Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество Анны Андреевны Ахматовой»
Жизнь и творчество Анны Андреевны Ахматовой
(Презентация)
На рубеже прошлого и нынешнего столетий, хотя и не буквально хронологически, накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени "женская» поэзия- поэзия Анны Ахматовой.
Цель работы:
Ознакомиться с жизнью и творчеством Анны Ахматовой в разные периоды её жизни и понять внутренний мир лирической героини.
Задачи работы:
Подобрать литературу по теме.
Узнать загадки популярности любовной лирики Ахматовой.
Выявить разносторонность произведений Анны Андреевны.
Раскрыть моменты жизни.
Актуальность:
Произведения Анны Ахматовой остаются популярными и в наше столетие. Она затрагивает темы общечеловеческих ценностей. Её стихи пронизаны глубокими чувствами и мыслями.
Новизна:
В работе представлены жизнь и творчество поэтессы глазами ученицы, живущей в 21 веке, по реферату подготовлена презентация. Моя работа может помочь учащимся на уроках и факультативах по творчеству А.А.Ахматовой.
Методы исследования:
Описательный, накопление научного материала.
В подготовке презентации особенно мне помогли работы:
Самой Анны Ахматовой «Я - голос ваш...» . Именно из этой статьи я узнала очень многое из жизни Анны Андреевны.
В. Жимурского "Творчество Анны Ахматовой" , из которой я более подробно узнала о творчестве великой поэтессы.
АХМАТОВА (наст. фам. Горенко) Анна Андреевна [Родилась 11 (23) июня 1889, Большой Фонтан, близ Одессы. Умерла 5 марта 1966, Домодедово, под Москвой], русская поэтесса.
Предки Ахматовой по линии матери, по семейному преданию, восходили к татарскому хану Ахмату (отсюда — псевдоним).
Отец — инженер-механик на флоте, эпизодически занимался журналистикой. В детстве Ахматова жила в Царском Селе, где в 1903 познакомилась с Н. С. Гумилевым и стала постоянным адресатом его стихотворений. В 1905 после развода родителей переехала в Евпаторию. В 1906-07 училась в Фундуклеевской гимназии в Киеве, в 1908-10 — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов. Затем посещала женские историко-литературные курсы
Н. П. Раева в Петербурге (нач. 1910-х гг.).
Весной 1910 после нескольких отказов Ахматова согласилась стать женой Гумилева (в 1910-16 жила у него в Царском Селе, на лето выезжала в имение Гумилевых Слепнево в Тверской губернии); в медовый месяц совершила первое путешествие за границу, в Париж (вторично побывала там весной 1911), познакомилась с А. Модильяни, сделавшим с нее карандашные портретные наброски. Весной 1912 Гумилевы путешествовали по Италии; в сентябре родился их сын Лев (Л. Н. Гумилев). В 1918, разведясь с Гумилевым (фактически брак распался в 1914), Ахматова вышла замуж за ассириолога и поэта В. К. Шилейко.
Сочиняя стихи с 11 лет и печатаясь с 18 лет (первая публикация — в издававшемся Гумилевым в Париже журнале «Сириус», 1907), Ахматова впервые огласила свои опыты перед авторитетной аудиторией летом 1910. Отстаивая с самого начала семейной жизни духовную самостоятельность, она делает попытку напечататься без помощи Гумилева — осенью 1910 посылает стихи в «Русскую мысль» В. Я. Брюсову, спрашивая, стоит ли ей заниматься поэзией, затем отдает стихи в журналы «Gaudeamus», «Всеобщий журнал», «Аполлон», которые, в отличие от Брюсова, их публикуют.
Сероглазый король
Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.
Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
«Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву. Такой молодой!
За ночь одну она стала седой».
Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.
Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.
А за окном шелестят тополя:
«Нет на земле твоего короля...»
1910 год
В 1912 году вышел ее сборник «Вечер», который обрел весьма скорый успех. В том же 1912 участники недавно образованного «Цеха поэтов» (Ахматову избрали его секретарем) объявляют о возникновении поэтической школы акмеизма. Под знаком растущей столичной славы протекает жизнь Ахматовой в 1913: она выступает перед многолюдной аудиторией на Высших женских (Бестужевских) курсах, ее портреты пишут художники, к ней обращают стихотворные послания поэты (в т.ч. А. А. Блок). В 1914 выходит второй сборник — «Четки» (переиздавался около 10 раз), принесший ей всероссийскую славу, породивший многочисленные подражания, утвердивший в литературном сознании понятие «ахматовской строки». Летом 1914 Ахматова пишет поэму «У самого моря», восходящую к детским переживаниям во время летних выездов в Херсонес под Севастополем.
С началом Первой мировой войны Ахматова резко ограничивает свою публичную жизнь. В это время она страдает от туберкулеза, болезни, долго не отпускавшей ее. Углубленное чтение классики (А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, Расин и др.) сказывается на ее поэтической манере, остропарадоксальный стиль беглых психологических зарисовок уступает место неоклассицистическим торжественным интонациям. Проницательная критика угадывает в ее сборнике «Белая стая» (1917) нарастающее «ощущение личной жизни как жизни национальной, исторической» (Б. М. Эйхенбаум). Инспирируя в ранних стихах атмосферу «загадки», ауру автобиографического контекста, Ахматова вводит в высокую поэзию свободное «самовыражение» как стилевой принцип.
Первые послереволюционные годы в жизни Ахматовой отмечены лишениями и полным отдалением от литературной среды, но осенью 1921 после смерти Блока, расстрела Гумилева она, расставшись с Шилейко, возвращается к активной деятельности — участвует в литературных вечерах, в работе писательских организаций, публикуется в периодике. В том же году выходят два ее сборника — «Подорожник» и «Anno Domini. MCMXXI». В 1922 на полтора десятка лет Ахматова соединяет свою судьбу с искусствоведом Н. Н. Пуниным.
В 1924 новые стихи Ахматовой публикуются в последний раз перед многолетним перерывом, после чего на ее имя наложен негласный запрет. В печати появляются только переводы (письма Рубенса, армянская поэзия), а также статья о «Сказке о золотом петушке» Пушкина. В 1935 арестованы ее сын Л. Гумилев и Пунин, но после письменного обращения Ахматовой к Сталину их освобождают. В 1937 НКВД готовит материалы для обвинения ее в контрреволюционной деятельности; в 1938 снова арестован сын Ахматовой. Облеченные в стихи переживания этих мучительных лет составили цикл «Реквием», который она два десятилетия не решалась зафиксировать на бумаге. В 1939 после полузаинтересованной реплики Сталина издательские инстанции предлагают Ахматовой ряд публикаций. Выходит ее сборник «Из шести книг» (1940), включавший наряду с прошедшими строгий цензурный отбор старыми стихами и новые сочинения, возникшие после долгих лет молчания.
В первые месяцы Великой Отечественной войны Ахматова пишет плакатные стихотворения (впоследствие «Клятва», 1941, и «Мужество», 1942 стали всенародно известными). По распоряжению властей ее эвакуируют из Ленинграда до первой блокадной зимы, два с половиной года она проводит в Ташкенте. Пишет много стихов, работает над «Поэмой без героя» (1940-65) — барочно-усложненным эпосом о петербургских 1910-х гг.
В последнее десятилетие жизни Ахматовой ее стихи постепенно, преодолевая сопротивление партийных бюрократов, боязливость редакторов, приходят к новому поколению читателей. В 1965 издан итоговый сборник «Бег времени». На закате дней Ахматовой было позволено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина (1964) и звание почетного доктора Оксфордского университета (1965). Сам факт существования Ахматовой был определяющим моментом в духовной жизни многих людей, а ее смерть означала обрыв последней живой связи с ушедшей эпохой.
11 июня 1889 года в дачном предместье Одессы родилась Великая поэтесса – Анна Андреевна Ахматова. Она прожила долгую и насыщенную жизнь. Её творчество таит в себе множество загадок! Ахматова достигла большого мастерства в лирическом романе - миниатюре, в поэзии "гейзеров".
Нередко миниатюры Ахматовой были в соответствии с ее излюбленной манерой принципиально не завершены и подходили не столько на маленький роман в его, так сказать, традиционной форме, сколько на случайно вырванную страничку из романа или даже часть страницы. Они не имеют ни начала, ни конца и заставляют читателя додумывать то, что происходило между героями прежде.
Загадки популярности любовной лирики Ахматовой, очевидно, в том, что, как у любого крупного поэта, ее любовный роман, развертывавшийся в стихах предреволюционных лет, был шире и многозначнее своих конкретных ситуаций.
В сложной музыке ахматовской лирики, в ее едва мерцающей глубине, в ее убегающей от глаз мгле, в подпочве, в подсознании постоянно жила и давала о себе знать особая, пугающая дисгармония, смущавшая саму Ахматову.
В любовный роман Ахматовой входила эпоха - она по-своему озвучивала и переиначивала стихи, вносила в них ноту тревоги и печали, имевших более широкое значение, чем собственная судьба.
Ознакомившись с разными периодами жизни и творчества Ахматовой, я поняла, что она внесла в нашу жизнь много доброго и светлого.
Наше поколение помнит и чтит А.Ахматову. Она подарила миру много интересных произведений. Сборники этой поэтессы публикуются до сих пор. В память о ней проводятся поэтические вечера и чтения. В литературных клубах и кружках анализируют и изучают её биографию и творчество. Нашим современникам не безразлично, как жила и творила Анна Андреевна. Её Творчество бессмертно. В наше время есть немало музеев в память этой великой поэтессе.
Вашингтонский литературно-музыкальный музейрусской поэзии Серебряного века .
Музей расположен в пригороде Вашингтона (Rockville), открыт осенью 1997 г., реконструирован в 2002 г. (за 5 лет его фонды увеличились в 3 раза). Музей посетили любители русской поэзии из 25-х городов (15-ти штатов) Америки и 23-ти городов (13-ти стран) мира, в том числе, 10-ти Российских городов.
Дом поэтов, Градницы
Дом-усадьба Гумилевых в селе Градницы, перевезенный из Слепнева в 1935 г. Сейчас первый этаж занимает сельская библиотека, второй - музей.
Музей Анны Ахматовой в с. Слобидка-Шелехивская (Украина)
В юности Ахматова часто гостила на Украине у родственников. В 1989 году к 100-летию со дня рождения Анны Ахматовой в с. Слобидка-Шелехивская, в доме, принадлежавшем когда-то помещику Вакару, был открыт литературно-мемориальный музей.
Шереметевский дворец, Фонтанка, 34 - не единственный петербургский адрес Анны Ахматовой. Но именно здесь она прожила большую часть своей жизни, и под многими ее стихотворениями обозначено точное место их написания - Фонтанный Дом. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме (открыт в 1989 году) расположен в садовом флигеле Шереметевского дворца (Фонтанного Дома), принадлежавшего старинной семье графов Шереметевых. С историей дворца связаны многие страницы истории русской культуры...
"Анна Ахматова. Серебряный Век" .
Музей, посвященный творчеству Анны Ахматовой, Николая Гумилева и Льва Гумилева. Директор и хранители музея проделали колоссальный труд по сбору уникальных материалов: портретов Анны Ахматовой и Николая Гумилева, раритетной мебели, скульптур, книг с автографами А. Ахматовой и из ее личной библиотеки. Экспозиция музея написана в хронологической последовательности: Царское Село, Слепнево, Гумилев, Петербург, Блокадный Петербург, Комарово, Поэма без героя).
Царское Село - Пушкин.
Музейная экспозиция "Анна Ахматова. Царское Село" посвящается 110-й годовщине со дня рождения великого поэта. Пожалуй, это единственная выставка, приуроченная к знаменательной дате. В ней показаны наиболее важные этапы биографии Ахматовой, творческий путь поэта и то место, которое занимало в ее поэзии Царское Село. Важнейшая часть жизни Ахматовой была связана с Царским Селом, где прошли ее детские и юношеские годы...
object(ArrayObject)#864 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(227) "Урок литературы "А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой""
["seo_title"] => string(80) "urok_literatury_a_a_akhmatova_zhizn_i_tvorchestvo_temy_liubvi_i_iskusstva_patrio"
["file_id"] => string(6) "604904"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1650032084"
}
}