРЕВОЗМОЧЬ  НЕ ХОЧЕТ ВОЗДУХ…  (А. ПУШКИН)    МЕЛО, МЕЛО ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ  ВО ВСЕ ПРЕДЕЛЫ.  СВЕЧА ГОРЕЛА НА СТОЛЕ,  СВЕЧА ГОРЕЛА…  (Б. ПАСТЕРНАК)

  АССОНАНС (ФР. ASSONANCE - «СОЗВУЧИЕ») ТИХА УКРАИНСКАЯ НОЧЬ. ПРОЗРАЧНО НЕБО. ЗВЕЗДЫ БЛЕЩУТ. СВОЕЙ ДРЕМОТЫ ПРЕВОЗМОЧЬ НЕ ХОЧЕТ ВОЗДУХ… (А. ПУШКИН) МЕЛО, МЕЛО ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ ВО ВСЕ ПРЕДЕЛЫ. СВЕЧА ГОРЕЛА НА СТОЛЕ, СВЕЧА ГОРЕЛА… (Б. ПАСТЕРНАК)

 Пирует Петр. И горд, и ясен [р р р]  И славы полон взор его. [р]  И царский пир его прекрасен. [р р р’ р]  (А. Пушкин)   Люблю березу русскую,  [у уууу у]  То светлую, то грустную.  [уууу у] (А. Прокофьев)  С осторожностью птицелова  [л]  Я ловлю крылатое слово  [л л' л л]  И лелею его, и любуюсь им вволю. [л' л' л' л']  И, жалея его, отпускаю на волю.  [л' л']  (Л. Мартынов)

Пирует Петр. И горд, и ясен [р р р] И славы полон взор его. [р] И царский пир его прекрасен. [р р р’ р] (А. Пушкин)

Люблю березу русскую, [у уууу у]

То светлую, то грустную. [уууу у]

(А. Прокофьев)

С осторожностью птицелова [л]

Я ловлю крылатое слово [л л' л л]

И лелею его, и любуюсь им вволю. [л' л' л' л']

И, жалея его, отпускаю на волю. [л' л']

(Л. Мартынов)

Прием звукоподражания  Употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.

Прием звукоподражания

Употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.

«С добрым утром!» Задремали звёзды золотые, [з зв` зд з] Задрожало зеркало затона, [з ж з` з] Брезжит свет на заводи речные [ж с` з ч`] И румянит сетку небосклона. [с` с] Улыбнулись сонные берёзки, [с` с с] Растрепали шелковые косы. [с ш с] Шелестят зеленые сережки, [ш с` з` с` ш] И горят серебряные росы. [с` с] С. Есенин

«С добрым утром!»

Задремали звёзды золотые, [з зв` зд з]

Задрожало зеркало затона, [з ж з` з]

Брезжит свет на заводи речные [ж с` з ч`]

И румянит сетку небосклона. [с` с]

Улыбнулись сонные берёзки, [с` с с]

Растрепали шелковые косы. [с ш с]

Шелестят зеленые сережки, [ш с` з` с` ш]

И горят серебряные росы. [с` с]

С. Есенин

Бузина цельный сад залила! Бузина зелена, зелена! Зеленее, чем плесень на чане. Зелена – значит, лето в начале! Синева – до скончания дней! Бузина моих глаз зеленей! (М. Цветаева)

Бузина цельный сад залила!

Бузина зелена, зелена!

Зеленее, чем плесень на чане.

Зелена – значит, лето в начале!

Синева – до скончания дней!

Бузина моих глаз зеленей!

(М. Цветаева)

Приёмы звуковой игры

Приёмы звуковой игры

ТАВТОГРАММЫ ( ОТ ГРЕЧ. TAUTOS –«ТОТ ЖЕ САМЫЙ» + GRAMMA - «ПИСЬМО, ЗАПИСЬ») – ИГРОВЫЕ СТИХИ, В КОТОРЫХ ВСЕ СЛОВА НАЧИНАЮТСЯ С ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ БУКВЫ.  Облик осени  Охрой – осины.  Облака оловянные.  Облик осенний.    Оцепенение  Один остался…  Осень опять обняла  Оцепененьем.   (А. Кондратов)

ТАВТОГРАММЫ ( ОТ ГРЕЧ. TAUTOS –«ТОТ ЖЕ САМЫЙ» + GRAMMA - «ПИСЬМО, ЗАПИСЬ») – ИГРОВЫЕ СТИХИ, В КОТОРЫХ ВСЕ СЛОВА НАЧИНАЮТСЯ С ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ БУКВЫ.

Облик осени Охрой – осины. Облака оловянные. Облик осенний.

Оцепенение Один остался… Осень опять обняла Оцепененьем.

(А. Кондратов)

ПАЛИНДРОМ (ОТ ГРЕЧ. PALID – ROMEO – «ДВИГАЮЩИЙСЯ НАЗАД, ВОЗВРАЩАЮЩИЙСЯ») – ПЕРЕВЕРТЫШ, СЛОВО, ФРАЗА ИЛИ ЦЕЛОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ, ОДИНАКОВО ЧИТАЕМЫЕ ПО БУКВАМ СЛЕВА НАПРАВО И СПРАВА НАЛЕВО.    Например: ДВЕ ПЕРВЫЕ СТРОЧКИ ЧИТАЮТСЯ ОДИНАКОВО СПРАВА НАЛЕВО И СЛЕВА НАПРАВО:   «Я РАЗУМУ УМУ ЗАРЯ,  Я ИДУ С МЕЧЕМ СУДИЯ;  С НАЧАЛА ТА Ж Я И С КОНЦА  И ВСЕМИ ЧТУСЯ ЗА ОТЦА.»

ПАЛИНДРОМ (ОТ ГРЕЧ. PALID – ROMEO – «ДВИГАЮЩИЙСЯ НАЗАД, ВОЗВРАЩАЮЩИЙСЯ») – ПЕРЕВЕРТЫШ, СЛОВО, ФРАЗА ИЛИ ЦЕЛОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ, ОДИНАКОВО ЧИТАЕМЫЕ ПО БУКВАМ СЛЕВА НАПРАВО И СПРАВА НАЛЕВО. Например: ДВЕ ПЕРВЫЕ СТРОЧКИ ЧИТАЮТСЯ ОДИНАКОВО СПРАВА НАЛЕВО И СЛЕВА НАПРАВО: «Я РАЗУМУ УМУ ЗАРЯ, Я ИДУ С МЕЧЕМ СУДИЯ; С НАЧАЛА ТА Ж Я И С КОНЦА И ВСЕМИ ЧТУСЯ ЗА ОТЦА.»

Своеобразными словесными шутками, построенными на звуковых повторах, а точнее на аллитерациях, являются скороговорки.  Суть этой словесной игры заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении всей фразы.

Своеобразными словесными шутками, построенными на звуковых повторах, а точнее на аллитерациях, являются скороговорки.

Суть этой словесной игры заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении всей фразы.

«КОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ СКОРОГОВОРКИ СОСТОИТ В ПОЧТИ НЕИЗБЕЖНОМ СОСКАЛЬЗЫВАНИИ С ЗАТРУДНЕННОГО ФОНЕТИЧЕСКОГО МАГИСТРАЛА ФРАЗЫ В СМЕШНОЙ ВАРИАНТ СХОДНЫХ СЛОГОВ ОБЛЕГЧЕННОГО ТИПА»

«КОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ СКОРОГОВОРКИ СОСТОИТ В ПОЧТИ НЕИЗБЕЖНОМ СОСКАЛЬЗЫВАНИИ С ЗАТРУДНЕННОГО ФОНЕТИЧЕСКОГО МАГИСТРАЛА ФРАЗЫ В СМЕШНОЙ ВАРИАНТ СХОДНЫХ СЛОГОВ ОБЛЕГЧЕННОГО ТИПА»

Болтунья болтала, пока не переболтала.   Архип осип, Осип – охрип.   Погода размокропогодилась.   Сахара для Захара –  Из сахара Сахара:  Там сахарные горы  Сахарного песка.     Почаще бы в Сахару  Захаживать Захару,  Да очень от Захара  Сахара далека!

Болтунья болтала, пока не переболтала. Архип осип, Осип – охрип. Погода размокропогодилась. Сахара для Захара – Из сахара Сахара: Там сахарные горы Сахарного песка.   Почаще бы в Сахару Захаживать Захару, Да очень от Захара Сахара далека!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Звукопись как образное средство поэтической речи.

Автор: Попова Светлана Вадимовна

Дата: 20.06.2016

Номер свидетельства: 335374

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "урок литературы в 5 классе на тему "Образ родного дома в стихах С.А.Есенина" "
    ["seo_title"] => string(82) "urok-litieratury-v-5-klassie-na-tiemu-obraz-rodnogho-doma-v-stikhakh-s-a-iesienina"
    ["file_id"] => string(6) "207004"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430317166"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока "Портрет деепричастия" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-portriet-dieieprichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "139902"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417813659"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Урок литературы в 9 классе "Традиции Лермонтова в русской и казахской литературе XIX века. М. Ю. Лермонтов и Абай Кунанбаев "
    ["seo_title"] => string(130) "urok-litieratury-v-9-klassie-traditsii-liermontova-v-russkoi-i-kazakhskoi-litieraturie-xix-vieka-m-iu-liermontov-i-abai-kunanbaiev"
    ["file_id"] => string(6) "184112"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425997792"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства